В частном доме        29.12.2023   

Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции". Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции" I. Совместная постановка задачи

Тогда мы приступаем к изучению темы. Откройте учебник на стр.176, §62. Понаблюдайте над предложениями. Найдите в этих предложениях ответы на поставленные вопросы.

Как представлены выделенные фрагменты в предложении? (Ответ ученика: словом, сочетанием слов) - напротив первого вопроса появляется запись: слово или сочетание слов.

Что или кого называют выделенные слова в предложении? (Ответ ученика: называют того, к кому обращаются с речью ) – напротив второго вопроса появляется запись.

Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? (Ответ ученика: да, оно часто оценивает того, к кому обращаешься: ласково, грубо, вежливо и др.)

Какой частью речи являются эти слова? (Ответ ученика: именем существительным в им.пад. или сочетанием с существит.в им.пад.) – напротив третьего вопроса появляется запись: существительное в им.пад.)

Какое место могут занимать в предложении обращения? (Ответ ученика: в начале, середине и конце предложения)

Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Ответ ученика: запятые )

Молодцы. Сейчас вы прочитаете теоретический материал на стр. 176-177.

Обо всем мы с вами сейчас сказали, что написано в теоретической справке?

Посмотрите на предложения, которые вы составили в начале урока, исправьте недочеты? (можно спросить: какие недочеты )

Знаете, ребята, что в древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, у Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?» В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.

Но у нас остался еще один вопрос: Какова роль обращений в предложении? Чтобы на него ответить, выполним упр. 490, стр.177.

С чем можно спутать обращения? (Ответ ученика: с подлежащим )

Объявляю мозговой штурм. Сейчас вы в своих группах обсудите, какие признаки помогут отличить обращение от подлежащего. Подсказку возьмите в задании к упражнению 490.

Ответ ученика:

1 . подлежащее входит в состав грамматической основы предложения; обращение не входит в грамматическую основу и не является членом предложения.

2. от сказуемого к подлежащему можно задать вопрос; обращение не зависит ни от одного члена предложения.

3. между подлежащим и сказуемым нет паузы; после обращения пауза длиннее, голос на обращении повышается и понижается только к концу предложения .

Значит, мы с вами можем ответить на последний вопрос: обращение не является членом предложения.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключики достать,

Нужно на носочки встать.

Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Класс: 8

Цель урока: расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

  • познакомить с обращениями, олицетворяющими неодушевленные предметы и отвлеченные понятия,а также с обращениями, дающими одному и тому же лицу или предмету сразу несколько наименований;
  • познакомить учащихся со всеми возможными позициями обращения в предложении;
  • усовершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, тексты произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича…», проектор.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Работа с текстом М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (3 часть со слов «Уж зачем, ты алая заря,просыпалася? На какой ты радости разыгралася»)

  1. Найдите употребление прямого и переносного значения слов в этом литературном отрезке,общеупотребительных и необщеупотребительных слов.
  2. В словах: рассыпчатые,просыпалася,разыгралася сделать морфемный разбор.
  3. В словах: златоглавая, белокаменные определить способы словообразования.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася». (Предложение записывается на доске)

2. Изучение нового материала:

Давайте обратимся к словам, ставшим девизом нашего сегодняшнего урока.

Эпиграф урока:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых,естественных понятий…» (В.Г.Белинский)

Мы ежедневно и, наверное,чаще чем другие формы,употребляем в своей речи, казалось бы совсем прозаические, естественные слова, которые называются обращениями. И чтобы соблюдать чистоту языка, надо знать все тонкости их употребления, поэтому цель нашего урока - расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

Приступим к работе.

Обратимся к последнему предложению и ответим на вопрос.

Каким членом предложения является слово «алая заря»? (Обращением)

Найдите в Толковом словаре Ожегова лексическое значение слова «обращение». Читаем (Обращение-слово или группа слов, которым и называют того, к кому обращаются с речью.)

  • Связано ли словосочетание «алая заря» сочинительной или подчинительной связью? (Нет)
  • Является ли членом предложения данное словосочетание? (Не является)
  • Какая интонация у этой части предложения? (Звательная, восклицательная интонация).
  • К кому обращается автор этих слов? (К заре алой)
  • В каком из стилей речи чаще всего употребляется обращение? (В разговорном).

Работа в группах.

1 группа. Какую идейную нагрузку несут обращения в следующих предложениях.

Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ. (Некрасов)

Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой. (Пушкин)

(Выражают основной идейный смысл высказывания, несут в себе основной идейный заряд)

2 группа. Определить, какую эмоциональную функцию выполняют обращения в следующих предложениях.

