Водопровод        25.11.2023   

Какие правила собирать пожертвование церкви. Церковь и деньги. Храм и торговля. Учет пожертвований в храме

Признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Благотворитель религиозной организации по своему желанию и усмотрению выбирает форму, в которой он совершит пожертвование:

  • заключение письменного договора;
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных;
  • через SMS-сообщение на короткий номер;
  • пополнение ящика-копилки.

Внимание

Независимо от способа пожертвования учреждение должно вести обязательный бухгалтерский и налоговый учет таких поступлений.

Пожертвования на храм: общие правила

В нашем государстве активно пропагандируется религия после более полувекового ее угнетения и разрушения. Многие храмы, монастыри были восставлены или возрождаются до сих пор добровольцами. Пожертвования религиозной организации возможны, как с заключением письменного договора, так и без его составления.

Законодатель обязывает заключать договор пожертвования в письменном виде только если:

  • благотворителем выступает юридическая организация, а стоимость дара превышает 3000 рублей;
  • жертвователь обещает передать в будущем пожертвование.

В остальных случаях благотворителю предоставляется полная свобода в выборе формы договора (письменная или устная).

При пожертвовании религиозной организации благотворителем может выступать любой гражданин или юридическое лицо. У каждой из сторон при заключении договора пожертвования возникают права и обязанности .

Права жертвователя :

  • контролировать использование пожертвования путем получения отчета полученного от одаряемого;
  • дать письменный ответ в случае, если благополучатель запросит разрешения использовать пожертвование в иных целях, не указанных в договоре;
  • может изменить назначение пожертвования;
  • имеет право требовать отмены договора, если дар используется не по назначению.

Одаряемый по договору пожертвования обладает большим объемом обязанностей , чем благотворитель:

  • использование дара только по назначению указанному в договоре пожертвования;
  • ведение обособленного учета всех операций с пожертвованным имуществом;
  • в случае желания использовать пожертвование в иных целям, запросить у благотворителя его согласие;
  • предоставление отчета благотворителю об использовании дара в установленный срок, либо в любой момент по требованию жертвователя.

Порядок сбора пожертвований на строительство или восстановление храма

Для того, что бы была возможность собирать пожертвования на строительство или восстановление храма необходимо зарегистрировать религиозную организацию в территориальном органе государственной регистрации.

Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:

  • в церковной лавке - покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
  • в ящик-копилку - на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя. Такой сбор пожертвований является наиболее действенным, так как достаточно прост, не требует составления каких-либо документов;
  • заключение договора пожертвования с религиозной организацией - з аключить такое соглашение в письменном виде может любой жертвователь, независимо от того физическое или юридическое лицо, от предмета пожертвования - недвижимость, денежные средства, движимые вещи. Этот способ оформления является наиболее действенным, в связи с тем, что благотворитель может контролировать использование дара, в случае ненадлежащего пользования может расторгнуть договор.

Вблизи одной из деревень во Владимирской области располагался недействующий храм, который был разрушен еще во время Великой Отечественной войны. У местного жителя деревни Кузьмина Василия Петровича, появилось большое бескорыстное желание восстановить данную церковь. Однако для этой благой цели необходимо большая сумма денежных средств, которыми Кузьмин не обладал.

Для этого он совместно со своими единомышленниками подготовил все необходимые документы для регистрации религиозной некоммерческой организации в регистрирующем органе:

  • заявление;
  • список лиц, участвующих в создании учреждения;
  • устав;
  • протокол учредительного собрания;
  • справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
  • документ об уплате госпошлины.

Религиозная организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). После чего учредители разместили информацию о необходимости пожертвований на восстановление церкви с указанием реквизитов в СМИ, в сети Интернет был создан сайт организации. Спустя непродолжительное время церковь была восстановлена, она стала излюбленным местом прихожан всей округи.

Учет пожертвований в храме

Религиозная организация является в первую очередь юридическим лицом, поэтому ей необходимо вести обособленный учет всех поступающих пожертвований, независимо от предмета дара. Как правило, основная часть средств пожертвований поступает через ящики-копилки , размещенные на территории храма от прихожан (физических лиц) анонимно, то есть никакие данные благотворителей неизвестны.

Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:

  • место и дата, вскрытия копилки;
  • данные лиц, составляющих данный акт;
  • дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
  • сколько денежных средств и в какой валюте было обнаружено при вскрытии ящика;
  • номер и дата приходного ордера;
  • собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.

Важно

При извлечении пожертвований необходимо оформить приходный кассовый ордер, а также отразить операцию в отдельной кассовой книге.

