Душ        20.12.2023   

Методы определения сметной прибыли. Что такое сметная прибыль. Порядок расчета индивидуального норматива сметной прибыли

Сметная прибыль представляет собой ту часть стоимости строительных работ, которая не относится на себестоимость. Это средства, нужные для возмещения расходов подрядчика, выплаты вознаграждений работникам.

Понятие сметной прибыли

Сметная прибыль представляет собой сметный доход субъекта с учетом вычета себестоимости работ. Средства направляются на:

  • Возмещение трат на развитие фирмы.
  • Выплату зарплаты сотрудникам.
  • Улучшение социальной сферы.

Размеры сметной прибыли определяются при заключении каждого нового контракта. Она может устанавливаться в ходе переговоров фирмы и заказчика. В СП не входят накладные (то есть непрямые или непредвиденные) расходы организации. В статье 709 ГК РФ указано, что СП считается вознаграждением подрядчика.

Сметная прибыль определяется в процентах в рамках законодательной нормы. База для расчетов – зарплата сотрудников. Она должна составлять не менее 65% от СП. При расчетах также нужно учесть среднюю стоимость работ, нормы самой компании. При расчете СП нужно принимать во внимание соответствующие Методические указания (МДС 81-25.2001).

Что входит в состав сметной прибыли

В структуру СП включены эти направления расходов:

  • Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
  • Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
  • Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
  • Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.

К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.

Что не входит в сметную прибыль

Не все направления расходов могут быть учтены при определении СП. Это траты, не относящиеся к производственной деятельности фирмы:

  • Благотворительные мероприятия, траты на пожертвования.
  • Совершенствование социальных условий.
  • Платежи в избирательные фонды.
  • Перевод премии сотрудникам, которые не заняты в главном производстве.
  • Финансирование дополнительных отпусков.
  • Единовременные платежи при выходе сотрудников на пенсию, пенсионные надбавки.
  • Компенсация питания персонала.
  • Покупка проездных билетов.
  • Траты на периодические журналы.
  • Компенсация трат на командировки.
  • Компенсация расходов на работу вахтовым методом, труд разъездного характера.
  • Дополнительное страхование сотрудников.
  • Траты на создание совместных предприятий.
  • Расходы на создание и распространение ценных бумаг.
  • Финансирование учебных заведений и вышестоящих субъектов, которые находятся на балансе предприятия.
  • Взносы за превышение вредных выбросов.
  • Траты на выплату кредитов, ссуд (вместе с процентами сверх ставки ЦБ).
  • Частичная оплата кредитов сотрудников на покупку домашней мебели.
  • Траты на содержание сельскохозяйственных подразделений, находящихся на балансе фирмы.
  • Прочие расходы из собственных ресурсов субъекта.

В смету не включаются также траты на поддержание инфраструктуры компании:

  • Финансирование социальных объектов, находящихся на балансе фирмы.
  • Траты на строительство своих объектов производственного и непроизводственного характера.

Это также расходы подрядчика, однако они не относятся к конкретному проекту.

Если строительные работы финансируются из государственного бюджета, структура сметной стоимости формируется из этих составляющих:

  • Заданные нормативы по трудоемкости строительных работ, по транспортным расходам.
  • Средняя стоимость строительных материалов и инструментов.
  • Единые нормативы накладных трат и СП, выраженные в процентах.
  • Индексы пересчета цены.

Также в структуру могут входить и прочие составляющие.

Нормативы сметной прибыли

Нормативы СП приведены в соответствующих методических указаниях. В частности, это Методические указания по расчету сметной прибыли МДС 81-25.2001, утвержденные Постановлением Госстроя №15 от 28 февраля 2001 года. Они должны обязательно использоваться субъектами, реализующими проекты за счет средств из этих источников:

  • Бюджет страны.
  • Федеральный бюджет.
  • Государственные кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
  • Внебюджетные источники.

Вычисление норматива СП выполняется в процентах от ФОТ работников и механизаторов при текущих ценах.

