В частном доме        22.11.2023   

Омографы. Омофоны омоформы омографы Омографы ударение

Что такое Омофоны?

Омофоны с греческого переводится как homós - одинаковый, а звук означает phōnē. Говоря простыми словами это тип слов, которые имеют одинаковое звучание, но на письме различаются. Часто называют фонетическими омонимами. В языке (русском) одинаковое звучание часто вызвано особенностями произношения - оглушение звонких согласных перед последующим глухим согласным или на конце слова. То есть омофоны возникают благодаря способности различных фонем во время произношения совпадать в одном варианте.

Примеры Омофонов

Омофоны глаголы:

вести́ - везти́, предать - придать, дозвониться - дозвонится

Существительные:

кампания - компания, туш - тушь, плод - плот, бал - балл, луг - лук, порог - порок - парок, груздь - грусть, док - дог

Как утверждает психолингвистика, носитель языка всегда сможет различить такие слова и не испытывает затруднений, а всё благодаря восприятию родной речи.

Примеры предложений с омофонами

Порок любой в себе храни хоть до скончания дней,

Но за порог души своей пускать его не стоит.

Формы слов, которые совпадают лишь в определённых формах по своему звучанию, называют омоформы.

Примеры Омоформов

лечу «кого-то лечить» - лечу «лететь»

дружескую встречу - сестру встречу

Чтобы разобраться возьмём слово "три", прежде всего это форма винительного и именительного падежа, если взять числительное "3", а также повелительная форма глагола "тереть".

Примеры предложений с Омоформами

"Косил косой косой косой" в действительности может иметь несколько значений - "Косил пьяный кривой косой" ну или некоторые это предложение могут понять как "Косил кривой косой заяц".

Омографы - это те слова, что пишутся одинаково, но вот звучат по-разному. С греческого переводится как "одинаково пишу". Как правило, слова имеют ударения на разных слогах.

Примеры Омографы

попадают - попадают

кружки - кружки

сорок - сорок

Примеры предложений с Омографами

У старинного замка на двери вовсе не нашлось замка.

Не моя вина, что скисли все вина, просто у бочек были слишком тонкие бочки!

Омографы в русском языке - слова одинакового написания,
но различного произношения.
В устной речи говорящий при произношении слова
интонацию делает на том слоге,
на который падает ударение.
В письменной речи часто ставят знак ударения,
чтобы помочь читателю.

А.: а;тлас - атла;с.

Б.: бе;лки - белки;, бе;регу - берегу;,
бо;льшая (сравнительная степень) - больша;я,
бо;ры - боры;, бро;ня - броня;, бу;ри - бури;.

В.: ве;дение - веде;ние, ве;нец - вене;ц,
ве;рхом - верхо;м, ве;сти - вести;,
ве;тряная (погода) - ветряна;я (мельница),
ви;на - вина;, ви;ски - виски;, во;рон - воро;н,
во;рона - воро;на, во;рот - воро;т,
во;рота - воро;та, в свя;зи - в связи;,
вы;ходить - выходи;.

Г.: гво;здик - гвозди;к (мн.ч., р.п. от гвоздика),
гло;тка - глотка;, гло;ток - глото;к,
го;ре - горе; (церковное), господа; - го;спода,
го;тов (мн.ч., р.п. от гот) - гото;в,
гра;фа - графа;, гро;ши (название денег) - гроши; (в значении мелочь).

Д.: до;рог - доро;г, ду;хи - духи;, ду;ша - душа;,
ды;бы - дыбы;.

Е.: е;ду - еду;.

Ж.: жа;ркое - жарко;е, жи;ла - жила;,
жу;чка - жучка;.

З.: за;води - заводи;, за;лом - зало;м,
за;мок - замо;к, за;пах - запа;х, засе;ли - засели;,
здо;рово - здоро;во, зна;ком - знако;м.

И.: избе;гать - избега;ть, и;звести - извести;,
и;рис (птица) - ири;с (конфета).