В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу.

Пожертвование в церкви и его юридическое значение

После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:

  • если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара. На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования. Отчет предоставляется в сроки указанные в соглашении, либо по требованию благотворителя.
  • если пожертвование совершено без заключения договора, путем помещения в ящик-копилку или перечислением денежных средств со счета мобильного телефона. В таком случае благотворитель не имеет возможности получать информации об использовании пожертвованного дара.

Письменный договор пожертвования выступает своеобразным гарантом прав благотворителя, при помощи которого он может контролировать использование пожертвования, а в случае ненадлежащего его пользования может применить к одаряемому санкции в виде отмены договора и возвращения пожертвованного имущества.

Дополнительно

Договор пожертвования, заключенный в письменном виде является фактором, который ограничивает действия благополучателя по использованию дара, заставляя его пользоваться им по назначению и никак иначе.

Заключение

Благотворитель может пожертвовать церкви:

  • только принадлежащее ему имущество, денежные средства, движимые вещи;
  • только на общеполезные цели;
  • только не изъятые из гражданского оборота предметы.

В случае, если предметом пожертвования является имущество, нажитое в браке супругами, для передачи необходимо нотариально заверенное согласие другого супруга, иначе договор является ничтожным.

Вопрос - Ответ

На подъезде дома я увидела объявление о том, что необходимы денежные средства на восстановление монастыря, расположенного неподалеку от нашего города. Там же указаны реквизиты для перечисления пожертвований безналичным расчетом через банк. Данный монастырь часто посещала моя бабушка до войны еще, и я желаю помочь в его восстановлении. Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря?

Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.

Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.

По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ. Пока не будете уверены, что религиозная организация является юридическим лицом, ни в коем случае не перечисляйте пожертвования.

Я часто бываю в монастыре, который расположен в Калужской области, помогаю монахиням в хозяйственной работе. Также часто осуществляю пожертвования в пользу данной религиозной организации через ящик - копилку, путем отправления SMS - сообщений, иногда перечисляю денежные средства анонимно на расчетный счет учреждения. Могу ли я получить отчет от монастыря об использовании пожертвований, в связи с тем, что за последнее время пожертвовала достаточно крупную сумму (около 1 млн. рублей).

Независимо от суммы пожертвования, если не заключен договор в письменном виде, Вы не имеете права требовать от благополучателя отчета об использовании дара. Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении.

В качестве жертвователя храму или церкви могут выступать как физические, так и юридические лица. Запрет на совершение пожертвования в пользу религиозной организации установлен в отношении малолетних и недееспособных лиц (п. 1 ст. 575 ГК).

В каких случаях необходима письменная форма договора пожертвования храму или церкви

Обремененность пожертвования целевым общеполезным назначением в случае его определения жертвователем как первостепенного мотива совершения пожертвования изначально требует письменного закрепления . Такой вывод связан с тем, что нарушение такого назначения, согласно п. 5 ст. 582 ГК , влечет возможность наступления крайне существенных правовых последствий для обеих сторон сделки.

Отсутствие письменного обличения создает для жертвователя препятствия в реализации его прав на контроль над соблюдением такого назначения и, более того, на возможность отмены сделки. Поэтому в случае пожертвования в пользу храма или церкви имущественного блага (денежных средств) стоимостью выше 3 тыс. рублей целесообразно всегда оформлять договор в письменную форму .

Однако, с точки зрения законности, письменная форма является обязательной лишь в исключительных случаях , определенных ст. 574 ГК .

  1. При пожертвовании недвижимости . Порядок государственной регистрации прав на нее требует предоставления письменного договора, являющегося основанием перехода права собственности.
  2. При пожертвовании юр. лицом суммы, превышающей 3 тыс. рублей . Согласно ст. 161 ГК , любая сделка юр. лица требует письменного обличения.
  3. При обещании пожертвования в будущем . Кроме обличения, такой договор требует конкретизации пожертвования и четкого выражения намерений совершить его в будущем.

К сведению

Кроме указанных случаев, письменная форма потребуется при необходимости нотариального оформления (ст. 45 Основ законодательства о нотариате ). Оно, однако, вовсе не является обязательным, но может совершаться по волеизъявлению на то религиозной организации и жертвователя.

Нарушение обязательной письменной формы в случаях, определенных ст. 574 ГК , влечет ничтожность заключенного договора. Что касается нотариального оформления, то оно попросту невозможно. Кроме того, отметим, что договор пожертвования в пользу церкви или храма не требует государственной регистрации.

