Душ        18.11.2023   

Беседы с батюшкой. Причастие и исповедь. Правильная исповедь: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется богом

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Плата за требы – это справедливо?
Здравствуйте! Недавно услышала, что в наших храмах запрещено назначать цены за требы, свечи и всякую церковную продукцию. Но во многих храмах они все же назначаются. Почему так? А если у меня нет требуемой суммы, а мне надо обвенчаться или окрестить ребенка? Можно ли жаловаться и куда идти? Спасибо. Ксения

Отвечает священник Леонид КАЛИНИН, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского (Москва):
-- Я знал человека, который не смог креститься в детстве из-за дороговизны крещения (он рос в многодетной семье). Сначала он иногда заходил в храм, потом стал бывать на богослужениях регулярно. И причащаться! Тогда молодежи в Церкви было мало, и настоятель заметил регулярно приходящего в храм молодого человека, как-то разговорился с ним после службы и узнал, что он не крещен: «Как же ты причащаешься?» «Я не крещен, потому что у вас очень дорого стоит крещение», -- ответил парень. Священник раскаялся и окрестил его. Видимо, вспомнил 1-й канонический ответ свт. Тимофея Александрийского, отца 2-го Вселенского собора. Там говорится, что если некрещеный человек причащается по своей вере, то «должно просветити его Крещением: ибо призван от Бога».

Недопустимо требовать деньги за таинства, не имеем мы права торговать благодатью. Это пережитки советского времени. Тогда нельзя было не назначать цены -- государство полностью контролировало Церковь, все требы регистрировались, храм с них платил налоги. Во многих храмах и сегодня по инерции сохраняются такие порядки. Это, конечно, временное явление. Думаю, прихожане должны быть терпимыми, относиться к этому как к человеческой немощи (в храме тоже люди работают и служат). Но если у них нет возможности оплатить церковную услугу, надо сказать об этом настоятелю, который обязан обеспечить людям доступ ко всему, что связано с их духовными потребностями. Если же он этого не сделает, тогда, я считаю, можно пожаловаться правящему архиерею.

С другой стороны, Церковь существует на пожертвования. Вспомните Евангелие: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21, 1-4). И сегодня многие одинокие старушки жертвуют со своей скудной пенсии на храм. Даже если такая старушка только мелочь положит в церковный ящик, ее жертва будет угодна Богу. Но когда богатые люди шьют для своего ребенка дорогую крестильную рубашку, приглашают много гостей, дома или в ресторане пышно празднуют крестины, а в храме после таинства оставляют скомканную пятидесятирублевую бумажку -- по совести ли это? Итог всему вышесказанному можно подвести такой: ценникам в храме не место, но прихожане должны жертвовать на храм добровольно. Помните, что пожертвования на храм -- ваша жертва Богу.

Пирсинг и тату
Здравствуйте! Не могу спокойно смотреть, как нынешняя молодежь уродует себя то наколками, то какими-то кольцами -- даже в носу! А некоторые в таком непотребном виде даже в храм Божий входят! Как с ними быть? И вообще, что движет человеком, когда он делает такое с собой? Сергей Федорович, г. Екатеринбург

Отвечает свящ. Димитрий СТРУЕВ, председатель отдела по работе с молодежью Липецкой и Елецкой епархии, руководитель молодежного духовного центра «Экклезиаст», ассистент кафедры теории и истории культуры Липецкого педагогического университета:
-- Наше отношение к косметике, изощрениям в одежде и прочим вольностям внешнего вида должно базироваться на словах апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3-4). Однако к пирсингу, шрамированию и прочему «боди-арту» это применить сложнее. Хотя бы потому, что уродующие свое тело меньше всего заботятся о красоте в общепринятом ее понимании. Их задача -- создать из своего тела некий образ, отличный от того, который дал им Господь. Для христианина сама эта идея греховна, но нет смысла укорять за искажение человеческого облика, а в нем и образа Божия тех, кто увешивается железками и изрисовывается, потому что об образе Божием они просто не задумываются, для них само это понятие -- пустой звук. Нам же важно проследить мотивацию этого уродования. Не те объяснения, которые подростки дают сами себе, а мотивацию подсознательную. На мой взгляд, это стремление спрятать, замаскировать свой внутренний мир, подлинное содержание своей души. Бросающейся в глаза ультрасовременной атрибутикой «проблемный» молодой человек или девушка отвлекает внимание окружающих от своих глаз. Труднее заглянуть человеку в душу, если на пути к ней -- нагромождение из ирокеза, цепей, татуировок, напичканных в плоть колец и гирек. «Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы», -- это слова Дракона из пьесы Евгения Шварца. Не потребность ли сделать подлинные болезни души «еще более невидимыми» вместо того, чтобы приложить усилия к их исцелению, заставляет молодых уродовать свое тело, за угрожающей окраской и килограммами металла прятать свое настоящее «я»?