К.: ки;рка (церковное) - кирка; (инструмент),
кле;щи - клещи;, клу;бы (мн.ч. клуб) - клубы; (дыма),
ко;злы - козлы;, о ко;не - о коне;,
ко;лки (кратк. форма мн. ч. от колкий) - колки; (мн.ч от колок),
кру;жка - кружка;, кру;жки - кружки;, кры;ла - крыла;.

Л.: ле;са (деревья) - леса; (строительные),
ле;сок - лесо;к, ли;са - лиса;, лу;ка - лука;.

М.: ма;ло (по количеству) - мало; (по размеру),
ме;ла - мела;, меньши;нства - меньшинства;,
ме;сти - мести;, ме;ха - меха;,
ми;ловать (щадить) - милова;ть (ласкать),
мудрёно - мудрено;, ми;лую - милу;ю,
му;ка - мука;.

Н.: нача;ла - начала;, нача;ло - начало;.

О.: оде;ржим - одержи;м, о;пера - опера; (сотрудники оперативных служб),
о;рган (тела) - орга;н (муз. инструмент).

П.: па;йки - пайки;, па;ли - пали;, па;рить - пари;ть,
па;ром - паро;м, пе;кло - пекло;, пе;ред - перёд,
пи;ли - пили;, пи;ща - пища;, пла;чу - плачу;,
по;лы (у одежды) - полы;,
по;ла - пола;, по;лки - полки;, по;ра - пора;,
по;рты (мн.ч. порт) - порты; (штаны),
по;ручи - поручи;, посте;ли - постели;,
по;том - пото;м, по;шло - пошло;,
при;вод - приво;д, при;став - приста;в,
при;стань - приста;нь, про;вод - прово;д,
про;пасть - пропа;сть, про;стынь - просты;нь,
пря;ди - пряди;, пчёлы - пчелы;.

Р.: ра;ка - рака; (безумный), ру;на (знак) - руна; (шерсть),
ры;си (мн.ч. от рысь) - на рыси; (бег лошади), на ры;сях - на рыся;х.

С.: са;мого - самого;, све;дение - сведе;ние, се;ла - села;, се;ли - сели;,
се;ло - село;, си;нее - сине;е, ска;чка - скачка;, смы;чка - смычка;,
со;рок - соро;к, соро;ка - сорока;, спе;шить - спеши;ть, спи;на - спина;,
стёкла - стекла;, сто;ит - стои;т, сто;ящий - стоя;щий, стре;лка - стрелка;,
стре;лки - стрелки;, стре;лку - стрелку;, су;жу (сделаю уже) - сужу;(от судить),
сы;ром - сыро;м.

Т.: тёлка - телка;, тёлкам - телка;м, тёлке - о телке;, тёлки - телки;, тёлок - тело;к, тёлку - телку;,
то;лки - толки;,
то;рги (торговые организации) - торги; (аукцион),
тре;звение - трезве;ние,
тру;сы - трусы;, ту;ши - туши.
;
У.:у;гольный (уголь) - уго;льный (угол в геометрии),
у;же - уже;, у;ха - уха;
Х: хло;пок - хлопо;к,
хо;ры - хоры;, хро;мом - хромо;м.

Ц: це;лую - целу;ю.

Ч.: ча;йку - чайку;,
че;ка - чека;,
чёрта - черта.;

В прошлом выпуске мы говорили об омонимах, т.е. таких словах, которые, имея разное значение, совпадают по форме. Но форма в русском языке (как и в любом другом письменном языке) имеет две стороны: звучание и написание. Бывает и так, что совпадает только написание при различии произношения, – тогда мы имеем дело с омографами, или графическими омонимами. Если же разные по написанию слова одинаково произносятся, тогда перед нами омофоны, или фонетические омонимы. Омографы и омофоны достаточно широко представлены в задачах «Медвежонка».

ОМОГРАФЫ

Одной из основных причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со"рок – соро"к, вы"возить – вывози"ть . Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё, например: небо (небо и нёбо ), поем (поем и поём ), заем (заем и заём ). Омографы другого типа в русском языке весьма редки.

Омографы могут совпадать в написании во всех формах слова: о"рган орга"н, безо"бразный – безобра"зный . Гораздо чаще омографы совпадают лишь в отдельных формах.

Предлагаем задачи из «Медвежонка» на разные типы омографов.

1. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение: вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать ?

(А) В трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи.

Решение. По-разному можно поставить ударение в пяти глаголах из списка: вычитать, выкупать, вырезать (на первом или третьем слоге), рассыпать, отрезать (на втором или третьем слоге). В оставшихся глаголах прочитать и искупать ударение можно поставить только на третьем слоге. Ответ: (В).

2. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки ?

Решение. Существительные белки, полы (у одежды), кружки с ударением на первом слоге относятся к женскому роду и в родительном падеже множественного числа будут иметь нулевое окончание: белок, пол, кружек . Если в этих словах поставить ударение на втором слоге, мы их воспримем как существительные мужского рода и в родительном падеже множественного числа употребим с окончанием -ов : белков, полов, кружков. Таким образом, в этих словах при переносе ударения происходят изменения в склонении.

Слово трусы с ударением на первом слоге является одушевленным существительным, с ударением на втором – неодушевленным. Следовательно, у этих слов различаются формы винительного падежа множественного числа: вижу трусов, но вижу трусы . Подобное различие есть и у уже рассмотренных слов бе"лки и белки ": вижу белок , но вижу белки .

Осталась пара за"мки – замки ". Оба – существительные мужского рода, неодушевленные, склоняются одинаково.

Если обратимся к формам единственного числа, наши выводы не изменятся. Итак, в четырех словах из списка (белки, трусы, полы, кружки) произойдут изменения в склонении при переносе ударения с первого слога на второй, а в слове замки он не приводит к изменению склонения. Ответ: (Г).

3. Сколько глаголов повелительного наклонения: мели, пряди, соли, окуни, запой, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение. Первые четыре глагола совпадают по написанию с существительными в форме множественного числа им. или вин. падежа, но у существительных ударение на первом слоге, а у глаголов – на последнем (это омографы, которые и требовалось найти). Два последних глагола совпадают с существительными в форме ед. числа и по написанию, и по произношению (это омоформы). Ответ: (В).

4. Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например, кру"жка и кружка ". Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село ?

Решение. В приведенном списке омографами являются сто"ящий и стоя"щий , му"ка и мука", го"ре и горе ", зме"я и змея", хло"пком и хлопко"м , се"ло и село ". Ответ: (Д).

5. Даны четыре последовательности букв: вырезать, дороги, округа, издали . Какую из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?

(А) Вырезать ; (Б) дороги ; (В) округа ; (Г) издали ; (Д) никакую.

Решение. Тремя разными способами можно прочитать сочетание букв округа : о"круга – это родительный падеж ед. числа от слова округ (избиратели нашего округа), округа" – им. и вин. падежи мн. числа того же слова (избирательные округа нашей области), наконец, окру"га – примерно то же, что окрестность (вся округа взбудоражена). Каждое же из остальных слов читается только двумя способами: вы"резать – выреза"ть, до"роги доро"ги , и"здали изда"ли . Ответ: (В).

6. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е , и как ё : вел, мел, сел, осел, дел ?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. И с е , и с ё можно читать следующие слова: мел (сущ.) – мёл (форма глагола мести ), сел (форма глагола сесть ) – сёл (сущ. в р.п. мн. ч.), осел (форма глагола осесть ) – осёл (сущ.). Единственный вариант чтения – у слов вел (= вёл) и дел . Ответ: (В).

7. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е , и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет ?

(А) Ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех.

Решение. И с е , и с ё можно прочитать два слова из приведенных: берет (сущ.) – берёт (форма глагола брать ), запрет (сущ.) – запрёт (форма глагола запереть ). У остальных слов – единственный вариант чтения: с ё (живёт, скребёт) или с е (жилет) . Ответ: (В).