Христианская церковь адвентистов 7-го дня собирала добровольные пожертвования со своих прихожан. Один из прихожан, гражданин Л., в качестве пожертвования передал церкви 50 тыс. рублей, не указывая конкретного целевого назначения. На собранные с пожертвований средства, не скрывая этого, церковь изготавливала предметы одежды, после чего продавала их, в том числе и своим прихожанам, в прицерковном магазине. Узнав об этом факте, Л. был возмущен, вследствие чего резко изменил свое отношение к исповедуемому учению и, будучи профессиональным адвокатом, решил отменить совершенное им ранее пожертвование, для чего подал иск в суд.

В судебном процессе Л. утверждал, что, согласно ст. 582 ГК , совершенное им пожертвование в пользу церкви было обусловлено ее уставными целями - распространение христианских идей, проведение богослужений, миссионерская деятельность, благотворительность, воспитание молодежи, помощь малоимущим прихожанам и т.д. Изготовление же одежды и ее продажа являлись коммерческой деятельностью, что противоречило сущности церкви и общеполезности, на которую он и совершал пожертвование. В связи с этим и на основании п. 5 ст. 582 ГК , он просил отменить дарение и возместить его ущерб.

Представитель церкви в свою очередь утверждал, что совершаемая ими на пожертвования коммерческая деятельность была направлена на достижение исключительно уставных целей - со средств, вырученных с продажи предметов одежды, церковь ежедневно предоставляла бесплатные обеды более 150 их малоимущим прихожанам. Что касается самого ведения коммерческой деятельности в церкви, то она осуществлялась в соответствии со ст. 23 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которая позволяет такую деятельность. Таким образом, общеполезность использования пожертвования имела место, в связи с чем представитель церкви возражал против его отмены.

На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.

Содержание договора пожертвования храму или церкви

Заключение

Любая религиозная организация, согласно п. 1 ст. 582 ГК , может принимать в свою пользу пожертвования.

Жертвователями в пользу церкви могут выступать любые юр. и физ. лица, кроме малолетних и недееспособных .

Пожертвование, совершенное в пользу храма или церкви, может иметь установленное жертвователем целевое назначение, по которому оно должно использоваться.

При отсутствии назначения церковь должна использовать имущество в своих общеполезных уставных целях.

Пожертвование в пользу церкви всегда имеет безвозмездный характер , предоставление взамен него каких-либо вещей незаконно, что делает сделку ничтожной.

Пожертвование в пользу религиозной организации может совершаться устно, кроме исключений, определенных в ст. 574 ГК .

Жертвователь имеет полное право проверять порядок использования церковью или храмом переданного им в качестве пожертвования имущества.

Церковь обязана вести обособленный учет использования пожертвованных денег и другого имущества.

При нарушении целевого назначения жертвователь и его правопреемники имеют право отменить пожертвование в пользу храма или церкви, которая совершается в судебном порядке.

Отмена пожертвования предполагает возврат религиозной организацией всего сохранившегося из благ жертвователю или возмещение его стоимости на момент передачи.

Консультация юриста

Моя дочь является послушницей Церкви Христиан Веры Евангельской. Туда же уже более 2-х лет водит мою 11-летнюю внучку. До того как она начала водить туда внучку, я оформила на девочку дарственную, по которой передала ей квартиру в которой мы живем (чтоб она не досталась дочери и та не передала ее церкви). Однако совсем недавно я узнала, что поскольку дочь является законным представителем внучки, то может совершать сделки от ее лица. Так буквально на днях она сообщила мне, что намерена от лица дочери пожертвовать нашу квартиру в пользу своей церкви. Подскажите, как этого не допустить?

Ваша внучка, являющаяся собственницей квартиры, согласно ст. 28 ГК РФ , является малолетним лицом, ваша дочь - ее законным представителем, который совершает от ее лица сделки. Согласно

ВОПРОС: пожертвования в Церкви – это добровольный жест или все-таки обязанность католиков?

ОТВЕТ: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9,7)». Наверняка, никто из нас не сомневается, что современная Церковь не меньше, чем несколько столетий назад, нуждается для своего существования в материальных пожертвованиях.

Смысл пожертвования очень прост: верующий помогает существовать Церкви, а в духовном значении понимает, что все (и деньги) – это Божий дар, которым следует делиться с нуждающимися. Главными принципами пожертвований в целом являются добровольность, анонимность, прозрачность (человек знает, на что идут деньги).

На что же конкретно идут пожертвованные деньги?

За счет чего существует приход?

