В частном доме        18.01.2024   

Экскурсия как основная форма организации культурно-познавательного программного туризма. Экскурсия как форма организации образовательного процесса Функции экскурсии как формы обучения

За всю историю отечественногоэкскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка).

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.
Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности.

Экскурсия как вид деятельности

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода.

Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п. Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков»..

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний. Воспитательная функция . Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция . Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:


  • с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;

  • формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

Одной из характерных черт информационного общества является увеличение популярности познавательного досуга, в таких традиционных формах как экскурсия и поездка.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (excursio – «вылазка, поездка») и в качестве формы досугового мероприятия представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты материальной и духовной культуры, природы. Экскурсия, являясь разновидностью путешествия, может быть сопряжена с различными вариантами передвижения участников (от длительной поездки до кратковременной прогулки).

В познавательном плане - мера глубины и развернутости информации в экскурсии может существенно варьироваться – напрямую зависит от поставленной цели, возраста и подготовленности экскурсантов, возможен юмористический контекст экскурсии, где познавательная составляющая фактически сведена к нулю. Длительность путешествия зависит от территориальной удаленности объекта показа: для предъявления экскурсантам уникальных культурных или природных объектов, скорее всего, придется осуществлять продолжительный переезд. Конструкция экскурсии как формы организации досугового мероприятия включает два основных способа взаимодействия: показ и диалог .

Понятие «показ» может быть обозначено как «предъявление объекта для восприятия» или другими словами, «организация наблюдения (созерцания)» объектов на месте их расположения. Показ предусматривает создание условий для того, чтобы экскурсанты смогли пронаблюдать демонстрируемый объект целостно, воспринимая различные стороны предъявляемого, составить о нём необходимое представление и яркое эмоциональное впечатление. Искусно организованный показ объекта экскурсантам превращается в своеобразный диалог между человеком и объектом демонстрации.

Показ призван обеспечить высокую степень наглядности – качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Объектом предъявления является «достопримечательность» - место или объект, заслуживающий особого внимания, знаменитый ли замечательный чем-либо. Демонстрируется нечто субъективно новое для экскурсантов – специально созданная экспозиция (музей, выставка), или естественный объект – уникальный природный ландшафт, архитектурный памятник (здание, городской ансамбль, памятные места, связанные с тем или иным историческим деятелем, событием и проч.), производственное предприятие. Показ как конструктивный элемент экскурсии обусловлен характером показываемого объекта одно дело, когда экскурсия совершается в какие-либо здания, сооружения (музеи, выставки, промышленные предприятия), совсем по-другому складывается показ водопадов, археологических раскопок, местности, связанной с теми или иными событиями. Совершенно особый контекст (организация просмотра) получает экскурсия, которую дети проводят для гостей своего образовательного учреждения. Присваивая роль хозяев своего учреждения юные экскурсоводы, выступают как знатоки своих традиций и обычаев.



Диалог как конструктивная часть экскурсии предполагает возникновение между экскурсоводом и экскурсантами, внутри группы, совокупности отношений и связей, позволяющих осуществлять:

Обмен информацией, содействующий общности мнений, взглядов, достижению взаимопонимания,

Продуктивное взаимодействие, которое при необходимой организации и приводит к единству действий индивидов, входящих в группу,

Обмен эмоциями, созидающий в группе общность чувств, настроений, при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации экскурсант усваивает человеческие эмоции, чувства.

Диалог в экскурсии носит характер прямого общения, здесь формируется, происходит усвоение информации. Содержательная сторона диалога представляет собой комментарии увиденного – пояснение, истолкование, разъяснение, позволяющие распознать увиденный объект, включить его в имеющиеся представления. Экскурсия и поездка создают пространство неформального свободного общения со сверстниками, здесь нет четких уставных правил взаимодействия, можно проявить свою индивидуальность, выразив ее в одежде и поведении.

Экскурсия как форма организации досугового мероприятия предусматривает наличие экскурсантов - участников события и экскурсовода, проводящего экскурсию, экскурсанты движутся за экскурсоводом по намеченному им маршруту. В качестве экскурсантов могут быть различные категории участников:

Постоянный коллектив (группа детского сада, ученический класс, внешкольное детско-подростковое объединение) со сложившимися или складывающими межличностными взаимоотношениями,

Временный коллектив, собранный для участия в экскурсии, поезде, состоящий из малознакомых между собой детей.