Нормативы подразделяются на эти разновидности:

  • Аналогичные для всей строительной деятельности и актуальные для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ норматив составляет 65% от ФОТ работников в структуре прямых трат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных – 50%.
  • Разделенные по направлениям работ. Эта форма норматива установлена в приложении 3 к Методическим указаниям. Становится она актуальной на этапе подготовки документации.
  • Индивидуальные для определенных подрядчиков. Этот норматив не актуален для фирм, использующих средства федерального бюджета.

Процентная ставка к ФОТ по направлениям работ устанавливается федеральными и местными центрами по ценообразованию в строительной сфере. Иногда подрядчики могут использовать понижающие коэффициенты. Стороны строительного контракта имеют равные права при подборе расчетного норматива.

Норматив СП при составлении сметы по строительному проекту начисляется в зависимости от методики установления сметной стоимости строительного материала, стадий проектирования. Начисление выполняется на этих этапах:

  • Формирование внутренних сметных расчетов. При этом не нужно формировать разделы в завершении документа.
  • Создание сметы по разделам в завершении каждого из них.

Строительные работы могут осуществляться ИП или ФЛ. При этом оформляется соглашение о бытовом и строительном подряде. Размер сметной прибыли устанавливается с учетом индивидуальной нормы. Последняя должна быть согласована с заказчиком.

Сметная прибыль в строительной сфере: формулы и расчеты

Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.

Индивидуальный норматив определяется по этой формуле:

Формула эта включает в себя такие показатели:

  • Ни – норматив индивидуальной прибыли, выраженный в процентах.
  • Пп – объем прибыли, установленный для подрядчика с помощью индивидуального расчета (выражается в тысячах рублей).
  • З – размер ФОТ рабочих (механизаторы и строители) в структуре прямых сметных трат (выражается в тысячах рублей).

Если локальный сметный расчет не подразделен на отдельные разделы, начисление СП выполняется в завершении всего расчета. Если смета подразделена на главы, начисление производится под каждой главой в завершении сметы.

К СВЕДЕНИЮ! Строительная норма прибыли определяется в соответствии с разным порядком. Все зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадии формирования проекта документации.

По актуальному уровню цен

Первая стадия – это стадия «Проект»:

Вторая стадия – это стадия «Рабочие документы»:

  • П – объем сметной прибыли в тысячах рублей;
  • З – размер ФОТ сотрудников в структуре прямых затрат сметы в тысячах рублей;
  • Нз – общеотраслевая норма СП, определенная к ФОТ сотрудников в составе прямых трат;
  • Нcni – норматив СП по определенному виду работ, которые даны в приложении №3 МДС 81 (выражается в процентах);
  • N – общий объем видов работ на объекте подряда.

Расчеты обычно производятся обычно самим подрядчиком.

Базисно-индексный метод

Сначала идет стадия «Проект»:

Потом идет стадия «Рабочая документация»:

В формуле используются эти значения:

  • Зб – размер сотрудников в структуре прямых трат сметы, сформированных с использованием нормативов и цен базисного уровня (в тысячах рублей;.
  • Зci и Зmi – сметные размеры оплаты работы сотрудников, суммарные по определенному направлению планируемых работ (в тысячах рублей);
  • Иот – индекс нынешнего уровня ФОТ по отношению к показателю ФОТ, учтенного ставками базисного уровня и нормативами;
  • N – полное число видов исполняемых работ в рамках актуального проекта.

Все расчеты оформляются в виде определенной таблицы.

Усредненная структура сметной прибыли

Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться.


Государственный комитет российской федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


МДС 81-25.2001
Москва 2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) /Госстрой России/ Москва 2001г. - 15стр.

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве «Кубаньстройцена» (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов - руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15.

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 №БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящий нормативно-методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстроя России.

© Госстрой России


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................................................ 5

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ 5

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ.... 6

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.................................................................................................................................................... 7

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ 8

Приложение 1 Перечень законодательных и нормативных документов,

Использованных при подготовке «Методических указаний

По определению величины сметной прибыли в строительстве»...................................... 10

Приложение 2 Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли......................... 13

Приложение 3 Нормативы сметной прибыли

По видам строительных и монтажных работ....................................................................... 15

ВВЕДЕНИЕ

«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША‑681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

Инвесторами (заказчиками-застройщи-ками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

Подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

Проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99», приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщи- ком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчётов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчётах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в приложении 3.