Откуда ты, прекрасное дитя. (Пушкин)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом. (Крылов)

И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» (Крылов)

Полно, степь моя, спать беспробудно. (Никрасов)

(Выражают ласку, строгость, раздражение, насмешку, лесть.)

Защита исследований, проведённых группами.

3. Закрепление.

Выполнить контрольные упражнения для закрепления.

(Тексты с контрольными упражнениями розданы учащимся)

Расставить знаки препинания. Определить на что указывают обращения.

1) Сердечный друг ты не здорова. (П) 2) В разведку меня дяденька будете брать? (Кат.) 3)Куда ты кумушка бежишь так без оглядки? (К.) 4) О чем ты думаешь казак? (П.) 5)Что же ты моя старушка приумолкла у окна? (П.) 6) Учись мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. (П.) 7) Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой. (П.) 8) У кого гармонь ребята? (Тв.)

1) И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез. (Т.) 2) Родина-мать по равнинам твоим я не ездил еще с чувством таким. (Н.) 3) Множатся твои весна желанные приметы. (Б.) 4) Ой ты стежка погоди протянись немножко. (Ис.) 5) Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы. (Л.) 6) Не пугай зима: весна придет. (Посл.)

1) Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг.(Н.)
2) Отпусти меня родная на простор широкий. (Н.)
3) Милая добрая старая нежная с духами грустными ты не дружись. (Е.)
4) Услышь меня хорошая услышь меня красивая. (Ис.)
5) Что же сероглазая ты смеешься? (См.)

Указать,чем отличаются обращения в этом упражнении. Расставить знаки препинания.

  • Эй в гимнастерке подойди сюда. 2) Прощай с глазами синими тебя я не виню.Я цену настоящую давно узнал огню.(И.Гр) 3) Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы,слово яркие лучи. (Вяз.)

Определить позицию обращений в данных предложениях. Расставить знаки препинания.

Друзья мои я молод был. (Л.) 2) Русь моя люблю твои березы!(Руб.) 3)о первый ландыш из- под снега ты просишь солнечных лучей.(Ф.) 4) О тонкая береза Что загляделась в пруд? 5)В тумане чистом и глубоком челнок плыви.(Бл.) 6) А что Соня самовар готов?(М.Г.) 7) Благослови нас на подвиг родная земля! (Сур.) 8) Вы слышите меня однополчане?(Ванш.) 9) Покойной тебе ноченьки солдатик родной.(Ал.) 10) Журчи журчи звени родник певучий. (Б) 11) Приветствую тебя Кавказ седой! (Л.) 12) Что ты поникла зеленая ивушка (А.М.) 13)Будь терпелив читатель милый мой! (Л.)

Материал для самопроверки. (Приложение №1)

Дорогие ребята, сейчас выполним упражнения, котрые позволят нам отличать обращение от подлежащего.

  • Прочитайте предложение. Найдите существительное, имеющее форму именительного падежа. Выделили бы вы словосочетание степные дороги как обращение, если опустить из предложения слово вы.

Весел мирный просёлочный путь, хороши вы, степные дороги! (Б.)

  • Скажется ли на пунктуации предложения замена глагола в повелительном наклонении глаголом в изъявительном наклонении.

В тумане чистом и глубоком, челнок, плыви. (Бл.)

  • Прочитайте стихотворение. Объясните, почему словосочетание подруга желанная в первом четверостишии выделено запятыми, а в третьем нет.

Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжёлые! Ветром пахнуло в окно!
Песни такие весёлые не раздавались давно!
С ними и в утро туманное солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная всходит ко мне на крыльцо!

  • Прочитайте предложения и докажите, что существительные в именительном падеже не являются обращениями.

1. Пусть для вас сияет солнце. 2. Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у нас в груди. (Тв.) 3. Всяк сверчок знай свой шесток (Посл.)

Материал для самопроверки. (приложение №2)

Обобщение темы.

Приём «Кубик» Блума .

Опишите . Обращение-это слово или сочетание слов называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.

Сравните. Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ассоциируйте. Когда слышим слово, чувствуем в интонации нотки повелительного наклонения. В обращении присутствует звательная интонация и интонация вводности. Наиболее отчетлива звательная интонация в начале предложения.

Проанализируйте. Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо видеть в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.

Предложите. Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям. Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными. Будьте внимательны при анализе предложений.

4. Итог урока.

Наше время подходит к концу. Слово корреспонденту программы «Итоги» Халиловой Алине.

Уважаемые ученики и гости Акжанской школы, с вами информационно –познавательная программа «Итоги».

Сегодня ученики 8 класса познакомились с грамматическим понятием «обращение». Теперь мы знаем, что обращения - это слова или словосочетания, называющие того, к кому обращена речь. На письме они выделяются запятыми и не являются членами предложения.