Группа экскурсантов может быть в различной степени подготовлена к восприятию информации, проявлять различный уровень заинтересованности в теме экскурсии. Организация экскурсии для клуба юных историков в краеведческий музей или объединения юных натуралистов в зоопарк будет иметь свою несомненную специфику.

Экскурсовод целенаправленно показывает, комментирует увиденное, поддерживает контакт со всеми участниками действия, эмоциональное и интеллектуальное напряжение, создает активность экскурсантов

При организации педагогу важно учесть многофункциональный характер экскурсии как формы организации досугового мероприятия.

Экскурсия может содействовать расширению и углублению представлений о той или иной территории, познании своего родного края (погружение в историю, культуру, традиции родного края). В процессе поездки учащиеся познают природу родного края, знакомятся с формами окружающего их рельефа, изучают особенности местных рек, озер и прудов, исследуют специфику почвенного покрова, наблюдают и изучают виды растений и животных исследуемого природного комплекса.

Экскурсия как форма проведения досуга характеризуется ценностным потенциалом - осознание и интериоризация детьми проблем своего края, формирование у них образа родного края и чувства Родины (всего того, что Д.С. Лихачев назвал «нравственной оседлостью»), формирование социальной ответственности. Поездки и экскурсии обеспечивают углубление познавательного интереса к окружающему миру (к истории, географии, биологии). Когда группа находиться длительное время в определенных условиях так или иначе участники группы начинают влиять друг на друга, при этом формируется определенные ценности, качества, стандарты поведения и т.д. В процессе передвижения, организации остановок, отдыха и в других бытовых ситуациях возникает широкий спектр противоречий и трудностей как объективного, так и субъективного характера, поэтому названные формы способны стимулировать у детей и подростков целый ряд личностных проявлений (готовность прийти на помощь, способность к мобилизации, терпеливость, терпимость к недостаткам окружающих и другие).

Третья группа образовательных возможностей обусловлена необходимостью совместно решать множество общественно-полезных задач, задач по самообслуживанию, самоорганизация коллективного и индивидуального быта. Практически весь досуг в экскурсии строится на взаимодействии и коллективном творчестве при строгом разграничении обязанностей в работе, в культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других делах, связанных с организацией и проведением любого мероприятия.

Поездки и экскурсии обладают возможностями и в улучшении межличностных отношений в первичном детском коллективе. Организация поездки способствует развитию коллектива еще и по тому, что каждый член подобной поездки может активно участвовать в общих делах: выборе маршрута, экспозиции, хозяйственных, культурно-просветительных мероприятиях. Данные формы способствуют созданию актива участников группы, распределению ролей в группе, каждый из участников поездки может попробовать себя в той или иной роли.

В процессе организации экскурсии, чаще всего, ребенок выступает не в качестве активного инициатора процесса, а находится в позиции зрителя, слушателя, наблюдателя (исключение составляют такие формы, где учащиеся самостоятельно выступают экскурсоводами и организаторами поездки), при этом каждый участник становиться активным потребителем информации.

Типология экскурсий может быть построена на различных основаниях:

По маршруту, выбираемому для экскурсии: выездная, городская.

По месту проведения: природные, производственные, музейные и т.д.

По количеству и возрастному составу экскурсантов: индивидуальные, коллективные, смешанные и др.

По способу передвижения: транспортная (чаще всего автобусная), пешеходная.

По длительности: краткосрочная (от 1-3 часов), длительная (от 8 часов до нескольких дней).

Экскурсия, при этом, может носить и шутливо-ироничный характер, например – «Закоулочная экскурсия», описанная С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным, является воспоминанием будущих выпускников о годах, проведенных в школе.

Важным критерием для классификации экскурсий и поездок является отнесение этого мероприятия к разовому, эпизодическому или к органичной части тематической программы поездок и экскурсий, имеющих сквозную цель, этапы, усложняющееся содержание и т.п.

Еще один специфический вид экскурсий связан с поездками (походами) группы детей по определенному маршруту: «Города Золотого кольца России», «Пушкинские места», «Оборона Москвы» и т.п. В этом случае в ходе цикла экскурсий требуется серьезная работа педагога по интеграции, полученной воспитанниками информации.

Прежде всего, необходимо уточнить, что все эти формы работы можно подразделить на два основных вида по содержанию.

