В частном доме        29.06.2020   

Животные воспитание мартышки дрессура интервью с. Дохлый номер. Эдгард запашный, дрессировщик, генеральный директор большого московского государственного цирка

На прошлой неделе Вячеславу Полунину, художественному руководителю Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке, было торжественно вручено обращение российской общественности с просьбой исключить из программы номера с дрессированными животными. Письмо было подписано известными актерами, певцами, организациями экологов и ветеринаров.

На прошлой неделе Вячеславу Полунину, художественному руководителю Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке, было торжественно вручено обращение российской общественности с просьбой исключить из программы номера с дрессированными животными. Письмо было подписано известными актерами, певцами, организациями экологов и ветеринаров.

Скандал вокруг цирка на Фонтанке начался полтора месяца назад. 17 апреля, в День цирка, центр защиты прав животных «ВИТА» выложил на YouTube 11-минутный видеоролик «За кулисами цирка», снятый скрытой камерой в Большом Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке. Видео сделала сотрудница «ВИТЫ», больше года проработавшая в цирке уборщицей. Съемка начинается с дрессировки двух обезьян. Пять минут записи дрессировщик Мурад Абдуллаев заставляет обезьян проделывать один и тот же номер, спокойно и методично избивая их при ошибках.

«Дай ему по башке! Дай-дай-дай! Возьми стек и дай ему по рукам», — командует Абдуллаев работающей с ним жене. «Сиди, урод!» — это уже визжащей от боли обезьяне. Дрессировщик бьет обезьяну стеком, рукой, хватает за шкирку и с размаху ударяет головой о стол или стул. Все это время жена Абдуллаева невозмутимо гладит вторую обезьяну. В поведении людей нет ни следа злости. Просто идет рабочий процесс.

Следующие три минуты записи — кадры дрессировки кенгуру Чарли, страуса, белых пуделей… Дрессировщики подгоняют и направляют их кнутами, если животные сопротивляются, этим же кнутом лупят. Завершает ролик видео клеток, где животные проводят все время, свободное от репетиций. Обезьяны виснут на решетке, кошки скребутся лапами…

За полтора месяца ролик «ВИТЫ» набрал больше 500 тысяч просмотров. Зоозащитники подали обращение в прокуратуру, в котором потребовали разобраться с фактами жестокого обращения с животными. Ответа все еще нет, и в «ВИТЕ» уверены, что получат отписку.

Между тем, пока скандал с видеозаписью набирал обороты, оба его героя-дрессировщика — и Рауф Расулов, и Мурад Абдуллаев — из цирка уже ушли. Кенгуру Чарли умер. Зоозащитники обвинили в этом дрессировщика, тот — украинских таможенников, которые 9 дней продержали животное на таможне. Директором цирка на Фонтанке был назначен знаменитый клоун Вячеслав Полунин. В интервью он уже сообщил, что хотел бы развивать в России новую концепцию, «объединяющую цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом». По словам президента «ВИТЫ» Ирины Новожиловой, именно этого зоозащитники и хотели бы.

— В России силен миф о том, что цирк гуманен, — говорит Новожилова. — Но, когда мы выложили видео дрессировки, нам начали звонить люди, связанные с цирком, и говорить, что мы опубликовали не самые страшные кадры.

По словам Новожиловой, использовать скрытую камеру ее коллеге пришло в голову благодаря дрессировщикам братьям Запашным. После пикета против цирка они предложили экологам не быть голословными и посетить процесс дрессировки животных самим.

— Так мы и сделали, — объясняет Ирина Новожилова. — Только не с парадного входа. Мы сняли километры видео. По ним видно, что побои — это каждодневная практика. Я помню часть записи, где Мурат Абдуллаев привычно ощупывает тело обезьянки на предмет переломов. Когда нам говорят, что в тот раз обезьяна просто обозлила дрессировщика, мне хочется показывать это видео день за днем.

Сотрудница «ВИТЫ», снявшая видео (организация не разглашает ее имя и не дает контактов), оставила рассказ о своей работе в цирке: «Рассказали, как дрессировщик «обучал» медведицу: подвешивал за задние ноги на цепь, поднимал и бил. Так научил стоять ее вниз головой на передних лапах. Этот трюк вызывал бурю восторгов и аплодисментов зала. <…> Голод и страх — единственная мотивация подчиняться, выполняя раз за разом, на протяжении всей жизни, одно и то же заученное наизусть действие».

