Смеситель        23.06.2020   

Ремонт шифера – как продлить жизнь кровле? Как заделать трещину в шифере на крыше Ремонт шиферной крыши с использованием битумной мастики

Кровля из шифера еще недавно пользовалась популярностью благодаря универсальному применению. Прочный и неприхотливый материал был доступен большинству потребителей. Однако даже прочные асбестовые волокна плохо выдерживают механические нагрузки, которые становились причиной образования мелких трещин, пропускающих воду. Несмотря на то, что шифер не подвержен коррозии, как металлические покрытия, ремонт такой кровли все-таки необходимо делать. Поэтому многие задают вопрос, как отремонтировать шифер.

Причины разрушения шиферной кровли

Повреждение хрупкого шифера происходит в следующих случаях:

  • Под действием ударной нагрузки или при неаккуратном передвижении по крыше.
  • В результате падения веток деревьев образуются микротрещины.
  • На поверхности шифера происходит образование мха и лишайника, которые способствуют разрушению кровельного материала.
  • Временное разрушение, процесс которого начинается уже после 10 лет эксплуатации.
  • В местах скопления дождевой воды может происходить разрушение материала. Такие слабые места чаще всего наблюдаются вокруг трубы или чердачного окна.
  • Если наклон ската не соответствует шиферной кровле, то также может наблюдаться застаивание воды.
  • Использование для монтажа шифера обычных гвоздей без резиновой прокладки может стать причиной образования трещин.
  • Перевозка и хранение по несоответствующим правилам. Последствия такого нарушения могут быть выявлены только в процессе эксплуатации.
  • В результате резкой смены температуры на шифере также образуются микротрещины.
  • Если крепежные элементы не соответствуют отверстию. Место для крепления должно немного превышать размеры гвоздя, чтобы при его сезонном расширении не произошло разрушение шифера.
  • Шероховатая поверхность шифера является причиной постоянного скопления снега в зимний период. Под воздействием первых весенних лучей происходит таяние снежного покрова, в результате этого вода направляется вниз. Однако над карнизом, где кровля всегда холоднее, снег тает медленнее, и стекающая вода вновь застывает. Образующаяся наледь медленно разрушает кровельный материал.


Стоит отметить, что появление трещин обусловлено не только воздействием природных явлений.

Большую роль в этом процессе играет неправильная технология изготовления, при этом нарушение может быть выявлено на любом этапе:

  • Некоторые материалы взяты в меньшем количестве, чем требуется по заводской рецептуре.
  • Использование коротких асбестовых волокон.
  • Обработка готового материала, несоответствующая требованиям качества.
  • Отклонения от основных технологических правил.

Способ обнаружения дефектов шифера

Визуально обнаружить трещины на шиферной крыше довольно сложно, чего нельзя сказать о профнастиле. Однако контролировать процесс эксплуатации все-таки нужно, поэтому при осмотре шиферной крыши необходимо обратить внимание на следующий момент.


Одним из признаков повреждения кровли становится запах сырости в чердачном помещении. Незначительные трещины в шифере дают возможность дождевой воде попадать на стропила и теплоизоляцию. В результате деревянная стропильная система и утеплитель напитываются влагой и начинают портиться. Следовательно, настало время ремонта шиферной крыши. Чтобы определить дефект на ранней стадии, необходимо посещать чердак после каждого дождя, и проверять состояние кровли.

Определение «болезни» по трещинам на шифере

Наличие трещин на выступающих волнах требует наложения заплат и сверху, и снизу.

Если трещины образовались в нижних волнах, то ремонт предстоит более сложный. Герметичность этого места становится невозможной из-за постоянного скопления воды.

На сложность ремонта шифера влияет непосредственное расположение трещины:

  • Проще всего увидеть трещину, проходящую по верхней волне, которая считается самой безобидной. В этом месте вода не застаивается, поэтому протеканий быть не должно. Ремонтные работы подразумевают использование оцинкованного железа и специальной кровельной ленты. Железо необходимо выгнуть по форме волны и подложить под шифер, а лентой накрывают трещину сверху.
  • Наиболее опасной является трещина, идущая в нижней волне. Именно она становится причиной протечек. В этом случае для решения проблемы, чем заделать дырки в шифере, следует запастись герметиком, латкой и согнутым листом оцинковки.
  • Самые серьезные проблемы возникают в том случае, когда обнаруживается трещина поперек листа. Со временем такой дефект становится шире и постепенно переходит на другие волны.

