Унитаз        16.01.2024   

Самосознание и самореализация

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность». Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во мнoгoм определяет поведение человека.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу - внутреннее торможение.

Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социальногo. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от тoгo, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

И все же в современных научных дискуссиях oтвepгaются крайние точки зрения на соотношение биологическогo и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вepнувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в 3aгopcкe (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть opудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не мeнее окончили психологический факультет мгу, успешно занимались научной деятельностью.

Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей. Уже выявлены гeн любви, гeн удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено тaкже влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие - это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

ЛИЧНОСТЬ

Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи , достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается coвершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как cpeдcтво социализации человека, передачи социального и культуpнoгo опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она oxвaтывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на oтдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для кOтopoгo необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две ocнoвные стадии социализации. Первая стадия характерна для paннeгo детства. На этой стадии преобладают внешние уcлови я регулирования социального поведения. Вторая cтaдия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение кpугa общения человека, углубление eгo coдepжания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного « Я » как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

САМОСОЗНАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Помимо внешних условий поведения человека в обществе , реализации eгo многочисленных социальных связей, важным является самосознание и само реализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является гOтoвнoCтв человека нести oтветственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процесс е самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения нaмeченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процесс е которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Реализация человеком cвoeгo социального предназначения во мнoгoм зависит от возможности выбирать по cвoему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».

В истории общественной мысли понимание свободы замет но менялось на протяжении веков. В античные вpeмeна свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 п. до н. э.) И Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме нeсвобода человека предопределена eгo кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда eгo душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.

В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе.

Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода прежде вceгo связывалась с творческим потенциалом человека.

Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным - значит осознать те реальные oгpaничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.

ХХ век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более могущественным, но одновременно он все теснее связан с дpугими людьми, все в большей мере зависим от них, от coxpaнения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже ХХ и XXI вв. Именно в ХХ в. возникло и распространил ось понимание свободы как тяжкого бремени, которое порой стaновится непереносимым для человека, порождает тpeвoгу
и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бeгство от свободы».

Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?

Видимо, такой выход кроется в различении негативнoгo и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу от» - от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, нepeдко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящегo освобождения.

Другой взг ляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она - и величайший дар, и бремя, от кOтopoгo человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, нeся ответственность за свои деяния.

Современные исследования философов и психологов дaют основания для вывода о том, что ответственность выcтупает в качестве внутpeннeгo регулятора социального поведения взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и oгpaничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые личностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее oтвeтcтвенностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободной личностью, но и ставит eгo в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

Так проблема свободы пересекается с проблемой отвeтственности. Ответственность - обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутpeннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем caмым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выдeлим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

деятельность , которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;

общение , в котором человек вступает в диалог с дpугими людьми, причем не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нpaвов, обычаев, социальных норм и правил;

творчество , выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального oтвeтcтвeннoгo поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Верное понимание соотношения биологического и coциального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал .

2 Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вaми «рисунок» социальных ролей зависит от ваших цeнностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.

3 Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. мнoгoe уже сейчас по силам вам и вaшим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».

4 Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру oтвeтcтвенности перед собой и другими людьми. Без отвeтcтвeнности не бывает свободы.

Документ

Из работы И. п. Эккермана «Разговоры с Гёте ».

Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить caмoгo себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

<..» Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим peмecлом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он poдился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цeну и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

Вопросы и задания к документу

1. Почему Гёте Называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы oтнoситесь к рассуждениям автора?
4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном дoкументе?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
2. Выделите ocновные признаки понятия «личность».
З. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность coвpeмeннoгo россиянина?
4. Какие действия человека можно oтнести к социальному поведению?
5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
6. Что такое самоопределение личности ?
7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
8. Какова связь свободы и необходимости?

ЗАДАНИЯ

1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположногo пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женскогo» и «мужского» типа поведения человека.

2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой стeпени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?

Транскрипт

1 Тема: Человек в системе социальных связей Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах. Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. Лабораторно- исследовательский Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий) Презентация. Ход урока I. Организационно-мотивационный этап. Обратите внимание на слайды, и предположите о чем сегодня пойдет речь - Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей". II. Цель и задачи урока. - Исходя из темы, давайте определим задачи урока. - На уроке вы будете работать в группах - Необходимо выбрать руководителя группы. У вас на столе лежит оценочный лист, в процессе урока руководители выставляют плюсы и минусы напротив каждой фамилии и это будет основанием для выставления оценок в журнал. Критерии оценивания работы группы: - умение аргументировать свой ответ; - умение сотрудничать с группой; - умение выражать своё мнение.

