Колодец        18.11.2023   

Страстная пятница перед Пасхой – что можно делать, а что нельзя: приметы. Великий пост — Страстная пятница: что можно есть, печь, какие читать заговоры, обряды и молитвы? Страстная неделя, традиции по дням

Скоро Пасха, а мы, к сожалению, очень мало знаем о том, как следует провести и что полезного для себя и близких можно сделать в это очень важное и значимое время. Пожалуй, все знают, что страстная неделя – это время самого строгого поста, время самых жестких самоограничений. Об этом знаем, но далеко не всегда соблюдаем, но ничего-то мы не знаем об обычаях наших предков, которые использовали это время и для самосовершенствования и для привнесения позитивных изменений в свою жизнь.

Итак, на последнюю неделю перед Пасхой – страстную неделю приходится самый строгий пост.

Родители обязательно в шутку "стегали" вербными ветками своих детей «чтобы лучше росли». «Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Верба красна, бьет не напрасно!»

Съешь почку вербы – решится важное дело. Веточки вербы хранили у иконы и в течение года использовали ее почки в этих целях. Этот же «ритуал» помогает в решение такого важного дела, как зачатие. Если у женщины никак не случаются дети имеет смысл воспользоваться этим советом предков. Почки,от вербы свяченой помогают не только при бесплодии женском, но и при энурезе.

Вбей в стену своего дома колышек освященной вербы и избавишься от трусости и природной робости.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Кто знает, но ничто не мешает попробовать.

Чтобы выйти замуж, или встретить избранника, нужно сорвать с ветки вербы белые комочки тогда, когда на них появится жёлтый цвет, высушить их на солнышке, положить в белый платок, завязать на два узла, приговаривая: "Как я платочек завязываю с вербой, так пусть судьба свяжет меня с тем, кто мил сердцу моему. Да будет так! Платочек спрятать в укромное место - например, в свой шкаф или гардероб. И ждать суженого.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Сажать рекомендуется растения с мясистыми листьями.

Вся эта неделя – отличное время для обрядов. Не упустите! И тяжелое проклятие снять, и замуж выйти, и денег для семьи добыть и здоровья прибавить.

На Страстной неделе можно заговорить ребенка «от припадков». Не торопитесь пропускать этот абзац. Современный мир с его стрессами, сложными родами и прочими трудностями создает массу сложностей нашим детям. Практически каждому ребенку ставят диагнозы типа «гиперактивность», «гипер тонус», а то и еще чего похуже. Не стоит дожидаться «припадков», если ваш малышу трудно концентрировать внимание, если он гиперактивен, если случаются у него вспышки гнева, или не дай бог, имеет манеру, когда ему чего нужно, валяться по полу и верещать и вы уже все копья об это сломали и никакие таблетки и психологи не помогают, воспользуйтесь знаниями наших бабушек – вреда не будет, а польза может оказаться ощутимая.

Возьмите в церкви святой воды, прочитайте над ней заговорные слова и сбрызните ей ребенка: Детское тело, ангельская душа, Пред Спасителем невинная И в страданиях безвинная, Очистись и окрепни. Аминь.

Чистый четверг

Последний перед Пасхой четверг называется Великим, или

В этот же день готовят и особую четверговую соль, с ее помощью потом можно будет помочь и себе, и своим близким избавиться от всяческих хворей и болезней, как душевных, так и физических, если они, не дай бог, случаться.

В этот день принято делать генеральную уборку, которая помогает очистить дом от накопленного негатива и найти то, что потерялось, или никак не находится и это не только потерянные вещи, это и люди, идеи и т.п. Так же в этот день можно сделать в доме перестановку для исполнения желаний.

Начиная с Великого четверга и до самой Пасхи из дому ничего не отдают.

Страстная Пятница

В страстную пятницу - последнюю пятницу перед Пасхой протрите новой тряпочкой все углы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. По поверьям наших предков, такая тряпка облегчает и вылечивает боли в пояснице и ногах(для поясницы - обвязывают ее вокруг талии, ноги вытирают после мытья).

К сожалению, в нашей стране вопрос алкоголизма, пьющих родственников всегда был и остается очень актуальным. Наши предки считали, что печная зола, взятая в страстную пятницу, помогает в лечении от алкоголизма, и избавляет от смертной тоски.

Золу взятую из печи в страстную Пятницу сыплют на пешеходный перекресток (машины там ездить не должны) наотмашь золу, и читают три раза: Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь. Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первый раз сыпать в страстную пятницу, затем ее две пятница подряд. Оставшуюся золу используют так же в случае срывов, если вдруг, снова запил, для профилактики перед праздниками когда «грех не выпить».

Так же в страстную пятницу гадают на ближайшие 3 месяца глядя в окно и примечая что первое увидишь:

Если это будет молодой мужчина или молодая женщина, то на протяжении ближайших трех месяцев Вас ожидает спокойная, благополучная жизнь.

Если увидите семью, это сулит добрые отношения с родственниками и примирение враждующих. Если пожилую женщину, то впереди неудачи и болезни.

Если инвалида – очень вероятно, что Вы потеряете в эти три месяца кого-то из близких.

Собака – к тоске, кошка – к прибыли, птицы – к новому знакомству и приятным известиям.

В Страстную Пятницу ни в коем случае не стирают. Зато отчитывают людей, страдающих депрессией, что в наше суетное, полное стрессов время очень актуально. Для этого три крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной. Над водой читают специальный заговор: Укрепи мои верные слова, Господь, Укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Великая суббота.

Великая суббота - последний день Великого поста: Пекут куличи и делают пасху.

Сам процесс изготовления куличей несет в себе большую силу, а если последовать совету наших бабушек и «заговорить тесто на мир и благополучие в семье», то результаты не замедлят порадовать вас.