Что же делать тем, кто успел себя изуродовать, а потом пришел к вере? Потребность в извращении внешности у человека, начавшего молиться, слетает, как шелуха. Можно повынимать гирьки и кольца -- следы от них хоть и останутся, но будут не так заметны; привести в порядок волосы -- даже если придется состричь, рано или поздно отрастут новые. С татуировками сложнее. Я увидел на руке у отца Иоанна Охлобыстина страшный след от выжигания фрагмента татуировки (кто видел его руки в фильмах, вспомнят, как они разрисованы, -- это не фальшивая раскраска для роли, татуировки настоящие), и он рассказывал, что на этот след обратил внимание Патриарх, сказавший: «Нечего членовредительством заниматься! Ходи теперь какой есть -- разрисованный». Трудно не согласиться с этим высказыванием Патриарха Алексия II. Однако для читателей я еще сделал бы оговорку, которая к отцу Иоанну не относится: если у кого-то на теле есть кощунственные изображения, или тексты, или демоническая символика, то именно такие вещи желательно или попытаться вывести или, если это трудно, хотя бы забить другой татуировкой. Сложнее со шрамированием: я наслышан, например, о моде вырезать на собственной коже три шестерки. Даже для тех, у кого «снесло крышу» до подобной глупости, не закрыты двери покаяния; однако убрать следы такого безумия без «членовредительства» невозможно, да, может быть, не столь уж это и обязательно -- важнее уврачевать покаянием душу. Нам же, клирикам и прихожанам православных храмов, нужно создать на приходах такие условия, чтобы пороги наших храмов не страшно было переступать ребятам, сдуру сделавшим безобразие из своей внешности. Мне пришлось быть свидетелем необузданной агрессии «церковного дедушки» (полнейший аналог «бабушки», только мужского пола) в отношении зашедших в храм молодых ребят в молодежной одежде, с длинными волосами и пирсингом. Они не разговаривали, службе ничем не мешали, просто не угодили своим внешним видом. Большого труда стоило дедушку утихомирить. Перевоспитать таких дедушек и бабушек еще сложнее, чем перестричь всю «хайрастую» молодежь, но важно, чтобы в храме был кто-то, кто может нейтрализовать агрессию пожилых прихожан.

Можно ли исповедоваться в одном храме, а назавтра причащаться в другом?

В канун двунадесятого праздника я не успевала на всенощную в храм, в который хожу обычно, и пошла на службу в ближайший к моей работе. Там и исповедовалась, а на литургию пришла в свой храм. Перед причастием священник спросил, исповедовалась ли я. Узнав, что в другом храме, сказал мне, что в этот раз причастит, но в принципе причащаться надо там, где исповедуешься. Действительно ли недопустимо вечером исповедоваться в одном храме, а с утра причащаться в другом? Зинаида

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:
-- Церковь едина, и во всех храмах мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому не может быть никаких оснований требовать, чтобы христианин, который вечером исповедовался в одном храме, обязательно и причастился в этом же храме. Нет и причин настаивать, чтобы человек, который пришел причащаться, получив накануне у священника другого храма благословение на причащение, заново исповедовался. Исповедь перед причащением установлена для того, чтобы человек открыл свою совесть священнику и тот или благословил его причаститься, или -- если для этого есть канонические основания -- наложил на него временное запрещение. В Русской Православной Церкви (в отличие, кстати, от некоторых Поместных церквей) всем приходским священникам (кроме отдельных случаев, всегда имеющих характер наказания со стороны священноначалия) доверено принимать исповедь мирян перед причастием. И со стороны священника думать, что он сам или священники его прихода лучше могут осуществлять данную Богом священству власть вязать и решить, -- это проявление гордости или недопонимания сути вопроса.

Пост и молитвы перед Причастием

До этого года я исповедовалась и причащалась всего один раз в жизни, в отрочестве. Недавно решила снова причаститься, но забыла про пост, молитвы, исповедь... Что мне теперь делать?

По канонам Церкви перед причастием обязательно воздержание от интимной жизни и причастие натощак. Все каноны, молитвы, пост - просто средства, чтобы настроить себя на молитву, покаяние и желание исправляться. Даже исповедь, строго говоря, не является обязательной перед причастием, но это в том случае, если человек регулярно исповедуется у одного священника, если у него нет канонических препятствий к причастию (аборт, убийство, хождение к гадалкам и экстрасенсам...) и есть благословение духовника не всегда обязательно исповедоваться перед причастием (например, Светлая Седмица). Так что в вашем случае ничего особо страшного не произошло, а на будущее можете все эти средства подготовки к причастию применять.

Сколько поститься перед причастием?

Строго говоря, в «Типиконе» (уставе) говорится, что желающие причаститься должны поститься в течение недели. Но, во-первых, это монастырский устав, а «Книга правил» (каноны) содержит лишь два необходимых условия для желающих причаститься: 1) отсутствие накануне причастия интимных супружеских отношений (не говоря уже о блудных); 2) причастие должно приниматься натощак. Таким образом, получается, что пост перед причастием, чтение канонов и молитв, исповедь рекомендованы для готовящихся к причастию для более полного вызывания покаянного настроения. В наше время на круглых столах, посвященных теме причастия, священники пришли к мнению, что, если человек соблюдает в течение года все четыре больших поста, постится в среду и пятницу (а это время занимает минимум полгода в году), то для такого человека достаточно евхаристического поста, т. е. причащаться натощак. А вот если человек 10 лет в храм не ходил и надумал причаститься, то для него понадобится совсем другой формат подготовки к причастию. Все эти нюансы надо согласовывать со своим духовником.