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усреднённых нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА

СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчёте индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчётности и бухгалтерского учёта.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчётов подрядных организаций, осуществляемых путём калькулирования по статьям затрат, приведенным в п. 1.2.

3.2. При определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие, коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчётом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учёта расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3. Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

Расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

Материальная помощь (в т. ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

Выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищ-ных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определённые в соответствии с п.п. 3.2., 3.3., начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Налог на прибыль определяется в соответствии с расчётными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6. Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7. Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:


где: Ни – норма индивидуальной прибыли, в процентах;

Пп – размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З – величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2. Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3. При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии «проект»:



где: П – величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З – величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Нз – общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н cni – норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;

4.4. При применении базисно-индекс-ного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:

на стадии «проект»:


на стадии «рабочая документация»:


где: Зб – величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

Зci и Зmi – суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс. руб.;

Иот – индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n – общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ

СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее – Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2, п.3) в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1


Перечень законодательных и нормативных документов,

использованных при подготовке «Методических указаний

по определению величины сметной прибыли в строительстве»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-Ф З (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3824; 1999, №2 8, ст. 3487; 2000, №2, ст. 134).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3825; 1999, №28, ст. 3488; 2000, №32, ст. 3341).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ <О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах> (собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №32, ст. 3341).

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 <О дорожных фондах в Российской Федерации> (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №44, ст. 1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №37, ст. 102; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №29, ст. 3010; 1995, №26, ст. 2402; №35, ст. 3503; 1996, №1, ст. 4; 1997, №22, ст. 2545; 1998, №13, ст. 1473; №26, ст. 3013; 1999, №1, ст. 1; №7, ст. 879; №16, ст. 1930; №18, ст.2221).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 <О налоге на имущество предприятий> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №12, ст. 599; №34, ст. 1976; 1993, №4, с т. 118; №25, ст. 905; собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №18, ст. 1590).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 <Об основах налоговой системы в Российской Федерации> п. 2 статьи 18 и статьи 19,20,21 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №11, ст. 52; №34, ст. 1976; 1993, №4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3593; 1998, №31, ст. 3816, 3828; №43, ст. 5213; 1999, №1, ст. 1; №7, ст. 879; №25, ст. 3041; №28, ст. 3475; 2000, №32, ст. 3341).

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций> (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №11, ст. 525; №34, ст. 1976; №4, ст. 118; <Российская газета>, 1993, 3 ноября, №205; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №27, ст. 2823; №29, ст. 3010; №32, ст. 3304; 1995 , №18, ст. 1592; №26, ст. 2402, 2403; №49, ст. 4695; 1996, №1, ст. 4, 20; №51, с т. 5682; 1997, №3, ст. 357; 998, №47, ст. 5702; 1999, №2, ст.237; №10, ст. 1162; №14, ст. 1660; 2000, №32, ст. 3341).

8. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ <О минимальном размере оплаты труда > (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №26, ст. 2729).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 <Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли> (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, №9, ст. 602 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №27, ст. 2587; №28, ст. 2686; №48, ст. 4683; 1996, №43, ст. 4924; №49, ст. 5557; 1998, №2, ст. 260; №22, ст. 2469; №37, ст. 4624; 1999, №29, ст. 3757; 2000, №23, ст. 2431).

11. Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 < О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций>.

12. Письмо Госналогслужбы России от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 <О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций>.

13. Письмо Госналогслужбы России от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 <О налоге на прибыль предприятий и организаций>.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина России от 24 июня 1997 г. № 04-02-1 4 <О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль>.

15. Письмо Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 <Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли> (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС России от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 <О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности>.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2000 г. № 04 -02-05/2 <О налогообложении курсовых и суммовых разниц>.

18. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" ПБУ 1/98>

19. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" ПБУ 4/99>.

20. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н <Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской федерации>

21. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н <О формах бухгалтерской отчётности организаций>.

22. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" ПБУ 9/99> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" ПБУ 10/99> (с изменениями и дополнениями о т 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" ПБУ 5/98> (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/97> (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н <Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000>.

27. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 <О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий> (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС России от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 <О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий>.

29. Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 <О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды>.

30. Приказ МНС России от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 <О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, по ступающих в дорожные фонды>.

31. Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992, №10, ст. 726; 1995, №3, ст. 190).

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды России от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 <Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды> (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 <О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охра не окружающей природной среды" (вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, №3; 2000, №6).

Приложение 2


Затраты, не учитываемые в нормативах
сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

Благотворительные взносы;

Развитие социальной и коммунально–бытовой сферы;

Добровольные пожертвования в избирательные фонды;

Премирование работников непроизводственной сферы;

Оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

Выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

Компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

Оплату проездов в транспорте общего пользования;

Возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

Оплату подписки на газеты и журналы;

Оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

Страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

На создание совместных предприятий;

Покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

Погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учётной ставке Центрального банка России);

Частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Другие расходы, производимые за счёт собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда, а также покрытие расходов при долевом участии организаций;

Сметная прибыль - это расчет при осуществлении какой-либо деятельности предстоящих расходов и доходов с вычетом себестоимости работы. Цель сметы - покрыть расходы на развитие предприятия, оплату труда, улучшение социальной сферы.

Размеры сметы рассчитываются при заключении договора с заказчиком. В сметную прибыль не входит покрытие непредвиденных или непрямых (накладных) расходов исполнителя, они рассчитываются отдельно и после оплачиваются наряду с другими затратами, включаясь в смету.

Расчет сметной прибыли осуществляется в процентном соотношении в соответствии с законодательными нормами. Основа подсчета - зарплата рабочих, составляющая минимум 65% в соответствии с нормативами от сметной прибыли. Также учитывается при составлении сметы средняя стоимость работ и нормы исполнителя. Крупные предприятия регламентируют отношения между заказчиком и исполнителем специальным пакетом документов, включая сметную документацию.

Данные по объекту, планируемые затраты и ожидаемая прибыль отражена в сметной документации. В ее состав входят:

  • Локальные сметные расчеты
  • Сметные расчеты по объектам
  • Расчет на изыскательные и проектные работы
  • Сметный сводный расчет затрат на исполнение заказа
  • Сводка затрат.

Таким образом, сметная прибыль - это «чистый» доход исполнителя с какого либо вида деятельности.

Сметная прибыль (на примере строительных работ)

В составе сметы стоимости продукции строительства под сметной прибылью подразумеваются средства, покрывающие расходы подрядчика на оплату труда сотрудников и развитие производства. Она составляется с учетом затрат на такие нужды:

  • Сборы и налоги местного, регионального и федерального назначения
  • Модернизацию оборудования
  • Реконструкционную деятельность на объектах основных фондов
  • Материальное стимулирование сотрудников организации исполнителя

За основу для составления сметной прибыли при строительных работах берется ФОТ - фонд оплаты труда рабочих. Ее размеры определяются с учетом:

  • Нормативов отрасли
  • Нормативами всех видов проектных, строительных, монтажных работ, выполняемых исполнителем
  • Индивидуальными нормативами подрядчика.

Вариант исчисление размера сметной прибыли принимается равноправно заказчиком-исполнителем. Инвестиционная сфера общих нормативов отрасли регламентирует процентное соотношение сметной прибыли при ремонтно-строительных работах размере 50% от ФОТ, при строительно-монтажных - 65%.

Общеотраслевые нормативы применяются при разработке смет инвестора, обосновании технико-экономического аспекта проектов, при определении стартовой цены лота для проведения подрядных торгов.

В результате согласования застройщиком и заказчиком нормативов сметной прибыли, они применяются как на стадиях разработки проектной рабочей документации, так и при расчетах по результатам выполненных работ.