Вымешивая тесто для куличей три раза над ним читайте заговор: «Тесто мешаю, все разногласия в семье уничтожаю. Убирайтесь все от нас в тот же миг и в тот же час, разногласия и ссоры, беспричинные раздоры! Таковы слова мои. Да исполнятся они! Да будет так!». Рассказывать о своих манипуляциях семье не следует, вообще практически вся женская волшба творится в тайне.

В этот день читают заговор на богатую жизнь. В семь вечера над монетой, которую зашивают в подкладку той одежды, которую вы чаще всего носите, в подкладку сумки, или кошелька читают заговор: Купец несет злато, И как этот купец богатству и удаче сват и брат, Так и я, раба Божья (имя), не в дерьме, а в злате и серебре. Аминь.

Купец – это архетип богатого человека того времени, когда родился этот заговор, я же рекомендую вместо архетипа купца использовать близкий вам по духу современный образ: олигарха, конкретного бизнесмена, который разбогател комфортным для вас способом и т.п.

Так же в субботу, до захода можно солнца заговорить на деньги монету, или банковскую карточку: возьмите 5 коп. и наговорите на них: "Во имя отца и сына и святого духа. Денежка к денежке, копеечка к копеечке. Как люди ждут Светлой Пасхи, как идут в храм божий, так бы и ко мне рабу божьему (имя) деньги шли рекой. Все святые угоднички, все со мной. Аминь"

Великая суббота, Страстная суббота - суббота Страстной седмицы, последний день перед Пасхой - Воскресением Христовым. Для православного человека этот день одновременно наполнен и скорбью, и радостью: Иисус Христос еще лежит во гробе, но все вокруг преисполнено радостью от приближающегося пасхального воскресенья.

Страстная суббота - единственная постная суббота в году. Для соблюдающих пост - это самый строгий день страстной недели. Для верующих, которые не постятся, последний день перед Пасхой также является значимым. Считается, что его нужно провести в молитвах, посетить храм и завершить пасхальные приготовления, но воздержаться от суетных мирских дел.

Когда в 2016 году Великая суббота

Первая суббота Страстной седмицы

В этот день Иосиф из Аримафеи пришел к Пилату и стал просить у него тело Христа для погребения. Согласно обычаям римлян, тела, распятые не кресте, не снимали, и они становились добычей хищных птиц. Однако, получив соответствующее разрешение, можно было совершить обряд погребения.

Для проведения обряда Иосиф купил плащаницу (четырёхметровое льняное полотно). Тело Иисуса сняли с креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в погребальной пещере в саду Иосифа.

В Евангелие от Матфея (Мф. 27:62-66) сказано: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать».

Великая суббота в православии - богослужения

Богослужения Страстной субботы сохранили ряд черт и традиций раннехристианских служб, также ряд литургических особенностей этого дня прослеживается в «Паломничестве Эгерии», написанном в IV веке.

Поскольку Великая суббота - это канун Светлого Христова Воскресения и одновременно единственная суббота, приходящаяся на пост, этот день считают и траурным, и праздничным. По обычаям важнейших постных дней литургия совершается после вечерни, как это делается в Великий четверг, навечерие Рождества Христова и Богоявление). Так же в страстную субботу совершают крещение оглашенных (люди, не принявшие крещение, но верящие и желающие, чтобы над ними совершили обряд). Поскольку понятие «оглашенные» возникло в древней церкви, в богослужении присутствуют ветхозаветные чтения.

Согласно традициям Православной Церкви в день Страстной субботы чтение утрени начинается ночью, но Русская православная церковь совершает чин утрени в вечер пятницы. На возвышение посреди храма водружают украшенную цветами икону Христа, лежащего во гробе - священная Плащаница. Священнослужители песнопениями утреннего канона славят Иисуса Христа.

Во время службы утрени Страстной субботы совершается Крестный ход, где Святую Плащаницу обносят вокруг храма, сопровождая пением погребального «Святый Боже…». Именно на этой службе первый раз упоминают, что «суббота - самый благословенный день».

В субботу Страстной седмицы в Иерусалимском храме Воскресения каждый год происходит одно из главных чудес - схождение Благодатного огня. После чего Благодатный огонь передается в православные храмы по всему свету.

В конце Литургии поют пасхальный тропарь, символизирующий приближение начала Пасхи. В этот день в большинстве храмов проходит освящение куличей, пасох и крашеных яиц – традиционных символов Пасхи.

Ближе к двенадцати часам ночи совершают полунощнице, на которой поется канон Великой субботы. В конце священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь с Царскими Вратами и кладут ее на Престол. Там Плащаница остается до праздника Вознесения Господня.

Что можно есть в Великую субботу

До появления в небе первой звезды, как правило, в Страстную субботу соблюдается строгий пост. Многие верующие предпочитают воздержаться в этот день от приема любой пищи.

Если же по каким-то причинам верующий не соблюдает пост, то в Страстную субботу допускается прием растительной пищи, в том числе и горячей, например, овощной суп.

Однако по церковному уставу, в этот день положено только сухоядение. То есть пища не должна содержать даже растительного масла. Оно разрешается только в исключительных случаях. До трех часов ночи следующего воскресения запрещена любая скоромная (жирная) пища. Под запретом также спиртные напитки.

Однако РПЦ не требует от людей беспрекословного соблюдения поста в Великую субботу. Каждый человек принимает решение самостоятельно, в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Чем заняться в Страстную субботу

По традиции, этот день посвящается исключительно подготовке к Пасхе. Однако уборка, стирка, глажка и готовка - не входят в список разрешенных дел. Мирские хлопоты в этот день не приветствуются. Положено молиться и отдыхать, ведь ночь люди, как правило, проводят в церкви.

Если вы не успели испечь куличи вовремя, то, делая это в Великую субботу, убедитесь, что никто кроме вас не находится на кухне, пока поднимается тесто. Время приготовления куличей лучше провести в спокойствии и одиночестве.