Можно ли мне продолжать готовиться к причастию, если в пятницу пришлось нарушить пост: попросили помянуть человека и дали непостную еду?

Можете сказать об этом на исповеди, но это не должно послужить препятствием для причастия. Ибо нарушение поста было вынужденным и в данной ситуации оправданным.

Почему каконы пишутся на церковнославянском языке? Ведь их так тяжело читать. Мой муж не понимает ничего из того, что читает, и злится. Может, мне читать вслух?

В Церкви принято проводить службы на церковнославянском языке. На этом же языке мы молимся и дома. Это не русский язык, не украинский и никакой другой. Это язык Церкви. В этом языке нет матов, бранных слов, и на самом деле научиться понимать его можно буквально за несколько дней. Ведь он имеет славянские корни. Это к вопросу, почему мы используем именно этот язык. Если вашему мужу удобнее слушать, когда вы читаете, можно так поступать. Главное, чтобы он внимательно слушал. Советую вам в свободное время сесть и поразбирать текст с церковнославянским словарем, чтобы лучше понимать смысл молитв.

Мой муж верит в Бога, но как-то по-своему. Считает, что читать молитвы перед исповедью и причастием необязательно, достаточно в себе осознать грехи и покаяться. Не является ли это грехом?

Если человек считает себя таким совершенным, чуть ли не святым, что ему не нужна никакая помощь в подготовке к причастию, а молитвы являются такой помощью, то пусть причащается. Но помнит слова Святых Отцов о том, что мы тогда причащаемся достойно, когда считаем себя недостойными. А если человек отрицает необходимость молитв перед причастием, получается, он и так считает себя достойным. Пусть ваш муж обо всем этом подумает и с сердечным вниманием, читая молитвы ко причастию, готовится к принятию святых Тайн Христовых.

Можно ли быть на вечерней службе в одном храме, а утром на причастии - в другом?

Никаких канонических запретов подобной практике нет.

Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели?

Лучше со вниманием, вдумываясь в смысл читаемого, чтобы это была действительно молитва, распределить рекомендуемое правило к причастию на неделю, начиная с канонов и заканчивая молитвами ко причащению накануне принятия Тайн Христовых, чем вычитать бездумно в один день.

Как соблюдать пост и готовиться ко причастию, живя в 1-комнатной квартире с неверующими людьми?

Святые Отцы учат, что можно жить в пустыне, а в сердце иметь шумный город. А можно жить в шумном городе, но в сердце будет тишина и покой. Так что, если мы захотим помолиться, то помолимся в любых условиях. Люди молились и в тонущих кораблях, и в окопах под бомбежкой, и это была самая угодная Богу молитва. Кто ищет, тот находит возможности.

Причастие детей

Когда причащать младенца?

Если в храмах в специальной Чаше оставляют Кровь Христову, то таких младенцев можно причастить в любой момент, в любое время, лишь бы был священник. Особенно это практикуется в больших городах. Если такой практики нет, то причастить ребенка можно только когда в храме совершается литургия, как правило, в воскресенье и по большим праздникам. С грудничками можно подойти к концу службы и причастить его в общем порядке. Если приходить с младенцами к началу службы, они начнут плакать и этим мешать молиться остальным верующим, которые будут роптать и возмущаться неразумными родителями. Запивку в малых количествах можно дать младенцу любого возраста. Антидор, просфорочку дают тогда, когда ребенок в состоянии это употребить. Как правило, младенцев причащают не натощак до 3-4 лет, а потом приучают к причастию на голодный желудок. Но если 5-6-летний ребенок по забывчивости что-то выпил, съел, то его тоже можно причастить.

Дочь с года причащается Тела и Крови Христовых. Сейчас ей почти три, мы переехали, и в новом храме священник дает ей только Кровь. На мою просьбу дать ей частичку сделал замечание об отсутствии смирения. Смириться?

На уровне обычая, действительно, в нашей Церкви младенца до 7 лет причащают только Кровью Христовой. Но если ребенка приучают к причастию с самых пеленок, священник, видя адекватность младенца, когда тот подрастает, может давать уже и Тело Христа. Но надо быть очень внимательным и контролировать, чтобы ребенок не выплюнул частичку. Обычно полное причастие младенцам дают, когда батюшка и младенец привыкают друг к другу, и священник уверен, что ребенок полностью потребит Причастие. Попытайтесь один раз поговорить со священником на эту тему, мотивируя свою просьбу тем, что ребенок уже привык причащаться и Тела, и Крови Христа, а потом смиренно примите любую реакцию батюшки.

Что делать с одеждой, на которую срыгнул ребенок после причастия?

Часть одежды, на которую попало причастие, вырезается и сжигается. Дырку латаем какой-то декоративной заплаткой.

Дочери исполнилось семь лет, перед причастием ей предстоит исповедь. Как мне подготовить ее к этому? Какие молитвы перед причастием ей читать, как быть с трехдневным постом?