Омофоны появляются в результате действия фонетических языковых законов. В русском языке омофонов довольно много прежде всего из-за одинакового произношения гласных букв о и а ; е , я и и в безударной позиции, например: дуло – дула , пре бывать – при бывать, посве тить – посвя тить и т.п. Вторая причина – закон регрессивной ассимиляции по звонкости/глухости (уподобления согласного по звонкости/глухости предыдущему согласному слова), а также обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: вперемеж ку – вперемеш ку, араб ка – арап ка, серб – серп , грузд ь – груст ь, рог – рок, пруд – прут. Омофоны могут возникать и за счет того, что буква ь в конце слова после шипящих имеет лишь грамматическое значение и никак не влияет на произношение. Нередки случаи, когда одинаково произносятся инфинитив и форма 3-го лица того же глагола: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся. Иногда два слова совпадают по звучанию из-за наличия непроизносимых согласных в одном из них: кост ный – косный . Причиной появления некоторых омофонов является произношение звука [в] на месте буквы г в форме род. падежа прилагательных: острого – острова, Толстого – Толстова, широкого – Широкова. Различаются написанием первой буквы совпадающие по звучанию имена нарицательные и собственные: в ера – В ера, н адежда – Н адежда, л юбовь – Л юбовь, в ена – В ена, р оман – Р оман, а мпер – А мпер .

В предлагаемых задачах затрагиваются разные типы омофонов.

8. Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач . Сколько получится осмысленных слов, если к каждому данному слову добавить букву ь ?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. Ложь и тушь – существительные женского рода 3-го склонения, плачь – форма повелительного наклонения глагола плакать , а вот слов *тучь и *душь в русском языке нет. Ответ: (В).

9. Даны глагольные формы: съест, съем, вертел, поджёг, плачь . У каких из них есть существительные-омофоны?

(А) У всех; (Б) у съест, поджёг и плачь ; (В) у съест и съем ; (Г) у съем и вертел ; (Д) только у плачь .

Решение. Омофоны есть у форм съест , поджег и плачь : это существительные съезд (сочетание зд на конце слова оглушается!), поджог и плач . Глагол ве"ртел и существительное верте"л различаются ударением, глагол съем и существительное съём – корневой гласной. Ответ: (Б).

10. Юморист Андрей Кнышев в своей книге «Тоже книга» благодарит за помощь нескольких «коллег». Вот некоторые из них: Абрам Яковлевич Самообман, Ариадна Ниткина, Астафий Сергеевич Домобоев, Ия Марковна Страхолюдина, Наум Приходящий, Орест Домашний. Запишем все эти фамилии, имена и отчества с маленькой буквы. Сколько в получившемся списке будет нарицательных существительных?

(А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

Решение. Нарицательных существительных получится два: самообман ‘обман самого себя’ и страхолюдина ‘страшилище’. Приходящий – это причастие, домашний – прилагательное, слово ум пишется отдельно от предлога на , как и слово дом – от слова обоев , а в слове арест первая буква не такая, как в имени Орест . Ответ: (А).

Напоследок предлагаем задачу, для решения которой необходимо отделить омографы и омоформы, удовлетворяющие ее условию, от омофонов, не удовлетворяющих ему.

11. Слово село можно отнести как к глаголам (солнце село), так и к существительным (вот вдали село большое). А какие из следующих пяти слов можно отнести более чем к одной части речи:

1) рассердит , 2) сердит , 3) поразит , 4) подвиг , 5) смог ?

(А) 3, 5; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 4, 5; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) все.

1, 2, 6–8 – Е.Муравенко; 3 – К.Кноп; 4 – П.Аркадьев; 5, 9 – И. Иткин; 10 – Б.Иомдин; 11 – Л.Федорова.

Русский язык - явление сложное, яркое, чрезвычайно многообразное. Это касается всех его уровней. Особенно интересные явления в нём можно наблюдать на уровне фонетики, лексики и грамматики. Эти пласты в первую очередь в наиболее полной форме расскажут нам о тех изменениях, что происходят в устной и с течением времени, под воздействием событий, протекающих в обществе. Если археологи добывают сведения о «делах давно минувших дней», разбираясь с артефактами, то лингвисты проделывают ту же работу, изучая жизнь слова.

Лексические перевёртыши

Лексика, пожалуй, наиболее подвижный языковой пласт. Она более других разделов филологии связана непосредственно с говорящими, с живым общением. Поэтому лексический состав русского языка столь богат, многопланов, разнообразен. Помимо традиционных синонимических и антонимических групп, вступающих между собой в сложные коррелятивные отношения, лингвисты выделили ещё одну обширную общность слов, называемую омонимами. Она крайне неоднородна, её лексические единицы сами по себе образуют несколько обособленных ответвлений. Это, помимо собственно омонимов, омофоны и омографы, примеры которых нам предстоит разобрать.