Чего нельзя делать в Великую субботу?

Считается, что в Великую субботу нельзя петь, даже посвященные Богу песни. Великая суббота - день тишины и покоя. В этот день нельзя отмечать дни рождения, нельзя справлять свадьбы, и от секса тоже придется воздержаться. Любимые мужские занятия - охота и рыбалка - тоже запрещены. Рукоделие для милых дам также не приветствуется.

Как мы уже упоминали выше, никакой уборки, стирки и тому подобного. Также не стоит уделять время садово-огородным работам, строительству и ремонту. Даже принять расслабляющую ванну лучше заблаговременно.

Не стоит поминать умерших, однако можно посетить кладбище и навестить родственников.

Народные традиции и приметы в Страстную субботу

В Великую субботу не стоит есть и пить во время приготовления пасхального угощения. Кулич не удастся, если во время его извлечения из печки хозяйка будет на кухне не одна.

Если Страстная суббота выдалась солнечной, то ждать теплого лета, если пасмурная - лето будет холодным и дождливым.

Девушкам на заметку: если не спать всю ночь в Великую субботу, ожидайте счастливого замужества. А мужчин ждет удача в работе.

Бодрствующие фермеры и огородники могут рассчитывать на плодородный сезон. А всех людей ждут просто счастье, радость, удача и здоровье.

Если освященное яйцо опустить в воду, она становится целебной, приносит здоровье и счастье.

Пятница Страстной Седмицы, Страстная пятница, – воспоминание Святых и Спасительных . В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира.

О Страстях Христовых в Страстную пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня насыщены соответствующими чтениям.

Богослужебные особенности Страстной пятницы

Вынос Плащаницы

Тексты богослужений Страстной пятницы – шедевры византийской духовной поэзии, сопровождаются проникновенными мелодиями.

Страстная пятница. Антифон 5:

Ученик Учителя соглашаше цену, / и на тридесятих сребреницех продаде Господа, / лобзанием льстивным предая Его / беззаконником на смерть.

Ученик договаривается о цене Учителя / и за тридцать сребреников продал Господа, / коварным поцелуем предав Его / беззаконникам на смерть.

Страстная пятница. Антифон 15:


Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачится, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девыя. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Cтрастем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Сегодня повешен на древе Тот, Кто повесил землю на водах, венцом терновым увенчан Царь ангелов, в ложную багряницу (царскую одежду) одет Тот, Кто одевает небо облаками, получает пощечины Тот, Кто в Иордане освободил Адама, Гвоздями пригвождается Жених Церковный, копьем пробивается Сын Девы. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покланяемся Страстям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Страстная пятница. Прокимен, глас 4:

Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

Страстная пятница. Ексапостиларий:

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Разбойника благоразумного сподобил рая единовременно, Господи, и меня древом крестным просвети и спаси.

Страстная пятница. Стихира:

Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль: / Мене остави Источника воды животныя, / и ископа себе кладенец сокрушенный: / Мене на древе распят, / Варавву же испроси, и отпусти. / Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: / ты же, Израилю, не усрамился еси, / но смерти Мя предал еси. / Остави им, Отче Святый, / не ведят бо, что сотвориша.

Два злых дела совершил / первородный сын Мой, Израиль: / он оставил Меня, Источник воды живой, / и вырыл себе колодец разбитый; / Меня распял на Древе, / а Варавву выпросил и освободил. / Изумилось при этом небо / и солнце сокрыло свои лучи. / Ты же, Израиль, не устыдился, но смерти предал Меня. / Прости им, Отче Святой, / ибо они не знают, что соделали.

Днесь висит на Древе

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

“Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение”.

Не рыдай Мене, Мати (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Не рыдай Мене, Мати, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающыя

_____________________________________

Разбойника Благоразумнаго (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

_____________________________________

Великая суббота:

Благообразный Иосиф (Стихира на целование Плащаницы) Хор Валаамского

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи» Славно бо прославися (Хор свято-Ионинского монастыря)

_____________________________________

Воскресни, Боже (Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”) 2

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех

Видео о Страстной пятнице

Проповеди на Страстную Пятницу

Святитель Лука Войно-Ясенецкий о Страстной пятнице

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог, а страшная жертва принесена Христом потому, что Бог умилосердился, смилостивился над нами.

Прииди, блаженный Петр апостол, и прибавь твое святое слово к тому, что слышали мы только что от великого апостола Иоанна. – Пришел и он, и слышим мы святое слово его: “Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Петра 1, 18-19).

Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой – от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.

Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова: “Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 51, 53-56).

Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.

Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его – чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: “Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите”. Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.

Митрополит Антоний Сурожский о Страстной пятнице

Митрополит Антоний Сурожский

Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу.

Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям. Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – . Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя».

Слова и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения. Она не престает и ныне, но всегда надеется, все переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена». Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией.

Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»! Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь – Источник благодати помилует и спасет нас.

Прот. Валентин Амфитеатров о Страстной пятнице

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. И не бе утешаяй, и не бе скорбяй. Утеха Израиля, друг и покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен. Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он вопиял воплем крепким, со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно. Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала Себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея… О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной болезни неисцельной, какую испытало сердце Человеколюбца.

Начальник жизни, Чудотворец, возвращавший других к жизни, обречен на смерть. Умирает Он. Умер. За грехи наши умер!

Вечное Слово Отчее, создавшее всяческая и возвестившее миру беспредельное милосердие к грешникам, смолкло.

Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы рассеять глубокую, мертвую мглу извращенных дел и всем явить правду Божию, светлую, яко свет… и яко полудне, зашло при непроницаемом мраке клеветы, даже с укорами в богохульстве. Страшный, непостижимый сей час! Нашим бренным очам видится один образ Божественного и живоносного тела Господа нашего Иисуса Христа, тела безмолвного и бездыханного. Он не имеет ни вида, ни славы, ни доброты, умален, отвращен, поруган.