Главное правило в подготовке к принятию Святых Таинств в отношении маленьких детей можно заключить двумя словами: не навреди. Поэтому родители, особенно мама, должны объяснить ребенку, зачем исповедоваться, с какой целью причащаться. А положенные молитвы и каноны постепенно, не сразу, может быть, даже читать вместе с ребенком. Начинать с одной молитвы, чтобы ребенок не перетруждался, чтобы ему это не было в тягость, чтобы его эта принудиловка не оттолкнула. Точно так же и в отношении поста, ограничивать и время, и перечень запрещенных продуктов, например, отказаться только от мяса. В общем, вначале надо, чтобы мама понимала смысл подготовки, а потом без фанатизма постепенно шаг за шагом учила своего ребенка.

Ребенку назначен курс прививок против бешенства. Спиртосодержащее ему нельзя целый год. Что делать с причастием?

Веря в то, что причастие является самым лучшим лекарством во вселенной, когда подходим к нему, забываем обо всех ограничениях. И по своей вере будем исцелять и душу, и тело.

Ребенку назначили безглютеновую диету (хлеб нельзя). Понимаю, что мы вкушаем Кровь и Тело Христа, но физические характеристики продуктов при этом остаются вином и хлебом. Возможно ли причастие без вкушения Тела? Что входит в состав вина?

Еще раз повторюсь, что причастие является самым лучшим лекарством в мире. Но, учитывая возраст вашего ребенка, можно, конечно, просить, чтобы его причащали только Кровью Христовой. Вино, которое используется для причастия, может быть настоящим вином, сделанным из винограда с добавлением сахара для крепости, а может быть и винным продуктом, состоящим из винограда с добавлением этилового спирта. Какое вино используют в том храме, где вы причащаетесь, можете спросить у священника.

Каждое воскресенье причащали ребенка, но последний раз при подходе к Чаше у него началась жуткая истерика. В следующий раз уже в другом храме все повторилось. Я в отчаянии.

Чтобы не усугублять негативную реакцию ребенка на причастие, можно попробовать просто заходить в храм, не причащая. Можно попытаться познакомить ребенка с батюшкой, чтобы это общение сгладило страх ребенка, и со временем он снова стал вкушать Тело и Кровь Христа.

Причастие на Пасху, в Светлую Седмицу, слошные седмицы

Нужно ли соблюдать трехдневный пост, вычитать каноны и последование, чтобы причаститься на Светлую Седмицу?

Начиная с ночной литургии и в течение всех дней Светлой Седмицы причастие не только разрешается, но и заповедуется 66-м правилом шестого Вселенского собора. Подготовка в эти дни состоит в чтении Пасхального канона и последовании ко святому причащению. Начиная с недели Антипасхи, к причастию подготавливаются, как в течение всего года (три канона и последование).

Как готовиться к причастию в сплошные седмицы?

Церковь как любящая мать заботится не только о нашей души, но и о теле. Поэтому в преддверии, например, довольно тяжелого Великого поста дает нам некое послабление в пище через сплошную седмицу. Но это не значит, что мы принуждаемся в эти дни есть побольше скоромной пищи. То есть у нас есть право, но не обязанность. Так что как хотите готовиться к причастию, так и готовьтесь. Но помните о главном: прежде всего мы готовим свою душу и сердце, очищая их покаянием, молитвой, примирением, а желудок стоит на последнем месте.

Слышал, что на Пасху можно причаститься, даже если он не соблюдал пост. Правда ли это?

Какого-то специального правила, разрешающего причащаться именно на Пасху без поста и без подготовки, нет. По данному вопросу ответ должен дать священник после непосредственного общения с человеком.

Хочу причаститься на Пасху, но съела суп на непостном бульоне. Теперь боюсь, что причащаться мне нельзя. Что вы думаете?

Вспоминая слова Иоанна Златоуста, которые читаются в пасхальную ночь, о том, что постившиеся не осуждают непостившихся, а все радуемся, можете с дерзновением приступить к таинству причастия в пасхальную ночь, глубоко и искренне осознавая свое недостоинство. И главное - принесите Богу не содержимое желудка, а содержимое своего сердца. А на будущее, конечно, надо стремиться к исполнению и заповедей Церкви, в том числе и о посте.

При причастии батюшка в нашем храме отчитал меня за то, что я не приходила в дни поста на причастие, а пришла на Пасху. В чем различие причастия в пасхальную службу и «простое» воскресенье?

Это надо спросить у вашего батюшки. Ибо даже каноны Церкви приветствуют причастие не только на Пасху, но и в течение всей Светлой Седмицы. Никакой священник не имеет права запрещать человеку причащаться на любой литургии, если к тому нет канонически препятствий.

Причастие престарелых и болящих людей, беременных, кормящих матерей

Как правильно подойти к причастию престарелого на дому?

К больным людям желательно приглашать священника как минимум в Великий пост. Не помешает и в другие посты. Обязательно во время обострения болезни, особенно если видно, что дело идет к кончине, не дожидаясь, когда больной впадет в беспамятство, у него пропадет глотательный рефлекс или будет рвота. Он должен быть в трезвом уме и памяти.

Моя свекровь недавно слегла. Я предлагала пригласить батюшку домой для исповеди и причастия. Ее что-то останавливало. Сейчас она не всегда в сознании. Посоветуйте, что делать.