Периодическая корректировка норм сметы в области строительства осуществляется при выходе новых актов законодательства Госстроя России.

Индивидуальные нормативы расчета сметной прибыли рекомендуется разрабатывать на основе обоюдного согласия заказчика и застройщика при работах, которые отличаются от общепринятых усредненных нормативов, когда прибыль, по ним рассчитанная, не покрывает необходимые расходы подрядчика по материальному стимулированию рабочего персонала и развитию производства. Эти исключения не касаются строительных проектов, финансируемых федеральным бюджетом. Изменения и дополнения в нормативы, утвержденные Госстроем, не допустимы.

Порядок расчета пунктов сметы

Индивидуальные нормативы рассчитываются на основе действующих законодательных актов, которые регулируют норму статей, с учетом данных государственных статистических отчетов и бухучета.

  1. Модернизация и реконструкция. Размер средств по этой статье определяется на основе анализа имущественного положения подрядчика (доля в активах) и состояния (коэффициент износа) основы фондов производства.
  2. Материальное стимулирование рабочего персонала. Размер данной статьи сметы регламентируется данными бизнес-плана развития инвестиций предприятия, отраженным в бухгалтерском балансе за предшествующий период. Приложением отражаются материальные выплаты и поощрения, которые не связаны с оказанием услуг, выполнением работ, непосредственным производством, в том числе:
  • Вознаграждения, не предусмотренные трудовым договором.
  • Материальная помощь персоналу в ипотечном кредитовании, погашении кредитных линий, предоставленных на соцпотребности, в том числе и на жилищное строительство.
  • Выплата розницы между льготными и рыночными ценами при реализации товаров сотрудникам предприятия.
  • Оплата санитарно-курортных путевок, культурных и спортивных мероприятий.

В эти выплаты включается соцналог, регламентируемый действующим законодательством.

Вы можете скачать МДС 81-25.2001:

МДС 81-25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (взамен письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12 и раздела 3 МДС 81-5.99)

Письмо Госстроя России

от 20.03.2001 №НЗ-1311/10

О порядке применения Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве

Госстрой России постановлением от 28.02.2001 № 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвитии России «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) с вводом в действие с 1 марта 2001 года.

Одновременно отменены «Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию» (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздел 3 «Методических указаний по и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним» (МДС 81-5.99).

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения Методических указаний носят рекомендательный характер.

В связи с поступающими запросами, связанными с выходом «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» Госстрой России сообщает порядок применения нормативов сметной прибыли при пересчете сметной документации и расчетах за выполненные работы.

По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам вновь начинаемых в 2001 и последующих годах.

Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001г., а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли.

В случаях исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.

При отсутствии указанных источников необходимые дополнительные средства включаются в сметный расчет стоимости строительства в порядке, предусмотренном п. 3.5.9.2 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99).

Зам.председателя Н.В. Зацаринский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Утверждены Постановлением Госстроя России № 15 от 28.02.2001

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 №БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель — И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве “Кубаньстройцена” (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов — руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

Технический редактор В.И.Шаменков

ВВЕДЕНИЕ

“Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001” (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

— проектными организациями при .

Сметная прибыль в составе – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

— отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч., налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

— расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

— материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

— организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается — величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в “Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99” приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

— общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

— нормативов по видам строительных и монтажных работ;

— индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее – Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями — разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2 п.3) в главу 9 “Прочие работы и затраты” сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов,

использованных при подготовке “Методических указаний

по определению величины сметной прибыли в строительстве”

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации” (с изменениями от 9 июля 1999 г.).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации о налогах”.

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г., 1 июля, 11 ноября 1994 г., 23 июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 февраля, 26 мая 1997 г., 28 марта, 27 июня, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 12 апреля, 4 мая 1999 г.).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г., 8 января 1998 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г.).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями от 16 июля, от 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г.) в части статей 18 п. 2 и ст. 19,20,21.