Слушайте и смотрите! Вот Царь царствующих и Господь господствующих имеет на Своей главе венец, не драгоценными камнями украшенный, а сплетенный из терния. Кто сплел для Жизнодавца этот многоболезненный венец? Человеческая гордость, безумное тщеславие. О, если мы действительно любим своего Спасителя, то в кротости, смирении и терпении сохраним закон веры и послушания слову Его во все дни жизни нашей, пока бьется в нас жизнь сердца. Если любим нашего Христа Спасителя, если нам кажется страшным день воспоминания Великой Пятницы, страданий Иисуса, то не прибавляйте к болезненному Его терновому венцу терний своих грехов и беззаконий.

Святитель Илия Минятий о Страстной пятнице

Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38).

Свт. Илия Минятий

Человечеству пришлось увидеть на земле два великих и преславных чуда: первое, это – Бога, сошедшего на землю, чтобы принять человеческое естество; второе чудо, это - Богочеловека, восшедшего на крест, чтобы на нем умереть.

Первое явилось делом высшей премудрости и силы, второе - крайнего человеколюбия. Поэтому оба они совершились при различных обстоятельствах. В первом чуде, когда Бог принял естество человека, восторжествовала вообще вся тварь: ангелы на небесах воспели радостное славословие, пастыри на земле возликовали о спасительном благовестии и о совершившейся великой радости, и цари с востока пришли на поклонение к новорожденному Владыке с дарами.

Во втором чуде, когда Богочеловек умер на кресте, как осужденный посреди двух разбойников, тогда горний и дольний мир восплакал, небо покрылось глубочайшей тьмой, земля с основания потряслась от трепета, камни растрескались. Та ночь была светлая ночь, принесшая всемирную радость и веселье, а сей день был мрачен, как день печали и скорби. В ту ночь Бог оказал человеку благодеяние, какое только мог, а в этот день человек выказал все свое беззаконие, какое мог сделать перед Богом

Ты вправе сказать, Богочеловече и печальный Иисусе: Прискорбна есть душа Моя до смерти, - ибо многи страсти Твои, велика печаль Твоя. Страдания так велики, каких еще никогда не выносило человеческое терпение; печаль так невыносима, какой еще не испытывало человеческое сердце. И поистине, слушатели, чем более я стараюсь найти в людской жизни другой подобный пример, тем более уверяюсь в том, что Его болезнь в страстях и печаль в болезни ни с чем не сравнимы. Велика была зависть в Каине против брата, но гораздо большая зависть у архиереев и книжников против Спасителя; а неправедное убийство Авелево не сравнимо с крестной смертью Иисусовой.

Велико было терпение в Исааке, когда он готовился быть принесенным в жертву от Авраама, отца своего; но несравненно более терпения в Иисусе, Который в самом деле был предан от Отца Своего Небесного в жертву ненависти врагов Своих. Велики были злоключения Иосифа, когда он был продан братьями своими, оклеветан женой Потифара и, как виновный, был ввергнут в темницу; но гораздо многочисленнее страдания Иисусовы, когда Он продается учеником Своим, обвиняется всем сонмищем, влечется с суда на суд, как преступник. Велико было уничижение Давида, когда он свергнут был с царского престола сыном своим, когда подданные от него отступились; когда его собственные слуги гнались за ним, когда он босой убегал на гору Елеонскую, когда в него бросали камни и осыпали его ругательными словами.

Но то, что совершалось с Иисусом, когда апостолы Его покинули, воины связали, увенчали тернием, обременили крестом, когда жители всего города провожали Его поносными злохулениями, когда Он восходил на Голгофу, чтобы принять позорную смерть между двух разбойников, – все это разве не более скорбное зрелище?!

Нельзя не признать, что велика была болезнь в Иове, когда он, лишась детей своих и имений, сидел на гноище, в ранах с головы до ног; однако это должно признать только прообразом и как бы тенью тех тяжких страданий и ран, которыми был удручен многострадальный Сын Приснодевы. Не малы были страдания и после Христа пострадавших и страданиям Его подражавших святых мучеников; однако те страдания были только телесные - среди страданий душа мучеников ликовала; там была смерть, но была и честь, было мучение, но был и венец. А страсть Иисуса Христа была страданием и тела, и души, – страданием без малейшего утешения; смерть Его была одно бесчестие, мучение - одна скорбь, и скорбь смертная. Прискорбна есть душа Моя до смерти.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Митрополит Филарет (Вознесенский) о Страстной пятнице

Помните, возлюбленные: когда мы с вами размышляем о том, что Господь сделал для нас, то никогда не следует забывать, что вот именно ради наших грехов Он оказался во гробе. На Кресте и во гробе. Мы Его пригвоздили своими упорными и нераскаянными грехами ко Кресту, и из-за наших грехов Он теперь возлежит, безгласный и недвижимый, мертвецом во гробе. И когда будешь поклоняться Ему, лобызать Его Язвы, делай это как безответно виновный, в том, что вот Он изъязвлен, в том, что Он изранен, в том, что Он измучен, оплеван, позором покрыт и теперь – лежит в гробе.

Помни, что мы это сделали: и я, и всякий другой своими упорными грехами и своей неисправленностью. Не даром же сам Господь когда-то, когда почувствовал как-то очень болезненно неверность человеческого рода, воскликнул даже (в Евангелии это записано): “О род неверный и развращенный, доколе Я буду с вами, доколе Я буду терпеть вас!”**** Вот как Ему было вообще тяжко с нами, а тут мы, повторяю, своими грехами пригвоздили ко Кресту и положили во гроб.