Чем заделать трещины и дыры в шифере - правила ремонта крыши

Прежде, чем заделать дырку в шифере на крыше, необходимо осуществить процесс подготовки поверхности. Он подразумевает очистить крышу от мусора, мха и лишайников, и хорошо промыть ее струей воды под сильным напором.


Для решения вопроса, чем заделать трещину в шифере на крыше, можно ознакомиться с несколькими способами, которые подразумевают использование доступных материалов и новинок строительного рынка.

Устранение дефектов с помощью песка и цемента

Для работы понадобятся сухой цемент и песок в пропорции 1:2. Компоненты хорошо перемешивают и добавляют воду до нужной консистенции. Приготовленный раствор вымешивают и заделывают им трещины или отверстия. Отремонтированный участок оставляют до полного высыхания раствора, затем окрашивают в нужный цвет.

Применение бутил-каучуковой ленты

Иногда решить проблему, чем заделать трещину в шифере, помогает использование специальной ленты. Верхняя часть материала сделана из нетканого материала, что во многом облегчает процесс окрашивания.


Процесс ремонта шифера в этом случае протекает в следующем порядке:

  • Участок, подлежащий ремонту, обезжиривают обычным бензином
  • Удаляют с ленты защитную полоску.
  • Клейкой стороной прикладывают ленту к поврежденному участку и приклеивают.
  • Готовый участок красят в подходящий цвет.

Ремонт горячим битумом

Заделать трещины можно с помощью ленты-серпянки и расплавленного битума. Для этого необходимо нанести на поврежденное место жидкий битум, затем приклеить ленту-серпянку и вновь нанести битум. Чтобы расплавить битум, понадобится костер, старое ведро и два кирпича.


Разжигают костер и по бокам укладывают кирпичи. На них ставят ведро с кусочками битума. В процессе расплавления можно добавить в битум немного отработки, чтобы раствор стал более эластичным. Такой мастикой можно пользоваться даже при очень низкой температуре.

Применение битумной мастики

С помощью битумной мастики для шифера очень легко заделать трещины в шиферном листе. Для этого поверхность очищают и покрывают слоем грунтовки. Далее с помощью шпателя наносят слой мастики. Для лучшего растекания мастики можно добавить немного воды, но допускается использование в неразбавленном виде. Наносить можно неопределенно количество слоев, важно, чтобы каждый слой хорошо высох. Опытные мастера рекомендуют наносить мастику в два слоя толщиной не меньше 1 мм.

Использование замазки из асбеста, цемента и ПВА

Чтобы приготовить замазку, необходимо взять цемент и асбест в соотношении 2:3. Также понадобится раствор из клея ПВА и воды, которые взяты в равных пропорциях. Из всех компонентов готовят смесь и перемешивают. Раствор должен иметь густоту сметаны.


Наносить замазку нужно на предварительно очищенную и просушенную поверхность. Смесью заполняют дырки в шифере и обрабатывают раствором, приготовленным из 1 части клея и 3 частей воды. Затем наносят еще два слоя замазки.

Ремонт готовой шпаклевкой

В строительном магазине можно приобрести готовую смесь для шпаклевания. Эти растворы содержат гидроизоляционные материалы, поэтому могут использоваться для ремонта шиферной крыши.

Процедура ремонта подразумевает выполнение следующих действий:

  • Поверхность тщательно очищают.
  • Ремонтируемый участок обезжиривают растворителем или ацетоном и оставляют для просыхания.
  • Наносят слой жидкой грунтовки.
  • Поверх грунтовки наносят шпаклевку, используя специальный пистолет или обычный шпатель, и оставляют на 6 часов.
  • По истечении этого времени проблемное место накрывают стеклотканью и наносят еще один слой шпаклевки.

Применение пены и эпоксидной смолы

Устранение проблемы, чем заделать дыры в шифере, с помощью пены и смолы выглядит следующим образом:

  • Место ремонта хорошо очищают и обезжиривают.
  • Трещину заполняют монтажной пеной и оставляют для высыхания примерно на сутки.
  • Поверх пены наносят герметик и покрывают ремонтируемое место эпоксидной смолой.