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в памяти, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня его желание и согласие, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не захотел принять таинства церкви, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека и не может его причащать или соборовать. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

Я диабетик. Можно ли мне причаститься, если утром принял таблетку и поел?

В принципе, можно, но при желании можно ограничиться таблеткой, причаститься на первых службах, которые заканчиваются ранним утром. Потом ешьте на здоровье. Если никак нельзя без еды по состоянию здоровья, тогда оговаривайте это на исповеди и причащайтесь.

Имею заболевание щитовидки, не могу идти в церковь, не выпив воды и не перекусив. Если пойду натощак, станет плохо. Живу в провинции, батюшки строгие. Получается, я не могу причащаться?

Если это требуется по медицинским показателям, никаких запретов нет. В конце концов, Господь смотрит не в желудок, а в сердце человека, и любой грамотный здравомыслящий священник должен это прекрасно понимать.

Вот уже несколько недель я не могу причаститься из-за кровянистых выделений. Что делать?

Такой срок уже нельзя назвать обычным женским циклом. Поэтому это уже болезнь. А есть женщины, у которых подобные явления бывают месяцами. К тому же и не обязательно по этой причине, а по какой-то другой во время такого явления может наступить и смерть женщины. Поэтому даже правило Тимофея Александрийского, запрещающее женщине причастие во время «женских дней», тем не менее, ради страха смертного (угроза жизни) допускает причастие. В Евангелии есть такой эпизод, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, желая исцеления, дотронулась до риз Христа. Господь не осудил ее, а наоборот, она получила выздоровление. Учитывая все вышеизложенное, мудрый духовник благословит вам причаститься. Вполне возможно, после такого Лекарства у вас исцелится телесный недуг.

Отличается ли подготовка к исповеди и причастию для беременных?

Участвующим в боевых действиях военным людям срок службы считают как год за три. А во время Великой Отечественной войны в советской армии солдатам даже выдавали фронтовые 100 граммов, хотя в мирное время водка и армия были несовместимы. Для беременной женщины время вынашивания ребенка – это тоже «военное время», и это прекрасно понимали Святые Отцы, когда разрешали для беременных и кормящих женщин послабление в посте и молитве. Беременных женщин еще можно сравнить с больными женщинами – токсикоз и т.п. А правилами церкви (29-е правило святых апостолов) для болящих тоже разрешается послабление поста вплоть до полной его отмены. В общем, каждая беременная женщина по своей совести, исходя из состояния своего здоровья, сама определяет меру поста и молитвы. Я бы рекомендовал во время беременности как можно чаще причащаться. Молитвенное правило ко причащению можно совершать и сидя. В храме тоже можно посидеть, можно прийти не к началу службы.

Общие вопросы о причастии

В последние годы после воскресной литургии у меня начинаются сильные головные боли, особенно в дни причастия. С чем это может быть связано?

Подобные случаи в различных вариациях встречаются довольно часто. Смотреть на все это как на искушение в добром деле и, естественно, продолжать ходить в храм на службы, не поддаваясь этим искушениям.

Как часто можно причащаться? Нужно ли вычитывать все каноны перед причастием, соблюдать пост и исповедываться?

Цель Божественной литургии - это причащение верующих, то есть хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы для того, чтобы их вкушали люди, а не только служащий батюшка. В древние времена человек, который был на литургии и не причастился, затем обязан был давать объяснение священнику, почему он этого не сделал. В конце каждой литургии священник, появляясь в Царских Вратах с Чашей, произносит: «Со страхом Божьим и верою приступите». Если человек причащается раз в году, то ему нужен и предварительный недельный пост в пище, и каноны с молитвами, а если человек соблюдает все четыре больших поста, постится каждую среду и пятницу, то ему можно причащаться без дополнительного поста, постясь так называемым евхаристическим постом, т. е. причащаться натощак. Что касается правила к причастию, то надо сознавать, что оно дано, для того чтобы вызвать у нас покаянные чувства. Если мы часто причащаемся и у нас есть это покаянное чувство и нам тяжело перед каждым причастием вычитывать правило, то можно каноны опустить, но молитвы к причастию желательно все-таки прочитать. При этом нужно помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Боюсь причащаться, осознавая свое недостоинство, но еще больше - остаться без причастия».

Можно ли причащаться в воскресный день, если не был в субботу на всенощном бдении из-за послушания родителям? Грех ли в воскресный день не пойти на службу, если родным понадобилась помощь?

На подобный вопрос лучший ответ даст совесть человека: действительно ли не было другого выхода, чтобы не пойти на службу, или же это повод прогулять молитву в воскресный день? А вообще, конечно, православному человеку желательно по заповеди Божьей быть каждое воскресенье на богослужении. Перед воскресным днем вообще желательно быть на субботнем вечернем богослужении, а перед причастием особенно. Но если по какой-то причине не получилось быть на службе, а душа жаждет причастия, то, осознавая свое недостоинство, с благословения духовника можно причаститься.

Можно ли причащаться в будний день, т. е. после причастия идти на работу?

Можно, при этом максимально оберегать чистоту своего сердца.

Сколько дней после причастия не делать поясных и земных поклонов?

Если богослужебный устав (во время Великого поста) предписывает земные поклоны, то уже начиная с вечернего богослужения их можно и нужно класть. А если устав не предусматривает поклонов, то в день причастия совершаются только поясные поклоны.