Вводные поездки ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом, погрузить в предстоящую для изучения тему. Заключительные поездки строятся так, чтобы юные участники группы ознакомились с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали.

Необходимо отметить, что практически все формы экскурсий можно разделить на два основных вида по маршруту:

- экскурсии (по селу, городу, не требующие передвижения на специально заказанном транспорте, чаще всего это - пешие прогулки), местная экскурсия чаще всего проходит после учебного процесса, во второй половине дня, количество участников местной экскурсии может быть небольшим (один – два с половиной десятка человек), такие экскурсии нередко проходят в помещениях музеев, выставок;

- поездки (осуществляются в ближние населенные пункты, близлежащие регионы, по России), организовываются несколько раз в год, часто в каникулах, для организации такой экскурсии проводится долгая предварительная подготовка, как правило, дальние экскурсии осуществляются большими группами участников для поездки, не меньше сорока человек, численность зависит от избранного транспорта). Особенностью поездок является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

Особый тип экскурсий обусловлен опорой организаторов на существующую индустрию детского и разновозрастного туризма или на инфраструктуру музеев, выставок, парков. В этом смысле интересен опыт Политехнического музея в Москве, где дополнительная образовательная программа предполагает цикл экскурсий, которые сочетаются с лекциями, практическими занятиями в лабораториях, самостоятельной работой участников объединений.

Среди инновационных учреждений особую популярность среди детей приобретают экспериментариумы – музеи занимательных наук, созданные для увлекательного изучения законов науки и явлений окружающего мира. Здесь каждый экскурсант может принять непосредственное участие в опытах и экспериментах (более 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии, головоломки и многое другое). Посетителям предлагаются экскурсии и мастер-классы, интерактивные научные игры, научно-развлекательные шоу и т.п.

Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания.

Методика проведения экскурсий.

План

1. Сущность экскурсий.

2. Функции экскурсий.

3. Виды экскурсий.

5. Виды экскурсий (примеры)

1. Сущность экскурсий

Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion ) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

2. Функции экскурсий

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

  • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

3. Виды экскурсий

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, экономической географии, посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии.

Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии , которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

4. Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить. Сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды.

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:

I . Подготовительная работа к экскурсии:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,

г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.

П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.

III . Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

5. Виды экскурсий (примеры)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ

МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД "СЛАВА"

ХЛЕБОКОМБИНАТ Экскурсия включает в себя осмотр цехов по производству хлеба, в конце программы - чаепитие с выпечкой

КЛИН Экскурсия с посещением высоковской фабрики елочных игрушек

СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ Экскурсия с посещением цехов и музея студии

КИНОСТУДИЯ "МОСФИЛЬМ" Обзорная экскурсия по студии с посещением уникального музея костюмов, декорация, музея ретро автомобилей

АНИМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Экскурсия, в которой дети сами создают мультфильм. Готовую кассету с фильмом забирают домой

ГУСЬ ХРУСТАЛЬНЫЙ Экскурсия с посещением выставочного зала музея. По желанию возможно посещение производственных цехов завода

Естественно-научные экскурсии

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева . Музей расположен в зданиях бывшей городской усадьбы конца XIX века, принадлежавшей известному московскому промышленнику и коллекционеру П.И.Щукину. Для маленьких экскурсантов проводятся более 20 тематических экскурсий о природе, а самые любопытные приглашаются на занятия в «Комнату открытий», где ребята работают с микроскопами и выполняют различные задания.

Государственный Дарвиновский музей. Проводит экскурсии для младших школьников по следующим темам: В музее разработана особая экскурсия для самых маленьких посетителей - "Животные - герои русских народных сказок". Экскурсия необычна тем, что ее ведет хорошо знакомый всем детям сказочный герой Колобок. Вместе с Колобком малыши ходят по музею, узнают, что в биологическом музее есть не только чучела животных, но немаловажную роль играют картины и скульптуры, помогая нам больше узнать о природе, «Животные в сказках народов мира», «Животный мир Земли», «В мире древних животных», «Изобретатель-природа», «Я тебя не боюсь…», «Почему они такие разные?»

Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана. Один из крупнейших музеев мира. Всего в собраниях – 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Предлагаются 4 тематические экскурсии по музею, рассчитанные на разные возрастные категории, в том числе и для младших школьников.