Смолу вполне можно заменить жидким пенопластом, но стоит помнить, что он быстрее разрушается под воздействием солнечных лучей.

Накладка жестяных заплаток

Проблема, чем заделать дыры в шифере на крыше, актуальна для многих людей. Дефект в виде больших дыр и трещин можно устранить с помощью жестяной заплатки. Для этого делают следующее:

  • Из куска жести вырезают заплатку и сворачивают в трубочку.
  • Заталкивают ее в дыру и делают отверстие посередине.
  • В это отверстие вставляют болт, имеющий прокладку, и прижимают.
  • Имеющиеся зазоры заполняют герметиком.

Ремонт трещин с помощью олифы и мела

Олифу и мел хорошо перемешивают, полученную смесь наносят на предварительно очищенную поверхность. После высыхания ремонтируемый участок красят масляной краской.

Применение влагостойкого клея

Использование такого способа возможно только на идеально чистой поверхности, поэтому прежде, чем заклеить шифер на крыше, его хорошо промывают, протирая жесткой щеткой. После высыхания каждый дефект заклеивается куском плотной ткани, промоченной влагостойким клеем.


При этом важно, чтобы ткань выходила за края отверстия на 3-4 см. Поверх заплатки наносят еще один слой клея. Затем ремонтируемый лист переворачивают и дырку заполняют бетонным раствором. На немного схватившийся бетон накладывают еще одну заплатку и заливают клеем для шифера.

Устранение дефектов шифера с помощью алюминиевой фольги

Используя обычную алюминиевую фольгу, можно также устранить некоторые дефекты на шифере.

Для этого выполняют такие действия:

  • Удаляют старый крепежный элемент.
  • Вырезают заплатку из фольги.
  • Закрепляют фольгу на нужном участке и прижимают саморезом.
  • Если ремонт проводился на цветной кровле, то заплатку красят в аналогичный цвет.

Способы защиты шиферной крыши от дальнейшего разрушения

Если при визуальном осмотре обнаружились дефекты в разных местах крыши, то ситуация становится достаточно сложной. Чаще всего такое происходит в результате ошибок, совершенных в процессе монтажа кровельного материала. В этом случае простой ремонт может решить проблему только временно, поэтому важно остановить или свести к минимуму процесс разрушения.

Для достижения поставленной цели можно воспользоваться полоской плотной ткани, которую предварительно пропитывают краской. Полоской накрывают трещины, образовавшиеся на шифере.

Можно закрепить трещину еще одним способом: в трещине высверливают дырку и закручивают саморез. При этом отверстие дополнительно заделывают кровельным герметиком, который стянет края.

После окончания кровельных работ хозяин дома любуется уже почти готовым сооружением и не думает о том, как и когда он будет делать ремонт шифера на крыше. Кажется, этот материал настолько крепок, что выдержит все перепады температур и любое количество осадков. Но это не так…

Почему приходится делать ремонт крыши из шифера?

Под шифером в современном строительстве подразумевается несколько видов материалов для защиты сооружения от осадков. Существует даже натуральный слоистый материал природного происхождения, но при строительстве современных зданий он практически не используется. Чаще всего для покрытия кровли применяют волнистый или из волокон асбоцемента. Иногда вместо асбеста используются волокна из полиакрила или джута. Эти наполнители делают листы более легкими. А изделия, выполненные из битума, принято называть еврошифером.

Годы летят очень быстро, и уже через 10–15 лет на кровельном покрытии образуются сколы и трещины. Гораздо досаднее, когда крыша начинает протекать ранее окончания гарантийного срока. Затевая самостоятельный ремонт крыши из шифера, следует разобраться в причинах возникновения трещин и сколов. Это необходимо сделать для предотвращения дальнейшего разрушения. Основные причины быстрого старения материала следует искать, прежде всего, в некачественном изготовлении и нарушении производителями цикла технологического процесса.

Чаще всего, потребитель не может исправить такие недоделки, как нехватка цемента, неправильные по размеру асбестовые волокна и некачественно выполненная доработка готовых листов. Также очень часто производители выпускают в продажу хрупкие листы с нарушенным периодом отвердевания. Иногда сами потребители при совершении установочных работ допускают критические ошибки. Например, неправильная укладка листов, неверный выбор уклона крыши и крепление изделий без специальных прокладок под шляпками .