Определение понятия

Термин пришёл к нам из и буквально переводится как «одинаково пишущийся» или «пишу одинаково». Что это значит? А то, что омографы - примеры таких слов, которые имеют сходное графическое начертание, но при этом произносятся по-разному и не совпадают по своему лексическому значению. Разница в произношение, главным образом, обуславливается несовпадением ударных позиций или фонетическими и грамматическими законами. Наиболее известные омографы, примеры которых наглядно демонстрируют это различие - слова за"мок и замо"к, а"тлас и атла"с и другие.

Объясняем детям

Лексика подробно изучается в школе в 5 классе, и затем уже дети целенаправленно не возвращаются к пройденному материалу вплоть до выпускных экзаменов, когда нужно вспомнить и систематизировать весь багаж знаний. Чего не скажешь о других языковых разделах. Поэтому важно, чтобы школьники изначально хорошо усвоили и легко классифицировали различные Объясняя на уроке, что такое омографы, примеры их учитель должен подробно разобрать, следуя принципу «от простого к сложному». Т. е., вначале сам разъясняет, затем просит это же сделать учеников. Очень важно в процессе прохождения темы давать словам лексическое толкование. Только тогда усвоение материала будет прочным, а запоминание - осознанным.

Контекстное окружение

Следовательно, разбираясь с теорией, с методической точки зрения более правильным будет приводить не одиночные омографы - примеры словосочетаний с пояснительными словами окажутся куда более наглядными. Если учитель запишет на доске словосочетания «старинный замок, средневековый замок, каменный замок, замок с высокими башнями, королевский замок», детям будет совершенно ясно, что речь идёт об архитектурном сооружение, жилом здании, и т. д. Далее, можно им самим записать 1-2 подходящих предложения с омографами. Примеры: «На высоком холме возвышался грозный средневековый замок. Он был окружён неприступной каменной стеной». А теперь омограф: хитроумный замок, навесной замок, поломанный замок, замок на молнии. Дети сразу определят, что данные примеры имеют в виду механизм для закрытия чего-либо. И смогут сами продолжить ряд: «Папа врезал в дверь новый надёжный замок. Теперь мы можем не бояться за сохранность своей квартиры». Если учитель во время занятий в последующих классах будет время от времени возвращаться к этому материалу, это благотворно скажется на языковой практике школьников.

Близкие, но не тождественные

Естественно, что ребёнку сложно сохранить в памяти все сведения, полученные им за период ученичества и в первозданном виде донести их до экзаменов. Первое, с чем он начинает путаться, когда материал по лексикологии утрачивает актуальность - что такое омографы и омофоны (синонимы и антонимы, омонимы запоминаются более прочно, т. к. у них ярче выражены дифференцированные черты). Явление омофонии основано на звуковой близости («фон» - звук).

Да, эти слова часто тоже пишутся одинаково (далеко не всегда!) Но и ударение у них совпадает, а у омографов - нет. Омофоны - это: лук - растение и лук - оружие, коса - волосы и коса - сельхозинвентарь, грипп - болезнь и гриб (разная графическая оболочка при одинаковом фонетическом оформление!) - растение.

Систематизация омографов

Проблемой омографии русского языка лингвисты начали серьёзно заниматься уже в нашем, 21 веке. До этого времени данное языковое явление рассматривалось весьма поверхностно. В современной же филологии, помимо графических омографов (т. е., в чистом виде), выделяются:

  • слова, которые одинаково пишутся и относятся к одной и той же части речи, например, мука" и му"ка;
  • сопоставляемые слова с разной частеречной принадлежностью: зво"нок и звоно"к;
  • ситуативные омографы: у Ко"ли - коли".

Разнообразные задания с занимательным уклоном помогут школьникам глубже проникнуть в загадки русской лексики и разобраться с её особенностями. И обязательно нужно учить их пользоваться словарями, в том числе и словарём омографов!