Историко-литературные экскурсии

Мемориальный музей космонавтики. В этом музее Вы увидите экспонаты, побывавшие в космосе, посмотрите редкие видеофильмы и слайдпрограммы. Космический скафандр Юрия Гагарина, образцы космического питания, сигнальная ракета, входящая в неприкосновенный запас космонавта, с автографом А.Леонова и многие другие экспонаты расскажут о величайших достижениях человечества в деле освоения космоса. На память можно даже сфотографироваться в космическом скафандре.

Музей истории городского освещения “Огни Москвы”. В старинных боярских палатах XVII века, что в начале Армянского переулка, находится этот музей. Во время экскурсии вы сможете увидеть как фонари пушкинских времен, керосиновые лампы, так и современные электрические светильники, узнать, почему электрический свет называли “русским”, как осуществлялось освещение в городе при Сталине. Школьников младших классов приглашают на замечательную программу “В гостях у старого уличного фонаря”. В течение часа, когда ребята будут “работать” с настоящими музейными экспонатами, они смогут узнать, каким веретеном укололась спящая красавица, изучить устройство самовара, написать письмо гусиным пером, примерить лапти.

Музей старинных автомобилей и мотоциклов Музей уникален. Только здесь можно увидеть “Хорьх” Геринга, Мерседес Геббельса, Сталинский ЗиС-110 1949 года, единственный в мире БМВ-303 1933 года, мотоцикл Пежо 1914 года, Харлей-ДаИгорьвидсон1942 года и другие редкости, такие, как единственный в мире ЗиС-6 “Катюша”.

МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ Экскурсия познакомит в богатой и многообразной литературной жизнью Москвы 19 века. Данный маршрут сочетает в себе автобусную экскурсию с пешеходными прогулками.

ВЫСОЦКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия проходит по местам жизни и творчества В. Высоцкого

ЕСЕНИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея С. Есенина

ЛЕРМОНТОВ В МОСКВЕ Экскурсия по лермонтовским местам в Москве

МАЯКОВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Маяковским с посещением музея поэта

МОСКВА В СУДЬБЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Экскурсия с посещением дома-музея М. Цветаевой

МОСКВА ГРИБОЕДОВА И ГРИБОЕДОВ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением дома, где родился Грибоедов, дома Фамусова, английского клуба.

ПО СТРАНИЦАМ РОМАНА "ВОЙНА И МИР" С посещением дома Ростовых, князя Волконских. Калужской заставы

ТОЛСТОЙ В МОСКВЕ Экскурсия с посещением музея-усадьбы Хамовники

ГОГОЛЬ В МОСКВЕ Экскурсия по местам, связанным с Гоголем (без музеев)

ДОСТОЕВСКИЙ В МОСКВЕ Экскурсия о московской жизни Достоевского

СКАЗКИ ПУШКИНА Экскурсия для маленьких школьников, посвященная сказкам А.С. Пушкина с посещением Елоховского собора и церкви Большого Вознесения

АХМАТОВА В МОСКВЕ Экскурсия посвящена местам, связанным с именем великой поэтессы

БУЛГАКОВ В МОСКВЕ Экскурсия представляет собой комбинированные пешие и автобусные маршруты, связанным с жизнью Булгакова и его литературных героев и образов

ПУШКИН В МОСКВЕ Экскурсия с посещением государственного музея А.С. Пушкина

ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В МОСКВЕ Экскурсионный маршрут по пушкинским местам Москвы с посещением музея-квартиры А.С. Пушкина, памятника Пушкину А.С.

ДЕТСТВО А.С. ПУШКИНА Экскурсия по маршруту м. "Бауманская", Немецкая слобода, Старый Арбат, Кривоколенный переулок

ПАСТЕРНАК В МОСКВЕ Экскурсия по памятным местам в Москве с посещением музея в Переделкино

ЧЕХОВ В МОСКВЕ Вы посетите Трубную площадь и Малую Дмитровку, где жил и работал Чехов, знаменитый МХАТ, где ставились его пьесы. Это комбинированный маршрут, сочетающий автобусную экскурсию с посещением наиболее интересных объектов маршрута.

СЕРЕДНИКОВО Автобусное путешествие в мир романтиков и поэтов прошлых веков

АСТАФЬЕВО Экскурсия по уникальному памятнику русской усадебной культуры XIX века

ДОМ-МУЗЕЙ ПРИШВИНА М.М. Любовь в жизни Пришвина М.М.