Так и помни, душа христианская, когда будешь поклоняться Божественному Мертвецу в Плащанице лежащему, когда будешь лобызать Его Язвы, как безответно виновный это делай, потому что никто кроме нас не виноват в том, что Господь Иисус Христос, как говорил Апостол, вместо предлежащей Ему славы перенес эту срамоту и позор, и эту страшную, позорную и унизительную крестную смерть. Мы с вами знаем, что теперь, после Его смерти, Крест стал нашей драгоценностью и святыней, но пригвоздили ко Кресту Его, повторяю, не воины, а – мы с вами, потому что если бы наших грехов не было на Нем, не было бы Ему что взять на Себя, тогда бы не было ничего этого. Но Он – пошел на этот страшный сверхчеловеческий Подвиг. Помните, как в Евангелии сказано, что Он до пота кровавого боролся в Гефсиманском саду, на этой страшной молитве.

Почему он был покрыт кровавым страшным потом? Когда-то святитель Димитрий Ростовский в своей вдохновенной проповеди говорил, как бы обращаясь к Спасителю: ” Господи! Почему Ты покрыт кровью? Кто Тебя изранил? Не было ни Креста, ни бичевания, – ничего этого еще не было; почему Ты весь в крови?” И сам же отвечает: “Кто изранил? – Любовь изранила!” Потому что знал Богочеловек, столько возлюбивший нас, грешных, что если Он не совершит этого страшного Подвига, то наша участь, навеки! – в геенне огненной, в страшных, нескончаемых и ужаснейших мучениях, которых мы себе и представить не можем. А вот, Он взял на Себя всю эту страшную тяжесть, это тяжкое бремя греховное, и, благодаря Его святому и великому Подвигу, мы имеем возможность уповать на то, что получим прощение наших грехов, именно Им омытых. И тогда можем мы надеяться, что и нас примет Он в Царствие Небесное, так, как Он принял Благоразумного разбойника.

Литература о Страстной пятнице

Отрывок из романа “Господа Головлевы” (М. Е. Салтыков-Щедрин) о Страстной пятнице

М. Е. Салтыков-Щедрин

Иудушка и Аннинька сидели вдвоем в столовой. Не далее как час тому назад кончилась всенощная, сопровождаемая чтением двенадцати Евангелий, и в комнате еще слышался сильный запах ладана. Часы пробили десять, домашние разошлись по углам, и в доме водворилось глубокое, сосредоточенное молчание. Аннинька, взявши голову в обе руки, облокотилась на стол и задумалась; Порфирий Владимирыч сидел напротив, молчаливый и печальный.

На Анниньку эта служба всегда производила глубоко потрясающее впечатление. Еще будучи ребенком, она горько плакала, когда батюшка произносил: “И сплетше венец из терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его”, – и всхлипывающим дискантиком подпевала дьячку: “Слава долготерпению Твоему, Господи! слава Тебе!” А после всенощной, вся взволнованная, прибегала в девичью и там, среди сгустившихся сумерек (Арина Петровна не давала в девичью свечей, когда не было работы), рассказывала рабыням “Страсти Господни”.

Лились тихие рабьи слезы, слышались глубокие рабьи воздыхания. Рабыни чуяли сердцами своего Господина и Искупителя, верили, что Он воскреснет, воистину воскреснет. И Аннинька тоже чуяла и верила. За глубокой ночью истязаний, подлых издевок и покиваний, для всех этих нищих духом виднелось царство лучей и свободы. Сама старая барыня, Арина Петровна, обыкновенно грозная, делалась в эти дни тихою, не брюзжала, не попрекала Анниньку сиротством, а гладила ее по головке и уговаривала не волноваться. Но Аннинька даже в постели долго не могла успокоиться, вздрагивала, металась, по нескольку раз в течение ночи вскакивала и разговаривала сама с собой.

Потом наступили годы учения, а затем и годы странствования. Первые были бессодержательны, вторые – мучительно пошлы. Но и тут, среди безобразий актерского кочевья, Аннинька ревниво выделяла “святые дни” и отыскивала в душе отголоски прошлого, которые помогали ей по-детски умиляться и вздыхать.

Теперь же, когда жизнь выяснилась вся, до последней подробности, когда прошлое проклялось само собою, а в будущем не предвиделось ни раскаяния, ни прощения, когда иссяк источник умиления, а вместе с ним иссякли и слезы, – впечатление, произведенное только что выслушанным сказанием о скорбном пути, было поистине подавляющим. И тогда, в детстве, над нею тяготела глубокая ночь, но за тьмою все-таки предчувствовались лучи. Теперь – ничего не предчувствовалось, ничего не предвиделось: ночь, вечная, бессменная ночь – и ничего больше. Аннинька не вздыхала, не волновалась и, кажется, даже ни о чем не думала, а только впала в глубокое оцепенение.

С своей стороны, и Порфирий Владимирыч, с не меньшею аккуратностью, с молодых ногтей чтил “святые дни”, но чтил исключительно с обрядной стороны, как истый идолопоклонник. Каждогодно, накануне великой пятницы, он приглашал батюшку, выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь, когда Аннинька разбудила в нем сознание “умертвий”, он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…

Конечно, было бы преувеличением сказать, что по поводу этого открытия в душе его возникли какие-либо жизненные сопоставления, но несомненно, что в ней произошла какая-то смута, почти граничащая с отчаянием. Эта смута была тем мучительнее, чем бессознательнее прожилось то прошлое, которое послужило ей источником. Было что-то страшное в этом прошлом, а что именно – в массе невозможно припомнить. Но и позабыть нельзя. Что-то громадное, которое до сих пор неподвижно стояло, прикрытое непроницаемою завесою, и только теперь двинулось навстречу, каждоминутно угрожая раздавить.