Если количество повреждений очень большое, и ясно, что заделка отдельных трещин и сколов невозможна, необходимо заменить старый шифер на новое кровельное покрытие. Работу следует начать с демонтажа разбитых временем асбоцементных листов. При этой работе необходимо не только удалить гвозди и спустить все части поврежденного шифера на землю, но и тщательно осмотреть всю стропильную систему сооружения. Так как от протечек мог завестись грибок или начаться гниение древесины .

При обнаружении подгнивших элементов каркаса кровли следует произвести их замену. Всю стропильную систему необходимо заново обработать антисептиками и уложить новое кровельное покрытие.

Не всегда есть деньги и силы на работы по замене дефектного шифера на крыше. Поэтому следует поискать альтернативные способы восстановления герметичности кровельного материала. Для продления срока использования шиферного покрытия и восстановления его функциональных возможностей существует несколько вполне реальных способов. Как правило, это изготовление и накладка заплатки на трещину или обычное замазывание герметиком. Ниже приводится несколько пошаговых объяснений, как отремонтировать шифер самостоятельно.

Ремонт кровли из шифера асбестовой пастой

Делается такой ремонт с помощью специальной пасты, рассмотрим этот метод.

Как отремонтировать кровлю из шифера асбестовой пастой - пошаговая схема

Шаг 1: Готовим состав

Желательно предварительно снять изделие с кровли. Для ликвидации небольшой трещины в этом листе шифера можно самостоятельно и быстро изготовить негустую асбестовую пасту. Смесь для изготовления такой пасты состоит из асбестового волокна, цемента, клея ПВА и воды. Перемешав в емкости цемент с асбестом в отношении 1:3, следует добавить в равных количествах воду и клей ПВА. Консистенция полученного после размешивания состава должна напоминать густоту качественной сметаны.

Шаг 2: Наносим смесь

Трещины тщательно законопачивают, можно волокнистый материал предварительно обработать гидрофобными составами. Затем это место замазывают сметанообразной асбестоцементной пастой. После полного высыхания для пущей эстетики можно пройтись наждачной бумагой по полученному шву, только не переусердствуйте, чтобы не вскрыть его снова. Крыша, отремонтированная таким способом, предохранит жилище от проникновения влаги примерно 5–10 лет.

Как отремонтировать крышу из шифера с помощью фольги?

Заплатку на крыше можно поставить легко и быстро с помощью алюминиевой фольги, которую вы можете взять даже от шоколадки. Когда поврежденный элемент демонтирован и очищен, на изнаночную сторону фольги тонким слоем наносится специально подобранный клей, который может приклеить алюминий к листу шифера. Углы произведенной заплатки следует закруглять для предотвращения загибов. Если такая заплатка необходима в месте крепежа листа к крыше, то следует, заделав это повреждение фольгой, прокрутить дырку для крепления в другой части поверхности шифера.

Теперь устанавливаем элемент обратно, не забываем, так же как и при начальной укладке, использовать резиновую прокладку под шиферный гвоздь. По окончании работы необходимо замаскировать заплатку под цвет всей поверхности крыши. Наносить краску следует при комфортной температуре в сухую погоду. Лучше всего прокрашивать место заплатки традиционным методом – валиком или кистью. Для лучшего эффекта следует сделать два подхода, причем после первого слоя отремонтированное место необходимо тщательно просушить.

Как отремонтировать шифер без демонтажа?

Все предыдущие способы было удобнее осуществить на снятом листе, но есть приемы и для тех случаев, когда лист не демонтируется. Попробуем устранить дефект, не снимая шифера с места укладки. Обеспечиваем себе страховку и забираемся на крышу. Поврежденное место следует тщательно очистить от пыли и мелких частей асбеста металлической щеткой. Обезжирить ремонтируемую поверхность можно ацетоном, бензином или специальным растворителем. Засыпаем в щель шиферную крошку и равномерно распределяем ее по всей трещине.