— Побои, электрошокер, голод, — согласна Ирина Новожилова. — Хваленая система Дурова якобы предполагает дрессуру с помощью пряника. Но она основана на голоде. Мы ставим вопрос о том, что развлекаться за счет порабощения чьей-то воли — постыдно. В мире есть масса других развлечений, цирки с животными воспринимаются как жестокость.

Реакция циркового сообщества на акцию «ВИТЫ» оказалась неожиданной. Комментировать избиение животных никто не стал. Вместо этого «ВИТУ» обвинили в лоббировании интересов канадского «Цирка дю Солей» и отрабатывании иностранных денег. Государственный наказ ловить «иностранных агентов» почувствовали даже в цирке.

Комментарии

Вадим ГУРОВИЧ, руководитель департамента по связям с общественностью Российской государственной цирковой компании:

— Я не могу подтвердить или опровергнуть подлинность этого видео, это должны делать компетентные органы, но вижу, что материал выдернут из контекста, смонтирован, и его подача носит претенциозный характер. Я видел этих животных: они живы, здоровы и прекрасно работают. Информация, распространяемая «Витой» об их сломанных пальцах, — грязная ложь.

Если мы проследим пики активности «ВИТЫ», окажется, что они поразительно совпадают с периодами активности «Цирка дю Солей». Поверить, что это случайное совпадение, было бы наивно.

Российский цирк и животные — понятия неразделимые. Животных использовали со времен скоморохов, есть много икон, где православные святые изображены с животными, например, Сергий Радонежский кормит медведя. То есть это нападение не на жанр дрессуры, это покушение на феномен русской культуры!

Цирковой артист отдает на подготовку любого животного два года, не ест и не спит, кормит его с пипеточки и проверяет его температуру чаще, чем у своих детей. Разве он будет плохо относиться к существу, в которое он вложил столько сил и денег, с которого он собирается жить и кушать?

Я не говорю, что ситуации в цирке на Фонтанке не было. Но нельзя подавать ее как систематическую. На видео заметно, что и животные, и люди находятся в состоянии аффекта, они перевозбуждены. На видео снята макака-лапундер, это агрессивный хищник с клыками в 5—6 см. В питерском цирке был такой эпизод: во время репетиции обезьяна прыгнула Мураду в лицо. Он защитился рукой, ассистент Сергей перехватил ее за шкирку, она вывернулась, клыками разрезала ему руку — он несколько месяцев провалялся в больнице, — вошла в раж и умудрилась тяпнуть и Мурада, и его жену-дрессировщицу. Связан ли этот эпизод с видео, я не знаю. Нет, я не спрашивал об этом Мурада. И не буду. Но уверен, что это монтаж. Мурад Абдуллаев стал козлом отпущения, все дрессировщики это понимают.

Эдгард ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик, генеральный директор Большого Московского государственного цирка:

— Как раз сегодня я смотрел, кто финансирует «ВИТУ». Там больше 30 иностранных спонсоров! Работа этих «зеленых» всегда странным образом совпадает с работой «Цирка дю Солей». Там, где он появляется, «зеленые» тут же набирают оборот, у них появляется финансовая поддержка.

«Зеленые» утверждают, что цирк с животными уже запрещен в цивилизованных странах. Но в цирке Кроне работает больше 300 животных, в немецком «Ронкалли» — больше 100, в швейцарском «Пиндер» — больше 100. Я не знаю более цивилизованных стран… О чем они вообще говорят?

Я — за то, чтобы животным создавались максимально комфортные условия. Мы увеличили вольеры, строим новые конюшни. Я люблю животных, мне приятно, когда я вижу, что тигры и львы у нас размножаются. Нас обвиняют, что мы морим животных голодом. А меня чаще спрашивают: у вас что, лев беременный? Настолько он жирный.

Что такое дрессура? Это воспитание. Вот касатки — они весят несколько тонн. Какие палки можно применять к животному, которое способно тебя проглотить?! Если «зеленые» утверждают, что мы используем только насилие и голод, — пусть они ответят на эти вопросы. А так — это очень плохое отрабатывание иностранных денег.

P.S. Российское представительство «Цирка дю Солей» отказалось комментировать обвинения коллег. Как заявила Ирина Новожилова, «странно, что нас обвиняют в работе на иностранный цирк. Наоборот, мы добиваемся, чтобы цирк на Фонтанке отказался от работы с животными и стал бы прямым конкурентом «Цирку дю Солей».