Если б еще оно взаправду раздавило – это было бы самое лучшее; но ведь он живуч – пожалуй, и выползет. Нет, ждать развязки от естественного хода вещей – слишком гадательно; надо самому создать развязку, чтобы покончить с непосильною смутою. Есть такая развязка, есть. Он уже с месяц приглядывается к ней, и теперь, кажется, не проминет. “В субботу приобщаться будем – надо на могилку к покойной маменьке проститься сходить!” – вдруг мелькнуло у него в голове.

– Сходим, что ли? – обратился он к Анниньке, сообщая ей вслух о своем предположении.

– Пожалуй… съездимте…

– Нет, не съездимте, а… – начал было Порфирий Владимирыч и вдруг оборвал, словно сообразил, что Аннинька может помешать.

“А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!” – бродило между тем в его мыслях, и жажда “проститься” с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но “проститься” не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии.

– Так ты говоришь, что Любинька сама от себя умерла? – вдруг спросил он, видимо, с целью подбодрить себя.

Сначала Аннинька словно не расслышала вопроса дяди, но, очевидно, он дошел до нее, потому что через две-три минуты она сама ощутила непреодолимую потребность возвратиться к этой смерти, измучить себя ею.

– Так и сказала: пей… подлая?! – переспросил он, когда она подробно повторила свой рассказ.

– Да… сказала.

– А ты осталась? не выпила?

– Да… вот живу…

Он встал и несколько раз в видимом волнении прошелся взад и вперед по комнате. Наконец подошел к Анниньке и погладил ее по голове.

– Бедная ты! бедная ты моя! – произнес он тихо.

При этом прикосновении в ней произошло что-то неожиданное. Сначала она изумилась. но постепенно лицо ее начало искажаться, искажаться, и вдруг целый поток истерических, ужасных рыданий вырвался из ее груди.

– Дядя! вы добрый? скажите, вы добрый? – почти криком кричала она.

Прерывающимся голосом, среди слез и рыданий, твердила она свой вопрос, тот самый, который она предложила еще в тот день, когда после “странствия” окончательно воротилась для водворения в Головлеве, и на который он в то время дал такой нелепый ответ.

– Вы добрый? скажите! ответьте! вы добрый?

– Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? – спросил он, когда она, наконец, затихла, – ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно… И простил! всех навсегда простил!

Он опять начал большими шагами ходить по комнате, убиваясь, страдая и не чувствуя, как лицо его покрывается каплями пота.

– Всех простил! – вслух говорил он сам с собою, – не только тех, которые тогда напоили его оцтом с желчью, но и тех, которые и после, вот теперь, и впредь, во веки веков будут подносить к Его губам оцет, смешанный с желчью… Ужасно! ах, это ужасно!

И вдруг, остановившись перед ней, спросил:

– А ты… простила?

Вместо ответа она бросилась к нему и крепко его обняла.

– Надо меня простить! – продолжал он, – за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, – где… все?..

Стихи о Страстной пятнице

На Страстной (из романа “Доктор Живаго”)

Б. Л. Пастернак

Б. Л. Пастернак

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел Человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Все те события, о которых мы услышали в четверг из чтения двенадцати евангелий, разворачиваются в службах Великой Пятницы.

Великая Пятница. Вынос Плащаницы. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва. Фото сайта hram-troicy

Утро начинается с чтения часов Великого Пятка (Великой Пятницы). Помимо особых псалмов поются песнопения (тропари и стихиры), основная тема которых - безвинные страдания Христа на кресте. Но на кресте распят Тот, Кто участвовал в творении мира, и сотворил для людей множество чудес и Кто со славою воскреснет. На последнем часе трижды поется: «Поклоняемся страданиям Твоим, Христе», а завершается «Покажи нам и славное Твое воскресение!»

На этой службе читаются фрагменты из Ветхого Завета, книги Апостол и четырех евангелий.

Чтения из Ветхого завета - пророчества содержание которых поразительно совпадают с евангельскими событиями: о 30 сребренниках, за которые был предан Спаситель, о вольном и безропотном шествии Его на смерть, несправедливом унижении и бесчестии.
Внимательный верующий в апостольских чтениях услышит слова о таинственных моментах жизни христиан, связанных с крестной смертью Спасителя, о значении для человечества подвига Христа.

Евангельские чтения повествуют о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со Креста.

Часы отслужены, но народу можно не расходиться далеко от храма. Около двух часов дня служба, центральное события которой - вынос Плащаницы (Большое полотно с иконой, образом Господа после снятия Его со креста). Хор поет тропари, в первом из которых говорится о том, как Иосиф Аримафейский, снял с креста пречистое тело, помазав его благовониями, обвил чистым полотном и положил во гроб (то есть в погребальную пещеру). Второй же тропарь, словно предупреждает уныние намекает на скорую радость. В нем речь идет уже о событии Воскресения, когда жены мироносицы пришли ко гробу и встретили ангела, благовествовавшего им о том, что Христос оказался неподвластным тлению, что Он жив. При пении этих тропарей из алтаря священник выносит Плащаницу и полагает ее на специальную гробницу, которая большую часть церковного года стоит в храме где-нибудь у стены, а в этот момент - в центре. На середину Плащаницы кладется Евангелие.

Служба завершается своим чередом и, как правило сразу после нее совершается богослужение на котором, читают канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Он практически целиком состоит из слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте. Но в последнем тропаре звучит ответ Христа: умер Он ради спасения сотворенного мира, но воскреснет и будет прославлен.

По окончании службы народ совершает целование Плащаницы. Подходят по очереди, делают два земных поклона, прикладываются к Евангелию и кладут еще один поклон.

Обычно вечером того же дня совершается служба, от которой до Пасхи - рукой подать. И богослужение это совсем не короткое. Оно представляет из себя особую погребальную службу. В начале службы поются тропари, которые звучали на выносе Плащаницы, но здесь уже появляется пасхальная нотка, хор поет: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный…». Когда Христос сошел во ад, то умертвил его, то есть разрушил власть смерти, таков смысл этого песнопения.