Теперь можно залить силиконовую пасту на поверхность крошки и дать ей схватиться, а затем закрасить краской в тон всей крыше. Такой ремонт кровли из шифера отнимает меньше времени и достаточно надежен. Участки кровли с окрашенной поверхностью следует закрасить сразу же после схватывания силиконовой пасты, так как асбестоцементные листы имеют пористую структуру, и край отремонтированной поверхности быстро загрязнится .

Озадачившись вопросом, как отремонтировать крышу из шифера, можно вспомнить и еще об одном способе заделки трещин – пене. На месте повреждения после очистки и обезжиривания создается своеобразный пирог. Сначала трещина не полностью задувается монтажной пеной. Просушив место ремонта, следует острым ножом обрезать лишнюю пену по бокам и наложить слой герметика такой же толщины. Самым эффективным вариантом гидроизоляции будет применение водостойкого состава. Такой материал для защиты шифера имеет хорошую адгезию и поэтому плотно примыкает к поверхности.

Для завершения следует промазать полученную поверхность битумной смолой. Для сохранения смолы в жидком состоянии следует добавить в разогретую массу немного солярки. Получается праймер, в который для густоты можно добавить обычного чистого песка. Такой способ заделки повреждений надежно защитит крышу от протечек на длительное время, хоть и заставит вас потрудиться и даже, наверное, неплохо замараться.

Как бы красиво ни смотрелась новая кровля, время неумолимо бежит. Наступает момент, когда перед владельцем недвижимости встает вопрос: чем заделать трещины в шифере на крыше? Решений для этого вопроса – множество! Выбор за владельцем, только он может продлить эксплуатацию шиферной кровли.

В этой статье

Дефекты шиферной кровли

Перечень дефектов шифера, которые могут появиться в процессе эксплуатации кровли:

  • появление трещин в шифере;
  • зарастание материала мхом;
  • механические повреждения;
  • дефекты устройства кровли, оставшиеся после монтажа;
  • физическое старение;
  • прочие изъяны.

Когда владелец решает покрыть кровлю шифером, он знает, что его ждет впереди. Тяжелая транспортировка материала к рабочему месту. Малая эстетичность материала, его хрупкость, дополнительная работа по его облагораживанию. Но, пересиливает бюджетная стоимость материала, его универсальность – именно эти показатели дали возможность шиферу стать популярным.

Специалисты советуют: в целях долговечной защиты материала от появления лишайника, мха использовать специальные антисептики. Это конструкции увеличит время эксплуатации.

Шифер нельзя назвать самым технологичным материалом. Но дыры, сколы, тещины, любые изъяны ремонту поддаются. Естественно, простые заплатки не спасут. Придется выделять средства на устранение недостатков. Пока кровля новая, желательно сразу предусмотреть правила очищения материала, уход за ним.

Подготовительные работы к ремонту

Перед тем как выполнить ремонт, шифер необходимо очистить веником с водой. Удалить все посторонние предметы, грязь, мусор, землю. После очищения определить: какой вид ремонта требуется. Он может быть радикальным, то есть, полным. По ним подразумевают, замену всей системы: стропил и покрытия. Этот вид работ применяется, когда листы материала и стропила сильно повреждены.

Тогда требуется другая конструкция обрешетки и стропил. Частичный ремонт выполняют тогда, когда требуется убрать старый шифер, и положить новые листы материала. При косметическом ремонте изъяны на шифере заделывают заплатами, определенными составами.

Методы для заделки трещин

Заделка трещины в шифере – наиболее частый вариант работы. Решений вопроса множество. Если на листе обнаружена трещина, ее и место вокруг надо обезжирить бензином, ацетоном, растворителем. Затем следует место обработать грунтовкой с основой из клея ПВА. Заполнить его изолирующей смесью, можно цементным составом.

Ремонтная смесь

Смеси изготавливают из воды, асбеста, цемента, клея ПВА. Делать ее просто: на одну часть цемента засыпают три частям асбеста. В этот состав добавляют строительный клей ПВА и воду в равных количествах. Затем все аккуратно перемешивают, пока не образуется смесь с густой консистенцией.

Смесь изготавливается малыми порциями! Это делается для долговременного ее сохранения. Дефект заделывают полученной смесью в два слоя. Толщина каждого — должна быть не меньше одного мм. В строительных магазинах есть в продаже уже готовые составы. В их основе существуют гидроизоляционные материалы. Можно воспользоваться таким составом, но предварительное обезжиривание материала перед ремонтом выполняется всегда.