МУЗЕЙ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Храм Спас Преображение, родник Иорданка с целебной водой, усадебный парк, родовое кладбище Салтыковых. В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта.

БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ, ЗАХАРОВО Обзорная экскурсия с посещением государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина

МУЗЕЙ-УСАДЬБА А.П. ЧЕХОВА МЕЛИХОВО Посещение главного дома, старинного парка, флигеля

АБРАМЦЕВО, МУРАНОВО Экскурсия с посещением усадьбы Баратынского Е.А., Ф.И. Тютчева, историко-художественного музея-заповедника

ШАХМАТОВО, ТАРАКАНОВО Экскурсия связана с жизнью и творчеством в усадьбе А. Блока

ТАРУСА - ГОРОД ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ Экскурсия с посещением дома Паустовского и М. Цветаевой

ЯСНАЯ ПОЛЯНА Экскурсия с посещением усадьбы Л.Н. Толстого

ВЯЗЬМА, ХМЕЛИТА В составе музея-заповедника Хмелита усадьбы XVIII века, родовое имение Грибоедовых Хмелита., усадьба Городок - место рождения адмирала П.С.Нахимова. Центром музея-заповедника является

КОНСТАНТИНОВО Экскурсия посвящена детству и юности С. Есенина, включает в себя посещение литературного музея, земской школы, Казанской церкви

Краеведческие экскурсии

  1. Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей
  2. Дом «на набережной»
  3. МУК Краеведческий музей МУК "Пущинский музей экологии и краеведения"

Комплексные экскурсии

СТРАУСИНАЯ ФЕРМА Путевая информация, экскурсия по страусиной ферме с кормлением страусов, тематическая викторина

В ГОСТИ К ЛЕСНИЧЕМУ Экскурсия по хозяйству лесничего с дегустацией каши и чая из трав

ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК Экскурсия с посещением музея природы и зубрового питомника

В ГОСТИ К КИНОЛОГАМ Экскурсия включает в себя посещение воинской части служебного собаководства

ПИТОМНИК СОБАК ПОВОДЫРЕЙ Экскурсия с посещением уникального кинологического питомника, где дрессируют и воспитывают собак-проводников для слепых

PAGE \* MERGEFORMAT 7

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

Создание условий для индивидуального развития ребенка;

Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

Создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

Расширение рамок общения школьников с социумом;

Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

Для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.

Понятие «экскурсия»

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире .

Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Цели экскурсий

Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

Осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

Воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

Расширение кругозора учащихся;

Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

Воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

Внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

Группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;

Краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

Музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».

По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).

Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Направления экскурсионной работы:

1. Досугово - развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.

Методика проведения экскурсии

В методике выделяют три блока:

Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

    Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

    Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

методика и техника ведения;

знания педагога;

подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

История возникновения экскурсии как метода обучения

Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 - начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2 -ой половине 18 века (Н.И. Новиков). Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений. Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание. Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведенеия в 60-х годах 19 века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. У минский, А.Я. ГердЕ.И. Тихеева и др. Со 2-ой половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, преимущественно частных гимназий и коммерческих училищ. В конце 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов и др. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В 1919 под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча был опубликован труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» и др.

В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

Экскурсия как форма внеурочной работы

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),

    по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

    по мету расположения объектов: натурные, музейные.

    по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

    реализуется принцип наглядности обучения

    повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

    способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

    расширяет кругозор школьников;

    учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

    способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.

Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В.М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по зада- ниям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы. Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира. На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно- опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно- исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее: 1.Тема экскурсии, ее цель и задачи. 2.Маршрут экскурсии. 3.Снаряжение экскурсии. 4.Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 -7 мин). 5.Самостоятельная работа по заданиям (20 мин). 6.Отчеты по выполнению заданий (10-15 мин.). 7.Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5 мин). 76 8.Осмотр территории и приведение ее в порядок. 9.Общее заключение по экскурсии (в природе). 10.Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения. Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной. Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Еще по теме 31. Экскурсия, как форма организации учебного процесса.:

  1. 10.1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся
  2. 10.3. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.
  3. Урок как основная форма организации педагогического процесса.
  4. 58. Экскурсия как особая форма организации занятий, ее особенности. Педагогические требования к организации экскурсии. Структура экскурсии, характеристика ее компонентов. Виды экскурсий.