Тем временем на середине храма становятся священник (и те кто с ним служит) и начинают петь совместно с хором или читать (все зависит от возможностей и традиций храма) «Непорочны» (очень длинный 118 псалом), к которым добавляются похвалы, тексты воспевающие погребение Христа, сошествие во ад, и Его победу над смертью. Стихи псалма чередуются с похвалами.

Затем следует чтение канона, который по начальному песнопению зовется в народе «Волною морскою…». Очень везет тому, кто слышит его в первый раз. Говориться в нем о страстях, смерти и погребении Христа, но заканчивается он вновь надеждой, от лица Господа говорится, что Он воскреснет и будет прославлен…

На этой службе совершается Крестный ход с Плащаницей. Под пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», священник с Плащаницей на голове выходит из храма, за ним следует хор и все, кто пришел помолиться со свечами в руках. Крестный ход идет вокруг храма, а с колокольни слышен перезвон, по одному удару от большого колокола к малому.

Крестный ход завершается, Плащаница кладется на свое место в центре, служба продолжается и в конце ее читают из Священного Писания, в том числе отрывок из евангелия от Матфея, где говориться о том, как фарисеи поставили у погребальной пещеры Иисуса Христа стражу, чтобы ученики не выкрали Его тело. Но верующие, к этому моменту уже знают, что Христос упразднил власть смерти.

На следующий день, утром в Великую Субботу верующие готовят корзинки с куличами, крашеными яйцами и пасхами (особое произведение кулинарного искусства из творога), которые в Великую Субботу и на саму Пасху освятят. Но это не главное, ради чего верующие с узелками и корзинками тянутся с утра в храм. Длинное продолжительное богослужение этого дня - завершение постного подвига, вот к чему стоит себя располагать. На Литургии Великой Субботы читаются 15 больших отрывков (паремий) из Священного Писания, открывающих верующим историю спасения от власти смерти.

Молящийся слышит историю о начале мира по книге Бытия, его же полнота, «омега» открывается в следующем отрывке пророчестве Исайи о Царстве Божием. Далее следует история об установлении Ветхозаветной Пасхи, прообраза Пасхи Воскресения, затем следует история пророка Ионы, так же как Христос во аде, пребывшего во чреве китове три дня. Следующее чтение повествует о входе евреев в Землю Обетованную, это образ вхождение в Царство Божие. Но войти в него, избавиться от смерти можно подобно евреям, спасавшимся от египтян и прошедшим через Красное море с Божьей помощью, об этом из книги Исход. Содержание всех 15 паремий - пророчества о Воскресении и победе над смертью и о том, что это событие будет стоить жертвы.

Паремии заканчиваются и после подготовительных песнопений читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, где говориться о нашем крещении, оно подобно смерти Христовой и Воскресению. Вместе со Христом верующие распинаются и воскресают к новой жизни. Евангельское чтение, которое священник уже читает в белом облачении, повествует об исторических подробностях Воскресения: приход Марии Магдалины к опустевшему гробу, встреча с Ангелом, возвестившим о Воскресении. Скорбь закончилась…

Тогда верующие выходят во двор храма, расставляют на заготовленных причтом столах свои подносы или тарелки с куличами, пасхами и крашеными яйцами. Священник читает молитву на освящение и щедро кропит все святой водой. Утром или ночью (зависит от того, как быстро пройдет служба), после пасхальной службы - разговение.

Величие Страстной седмицы чувствуется даже в другом ее названии – Великая седмица. Названа она так от того, что в эти дни с Христом происходили самые важнейшие библейские события.

Она находится между двумя значимыми христианскими праздниками: Вербным воскресеньем и Пасхой, но сама Страстная седмица Великого поста при этом наполнена скорбью и грустью и является самой строгой неделей поста. Горечь от конца земной жизни Спасителя столь велика, что в эти дни церковь не совершает торжественных обрядов крещения и венчания.

Великая седмица призвана провести человека по пути Христову. Это воспоминания о великом подвиге Иисуса, о Его прощении человечества вопреки всему и последующем Его вознесении. Именно в Страстную седмицу происходит последняя стадия духовного очищения и преображения.

Иногда считается, что Страстная неделя не является постом, поскольку она следует за 40 днями, а ведь главный пост некоторые называют иначе – Четыредесятница. Но по церковным канонам Четыредесятница – это одно (пост самого Спасителя), а Великий пост обязательно включает в себя и её, и Страстную седмицу, которая является напоминанием о Его страданиях.

Великий понедельник

В первый день Страстной седмицы Великого поста вспоминается проклятие Господом бесплодного дерева – смоковницы. Миряне зачастую не понимают и даже осуждают это деяние Христово: слишком уж непривычны разрушительные действия милостивого Бога. Но в этом поступке запрятан глубокий смысл: Бог не только милосерден, но и справедлив. Смоковница была покрыта листьями, которые появляются у неё позже плодов. Так и человек, созревший для благодетели, но не совершающий благих дел, не кающийся искренне перед Господом, уподобляется бесплодному, бесполезному дереву. Некоторые богословы толкуют уничтожение смоковницы как уничтожение первородного греха Адама и Евы.

Также в этот день вспоминается Иосиф – ветхозаветный праведник, послуживший прообразом мук Христовых. Так же, как и Спаситель, он был продан за серебро из зависти близкими людьми – своими братьями. Как и Иисус, Иосиф в итоге возвышается, только не на небесах, а на земле, становясь значимым человеком в Египте.

Пища

Церковные служения

С понедельника по среду в утреню происходит чтение Псалтыря, поются песнопения в напоминание о Судном дне. Проводится литургия Григория Двоеслова, песнопения посвящены будущему пришествию Христа.