И свежее сообщение. Дорогие слушатели программы, чтобы в совершенстве, владеть навыком обнаружения обращений, необходимо выполнить упражнение №256., составить информационную карту по заданной теме. (приложение №3)

Для всех слушателей – объявление.

Уважаемые одноклассники, просьба всем участникам познавательной программы подойти к учителю с дневниками.

С вами была Халилова Алина. Всего доброго, друзья. До скорой встречи!

5. Рефлексия.

Даны слова: внимательно, увлекательно, не занимательно, успешно, интересно. Составьте стихотворение, используя те слова, которые позволяют понять ваше отношение к уроку.

Урок прошел замечательно. Усвоили все мы успешно, и было нам всем интересно.

Пожелайте друг другу удачного дня, используя обращения. Спасибо за работу!

Обращение и знаки препинания при нем.

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

К утру мороз крепчал.

Муравьи санитары леса.
Догорай костёр дотла.

Подкралась осень незаметно.

Друзья познаются в беде.
Прощай любимый город.
2. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя
Название лица по родству
Название лица по профессии
Название лица по возрасту

1
4
3
5
2

Сергей Сергеевич, это вы ли?

Пошёл, кучер!

В каждую колонку запишите свое предложение.
3. Найдите древние формы обращений:


4. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения:


(:) мама, я очень скучаю. Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
Запишите по одному своему предложению с распространенным обращением.
5. Спишите предложения, расставив знаки препинания:
Соседка, перестань срамиться!



Федя, а Федя, дай карандаш!

Обращение и знаки препинания при нем
В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения. Слайд 2, план изучения обращений (гиперссылки).
Определение:
Слайд 3. Обращение - это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.
Саша, у тебя сегодня сколько уроков?
Слайд 4. Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):
I вариант
Не трещите морозы в заповедном бору.
К утру мороз крепчал.
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Муравьи санитары леса.
Догорай костёр дотла.
II вариант
Что ты рано осень в гости к нам пришла.
Подкралась осень незаметно.
Песню эту пронесём друзья по свету.
Друзья познаются в беде.
Прощай любимый город.
Проверка: I 1, 3, 5; II 1, 3, 5 (для проверки нажать на восклицательный знак)
Способ выражения обращения:
Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).
В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:
Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)
Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:
Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?
В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия (Пушкин).
Слайд 6. Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя
Название лица по родству
Название лица по профессии
Название лица по возрасту
Название лица по общественному положению

1
4
3
5
2

Предложения:
Сергей Сергеевич, это вы ли?
Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
Пошёл, кучер!
Я и не отговариваюсь, тётушка.
Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.
Грамматическая форма:
Слайд 7. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.
Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.
История обращения в русском языке:
Слайд 8. Вспомним А.С.Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"
Что это за форма "старче"? В обращении мы используем именительный падеж. А слово "старче" в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Слайд 9. Задание: Подчеркните древние формы обращений.
Молитва:
Отче наш, Иже еси на небесех,да святится Имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Народная разбойничья песня:Не шуми, мати, зелёная дубравушка,Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Слайд 10. Дополнительный вопрос:
Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых воспроизводится эта песня. (роман "Дубровский", повесть "Капитанская дочка")
Обращения распространённые и нераспространённые
Слайд 11. Нераспространённые обращения выражены одним словом:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).
Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова:
Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).
Слайд 12. Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.
(:) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(:) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(:) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
Роль обращений в языке
Слайд 13. В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату:
Милый Миша, здравствуй.
Использование обращений в поэтической речи
Слайд 14. В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.
Слайд 15. Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям.
Учащиеся должны записать по памяти:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
Ты, волна моя морская, Своенравная волна,Как, покоясь иль играя,Чудной жизни ты полна!
В каком отрывке обращение только называет предмет, а в каком выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(Обращение "ива" только называет предмет, а обращение "волна моя морская" выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).
Место в предложении
Слайд 16. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.
Слайд 17. Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме.
Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.
Интонация Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.
Слайд 19. Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова (При нажатии на скрипичный ключ воспроизводится аудио). Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)
Слайды 20, 21. Знаки препинания при обращении
Правило
Пример

Обращение выделяется запятыми
Наташа, иди сюда!
Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.
Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.
Отколе, умная, бредёшь ты голова?

Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.
О небо, над нами синей!
Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.
Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Слайд 22. Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:
Соседка, перестань срамиться!
Гражданин! Спасите раненого бойца.
О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?
Голубчик ты мой, сделай это для меня.
Федя, а Федя, дай карандаш!
Подведение итога урока
Что нового об обращении мы узнали?
Какие задания вызвали у вас затруднения