Можно работать с этим же составом, но только разбавленным ксилолом. Место дефекта вначале покрывают грунтовкой, затем покрывают составом. Как только пройдет шесть часов, надо на этот слой положить стеклоткань. И, вновь нанести слой герметика.

Применение алюминиевой фольги

Для выполнения работы подготавливают латку с нужными параметрами. Углы у латки следует закруглить. Изнутри ее надо промазать универсальным клеем. Затем, с небольшим усилием прижать к листу шифера, с которого уже удален старый крепеж. После наложения латки лист материала прикрепляют к кровле гвоздями. Делать это надо через подготовленные отверстия. Но располагаться они должны на новых местах.

Совет: строительная пена – тоже вариант для заделки дефектов в листе шифера. Причем самый постой и доступный! Если на дефект наносят несколько слоев монтажной пены. То после ее отвердевания, и высыхания, она обрезается по контуру волны материала, а сверху накладывают слой герметика. Затем это место подсушивают, и наносят слой смолы битума.

Иногда в роли заплатки используют герметизирующую бутил-каучуковая ленту. Она самоклеящаяся, имеет двухстороннюю рабочую поверхность. По ее верху располагается декорирующий материал или нетканое полотно. А расположена клейкая основа, она защищена полоской бумаги. Она антиадгезионная, или могут использовать для этой же цели полимер. Именно такой полосой заклеивают поврежденное место. Верхняя часть полосы при желании окрашивается в предпочитаемый цвет.

Есть еще простейший метод для устранения изъяна материала. На дефектное место следует попеременно укладывать плотную ткань, затем его следует обработать нитрокраской.

Также модно трещину в шифере устранить прямо на крыше, не снимая лист. Тогда надо использовать силиконовую пасту. Вначале трещину засыпают шиферной крошкой, затем заполняют силиконом.

Еще метод: если трещинка небольшая, то по ее краям следует высверлить отверстия с диаметром до четырех мм. Потом залить ее горячей смолой или специальными герметиками для кровли. Они просохнут, станут похожими на резину.

Техника безопасности

Работа по ремонту материала на кровле, как и другая, требует непременного соблюдения правил по сохранению человека. Человек, выполняющий работы, должен иметь соответствующую специальную одежду. На ноги должна быть надета нескользящая обувь. Работа выполняется в тихую, не солнечную погоду, без дождя и ветра. Если необходимо, то надо пригласить еще одного человека. Это делается для подстраховки от несчастного случая.

Шифер – материал для покрытия крыш довольно неплох и практичен. И сравнительно не дорог, в сравнениях с другими, более современными и стильными покрытиями. Но есть у него один хороший минус; уж больно он хрупок. Особенно, по прошествии некоторого времени. По мере старения шифера, лежащего на крыше, в нём появляются трещины и дыры. Во избежание этих неприятностей, необходимо, хотя бы раз в полгода (весной, по сходу снега и осенью, после того как облетят листья с деревьев), производить уборку крыши при помощи метлы или щётки. Тем более необходимо, если рядом со зданием растут деревья. Если этого не делать, опавшие листья, хвоя и мелкие веточки с деревьев, перегнивают на покрытии, и там появляется и начинает распространяться зелёный мох и грибок, вследствие чего шифер ветшает и на нём образуются трещины и дыры.

Соблюдая эти нехитрые действия, Вы заметно продлите срок службы этого покрытия. Однако, рано или поздно, трещины в шифере, всё же появятся. И здесь хочу посоветовать один из способов, как устранить трещину, или небольшое отверстие в листе шифера, если нет возможности заменить его.

Понадобится

  • Бензин (я использовал марку АИ-92).
  • Пенопласт.
  • Мелкая капроновая сеточка (можно стеклоткань).
  • Кисть.
  • Ножницы.
  • Растворитель.
  • Тряпка.
  • Жёсткая щётка.