Великий вторник

Во вторник вспоминаются учения Спасителя в Иерусалимском храме. Это один из последних дней, в которые Иисус общался с народом и учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус сорвал маску показного благочестия с фарисеев.

В древности на Руси в Великий вторник женщины втайне от мужчин готовили из толченого семени льна и конопли соченое молоко. Им поили домашний скот: считалось, что это убережет от хвори.

Пища

В понедельник допускаются некоторые послабления: миряне должны лишь соблюдать сухоядение, не употреблять в пищу масла. Глубоко верующие могут воздержаться от еды и во вторник.

Церковные служения

Продолжается чтение псалмов, песнопения посвящены последним притчам Христовым: о десяти девах, дани Кесарю, талантах.

Великая или Страстная среда

В среду проходят воспоминания о двух великих грешниках: о кающейся женщине, омывшей ноги Христа дорогим маслом, миром, и вытершей его после своими волосами, приготовив таким образом к последующему погребению; и об Иуде Искариоте, верном апостоле Спасителя, легко продавшем его за 30 серебряных монет. Грешница искала путь господень, а Иуда от него удалялся, а потому ей вечная слава за раскаянье, а апостолу-предателю – вечный позор.

Русские обычаи предписывают выводить в этот день на улицу весь скот и обливать его талой водой, присыпанной прошлогодней «четверговой» солью. По верованиям, это защищало домашнюю скотину от любого недуга целый год, вплоть до следующей Страстной среды.

Пища

Церковные служения

В среду Страстной седмицы принято оканчивать чтение Евангелия, которое за первые три дня желательно прочесть полностью. В последний раз проводится литургия святого Григория Двоеслова. Стихиры в среду рассказывают о раскаявшейся грешнице и Иуде. Чтение «Апостола» на литургии не проходит.

Великий четверг

В четверг Страстной недели принято вспоминать о Тайной Вечери и о том, как Иисус установил таинство святого причастия – необходимый для верующих обряд для воссоединения с Господом.

На последней своей трапезе Иисус омыл ноги своих учеников в знак смирения и наказал им друг с другом поступать так же. Этот обряд нашёл отклик и современном богослужении: католическая церковь проводит ритуал омовения ног служителям. В православии этот обряд введен патриархом Кириллом в 2006 году.

В Великий, или, как называют у нас, Чистый четверг происходит полная уборка дома, купание. После этого не положено убираться до Воскресенья. Начинается подготовка к Пасхе: выпекаются куличи, красят яйца.

Пища

Строго постящиеся в этот день продолжают сухоядение, остальным позволительно один раз в день отведать приготовленной пищи и съесть немного масла.

Церковные служения

Песнопения утрени лишь в этот день на Страстной неделе происходят в полном размере – поются все восемь песней. Литургия проходит в вечернее время, в честь вспоминаемых событий. После литургии в этот день проходит омовение ног. Освещают свежее мирровое масло. Общая вечерняя трапеза в честь воспоминания о Тайной вечери имеет торжественный оттенок, потому позволительно ослабление поста.

Великая или Страстная пятница

Это самый строгий день в посте, поскольку в пятницу вспоминаются страдания Христовы, Его распятие и погребение. В Страстную пятницу полагается скорбеть вместе с Христом, потому строжайше запрещены все развлечения, вплоть до чтения художественной литературы. По дому также нежелательно проводить какую-либо работу.

Церковные колокола в пятницу Страстной седмицы не звонят.

Пища

Этот день пропитан скорбью. Это траур по Спасителю, поэтому соблюдающим строгий пост следует совсем воздержаться от пищи. Некоторые ограничивают потребление воды. Миряне в пятницу на Страстной неделе могут воздержаться от пищи до второй половины дня, пока не вынесут плащаницу, символизирующую снятие Иисуса с креста. Но питание должно быть строгим: сухоядение, без масла.

Церковные служения

На утрене зачитываются двенадцать отрывков из Евангелия, последовательно рассказывающих о казни Спасителя. Литургию в этот день не проводят.

Великая суббота

В этот день традиционно вспоминается погребение Иисуса Христа и последующее Его сошествие в чертоги ада. Оттуда Спаситель вызволил заключенных праведников, несших на себе тяжесть первородного греха, а также Адама и Еву.

Поскольку Великая суббота Страстной седмицы озарена благостями победы над злом, милостью и всепрощением, в этот день люди снимают с себя траурные пятничные одежды и оканчивают приготовления к Пасхе. Важно управиться со всеми делами до вечера, чтобы успеть на ночную службу, посвящённую Воскресению Христову. Также в субботу освещают пасхальную пищу: куличи и яйца.

Пища

Хотя в этот день принято продолжение сухоядения, мирянам позволительны послабления: можно съесть немного масла, раз в день позволительна горячая еда.

Церковные служения

Подобно Великому четвергу, литургия в субботу начинается после вечерни. После окончания литургии расходится не принято: люди дожидаются пасхальной утрени, обычно начинающейся в полночь.

Страстная седмица оканчивается субботой, за ней следует главный христианский праздник – Светлая Пасха. Хотя все ограничения поста в воскресенье снимаются, не рекомендуется наедаться в Пасху: выход из Великого поста должен быть постепенным.

По возможности пост в Страстную седмицу Великого поста соблюдают особенно строгий. В эту неделю строжайше запрещены любые увеселения и развлечения. Верующим людям, которые по каким-либо причинам не могут пройти пост в полной строгости, например, по состоянию здоровья, следует попросить позволения и благословения у священника.

Даже если не получится пройти пост в полной строгости, сама попытка его соблюдать уже поощряется церковью: так развивается важнейшая христианская добродетель – смирение. Помните, что пост – это не просто пищевое ограничение. Это борьба с пороками и страстями, постижение духовного единения с Господом. Потому в первую очередь необходимо ограничить не пищу, а ход пагубных мыслей.