Смеситель        29.06.2020   

Радиус поражения булавы. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Справка. От "Барка" к "Булаве"

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей»

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры.

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов.

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский» произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6-10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

Накал идущих в политических кругах, прессе и сети дебатов о судьбах российских межконтинентальных баллистических ракет невероятно высок. С железобетонными аргументами и сознанием собственной правоты стороны отстаивают кто« Булаву», кто« Синеву», кто жидкостные ракеты, кто твердотопливные. В этой статье мы, не углубляясь в прения сторон, попробуем разложить весь узел проблем на более-менее понятные составные части.

«Сатана»

Спор, конечно же, идет о будущем стратегических ядерных сил России, в которых многие не без основания склонны видеть главную гарантию государственного суверенитета нашей страны. Главная из существующих на сегодня проблем — постепенное выбывание из строя старых советских МБР, которые могли нести сразу несколько БЧ. Это касается ракет Р-20 (десять боезарядов) и УР-100H (шесть боезарядов). Им на смену приходят твердотопливные «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования (один боезаряд на ракету) и РС-24 «Ярс» (три боезаряда). Если же учесть, что новые ракеты поступают на вооружение довольно медленно («Ярсов» принято на вооружение всего шесть), будущее рисуется не очень радужным: в РВСН в развернутом виде будет все меньше и меньше носителей и особенно боезарядов. Ныне действующий договор СНВ-3 дает России право иметь до 700 развернутых и 100 неразвернутых носителей и до 1550 развернутых боезарядов, но при нынешнем состоянии дел есть большие сомнения, что после списания всей старой ракетной техники такие показатели для нашей страны будут достижимы даже с учетом морской и авиационной составляющих ядерной триады. Где взять столько новых ракет?


Ракета РС-20, известная так же, как Р-36М и «Сатана», стала апофеозом советской школы разработки тяжелых МБР. Ракета создавалась в днепропетровском КБ «Южное», где и по сей день осталась вся имеющая отношение к ракете инженерная документация и производственная база. Показатель забрасываемой массы для этой двухступенчатой ракеты шахтного базирования равняется 7300 кг. Минометный старт из пускового контейнера.

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».


Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Ностальгия по «Сатане»

Есть еще одна причина, по которой тема «ЖРД против РДТТ» оказалась в центре внимания. В этом году со стороны Генштаба и ряда представителей ВПК прозвучали полуофициальные заявления о намерении к 2018 году создать новую тяжелую ракету наземного базирования на ЖРД — очевидно, на базе разработок ГРЦ Макеева. Новый носитель станет одноклассником постепенно уходящего в историю комплекса РС-20, прозванного на Западе «Сатаной». Тяжелая ракета с разделяющейся головной частью сможет принять значительное количество боезарядов, что помогло бы справиться с вероятным в будущем дефицитом ракет-носителей для ЯО. В унисон Генштабу на страницах прессы выступил почетный генеральный кон­струк­тор «НПО машиностроения» Герберт Ефремов. Он предложил ни много ни мало восстановить кооперацию с днепропетровским КБ «Южное» (Украина) и на их производственных мощностях «повторить» обе ступени Р-20 (Р-362M). На эту проверенную временем тяжелую основу российские конструкторы смогли бы поставить новые блоки разведения боевых зарядов и новую систему управления. Таким образом, и у сухопутных, и у морских российских баллистических ракет на РДТТ появилась перспективная жидкотопливная альтернатива, пусть в одном случае она реальная, а в другом — весьма гипотетическая.


РДТТ: линия защиты

Относительные преимущества и недостатки ЖРД и РДТТ хорошо известны. Жидкостный двигатель более сложен в изготовлении, он включает в себя движущиеся части (насосы, турбины), зато в нем легко управлять подачей топлива, облегчаются задачи управления и маневрирования. Твердотопливная ракета конструктивно намного проще (фактически в ней горит топливная шашка), но и управлять этим горением намного труднее. Нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Кроме того, изготовление топливного заряда требует особого контроля: внутрь заряда не должны проникнуть пузырьки воздуха и чужеродные вкрапления, иначе горение станет неравномерным, что скажется на тяге. Впрочем, для обеих схем нет ничего невозможного, и никакие недостатки РДТТ не помешали американцам делать все свои стратегические ракеты по твердотопливной схеме. В нашей стране во­прос ставится несколько иначе: достаточно ли продвинуты наши технологии создания твердотопливных ракет, чтобы решать стоящие перед страной военно-политические задачи, или лучше с этой целью обратиться к старым проверенным жидкотопливным схемам, за которыми у нас стоит традиция длиной в десятилетия?


Современное твердое ракетное топливо состоит обычно из алюминиевого или магниевого порошка (он выполняет роль горючего), перхлората аммония в качестве окислителя и связующего (наподобие синтетического каучука). Связующее также выступает в роли горючего, а заодно и источника газов, которые выполняют роль рабочего тела. Смесь заливается в форму, вставляется в двигатель и полимеризуется. Затем форма удаляется.