Обязанность каждого верующего – активно участвовать в жизни своего прихода, в том числе поддерживать, насколько это возможно, ее соответствующее материальное положение.

Какие основные пункты растраты денег прихода?

Существует несколько основных пунктов, связанных с расходованием приходских финансов:

– общемировые: например, на страны, в которых проводится миссионерская деятельность;

– общецерковные: на нужды Апостольской Столицы;

– общенациональные: на нужды благотворительных организаций;

– общеепархиальные: содержание епархиальной курии;

– приходские нужды: оплата коммунальных услуг, помощь бедным в приходе, оплата тем, кто работает в приходе.

Священник получает зарплату или живет исключительно на пожертвования прихожан?

Священники, которые служат в приходах, обычно живут за счет пожертвований верующих. Иногда священникам разрешается другая деятельность, например, преподавание в университетах, за что они получают зарплату, как и любой преподаватель.

Необходимо ли сегодня платить десятину, как делают это в некоторых протестантских церквях, или для содержания Католической Церкви достаточного меньшего?

Та десятина, которая встречается в Ветхом Завете, не имеет отношения к Церкви Нового Завета, поэтому нет такой обязанности. Но вместе с тем верующим не запрещается это делать, когда, разумеется, такой способ пожертвования не повредит им самим и их семьям.

Какие пожертвования обязательные, а какие – по желанию (есть ли такие?)?

Обязательных пожертвований нет, но есть обязанность каждого верующего, насколько это возможно, материально (не только деньгами, но часто и физической работой) помогать поддерживать Церковь для того, чтобы провозглашение Евангелия было более плодотворным.

В Католической Церкви нет установленных ставок за совершение таинств. Как тогда определить, сколько следует жертвовать за крещение, венчание, отпевание?

Действительно, Католическая Церковь не имеет очерченных денежных стипендий за совершаемые таинства. Размеры их могут определять сами верующие, договариваясь между собой.

Совершат ли таинство над человеком, у которого нет денег на пожертвование?

Обязательно.

Можно ли положить деньги не в церковную копилку, а отдать конкретному человеку, про которого известно, что он нуждается в финансовой помощи?

Да, можно. Более того, христианин не должен обходить тех, кому можно помочь, но перед этим стоит удостовериться, действительно ли этот человек нуждается в нашей денежной помощи.

Как относиться к людям, которые просят деньги в церкви (живут за этот счет), особенно когда просят во время литургии?

В наших святынях часто можно увидеть людей, которые просят милостыню. К этому их может приводить не только инвалидность и другие жизненные несчастья, но и обыкновенный грех лени. В таких случаях, если мы будем им жертвовать деньги, то станем соучастниками во грехе. Лучшей помощью для них будет наша помощь в борьбе с этим грехом. Когда мы не уверены, на что такие люди используют наши деньги, то лучше купить им еду, одежду или то, на что они просят.

Во время службы верующие должны молиться и делать все, чтобы им никто в этом не мешал. Каждая церковь – это дом молитвы, он не должен использоваться людьми для заработка.

В некоторых приходах священники говорят верующим, сколько собрали денег и на что они пойдут. Так должны делать все или это по желанию?

Священники должны предоставлять верующим отчет о пожертвованиях, которые они совершают в пользу Церкви, согласно с нормами, которое устанавливает партикулярное право (канон 1287 § 2).

Когда нет денег, можно не жертвовать?

Можно, но было бы неплохо в таком случае взять на себя обязанность на какое-то время регулярно молиться о благополучии прихода, священников или о других богоугодных вещах.

Примечание редактора:
Нам часто задают вопрос о финансах и пожертвовании в простых церквях. Безусловно, существуют различные понимания, мнения и практические применения истины в данной сфере; поэтому мы не беремся утверждать, что в статье изложен окончательный и полный ответ на данный вопрос. Эта статья просто хорошо подходит для того, чтобы вызвать обсуждение и научиться чему-то полезному в этой сфере. Читайте, пользуйтесь и обсуждайте. Давайте будем учиться друг у друга.

Есть старая британская пословица: «Проследи за деньгами!» Если хочешь найти причину преступления или злого поступка, достаточно посмотреть, «куда ведут деньги».

Мне кажется интересной взаимосвязь этой пословицы с Екклесиастом 10:19: «За все отвечает серебро».

Когда люди спрашивают меня, почему все телепроповедники похожи друг на друга, я показываю им Екклесиаста. Когда меня спрашивают, почему организованная религия функционирует определенным образом, я показываю им Екклесиаста. Когда мне задают вопрос, как узнать, что хочет мое сердце, я показываю им Екклесиаста.