2 III. Изучение нового материала. Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".? Кто был прав Платон или случайно проходящий философ. Ответ Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природного и культурного факторов Человеческая природа двойственна. Ребята давайте вспомним биологические и социальные свойства человека. Задание 1 Заполните таблицу: Человек как биосоциальное существо. (Отрабатываются задания В4 на умение применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка). Биологическое в человеке Социальное в человеке 1. Наличие кровеносной системы. 2. Инстинкт самосохранения. 3. Способность создавать орудия труда. 4. Обмен веществ между организмом и природой. 5. Способность к абстрактному мышлению. 6. Умение говорить. 7. Субъект познания и изменения мира. 8. Пищевой инстинкт. 9. Строение клеточной и мышечной системы. 10. Творческая деятельность. Ответ: биологические свойства в человеке

3 социальные свойства в человеке Ответы детей (примерные выводы) 1) Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. 2) Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. 3) Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером. Задание 2 - При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями. 1 группа 1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид) 2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид) 3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид - Одно из определений записать 2 группа 1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность) 2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность) 3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность) - Одно из определений записать.

4 3 группа - Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему? Личность - человек с социально значимыми качествами. Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности. - Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему? - Одно из определений записать. Учитель: Есть такое предание Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищешь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми? По вашему мнению, что искал Диоген, говоря я ищу человека. (Личность) - Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений. Задание 3 Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

5 1 способность делать выбор (сила воли, характер) 2 несет ответственность за свои дела, поступки 3 наличие собственности 4 целеустремленность 5 творческий подход к жизни 6 неудовлетворенность существующем положением 7 спортивная фигура 8 трудолюбие 9 банковский счет 10 независимость 11 инициативность Учитель Легко ли быть личностью? Предполагаемые ответы: - Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие. - Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование. - Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других. Задание 4 Пользуясь художественным рядом, выполните задания 1) Выделите из предложенного ряда примеры положительной личности аргументируйте свой ответ. 2) Выделите из предложенного ряда человека которого нельзя считать личностью.

6 3) Выделите из предложенного ряда примеры отрицательной личности, аргументируйте свой ответ. 4) Осветить аспект противоположности личности положительной и отрицательной. Учитель: Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества к которому он принадлежит называется социализацией Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Ученые выделяют: 1. Первичную социализацию усвоение норм и ценностей ребенка 2. Вторичную социализацию - усвоение социальных норм и ценностей взрослого. Социализация сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность в данном обществе. Учитель: Скажите, процесс социализации имеет какие-то рамки, или это длительный процесс..

7 Вывод: Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Вспомните наш анекдот про Платона!!! Сегодня на уроке мы постарались приблизится к пониманию понятия человек и в этом нам помогли новые понятия и термины, напомните пожалуйста какие понятия мы усвоили на уроке. Предполагаемые ответы: - Биологическое и социальное в человеке - Индивид, индивидуальность, личность - Социализация Возможно, этот ответ будет найден в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, от того в каком обществе человек живет и формируется зависит какой личностью он станет. Ребята я благодарю вас за урок, мне очень понравилось работать с вами, желаю вам стать полноценными личностями,. Рефлексия Домашнее задании е: 7, опережающее дом. задание с, (прочитать) Написать эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.


Преподаватель: Бутов Николай Петрович 1.Понятие «личность» 2. Понятие «индивид» 3. Понятие «индивидуальность» Цели: -ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности -доказательство

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Тема урока: Философские представления о социальных качествах человека План 1. Человек, индивид, личность. 2.

Раздел 3. Отраслевая структура философского знания Тема 3.3. Философия человека (антропология) Тема занятия: Философская антропология как отрасль философского знания. Проблема антропосоциогенеза. План

Рабочая программа по психологии для 6-го класса На 2013-2014 учебный год Количество часов в неделю-1 Количество часов в год -34 Пояснительная записка к рабочей программе по психологии в 6 классе. Данная

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Понятие истины, ее критерии. 2. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.2 Сознание, его сущность и структура Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными

Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Абабкова Светлана Владимировна Предмет Биология Класс 5в Тема урока Строение клетки. Дата 10.12.2014 Место прповедения МБОУ СОШ 121 Уровень городской Тип урока

Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и

Сахтерова Г.В. учитель начальных классов ГБОУ ООШ 6 Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка Введение В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко

1) Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает 1) половые и возрастные особенности 2) наследственные признаки 3)

Человек Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции 1. Человек от животного отличается тем, что он 1) имеет природные инстинкты 2) обладает наиболее совершенным слухом 3) не зависит

СОЗНАНИЕ - свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения

Оценка метапредметных результатов Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) качественно новая задача, поставленная перед школой. Метапредметные результаты образовательной

Процесс обучения как целостная система C.Н. Сиренко Двусторонний характер процесса обучения Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел который надо зажечь. Б. Паскаль Обучение целенаправленный

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

Обществознание 6 класс. Человек в социальном измерении. Человек среди людей. Нравственные основы жизни. 1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века, Творим по мере наших сил. Н.А. Заболоцкий СУЩНОСТЬ СОЦИЛИЗАЦИИ Социализация это процесс вхождения человека в социальную группу,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 470 Калининского района Санкт-Петербурга СОГЛАСОВАНА: на заседании МО учителей предметников. Председатель МО: (Сенькова Л. П.) «29» августа

Моя система работы Тема: Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Цели: 1. Повысить качество образования, способствовать социализации выпускников школы. 2. Формировать

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования

NovaInfo.Ru - 33, 2015 г. Юридические науки 1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Дегтярева Ольга Леонидовна Проблема личности относится, как пишет В.Н. Мясищев , к компетенции многих

Румянцева Л.Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. Ключевые слова (тезаурус): Компетентность - способность,

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Шевченко Л.Г. преподаватель КИОТ СПб АППО СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА ОРИЕНТИРОВАНА НА ТО, ЧТОБЫ ребёнок научился учиться открыл в себе энергию познания, постоянного

Модель выпускника школы Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения. Выстраивая

Аннотация к программе по дисциплине «Психология» по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит квалификация - бакалавр 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО

Человек в социальном измерении МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология» для 5 классов Составитель: Султанова Л.А., учитель биологии. Тольятти 2016 Содержание 1. Пояснительная записка. Общие цели преподавания биологии на ступени основного

М.Е.Дуранов, В.И.Жернов СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Человек является биосоциальным феноменом. Как биологическое существо он связан с природой, как социальное - с обществом. Человек как

Потребности человека Осознаваемая человеком потребность в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности: 1) уверенность 2) развитие 3) потребность 4) общение Потребности, возникающие

Математика 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013 Урок 52. Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 2) Цели:

Тема урока «Лишайники» 5 класс УМК: В.В. Пасечник «Линия жизни» ФГОС Рындина Светлана Васильевна МОУ СОШ 7 г. Алексеевки Белгородской области Учитель биологии Технологическая карта урока. Ф. И. О. педагога

Обществознание аннотация к рабочей программе 5 класс Обществознание. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении «Средняя образовательная школа п. Эгвекинот» конспект урока математики по УМК «Перспектива» Учитель: Ригина Э.В. Эгвекинот, 2014 год Предмет: математика,

Рабочая программа по обществознанию 6 класс 1.Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего

МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь Человек в социальном измерении Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Начальная школа детский сад 2» города-курорта Кисловодска Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Леса умеренного пояса» во 2 классе УМК

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

Урок обществознания в 11 классе учитель обществознания МБОУ Большебыковская СОШ Косинова Т.Н. Тема: ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ Цели учителя: мотивировать учащихся на изучение особенностей влияния общества на

«Воспитание личности школьника важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» Подготовила Чернышева М.В. учитель начальных классов Начало обучения в школе это новый и важный этап в воспитании

Аннотация к программе по биологии 5 класс В 5 классе учащиеся начинают изучение предмета биология. Общие цели биологического образования: - социализация обучаемых вхождение в мир куль туры и социальных

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК" 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Структура деятельности Компонент структуры Характеристика Осознанный образ результата деятельности Средства Приемы, способы действий,

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

Е.А. Сорокоумова САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦНССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ Урок «МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ» Цели деятельности учителя Тип урока Планируемые образовательные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование

ОГЭ по обществознанию, 9 класс Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора Вопросы кодификатора - Общество как форма жизнедеятельности людей - Взаимодействие общества и природы - Основные сферы общественной

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме «Нормы питания» А.М. Бичекуева, учитель МОУ «Гимназия 5», г.тырныауз, КБР Тема занятия Тип урока Образовательные ресурсы Цель урока Формы и методы,