Сторонники более тяжелых жидкостных ракет считают главным недостатком отечественных твердотопливных проектов малую забрасываемую массу. «Булаве» также предъявляется претензия по дальности, параметры которой находятся примерно на уровне Trident I, то есть американской БРПЛ предыдущего поколения. На это руководство МИТ отвечает, что легкость и компактность «Булавы» имеют свои преимущества. В частности, ракета более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздей­ствию лазерного оружия, имеет преимуще­ство перед тяжелой ракетой при прорыве ПРО вероятного противника. Уменьшение же забрасываемой массы можно компенсировать более точным наведением на цель. Что касается дальности, то для достижения основных центров любых вероятных противников ее достаточно, даже если стрелять от пирса. Разумеется, если какая-то цель слишком далеко, ПЛАРБ может к ней приблизиться. Особый упор защитники твердотопливных ракет делают на более низкую траекторию их полета и на лучшую динамику, позволяющую сократить активный участок траектории в несколько раз по сравнению с ракетами на ЖРД. Уменьшение активного участка, то есть той части траектории, по которой баллистическая ракета летит с включенными маршевыми двигателями, считается важным с точки зрения достижения большей незаметности для средств ПРО. Если же допустить появление ударных средств ПРО космического базирования, что пока запрещено международными договорами, но однажды может стать реальностью, то, конечно, чем выше баллистическая ракета поднимется ввысь с полыхающим факелом, тем уязвимей она окажется. Еще одним аргументом сторонников ракет с РДТТ является, конечно же, использование «сладкой парочки» — несимметричного диметилгидразина в качестве топлива и тетраоксида диазота в качестве окислителя (гептил-амил). И хотя инциденты с твердым топливом тоже случаются: например, на Воткинском заводе, где делают российские ракеты на РДТТ, в 2004 году взорвался двигатель, — последствия разлива высокотоксичного гептила, скажем, на подводной лодке могут быть губительными для всего экипажа.


Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.


Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.


С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы».

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Т Т Х

Стартовый вес — 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, все ступени твердотопливные.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Есть у нее и система преодоления противоракетной обороны противника.

С ядерными боеголовками «Булавы» тоже не все просто. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

Сравнительные характеристики МБР

Р-39

«Булава»

«Трайдент-1»

«Трайдент-2»

Количество ступеней

Год принятия на вооружение

1984

2008 (план)

1979

1990

Максимальная дальность, км

8300

8000

7400

11300

Забрасываемый вес, кг

2250

1150

1360

2800

Количество боевых блоков

10х100 кт

8 W76х100 кт

8 W88х475 кг или 16 W76х100 кт

Преодоление ПРО

маневр РГЧ

Длина, м

17,1

11,5

10,3

13,4

Хроника испытаний ракеты и ракетного комплекса "Булава-30" с борта ТК-208 "Дмитрий Донской" (2003 - 2010) и контрольных пусков со штатных носителей К-535 "Юрий Долгорукий", К-550 "Александр Невский", К-551 "Владимир Мономах" (2010 - 2018).

Первое "бросковое" испытание с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" в надводном положении. Штатным зарядом макет "Булавы" благополучно выброшен из шахты АПЛ на высоту, где должны включаться маршевые двигатели.

Второе "бросковое" испытание, при этом "Дмитрий Донской" находился в подводном положении. Попытка признана успешной. Испытание самих маршевых двигателей на этом этапе не предусматривалось.

Первое летное испытание "Булавы". Подводная лодка "Дмитрий Донской", находясь в надводном положении, произвела успешный пуск ракеты из полигона в Белом море. Головная часть ракеты, преодолев за 14 минут более 5,5 тысячи километров, достигла камчатского полигона Кура и поразила цель.

Второе летное испытание "Булавы" - старт произведен из подводного положения в 8:01 по московскому времени, ракета успешно поразила цель на полигоне Кура. В первый раз это хотели сделать 13 декабря, но из-за технического сбоя пуск не состоялся, попытку сочли "тренировочной" и вынуждены были повторить. "Можно смело говорить о том, что все конструкторские и инженерные решения, которые были заложены в этот новый ракетный комплекс, себя оправдали, - по горячим следам заявил на докладе у Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов. - В 2006 году мы продолжим летные испытания в разных режимах этого комплекса. И уже твердо рассчитываем, что в 2008 году этот комплекс, а также новая лодка, которая строится под этот комплекс, будут приняты на вооружение нашим флотом".

Очередной пуск "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской" окончился неудачей. На начальном отрезке полета, всего через несколько минут после старта в 19:50, ракета отклонилась от траектории и упала в море. По неофициальным данным, причиной аварии послужил сбой в программе. Техника и вооружение на борту подлодки не пострадали.