Человеческими мерками, деньги – это ответ на всё. Как ты к ним относишься и как используешь, говорит о том, как ты понимаешь работу Отца в твоей жизни.

Из всех вопросов о жизни церкви, построенной на взаимоотношениях, вопрос «Как вы относитесь к десятине?» звучит не реже, чем «Что вы делаете с детьми?» Признаюсь, что я перехожу финансовые реки особенно осторожно, так как ничто другое не использовалось настолько неправильно среди Божьего народа в наше время.

Обычно те, кто выступает на эту тему, обычно делают это, чтобы получить больше денег, причем прежде всего для самих себя. Поэтому позвольте мне начать с предостережения: У нас нет финансового кризиса, пожалуйста, не высылайте нам пожертвования, если покажется, что данная статья является прикрытым призывом это сделать. Это не так, и если в это сложно поверить, можете просто остановиться на этом и дальше не читать.

Иисус и деньги

Иисус говорил о деньгах не меньше, чем на другие темы, за исключением того, что было связанно с Отцом. Он говорил, что ничто не показывает нашу привязанность больше, чем то, что мы собираем в качестве богатства или готовы свободно отдать по Божьему требованию.

Даже при поверхностном чтении четырех Евангелий можно заметить, что Он говорил о деньгах больше, чем о церкви, поклонении или даже молитве. Он предупреждал нас не судить о Божьей справедливости или щедрости на основании денег, и ясно показал, что жизнь с избытком не имеет отношения к количеству денег или размерам нашего имущества, но зависит от умения жить в свободе Его праведности, уверенного упования на Его мир и полноты Его радости.

Погоня за деньгами и переживания, связанные с этим, могут задушить жизнь Царства в любом из его последователей. Лучше раздать их бедным, чем позволить завладеть вашим сердцем.

Он также сказал, что мудрые сердцем будут использовать деньги в качестве инструмента для достижения Божьих целей в этом мире. Деньги могут открыть двери и послужить нуждам многих, когда не владеют вами. Используйте их с ответственностью, и они смогут стать благословением для вас и других. Накапливайте их, и то, что они сулят, быстро превратятся в клетку для ослепленного сердца.

Учитывая, что деньги имеют возможность сделать много добра или стать причиной большого зла, как Он хочет, чтобы мы обращались с деньгами?

Десятина, принесенная в дом хранилища

Мне было просто это делать. Когда я рос, меня научили, что десять процентов от всего, что я получил, принадлежит Богу. Я должен Ему эти десять процентов. Это и есть десятина.

Отдавал я десятину, жертвуя ее в ту поместную церковь, которую я принадлежал. Ответственные в церкви могли использовать ее на нужды собрания, например, приобретать помещения, выплачивать зарплаты, финансировать программы, а также помогать нуждающимся людям. У меня не было права отдать ее туда, куда Бог мог бы побудить. Если я хотел бы пожертвовать деньги еще куда-нибудь, это должно быть сверх моей десятины. Это и есть десятина, принесенная в дом хранилища.

Если быть честным, я никогда не было полностью согласен с аргументами в пользу такого заключения. Конечно же Авраам принес десятину в знак благодарности Богу еще до закона. Она помогала обеспечивать содержание Божьего храма и левитов, которые этим занимались. Ее разделяли с нуждающимися, а также использовали для финансирования праздников, отмечающих Божью жизнь среди них.

Однако следует признать, что Новый Завет на удивление ничего не говорит о десятине, как о практике ранней церкви. Нет призывов отдавать десятину, хотя щедрость, с которой они жертвовали друг для друга, и до сих пор остается легендарной.

Однако очень много лет я не замечал этого, будучи ослеплен прагматической потребностью финансировать сооружения, зарплаты и программы организаций, которым я служил. Без посвященных плательщиков десятины мы просто не смогли бы финансировать те проекты, которые считали настолько важными для нас. Было очень просто использовать ветхозаветную десятину для библейского обоснования необходимости финансировать наши нужды.

Иной путь приношения пожертвований

Теперь мои выводы значительно отличаются. Нет, я не считаю, что давать десятину неправильно, я просто смотрю на нее теперь, как на все остальное в Ветхом Завете. Она является всего лишь тенью той великой реальности, которую Бог хочет показать нам в Иисусе Христе. И как любая другая ветхозаветная тень, когда открываешь для себя настоящую суть пожертвования, понимаешь, что десятина является дешевой заменой по сравнению с этим.