Урок факультатив в 11 классе (На основе программы по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля (5-11 классы) Н.П. Михальской) Становления молодого человека, его сложного

План-конспект урока 1. Богапова Маргарита Александровна 2. МОУ «СОШ 1 р. п. Татищево» 3. Учитель истории и обществознания 4. Обществознание 5. 6 класс 6. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая

1 Пояснительная записка Программа: Обществознание, 10-11 класс Авторы: Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Е. И. Жильцова, кандидат педагогических

Аннотация к рабочим программам по биологии в 5-9 классах Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для УМК И.Н. Пономарёвой.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 21» (ГБПОУ ТК 21) Конспект урока информатики в 5 классе

Астапович Ирина Вячеславовна, учитель математики высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия 3 г. Бобруйска» Тема урока:,решение иррациональных уравнений Девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли» Цель

1.Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Федерального закона от 29.12.2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 3» Гипотезы происхождения жизни на Земле (разработка урока по биологии 12 класс) Учитель биологии МБОУ

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы. Рабочая программа составлена на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, с использованием учебно-методического

Методическая разработка урока «Организм человека» Окружающий мир, 3 класс (УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.) Раздел: «Мы и наше здоровье» Урок 27 «Организм человек» Кургачева Елена Александровна,

Инструкция по выполнению работы. Часть 1 включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Каждое задание оценивается в 1 балл. Часть

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС общего образования (Обществознание, 6 класс, тема «Человек-личность») Малкова Л.А., старший преподаватель кафедры развития образования ОГБОУ ДПО «Костромской

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Класс 7 «А», 7 «Б» Учитель Коробейникова Кристина Алексеевна Количество часов 35 Всего 35 часов, в неделю 1 час. Планирование составлено на основе Федерального

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Грушева О.А. Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск В данной статье рассматриваются такие понятия как: самосознание,

Разработка мастер-класса «Формирование универсальных учебных действий» Бушуева Наталья Сергеевна, Учитель начальных классов МБОУ Часцовская СОШ Деловая игра «Формирование универсальных учебных действий»

Человек в системе социальных связей

Часть 1

    Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам, к своим поступкам, это

1)поведение 2) самооценка 3) самообладание 4) самолюбие

2. Когда начинается самопознание?

1) с рождения 2) с появления осознанной речи

3) с поступления в школу 4) после получения паспорта

3. Способность анализировать свое внутреннее состояние, это

4. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи, это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

5. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?

1) сравнение с другими 2) то, как человек воспринимается окружающими

3) рефлексия 4) все вышеперечисленное

6. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения, это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

7. Непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их (самонаблюдение) это

1) рефлексия 2) самостоятельность 3) интуиция 4) интроспекция

8. К «инструментам» самопознания относится

1) ведение дневника 2) написание автобиографии 3) сновидения 4) все вышеперечисленное

9. Первым предложил идею « Я-концепции»

1) У.Джемс 2) К.Поппер 3) К.Юнг 4) О.Конт

10. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека». Чье это высказывание?

1) В. Белинский 2).Ф.Достоевский 3) Н.Чернышевский 4) В. Ключевский

11. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания

12. Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, это

1)экстраверт 2)интроверт 3) софист 4) психоаналитик

13. Совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя, это

1) самоконтроль 2) самостоятельность 3) самооценка 4) самонаблюдение

14. Зрелая личность

1) обладает способностью к самопознанию 2) знает свои сильные и слабые стороны

3) имеет положительное представление о себе 4) обладает всем перечисленным

15. Вставьте пропущенное слово: « Самооценка представляет собой формулу, где успех делится на уровень_____»

1) притязаний 2) мышления 3) интуиции 4) нет верного ответа

Часть 2

    Кому принадлежат эти строки?

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя, только

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, не себя.

    Вставьте пропущенное слово : « __________-это удача в достижении чего-либо, общественное признание».

    Вставьте пропущенное словосочетание : «_______________ представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени сознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе».

    Установите соответствие

А. реальное «Я»

Б. социальное «Я»

В. Идеальное «Я»

1) каким человеку хотелось бы быть

2) каким себя видит человека сейчас

3) как, по мнению человека, его представляют другие люди

    Вставьте пропущенное слово: «_________, включающее восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации – проявлению своего «Я» в деятельности»

Часть 3

Напишите эссе : « Угрызение совести- это эхо утраченной добродетели» (А.Пушкин)

ключ

1

Часть2: 1:Франсуа Вийон 2,Успех 3. Я-Концепция 4.-231 5. самопознание

Урок обществознания в 10 классе. Уровень – базовый.