Хочу причаститься, но на день причастия выпадает юбилей папы. Как поздравить отца, чтобы не обидеть?

Ради мира и любви можно отца и поздравить, но долго на празднике не задерживайтесь, чтобы не «расплескать» благодать причастия.

Батюшка отказал мне в причастии, потому что у меня были подкрашены глаза. Прав ли он?

Наверно, батюшка посчитал, что вы уже достаточно зрелая христианка, чтобы осознать, что в храм идут, не подчеркивая красоту своего тела, а для лечения души. А вот если пришел человек начинающий, то под подобным предлогом лишать его причастия нельзя, чтобы навсегда не отпугнуть от Церкви.

Можно ли, причастившись, получить благословение от Бога на какое-то дело? Удачное собеседование на работу, процедуру ЭКО...

Люди причащаются во исцеление души и тела, предполагая через причастие получить какую-то помощь и Божье благословение в добрых делах. А ЭКО по церковному учению - дело греховное и недопустимое. Следовательно, причащаться-то вы можете, но это совсем не значит, что это причастие поможет в задуманном вами небогоугодном деле. Причастие не может автоматически гарантировать выполнение наших просьб. Но если мы вообще будем стараться вести христианский образ жизни, то, конечно же, Господь нам будет помогать, в том числе и в земных вопросах.

Мы с мужем ходим на исповедь и причастие в разные храмы. Насколько важно супругам причащаться из одной Чаши?

В каком бы православном каноническом храме мы ни причащались, все равно, по большому счету, мы все причащаемся из одной Чаши, потребляя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Из этого следует, что абсолютно неважно, в одном храме причащаются супруги или в разных, ибо Тело и Кровь Спасителя везде одинаковые.

Запреты для причащения

Могу ли я идти на причастие без примирения, на которое у меня нет ни сил, ни желания?

В молитвах перед причащением есть своеобразный анонс: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, первее примирися тя опечалившим». Т. е. без примирения священник не может допустить человека к причастию, а если человек решил самоуправно причаститься, то причастится себе в осуждение.

Можно ли причаститься после осквернения?

Нельзя, разрешается только вкусить просфору.

Можно ли мне причащаться, если я живу в невенчаном гражданском браке и накануне причастия исповедала свои грехи? Я намерена продолжать такие отношения, боюсь, иначе любимый не поймет меня.

Для верующего человека важно, чтобы его понял Бог. А Бог не поймет нас, видя, что для нас важнее мнение людей. Бог написал нам, что блудники Царства Божьего не наследуют, и по канонам Церкви такой грех на много лет отлучает человека от причастия, даже если он исправится. А сожительство мужчины и женщины без росписи в загсе называется блудом, никакой это не брак. Люди, живущие подобными «браками» и пользующиеся снисходительностью и добротой духовника, на самом деле очень подставляют их перед Богом, ведь священнику приходится брать на себя их грех, если он допускает их к причастию. К сожалению, подобная беспорядочная половая жизнь стала нормой нашего времени, и пастыри уже не знают, куда им деваться, что же делать с такими пасомыми. Поэтому пожалейте своих батюшек (это обращение ко всем подобным блудным сожителям) и узаконивайте свои отношения хотя бы в загсе, а если созреете, то получайте благословение на брак и через таинство венчания. Вам надо сделать выбор, что для вас важнее: вечная участь вашей души или временные телесные утешения. Ведь даже исповедь без намерения исправляться заранее лицемерна и напоминает поход в больницу без желания лечиться. Допустить вас к причастию или нет, пусть решает ваш духовник.

Священник наложил на меня епитимию и отлучил от причастия на три месяца, потому что у меня была связь с мужчиной. Могу ли я исповедаться у другого священника и с его разрешения причаститься?

За блуд (интим вне брака), по правилам Церкви, человека могут отлучить от причастия не на три месяца, а на несколько лет. Вы не имеете права наложенную епитимию отменять у другого священника.

Моя тетя погадала на гаечке, потом исповедалась. Священник запретил ей причащаться три года! Как ей быть?

По канонам Церкви за подобные действия (фактически - занятия оккультизмом) человек отлучается от причастия на несколько лет. Так что все, что сделал указанный вами священник, находится в рамках его компетенции. Но, видя искреннее раскаяние и желание больше не повторять ничего подобного, срок епитимии (наказания) он вправе сократить.

Я еще не окончательно избавилась от сочувствия баптизму, а хочеться пойти на исповедь и причаститься. Или подождать, пока буду полностью уверена в истинности православия?

Кто сомневается в истинности Православия, тот не может приступать к таинствам. Так что старайтесь полностью утвердиться. Ибо Евангелие говорит, что «по вере вашей дастся вам», а не по формальному участию в таинствах и обрядах церкви.

Причастие и другие таинства Церкви

Меня пригласили быть крестной ребенка. За какое время до крещения я должна причаститься?

Это не взаимосвязанные таинства. В принципе, причащаться вы должны постоянно. А перед крещением больше думать о том, как быть достойной крестной, заботящейся о православном воспитании крещаемого.

Обязательно ли нужно исповедоваться и причаститься до соборования?