Корреспондент belchas.by отправилась в Белгосцирк, чтобы узнать о жизни приматов-артистов.

На манеже - лапундеры

Айдын Исрафилов занимается дрессировкой обезьян уже более 20 лет. Отец Айдына, Эрик Исрафилов — знаменитый дрессировщик. Правда, на манеже он выступал с более крупными животными — верблюдами. Айдын продолжил цирковую династию, но свой выбор остановил на приматах.

«Мне всегда казалось, что способности обезьян в цирке не до конца раскрыты. Они обладают высоким интеллектом, изобретательностью, проявляют креативность, — поясняет артист. — Поэтому нередко придумывают собственные трюки или привносят в уже существующие что-то от себя».

Разные дрессировщики работают с разными породами обезьян. Айдын Исрафилов выходит на манеж со свинохвостыми макаками, или лапундерами. В своем выступлении Айдын совмещает несколько жанров — эквилибр, жонгляж.

Кроме того, во время номера дрессировщик и его подопечный показывают трюки, катаясь на моноцикле. И здесь важно было не ошибиться с выбором обезьяны. Скажем, шимпанзе оказался бы слишком тяжелым для такого номера, маленькую мартышку плохо бы видели зрители с дальних рядов. Свинохвостые макаки стали оптимальным вариантом, к тому же они охотно ходят на задних ногах, имеют хорошо развитые передние и задние конечности, а также отличаются умом и сообразительностью. Айдыну Исрафилову удалось сделать то, чего пока никому не удавалось — научить обезьяну не только ловить шарики или кольца, но и бросать их обратно дрессировщику.


«С юных лет у меня была возможность проводить время со свинохвостыми макаками. Их дрессировкой занимался один из старших коллег по цирку (на манеже Айдын с 16 лет. — Прим. ред. ). Так что я наблюдал за ними, изучал повадки, — вспоминает дрессировщик. — Сегодня у меня четыре обезьяны. Самой взрослой 22 года. Правда, в силу возраста она уже не выступает. Другой — 17 лет, именно с ней я сейчас выхожу на манеж. А еще есть малыши — 2,5 и 1,5 года».

Находил своих артистов Айдын Исрафилов тоже по-разному. Первый лапундер попал к дрессировщику во время гастролей в Казани, где оказалось много обезьян редких пород и их можно приобрести. Вторую обезьянку Айдын забрал из питомника, где животных разводили для лабораторных целей. Третья макака также была в питомнике и предназначалась на продажу, а четвертую продавали в обычном зоомагазине. К вопросу, как назвать своих обезьянок, артист подошел очень серьезно - важно, чтобы имя подходило животному. Только 22-летнего лапундера Гошу назвал не Айдын, а прежние хозяева. Также у дрессировщика есть Рональд, Кузьма (Кузя, Кузнечик) и Джимми.

Виноградинка за трюк

Я застала Айдына Исрафилова в конце репетиции. Сейчас он занимается с Кузей, которому 2,5 года. Пока он только учится показывать трюки: делать обратное сальто, стоять и бегать на двух ногах, ловить фрисби и шарики. Кузя как раз находится в том возрасте, когда оптимально начинать дрессировку. Раньше это делать бессмысленно - полуторагодовалый Джимми, к примеру, пока выходит на манеж только поиграть, привыкнуть к месту. У него еще должны окончательно сформироваться костные и мышечные ткани, психика.


«Если сравнивать с другими животными (а со мной еще выступают собаки и ослики), то на уровне элементарных трюков обезьянки легко поддаются дрессировке. Единственная проблема, что им, как и детям, не хватает усидчивости, — отмечает Айдын. — Тем более, когда вокруг столько «игрушек» — кольца, перекладины, канаты. Поэтому растягиваем репетицию на 1,5-2 часа».

За хорошую работу Кузя получает не только вкусности, но и возможность поиграть, побегать. Постепенно животное понимает, что только после правильного выполнения трюка его снова отпустят порезвиться. Эта методика, которую разработал сам Айдын, дает хорошие результаты. По словам дрессировщика, научить обезьянку не так сложно - труднее потом поддерживать ее навыки и умения. Когда у обезьяны нет настроения, она придумает тысячу поводов, чтобы не делать трюки. Приходится искать решение: например, в обычные дни кормить кашами и овощами, а фрукты, как самое вкусное, придерживать к выступлению.