«Значит что, мне не нужно давать десятину?» Мне нравится этот вопрос, потому что он разоблачает мотивировку многих людей, дающих десятину. Десятина – это счет, наш долг Богу. Как только он уплачен, мы можем забрать оставшиеся 90% и потратить их по своему усмотрению. Не дать ее, словами Малахии, означает ограбить Бога, оставив неоплаченным свой долг.

Новый Завет рисует перед нами совершенно иную картину. Иисус никогда не говорил, что его ученики должны платить десятину. И хотя о пожертвовании постоянно говорится в Деяниях и Посланиях, опять таки ничего не сказано о десятине. Вместо нее мы видим другой принцип. Верующие жертвовали не потому, что были должны это делать, а потому, что захотели это делать. Те, кто был приглашен иметь отношения с Живым Богом, были настолько изменены и благословлены Его щедростью, что в свою очередь стали относиться к окружающим с той же щедростью. Получившееся в результате пожертвование превзошло все то, чего можно было достичь с помощью десятины.

Даже когда Петр обратился к Анании по поводу обмана, связанного с деньгами, которые он давал, он четко пояснил, что церковь не имела на эти деньги никаких прав. «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деяния 5:5)

Когда Павел собрал пожертвование для истощенных от голода верующих в Иерусалиме, он ясно пояснил, что это не было его приказом, но всего лишь возможностью. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2 Кор. 9:7)

В конечном счете, пожертвование из долга совсем не является пожертвованием на самом деле. Это просто еще одно обязательство, и имеет весьма отдаленное отношение к тому, что Бог заложил в это с самого начала.

Щедрое пожертвование

Кстати, Павел был шокирован тем, как македоняне, сами страдающие от нищеты, отреагировали на нужду. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». (2 Кор. 8:2-4)

Разве это похоже на десятину? Привела ли десятина к таким удивительным поступкам? Не думаю! Перед нами верующие, которые получили так много благодаря Божьей щедрости к ним, что даже, несмотря на свои собственные нужды, они проявили щедрость к другим.

Мне нравится, как Новый Завет умеет правильно расставить акценты. Мы даем деньги Богу не для того, чтобы Бог проявил к нам щедрость. Вместо этого, Он начинает круговой процесс. Поразившись Его щедростью к нам, мы будем относиться к другим аналогично.

Но здесь есть зацепка, не так ли? Что, если я не чувствую на себе Божью щедрость, нужно ли мне отдавать другим? Павел сказал, что мы отдаем и получаем в Теле циклически. Те, у кого сегодня много, завтра могут оказаться среди нуждающихся. Цель – делиться с другими, чтобы ни у кого не было слишком много или слишком мало.

Но как измерить «слишком много» и «слишком мало»? Хотя мне кажется очевидным, что практически каждый из нас, кто живет в промышленно развитых странах, невероятно богат финансово по мировым стандартам, очень немногие по-настоящему понимают Божью щедрость. Почему?

Щедрость по Божьему

Мало людей по-настоящему понимают Божью щедрость по двум причинам. Во-первых, они измеряют ее на основании своих желаний и нужд. Сравнение наших домов, машин и игрушек с имуществом других в нашей культуре приводит к зависти и скупости. В свете наших требований, Бог редко когда кажется щедрым.

Павел понимал Божью щедрость на значительно более глубоком уровне, чем материальный комфорт. Он сказал, что знает тайну, как быть довольным, несмотря на материальное изобилие или нужду. Так как он был сосредоточен на Божьих планах в своей жизни, а не на своих, он видел Божью щедрую руку в каждой сфере своей жизни. Посмотрите, как он это описал: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8)

Большую часть своей духовной жизни я прожил как сын скупого Отца. Никогда не имея всего, что я хотел, и часто разочаровываясь Его ответом на мои самые горячие молитвы, я жил с ноющим чувством разочарования в Боге. Да, интеллектуально я мог выразить благодарность и хвалу не хуже любого другого, но внутри я чувствовал себя обманутым и постоянно расстроенным тем, что Он не делал того, что я от Него ожидал.

И только в последние шесть лет, когда Бог разобрал мои планы относительно своей жизни на части, я начал понимать то, о чем Павел говорит здесь. Я был так сильно занят тем, чтобы заставить Бога обратить внимание на то, что меня интересовало, что не замечал Его поразительных дел в моей жизни каждый день. Когда я начинаю день свободным от собственных предпочтений относительно поворота событий, я постоянно удивляюсь от того, что Бог делает в моей жизни, и искренне воздаю Ему в ответ благодарность. Если Он мне что-то не дает, это потому, что оно мне на самом деле не нужно.