В принципе, это не связанные между собой таинства. Но поскольку считается, что в соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи, которые являются причиной болезней человека, есть традиция, которая заключается в том, чтобы мы каялись в тех грехах, которые мы помним и знаем, а потом соборовались.

Суеверия про таинство причастия

Можно ли в день причастия есть мясо?

Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье... Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.

Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.

В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей:). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.

Недавно в одном из храмов батюшка перед причастием наставлял исповедавшихся: «Не дерзайте подходить к причастию те, кто сегодня утром чистил зубы или жевал жвачку».

Я тоже перед службой чищу зубы. А жвачку жевать действительно не надо. Когда мы чистим зубы, мы заботимся не только о себе, но и о том, чтобы и окружающие не слышали от нашего дыхания неприятного запаха.

Я всегда подхожу ко причастию с сумкой. Работница храма велела ее оставить. Я раздражилась, сумку оставила и в состоянии гнева причастилась. Можно ли подходить к Чаше с сумкой?

Наверное, ту бабушку бес послал. Ведь Господу нет никакого дела, что у нас в руках, когда мы подходим ко Святой Чаше, ибо Он смотрит в сердце человека. Но, тем не менее, гневаться не стоило. Покайтесь в этом на исповеди.

Можно ли заразиться какой-то болезнью после причастия? В храме, куда я ходила, требовалось не облизывать ложку, священник сам забрасывал частичку в широко открытый рот. В другом храме меня поправили, что я неправильно принимаю причастие. Но это же очень опасно!

По окончании службы священник или диакон употребляет (доедает) оставшееся в Чаше причастие. И это при том, что в абсолютном большинстве случаев (о том, что вы написали, я вообще впервые слышу, чтобы священник «загружал» причастие в уста, как экскаватор) люди причащаются, беря причастие устами и прикасаясь к лжице (ложке). Я сам уже более 30 лет употребляю оставшиеся Дары, и ни я, ни кто-либо из других священников никогда никакими инфекционными болезнями после этого не болели. Идя к Чаше, мы должны понимать, что это Таинство, а не обычная тарелка с едой, из которой ест множество людей. Причастие - это не обычная еда, это Тело и Кровь Христа, Которые по факту изначально не могут быть источниками заразы, как не могут быть таким же источником иконы и святые мощи.

Моя родственница говорит, что причастие в день праздника Сергия Радонежского равно 40 причастиям. Разве может быть Таинство Причастия в какой-то день сильней, чем в другой?

Причастие на любой Божественной Литургии имеет одинаковую силу и значение. И в этом деле не может быть никакой арифметики. Принимающий Тайны Христовы должен всегда одинаково осознавать свое недостоинство и быть благодарным Богу, допускающим его ко причастию.

Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».

К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.

Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:

Как готовиться к таинству исповеди?

Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди - обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.

Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления - поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это - обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.

Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать - в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их.

С утра ничего не есть и не пить, даже кофе или чай. Приходить на исповедь надо вовремя, не опаздывать, к священнику подойти заранее, если в первый раз - сказать ему об этом. Потому как в этом случае священник должен будет проявить большее внимание. Некоторым рекомендуется записывать свои грехи, дабы не забыть, потом эта бумага передается священнику.

После исповеди она сжигается. То есть разрешается свои грехи вслух не проговаривать, отдав бумажку священнику, который прочитает.

После исповеди священник читает разрешительную молитву, после чего тот, кто исповедовался, целует крест и Евангелие. Затем он спрашивает благословение на Причастие и ожидает, когда вынесут Чашу со Святым Причастием.

Важно знать, что, несмотря на то, что к исповеди надо готовиться, бывает так, что человек совершил грех и на душе ему тяжело. В таком случае допустимо прийти и исповедаться, без Причастия, и спросить у священника, когда ему прийти причаститься.

- А нужно ли расшифровывать грехи, которые называешь или записываешь на бумаге?

Достаточно лаконичной записи на бумаге. Если говорить о распространенных сейчас грехах, то возьмем, к примеру, прелюбодеяние.

Здесь пишется так: если это измена жене или мужу - прелюбодеяние, если одинокий человек имел сексуальные отношения, но без придания им священного характера (освященными отношениями считаются те, от которых рождаются дети), такие отношения называются блуд. Подробностей здесь не надо.

- Можно ли просить прощения за грехи, которые ты не помнишь?

В христианстве существует совершенно особое таинство - соборования. Совершается оно обычно над больными людьми. Человек не всегда может понять, за что ему эта или иная болезнь, потому что может элементарно не помнить. А болезнь, наверняка, связана с грехами. Вот именно на соборовании и снимаются забытые грехи. Человеку становится лучше, его тело и душа исцеляется.

- Если грехи повторяются от исповеди к исповеди, нужно ли их каждый раз исповедовать?

Никогда нельзя думать, что с грехом нельзя справиться. Чем регулярнее человек будет исповедоваться и причащаться, тем меньше будет его склонность к греху. У многих возникает вопрос - зачем причащаться, если ты уже исповедовался и грехов на тебе нет? А смысл в том, что на Причастии искореняется сама склонность, тяга к греху. Ведь грех - это продукт некой предрасположенности, психических эмоций и переживаний. Потому Причастие - это радикальное средство в борьбе с грехами.