К слову о рационе: сколько обезьян, столько и предпочтений в еде. Кто-то любит орешки, кто-то — кондитерские изделия, кто-то — мясо. Малышам в качестве поощрения Айдын дает виноград. А вот если дать обезьяне как лакомство банан, она скорее оскорбится. В целом же питание у цирковых обезьян самое разнообразное, включает витамины и биодобавки. Малыши для лучшего развития мозга получают еще и рыбий жир.

«Сколько времени уходит на освоение трюков, однозначно сказать сложно. Разработка самых сложных элементов - обезьяна ловит и бросает шарики обратно дрессировщику - заняла около 4 лет, — рассказывает Айдын Исрафилов. — А вот обучить животное сесть и поехать на двухколесном велосипеде получилось примерно за полгода. Сегодня 17-летний Рональд выполняет более 20 трюков, среди которых и уникальные. Но что-то новое ему уже сложно объяснить, поэтому перед выступлениями больше работаем на восстановление».



Пушистые детки

После репетиции, немного поиграв, Кузя вместе с ассистенткой дрессировщика отправляется домой. Живут обезьяны в цирке, а чтобы было достаточно места для передвижения, у них есть просторные вольеры.

«Природой заложено определенное количество движений, которые необходимы каждому животному. Обезьяна в день должна проходить по 5 километров. И у наших артистов есть возможность делать это в вольере, — поясняет собеседник. — Кроме того, на репетициях они в определенной мере занимаются спортом, так как все трюки полезны для здоровья. Выпускаем обезьянок на прогулки: и зимой, и летом. Так они живут без отрыва от природы».

Айдын Исрафилов говорит, что со своими подопечными живет в мире. И старается лишний раз не заходить в вольеры без надобности, чтобы не нарушать границу их территории. Иногда Айдын забирает обезьян домой, но понимает: в вольере им все же комфортнее и свободнее. Ведь квартира — это незнакомая территория, где туда нельзя лезть, и туда.

К своим обезьянкам дрессировщик относится, как к детям. И даже обращается к каждой из них ласково: «Сынок». С самого начала обучения Айдын Исрафилов выстраивает отношения «папа-сын» и на правах «родителя» воспитывает своих лапундеров.


Здоровые артисты — один из залогов успешного выступления. В этом плане Айдын Исрафилов за своих обезьянок спокоен. А еще радует, что номер востребован у зрителей. Но дрессировщику всегда есть куда двигаться: добавлять новые трюки, придумывать детали. И будьте уверены - часть из этого ему подскажут сами обезьянки.


Хочу в тюрьму!

Вместо эпилога - курьезная история из жизни цирковых обезьян. Однажды на гастролях в Ницце забывчивые ассистенты не закрыли клетку. Один из подопечных Айдына Исрафилова воспользовался случаем и отправился в город. Через некоторое время к Айдыну прибежали взволнованные жандармы - оказалось, что обезьяна по какой-то случайности зашла в местную тюрьму и попала прямо в кабинет жандармов. Увидев незваного гостя, стражи порядка поспешили покинуть помещение. Причем происходило это под смех и радостные возгласы заключенных, наблюдавших за всем процессом. Дрессировщик благополучно вернул артиста в цирк, но немного пожурил: «Ты зачем в тюрьму-то полез? Лучше бы на пляж отправился!»

Любая обезьянка при правильном подходе может стать совершенно ручной. Молодое животное дрессировать намного легче, чем взрослое. Результат же будет зависеть не только от возможности животного, но и от способностей дрессировщика. В первую очередь вам необходимо будет набраться терпения для того, чтобы добиться нужного результата.

Дрессировка обезьян

Вам необходимо будет приобрести специальную клетку для животного, где оно будет отдыхать и играть в то время пока вас не будет дома. В первую очередь при знакомстве с животным необходимо ласково и нежно взять его на руки, позволить обезьянке осмотреть ваши волосы, руки и лицо, - именно таким образом они знакомятся. Для того чтобы получить хороший результат, занятия должны проходить часто. Сама по себе дрессировка обезьян не так уж сложна.

Познакомьте животное с комнатой, в которой оно будет жить, - пусть привыкает. После выполнения даже самого небольшого трюка животное необходимо поощрять - дать лакомство. Не стоит кричать на обезьянок - они очень чувствительны и могут негативно отреагировать. Хвалите, гладьте питомца, и он ответит вам любовью и взаимопониманием. Можно научить питомца брать еду с вашей руки, подходить к вам и подавать голосовые знаки.