Именно поэтому наши ожидания так часто не оправдываются. Не потому, что Бог не заботится о нас, но потому что Он стремится освободить нас от тирании нашего я. Только тогда мы сможем с удовольствием пользоваться Божьими ресурсами и откроем для себя Его великую щедрость.

Как это работает?

Жизнь, окруженная Божьей щедростью, приводит к щедрому отношению к нашим деньгам, нашему времени и нашей духовной жизни. Так как Бог заботится о нас настолько замечательным образом, нам больше не нужно настолько уделять себе внимания. Таким образом, нам будет проще увидеть, как Бог хочет, чтобы мы помогали другим.

Помните македонян, которые так много пожертвовали, хотя и сами находились в нужде? Произошло ли это потому, что они серьезно относились к десятине? Нет. Как написал Павел: «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5)

Просто они слышали Бога и делали то, о чем Он попросил их. Это превосходило понимание Павла. Те, кто убежден, что пожертвование Богу – не больше, чем обязательство платить десять процентов, никогда не поймут такое пожертвование.

Несколько раз в году ко мне звонят люди, которых Бог вывел из жестоких организаций. Они говорят мне, что Бог побудил их отдавать свою десятину с этого момента нашему служению «Поток Жизни» (Lifestream). Мой ответ всегда остается одним и тем же. После того, как я благодарю их за внимательность к нам, я стараюсь увести их от любого регулярного обязательства. «Если Бог положил вам на сердце прислать нам какую-то сумму в этом месяце, пожалуйста, сделайте это. «Если Бог положит вам на сердце прислать нам какую-то сумму в следующем месяце, тогда сделайте это. Если в последующие месяцы Бог побудит вас сделать что-нибудь другое со своими пожертвованиями, тогда обязательно сделайте это». Никогда не было такого, чтобы эти люди жертвовали нам больше, чем один или два раза. Надеюсь, что они учатся лучшему пути отдавать пожертвования.

Жизнь отдачи

Каждый день Бог хочет, чтобы вы испытывали Его щедрую любовь, а затем показать вам, как Он хочет направить Свою щедрость через вас, чтобы коснуться других. Насколько я понимаю, согласно Писанию вы не обязаны отдавать это в какое-то определенное место. Он покажет вам, куда давать, если Он руководит вами, а не призывы и требования тех, которые всегда твердят, что находятся в кризисе.

Те, кто собираются в более располагающей к формированию взаимоотношений атмосфере и не тратят значительные средства на помещения, зарплаты или программы, часто находят творческие пути проявления щедрости и видят, как Бог это использует. Они дают нуждающимся, на дело распространения света Божьего Царства миру, и даже на поддержку проектов служения, которым они чувствуют призвание помогать.

Они делают это вместе или по отдельности. Я знаю об одной группе в Австралии, которая собрала пожертвование на общий счет, чтобы раздать его от имени группы. После шестинедельных споров о том, как эту сумму лучше раздать, они решили вернуть каждому его деньги и позволить каждому пожертвовать так, как они считают нужным. Они решили тратить время на то, чтобы ободрять друг друга в вере, вместо того, чтобы расходовать пожертвования друг друга.

Я знаю и других, которые клали определенную сумму денег отдельно в свой кошелек каждый месяц и ожидали, когда Бог пошлет подходящие моменты для того, чтобы ее пожертвовать в течение недели.

Обратите внимание, я не сказал, что будет грехом отдавать десять процентов группе, с которой вы регулярно собираетесь, если Бог просит вас об этом. Более того, я думаю, что людям, которых Бог благословил, и которые не желают нести финансовое бремя служения, которое приносит им пользу, следует пересмотреть, призвал ли их Бог быть частью такого собрания.

Но десятина становится тенью по сравнению с Божьим путем принесения пожертвований. Для тех, кто открывают в Боге щедрого Отца, пожертвования будут выходить за рамки десяти процентов, когда они будут делать всего лишь то, о чем Бог их попросит. Более того, так как речь не идет об оплате счета, но распространении Его щедрости, они будут давать с любовью, которая не просто перечисляет средства, но также строит взаимоотношения.

Зачем держаться за тень, когда можно наслаждаться реальностью, стоящей за ней? Этот принцип распространяется на многие аспекты этого Царства, не так ли?

Или на благое дело — это значит позаботиться в первую очередь о себе. Почему? Потому что, как обещал Господь, милостыня покрывает множество грехов. А кто не боится ответственности за грехи свои, своего рода, семьи?