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23,26 июня, 30 ноября, 27,31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999 г., постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1999 г. №14-П).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (с изменениями и дополнениями от 26 июля, 1 июля, 20 ноября 1995 г., 21 марта, 14 октября, 22 ноября 1996 г., 11 марта, 31 декабря 1997 г., 27 мая, 5,6,11 сентября 1998 г., 26 июня, 12 июля 1999 г., 31 мая 2000 г.).

11. Инструкция Министерства по налогам и сборам Российской федерации от 15 июня 2000 г. № 62 “ О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.

12. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 “О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций”.

13. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина Российской Федерации от 24 июня 1997 г. № 04-02-14 “О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль”.

15. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС Российской Федерации от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 “О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности”.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 04-02-05/2 “О налогообложении курсовых и суммовых разниц”.

18. Приказ Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации” ПБУ 1/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

19. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99”.

20. Приказ Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

21. Приказ Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

22. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 25н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97” (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000”.

27. Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 8 июня 1995 г. № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС Российской Федерации от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 “О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”.

29. Инструкция МНС Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

30. Приказ МНС Российской Федерации от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 “О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

31. “Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой Российской Федерации от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды Российской Федерации от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 “Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды” (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 “О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (с изменением и дополнением от 10 апреля 2000 г.).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах

сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

— благотворительные взносы;

— развитие социальной и коммунально–бытовой сферы;

— добровольные пожертвования в избирательные фонды;

— премирование работников непроизводственной сферы;

— оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

— выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

— компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

— оплату проездов в транспорте общего пользования;

— возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

— оплату подписки на газеты и журналы;

— оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

— страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

— на создание совместных предприятий;

— покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

— погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России);

— частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

— платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

— другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

— строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

— техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

по видам строительных и монтажных работ

механизированным способом

с применением средств гидромеханизации

культуртехнические работы

Горно-вскрышные работы

Буровзрывные работы

Скважины на воду

Свайные работы

Закрепление грунтов. Опускные колодцы

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском

Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском (без КПД)

крупнопанельное домостроение

Конструкции из кирпича и блоков в зданиях:

промышленных

жилищно-гражданских

сельскохозяйственных

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском хозяйстве:

— металлические

железобетонные

каркаснообшивные

строительство теплиц

Отделочные работы

Сантехнические работы – внутренние (трубопроводы, водопровод. канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электроосвещение зданий

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Железные дороги

Тоннели и метрополитены

Мосты и трубы

Аэродромы

Трамвайные пути

Линии электропередач

Сооружения связи, радиовещания и телевидения:

прокладка и монтаж сетей связи

монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

прокладка и монтаж междугородних линий связи

Горнопроходческие (подземные горно-капитальные) работы:

в угольной промышленности

в других отраслях

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

Берегоукрепительные работы

Судовозные пути стапелей и слипов

Подводно-строительные (водолазные) работы

Промышленные печи и трубы

Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения

Скважины на нефть (включая морские условия)

Скважины на газ (включая морские условия)

Монтаж оборудования

Монтаж оборудования на атомных электростанциях

Электромонтажные работы:

на атомных электростанциях

на других объектах

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

Пусконаладочные работы

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации, в тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах прибыли. Индивидуальные нормы сметной прибыли не разрабатываются и не применяются для строек, финансируемых из федерального бюджета.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядной организацией на равноправной основе. 1

В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям 2 .

При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), величину сметной прибыли независимо от используемой системы, налогообложения рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальных норм, согласованных с заказчиком путём калькулирования по статьям затрат, принимая для расчёта только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ.

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчёта (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчёту (смете). 3

При определении стоимости строительства и капитального ремонта зданий и сооружений с использованием сметно-нормативной базы 2001 года величина сметной прибыли рассчитывается от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов на основе Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) с привязкой нормативов сметной прибыли по видам работ, приведенных в приложениях 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 года № ДП-5536/06 (в ред. письма Росстроя от 08.02.2008 №ВБ-338/02, с изм., внесенными письмами Минрегиона РФ от 17.03.2011 № 6056-ИП/08, от 06.12.2010 № 41099-кк/08 (с изм. от 29.04.2011)).