Готовим клей

Для начала приготовим наш самодельный клей, не забывая о мерах предосторожности; следите, чтобы рядом не было открытого огня, ведь работать мы будем с бензином! И старайтесь не вдыхать пары бензина – это может повлиять на самочувствие не в лучшую сторону!
Удобнее работа пойдёт, на мой взгляд, если клей будет в какой-нибудь посуде, с широким горлышком, наподобие пластмассового ведёрка из-под майонеза. Итак, нальём в мерный стаканчик двести пятьдесят миллиграммов бензина (чем выше его октановое число, тем проще и быстрее в нём растворится пенопласт) и выливаем его в ведёрко.


Я использовал бензин 92-й, но так как он достаточно несвежий (я слил его из старого мотоцикла), и наверняка выдохшийся, пришлось плескануть в него ещё пятьдесят миллиграммов растворителя марки 646.


Если Вы используете свежий бензин 92-й или 95-й, лить в него растворитель не обязательно – он и так отлично справится с пенопластом. Теперь разламываем пенопласт на подходящие по размеру куски, и отправляем его в ведёрко с бензином. Растворяется там пенопласт почти моментально, эффектно шипя и пузырясь.


Продолжаем растворять куски пенопласта, покуда получающийся клей не приобретёт серую консистенцию, похожую на органический обойный клей; такую же вязкую и достаточно густую, чтобы удержаться на кисти и, позже, на капроновой сеточке.


Далее, складываем в пакет всё необходимое; ведёрко со свежеприготовленным клеем, капроновую сеточку, ножницы, кисть, растворитель, тряпочку и залезаем на крышу, к повреждённому месту на шифере, не забывая, опять же, о мерах предосторожности.

Ремонтируем шифер

Теперь необходимо очистить место склеивания (поля, сантиметров по пять от краёв трещины) жёсткой щёткой, от мусора, пыли и песка. Далее, смачиваем тряпочку растворителем и протираем очищенные щёткой места, куда ляжет клей.


На обработанные края трещины, наносим кистью слой клея.


Укладываем на трещину с проклеенными краями капроновую сеточку. Сверху покрываем всё это клеем.


Теперь необходимо подождать два-три часа, чтобы клей немного подсох. Да и отдышаться за это время от паров бензина! Через обозначенное время, поднимаемся обратно, наносим на слегка подсохший клей свежий слой клея и укладываем вторым слоем сеточку, чтобы, так сказать, закрепить результат. И теперь сверху ещё раз, основательно, и не жалея клей, наносим последний слой клея. Растворённый в бензине пенопласт, намертво прихватится к шиферу, так, что никакая непогода его оттуда не оторвёт и не смоет! Можно, при желании, пока не начало засыхать, посыпать всё это дело сверху сухим цементом, чтобы отремонтированный участок крыши не бросался в глаза, если он находится на видном месте. На этом наша работа окончена. Остальное – дело времени. Семь-девять часов будет достаточно для выветривания паров бензина из клея и его дальнейшего затвердевания. Не забудьте перед началом работы узнать прогноз погоды на ближайшие сутки, так-как излишняя влага на пользу такой работе явно не пойдёт. Такой ремонт продлит срок службы шифера, по крайней мере, ещё на пару лет. Ну, или пока не появится возможность сменить старое покрытие на новое.

Массовое использование шифера в прежние годы определялось его доступной ценой и долговечностью. До сих пор еще существуют множество домов, покрытых этим популярным кровельным материалом, не требующим особого ухода. Но мелкий ремонт все равно приходится делать, поскольку со временем на поверхности появляются трещины и даже отверстия. Те, кто по разным причинам не может расстаться с цементно-асбестовым покрытием, делают ремонт подручными материалами. Посмотрим, как это получается на практике.

Почему появляются трещины

При всех замечательных достоинствах, у шифера сохраняется невысокая стойкость к механическим нагрузкам. Хотя покрытие достаточно хорошо переносит солнечный ультрафиолет и повышенную влагу, их длительное воздействие ослабляет исходную прочность. Со временем структура материала становится более уязвимой, и при резких перепадах температур или при падении веток в листах возникают продольные или поперечные трещины. Сказывается и ветровая нагрузка, давление зимних пластов снега, отчего прочный гребень волны начинает проседать, обнажая шляпки гвоздей. Если не заделать появившиеся дефекты, то они будут постепенно расширяться.

Конечно, лучше полностью заменить повреждённое покрытие. Но если такой возможности нет, то мелкий ремонт становится единственным способом устранения протечек и защиты строения от разрушающей влаги.