- А если человек не чувствует за собой грехов, должен ли он исповедоваться?

Не видение своих грехов мы считаем болезненным духовным состоянием. Есть две крайности. Приведу пример. Приходит человек на исповедь и говорит: «Грешен во всем!» Я его спрашиваю: «Кого топором убил, утопил?» Он отвечает: «Да что вы! Нет, конечно». А что тогда? И начинается исповедь.

Есть другая крайность. Человек приходит: я не чувствую за собой грехов. На что я отвечаю: Тогда идите, и есть другие религиозные группы, где люди вообще не исповедуются (я имею в виду другие религии). У нас, христиан, все строится на избавлении от грехов - крещение, исповедование, причащение - каждое таинство связано с оставлением грехов. Человек в недоумении: «Я же христианин!» Отвечаю ему: «Тогда давай посмотрим, какой ты христианин. Ты посты соблюдаешь?» Нет. «В церковь часто ходишь?» Нет. «Когда последний раз был у матери? По телефону общаешься? Значит, не исполняешь заповедь почитания отца и матери». Священник как раз и обязан показать, что нет безгрешных людей. Ты не убивал, но прелюбодействовал. Ты не прелюбодействовал, но воровал. Не воровал - так завидовал. А в Писании сказано: виновен в одном - виновен во всем.

- А с какого возраста могут исповедоваться дети?

Детям рекомендуется с семи лет. К детям совсем другой подход. Священник не может спросить у ребенка, скажем, о прелюбодеянии. Он спросит, хорошо ли мальчик относится к девочкам, не дергает ли он их за косу, а у девочки - не дерется ли она с мальчиками, не ругается, нормальные отношения в классе, на улице. То есть для ребенка исповедь имеет другой формат. И когда мы оканчиваем исповедь ребенка, мы всегда у него спрашиваем: а что ты делаешь для того, чтобы исправиться? И дети по-разному отвечают. Но надо добиться, чтобы он сказал, что просит прощения. Если он скажет, что я, к примеру, молюсь, - это хорошо. Или я хожу в церковь, - это тоже хорошо. Но если ты кого обидел, с родителями поссорился, как ты решаешь это вопрос? Если он скажет, что просит прощения, тогда на этом исповедь оканчивается.

- А можно исповедоваться и не причащаться и, наоборот, причаститься, не исповедовавшись?

Причащаться без исповеди не рекомендуется, потому как Причастие это особое таинство, требующее подготовки. Известны случаи, когда человек умирает, причастившись без предварительной исповеди. Причастие без исповеди - этот тот комический случай, когда человек сам себя провозглашает безгрешным. А исповедоваться без причастия можно, например, если нечто экстренное.

- Многие, приходя на исповедь, сначала просят прощения у прихожан, что в церкви. Нужно ли это делать?

Так делают, но если человек стеснительный, то он может и не делать этого.

- Существует ли общая исповедь?

В христианстве тайну исповеди соблюдает священник. В древности был обычай, когда люди вступали в общину, они открыто перечисляли все свои грехи. Как и в монастырях.

Сейчас традиции общей исповеди остались. Откуда они пошли? Представьте себе воскресный праздничный день, когда на исповедь выстроилось двести человек, а исповедует только один священник. Ему надо исповедовать всех до молитвы «Отче наш», чтобы потом идти в Алтарь. И как это сделать? Именно для такого случая существует общая исповедь. Выглядит она так: священник называет все грехи, например: «Пребывал в забвении, не всегда помнил о Боге своем. Грешен?», - спрашивает. И люди отвечают хором: «Грешен!» Дальше: «Надеялся на силы свои и своих друзей больше, чем на Бога своего. Грешен?» Грешен, ответят ему. «Произносил имя Божие всуе? Не молился? Не читал Писание? Нарушал постные и праздничные дни? Плохо заботился о детях и подчиненных?» Так происходит момент открытой исповеди.

Если человек исповедовал один раз грех у священника, надо ли ему этот грех, если он не повторялся, исповедовать в другом храме, у другого священника?

Ни в коем случае! Грех исповедуется только один раз. Если один и тот же грех исповедовать несколько раз, он оскверняет таинство исповеди. Второй раз грех исповедуется, если он, не дай Бог, повторяется.

Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23.

Таинство исповеди

Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных . Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.

Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 - «Если мы говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.

Перечень грехов против Иисуса Христа

Перечень грехов против близких

Перечень грехов против себя

Все перечисленные грехи разделяются на три категории , в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.

Правильная подготовка к исповеди

К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух . Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе - осуждение соседей и близких.

В этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл - чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь - это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя . Оправдание себя в грехах - это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.

Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило - Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.

Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб .

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство , пример - чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:

Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей - за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.

Как исповедоваться в церкви

Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование . В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.

Вести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника . В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.

В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь» . Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.

В первый раз следует посетить частную исповедь , если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.

Правильная подготовка к причастию

В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты . В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь . Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила. Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.

Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно увеличивать количество молитвенных правил . Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.

Таинство причащения осуществляется натощак , не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.

Причастие

Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное , поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству , а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.

Когда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон . Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа. По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.

В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.