И что значит церковная десятина ?

Одна их важнейших функций Церкви — это научить человека жертвовать, то есть делиться с нуждающимися. Нуждаться могут, например, многие одинокие люди, общественные организации, многодетные семьи, сельские храмы, содержание которых всегда желает быть лучше. Как научиться благотворительности ?

Каждому человеку Господь всегда подскажет голосом совести, что надо делать, как пожертвовать, кому и на что. Далеко ходить не надо. Нужда кругом. Она сопутствует человеку на протяжении всего его жизненного пути. Не все ведь могут продуктивно работать, и далеко не каждый у нас богатый… Не у всех одинаково работают мозги.

Не даром еще в Ветхом Завете жестоковыйным иудеям Господь предъявил к исполнению заповедь о десятине , чтобы те отчисляли десятую часть от всех своих доходов. Это делалось для того, чтобы человек, живя в обществе, думал не только о себе, но о благе всех.

И Бог надзирал за исполнением. Он посылал возможности для улучшения полноценной жизни людей. Те, кто не платил десятую свою часть становился все беднее и беднее, не мог выбраться из долгов. А кто свято соблюдал десятину, тот благоденствовал!

Давайте будем учиться жертвовать ! Это всегда в наших интересах.

В Новом Завете мы читаем слова: ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, А У НЕ ИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ.

И еще ранее сказано, что не оскудевает рука дающего.

В сельскохозяйственной стране Ветхого Завета благотворительность в виде десятины измерялась и выполнялась не только деньгами того времени, но продуктами и предметами производства. Так продолжается и поныне.

И вообще не обязательно выплачивать десятину исключительно деньгами. Можно делиться плодами рук своих, продукцией своей фирмы, а также личным трудом на благо всех. Господь все видит и принимает.

Важен сам смысл десятины . Десятая часть нашей прибыли нам не принадлежит. Это Господня часть. Она тратится или на благотворительность — помощь нуждающимся, или на другие благие цели — ремонт или содержание храма , например. Главное — не на себя.

Чудесным образом Господь возвращает эти затраты, как говорится, сторицей! Но не надо быть бездельником. Отдал, скажем, 1000 долларов и ждешь, как она размножится! Правильнее всего — продолжать заниматься своим любимым, полезным делом. А Господь Бог, в Свою очередь, найдет способ «рассчитаться» с нами.

Помощь Божья воистину велика, благородна, всемогуща!

Поскольку эта статья написана на нашем сайте, мы предлагаем Вам жертвовать на содержание сельских храмов нашей Бобруйской епархии. Многие, желающие пожертвовать довольствуются походом в соседнюю церковь, выйдя из дома в большом городе, поселке. Совесть чиста!

Мы, в свою очередь, предлагаем Вам сделать только целевое пожертвование — на , который еще является памятником архитектуры. Однако, министерству культуры, как мы ощущаем (точнее — не ощущаем) до него нет дела.

Посещение в деревне очень слабое. Храм большой. Ремонтируем, насколько это можно совершить за собранные средства . Острая нужда в зимний период — отопление. Мы за сезон сжигаем 12 тонн торфобрикета. Работает истопник, получающий зарплату. Ну и рабочие — ремонтники в том числе, пополам со стройматериалами и инструментами.

Законный вопрос, на чем ездит настоятель, где и как живет, чем занимается? Ответ: на Жигулях, в оплачиваемой государством квартире, воспитывает 5 детей, служит Богу в 3 сельских храмах.

Заполняя форму пожертвования через Яндекс , напишите нам на [email protected] свои святые имена, чтобы мы молились за вас! Перевести любую сумму можно изменив «1000 руб» в соответствующем окне. Оплатить можно как Яндекс-Деньгами, так и любой БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ.

Таким образом, Вы будете знать, что совершили целевое пожертвование, а не просто отдали деньги под сомнение.

Благодарим Вас!

Благословение Господне да пребудет с Вами!

Итак, пожертвуйте через Яндекс добровольно на храм любую возможную сумму:

Вы можете пожертвовать любую сумму на указанные ниже кошельки .

Жертвуя на содержание и ремонт сельского храма, помните, что Господь воздает сторицей. Милостыня покрывает множество грехов. Желаем Вам всяческого процветания и благоденствия!

Отправьте нам по почте [email protected] или в форме обратной связи в контактах Ваши имена в записке О ЗДРАВИИ для молитвы за Вас!

WM R947169109510

WM Z175608439467

WM B147579057311

WM U189368951100

Яндекс-Деньги: 4100169345492