Уход продлевает жизнь кровли

Помимо знания самого процесса ремонта шиферной кровли, нужно понимать, как не довести крышу до плачевного состояния. Даже неаккуратное передвижение по крыше при чистке трубы и ремонтных работах может привести к появлению новых трещин под весом мастера. Поэтому на покрытие необходимо уложить специальные деревянные настилы так, чтобы поперечные рейки, скрепляющие доски снизу, расположились в углубление волны шифера. Это позволяет равномерно распределить нагрузку по всей площади покрытия. На крутых скатах крыши для работ должна быть лестница-трап, имеющая длину, равную полному скату крыши, с зацепом за конек.

Хроническая болезнь шиферных крыш – колонии мхов и лишайников, особенно в затененных местах. Если растительность уже захватила углубление волны, она будет задерживать ток воды, а разрастающийся мох начнет приподнимать стыки листов, открывая пути для дождевой влаги. Всякая растительность на шифере создает условия для образования новых трещин.

Простой и эффективный способ борьбы со мхами и лишайниками - регулярная окраска шероховатой поверхности шифера несколькими слоями стойкой атмосферной краски. Очистку старой кровли от зеленого ковра можно провести механическим путем, а затем обработать препаратом, который уничтожает корневую систему колонии.

Нужно хотя бы дважды в год проводить инспекцию кровельного покрытия со стороны чердачного помещения. При наличии утеплительного подкровельного слоя, трещины обнаружить сложнее, но ревизию проводить обязательно. Иначе в местах протечек вскоре появятся пятна плесени, которая перейдет на деревянные конструкции.

Как герметизировать трещины

Продольные трещины, проходящие по гребню или углублению волны, можно отремонтировать гидроизоляционной самоклеяющейся бутил-каучуковой лентой, специально предназначенную для шифера. Устанавливают ее с внешней и внутренней стороны трещин или только снаружи. Если вы будете ленту устанавливать только сверху, то лучше под нее установить полоску оцинкованного листа, которому заранее придать форму волны. Тогда подвижки трещины не повлияют на целостность ленты.

Наружная сторона ленты обычно покрыта нетканым полотном, которое при желании можно окрашивать в нужный цвет. Приклеивать ленту на шифер несложно, если он хорошо очищен и обезжирен. Отрезок ленты нужной длины накладывайте на трещину с одного края, и постепенно снимайте защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно прижимая его к поврежденной части. Проверьте плотность сцепления ленты с кровельным материалом, чтобы не было частичного отклеивания краев.

Используем битумную мастику

Для ремонта продольных трещин можно использовать стекловолоконную сетку-серпянку или стеклоткань, которую лучше наклеивать с помощью битумной мастики холодного отверждения. Трещины поперечные обычно заклеивают той же сеткой-серпянкой, но иногда приходится все же полностью менять поврежденный лист. Для этого приходится снимать несколько соседних листов, чтобы вынуть поврежденный, а затем все укладывать обратно и надежно закреплять.

Трещины, обнаруженные в листах карнизного ряда покрытия, ремонтировать сложнее, поэтому чаще всего их меняют на новые. При такой замене требуется аккуратное удаление гвоздей, соединяющий карнизный и второй ряд кровли, поскольку даже целые листы старого шифера могут дать трещину при неаккуратном монтаже.

Если по карнизной линии замена листов по каким-либо причинам невозможна, то их придется снимать, а трещины проклеивать стеклосеткой на битумной мастике, накладывая материалы с верхней и нижней сторон треснувшего шифера. Затем отремонтированные листы вновь нужно установить на место. Оставлять поврежденные листы не рекомендуется - трещины и сколы будут неизбежно расширяться со временем.

Этот материал можно использовать и для ремонта пробоин или широких трещин, дополнительно используя стеклосетку. Для надежности со стороны чердака к таким повреждениям нужно прижать оцинкованный лист с изгибом волны, которую можно будет убрать после полного застывания цементного раствора. Высохший цементный раствор можно покрыть грунтовкой и окрасить атмосферостойкой краской.

Чтобы следы ремонтных работ остались незаметны, можно окрасить единым цветом всю поверхность шиферного покрытия. Тогда ваша кровля прослужит вам еще много лет.