Тема: «Человек в системе социальных связей».

Цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о понятии личности и ее качествах.

Задачи: научить учащихся выделять главное и второстепенное в тексте, делать умозаключение и выводы, давать определение понятиям, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Технология урока: технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Приемы: фокусированные диалектические заметки, составление опорной схемы- коллажа, составление самодиагностирующих заметок

Этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы учащихся

1.Этап целеполагания

2.Деятельностный этап

3.Контрольно – оценочный этап

4.Рефлексивный.

Для определения темы урока, послушайте исторический анекдот:

Платон вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ вмешался в беседу, бросив общипанного цыпленка перед Платоном. «Вот, Платон, твой человек».

Что такое ЧЕЛОВЕК? Обособлен ли человек в своем существовании или он находится во взаимодействии с другими людьми?

Ответы учащихся

Тема урока: «Человек в системе социальных связей»

Какие цели, исходя из темы, можно поставить к данному уроку. Опираемся на материалы, изученные вами ранее по биологии, обществознанию.

Ответы учащихся

Обобщая цели, выходим на план

1.Биологическое и социальное в человеке

2.Характерные признаки человека

3.Личность

а) понятие

б) структура личности

в) факторы формирования личности

г) путь формирования личности – деятельность

4.Отличия в понятиях «человеческая личность» и «личность» в человеческом понимании

5.Написание эссе.

2 этап – деятельностный

Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика

Оценивание выполненной работы учителем

Самостоятельное оценивание выполненной работы учеником

Работа с текстом учебника (Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс, параграф 7) ;

По ходу работы заполнить таблицу:

-Проверяем таблицу

Сформулируйте вывод:

Человек – существо биосоциальное, только в таком единстве он может существовать. Биологическая природа человека – это естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

На слайде сформулированы определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и перечислены данные понятия

Задание: необходимо соотнести понятия и определения характеристики человека

Проверяем задание

Индивид – человек как отдельная особь среди других людей.

Индивидуальность – своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) и умеющий отвечать за свои действия.

-Определение понятий запишем в тетрадь

Задание: составьте характерный портрет личности (коллаж)

Проверка задания (слайд №2)

Право выбора

Ответственность за поступки

Целеустремленность

Творческая активность

Предприимчивость

Самообразование

Самовоспитание

Возможны и другие варианты

Продолжим работу с текстом учебника по рассмотрению вопроса: структура личности (объяснить каждый элемент – устно) и факторы формирования личности. Путем составления схем отразить полученные знания в тетрадь.

Проверка выполнения заданий:

Схема Структура личности

Социальный Социальная Направленность

статус роль (потребности, идеалы, интересы, мотивы поведения)

Схема Факторы формирования личности.

Эпоха в которой живет Отдельные личности собственное «эго»

человек как современники так и

жившие в прошлом, литера-

турные герои

Задание: на слайде №3 портретный художественный ряд. Кого можно назвать личностью в человеческом понимании?


Проверка задания. Отличия в понятиях «человеческая личность» и «Личность» в человеческом понимании.

3 этап – контрольно-оценочный

Оценивание деятельности учащихся происходит в формате эссе.

Даны высказывания:

«Наша личность-это сад, а наша воля – его садовник» У.Шекспир

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» Сократ

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»

А. Пьерон

«Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам»

У учащихся право выбора любого высказывания. Алгоритм написания эссе со школьниками проработан ранее по учебному пособию «Как написать эссе: новые критерии, новые подходы» К.О. Битюкова, В.Г.Мордасова. Обращаем внимание учащихся на раскрытие смысла высказывания. Например, смысл высказывания И.Канта заключается в следующем: личность независима и самостоятельна лишь тогда, когда имеет твердые моральные и гражданские качества – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости, несет ответственность за свои поступки.

4 этап - рефлексивный

Рефлексию можно проводить на основе следующих вопросов:

1.Главные мысли урока, необходимые мне

2.Что получилось: мои достижения- личностные и учебные

3.Что осталось неясным для меня? Можно ли это исправить?

4.Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?

Домашнее задание: доработать эссе, предварительно прочитав записи в тетради и параграф учебника.