Правильный уход за шимпанзе

Шимпанзе являются очень умными животными и требуют бережного и правильного ухода. Стоит уделять им много внимания, если вы хотите чтобы ваш любимец был приветливым и дружелюбным. Приобретите для него большую клетку, так как взрослая особь достигает 80 килограммов. Клетка должна содержаться в полной чистоте, так как шимпанзе очень любят порядок. Даже дрессированная обезьяна не может жить без клетки.

Необходимо регулярно посещать ветеринара, сдавать анализы, делать прививки. Очень важно составить правильный рацион питания для вашего любимца. Включайте в рацион больше зелени и фруктов. Особый деликатес для шимпанзе - термиты, но от кузнечиков они тоже не откажутся. Купать животное необходимо по мере загрязнения. Также следует регулярно выгуливать питомца под строгим контролем, так как он может просто убежать.

Шимпанзе – это экзотическое животное, которое легко поддается тренировки. Они веселые, игривые, любят своего хозяина. Для того чтобы ваш питомец хорошо поддавался тренировке, начинайте занятия утром, пока он голоден. Хвалите его после малейшей победы и давайте лакомство. Эти несложные правила помогут вам добиться хорошего результата.

Прежде чем выпускать только что купленную обезьяну на прогулку по комнате, владелец должен приучить ее к себе и членам своей семьи, чтобы новый питомец без боязни шел на руки, не кусался, был безопасен для человека и считал его своим партнером. Обезьяны, достигшие половой зрелости и содержащиеся группой в вольере, привыкают к человеку труднее, чем молодые, одиночные особи, с которыми начали работать, когда они еще были с самкой. Поэтому дрессировка обезьян во взрослом состоянии сложнее и всегда лучше для этой цели приобретать молодого «ученика», с которым можно скорее добиться лучших результатов. К тренировкам нужно приступать сразу, как только вы приобрели обезьяну.

Вначале клетку с дикой обезьяной ставят на высоте человеческого роста на тумбочку или небольшой столик. Как только обезьяна без боязни будет при вас поедать корм из кормушки, что бывает не ранее чем через неделю после знакомства с вами, следует начать постепенно приучать ее к себе. Вначале нужно добиться, чтобы обезьяна не боялась брать лакомство из ваших рук и ела его в вашем присутствии. Для этого положите угощение на жердочку и тихими, ласковыми словами пригласите ее взять кусочек. Первое время вам придется отходить от клетки на значительное расстояние, чтобы обезьяна взяла лакомство, но постепенно это расстояние будет сокращаться и наступит момент, когда она схватит лакомство у вас из рук, убежит с ним на другой конец жердочки и начнет его есть. Вы стойте и наблюдайте за ней во время трапезы, чтобы она быстрее к вам привыкла. Так будет продолжаться несколько раз и придет время, когда обезьяна возьмет из ваших рук лакомство и тут же съест его полностью. Лакомство, особенно первое время, нужно давать, осторожно просовывая его двумя пальцами между прутьев решетки, ласково называя обезьянку по имени.

Приступать к дрессировке нужно с утра, перед тем как будет положен корм в кормушку. Сытая обезьяна труднее идет на контакт, не реагирует на лакомство и хуже поддается дрессировке.

Первая стадия дрессировки заканчивается, когда обезьяна начнет брать у вас из рук лакомство и давать почесать головку. С этого момента начинается вторая стадия дрессировки: обезьяну приучают садиться на руку. Для этого подходят к клетке, открывают дверцу и понуждают ее лакомством выйти из клетки, приговаривая при этом ласково имя обезьяны и слова: «Иди ко мне!». Обезьяна, привлекаемая вкусной пищей, после нескольких раз, а иногда и с первого раза садится на руку, берет с ладони лакомство, заходит в клетку и поднимается на жердочку, чтобы его съесть. Нужно добиться, чтобы обезьяна без колебаний садилась на вашу руку и оставалась там, пока вы не дадите ей следующую команду.

Последней стадией дрессировки должно стать приучение обезьяны возвращаться в клетку по вашему желанию. С этой целью обезьяну подносят на руке к дверце, приговаривая: «Иди на место!», и, если она не выполняет команды, ее слегка подталкивают к дверце. После нескольких ваших попыток обезьяна поймет, что от нее требуют, и будет сама заходить в клетку.