При испытательном пуске "Булавы" с борта "Юрия Донского" в подводном положении ракета отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Пуск произведен из надводного положения. Ракета, выпущенная с борта "Дмитрия Донского" в рамках программы летных испытаний, набрала высоту и необходимую скорость. Однако из-за существенных отклонений от расчетной траектории полета головные части не достигли заданных целей на Камчатке. По другой версии, отказ двигателей третьей ступени на 3-4 минуте полета привел к самоликвидации ракеты. Как сообщалось, к действиям экипажа претензий нет.

Объявлено об очередном испытательном пуске "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской". По сведениям пресс-службы ВМФ, "головная часть ракеты в установленные сроки прибыла на полигон. Техника сбоя не дала. На всех участках полета ракета вела себя штатно. Это значит, что усилия военных и промышленности по доводке ракеты увенчались успехом".

При испытательном пуске "Булавы" с борта "Дмитрия Донского" произошел отказ двигателя первой ступени, ракета самоликвидировалась на первой минуте полета и упала в Белое море.

Из полигона в Белом море в подводном положении произведен успешный пуск МБР "Булава" по полигону Кура на Камчатке. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. "В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме", - заявил представитель Минобороны РФ.

Стрельба из подводного положения по программе государственных испытаний ракетного комплекса "Булава". Атомная подводная лодка стратегического назначения "Дмитрий Донской" произвела успешный пуск баллистической ракеты "Булава", сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. "Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке", - сказал Дыгало.

Стрельба из подводного положения по программе государственных испытаний ракетного комплекса "Булава". После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

Первый в 2009-м году пуск "Булавы" из акватории Белого моря. Из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полета. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привел дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты.

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства "Булавы" с Воткинского завода на другое предприятие. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями Минобороны, разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ "Дмитрий Донской" проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября. 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам "Интерфакса": "Ракетная подводная лодка стратегического назначения "Дмитрий Донской" вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода - проведение очередного испытательного пуска "Булавы". Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего". Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.

Стрельба МБР "Булава" в рамках испытания ракетного комплекса. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошел технический сбой. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

Стрельба МБР "Булава" в рамках испытания ракетного комплекса "Булава". Оба пуска Государственной комиссией признаны успешными. Окончательные испытания новой морской стратегической ядерной системы "Булава" (по аналогии с системой "Тайфун") переданы на новый подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий".

Первый испытательный пуск "Булавы" со штатного носителя - РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий". По официальным сообщениям, боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в рамках испытаний на максимальную дальность полета ракеты. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей.

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля.

Хроника испытаний "Булавы"

Залповый пуск двух ракет с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в подводном положении. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.

Пуск "Булавы" с борта АПЛ "Александр Невский". Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Владимир Мономах" в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Юрий Долгорукий" в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

Успешный пуск "Булавы" с борта АПЛ "Александр Невский" в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

Залповый пуск двух ракет с борта АПЛ "Владимир Мономах" в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.

Пуск двух ракет "Булава". По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.

Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 "Юрий Долгорукий" произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.

РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно провел залповый пуск четырех ракет "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения.

Экипаж К-535 "Юрий Долгорукий" выполнил учебный пуск МБР "Булава" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения. По неофициальным подсчетам, это был 33 практический старт с начала отработки ракетного комплекса Р-30 "Булава".

Перспективная версия межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» для ВМФ России будет отличаться от принятой на вооружение несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой. Об этом 23 января сообщила «Лента.ру» со ссылкой на источник в оборонной промышленности.

Отмечается, что главное требование к ракете — наращивание дальности полета до 12 тысяч километров и возможностей комплекса средств преодоления ПРО за счет увеличения длины и диаметра ракеты, что позволяет сделать имеющийся резерв в конструкции комплекса Д-30. При этом ракета 3М30 Р-30 «Булава-30» должна сохранить совместимость с пусковыми установками атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А».

— В частности, рассматривается вариант отказа от ТПК — транспортно-пускового контейнера, — отметил собеседник издания, добавив, что новая ракета может быть использована для оснащения перспективных ракетоносцев, которые в конце 2020-х — начале 2030-х годов должны сменить модернизированные субмарины проекта 667БДРМ постройки второй половины 1980-х годов.

Напомним, российская твердотопливная ракета «Булава» предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» (на каждом по 16 ракетных шахт), из которых три вошли в состав флота и пять — строятся.

Однако БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) до сих пор находится в «полуготовности». Р-30 принята на вооружение (по одним данным, в октябре 2012 году, по другим — в январе 2013 года), но проверки ее боеготовности больше походят на испытания, которые не завершены по сей день. Скажем, 27 сентября 2016 РПКСН «Юрий Долгорукий» выполнил экспериментальные 25 и 26 пуски двух ракет «Булава» по камчатскому полигону Кура из акватории Белого моря. Как тогда сообщила пресс-служба Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне, а вторая ракета после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась.

По некоторым данным, тогда залповая стрельба производилась с глубины 50 метров и при сильном волнении моря (6−7 баллов). Но даже если предположить, что цель стрельбы заключалась в отработке пуска ракет в сложных условиях, все равно не вызывает сомнений, что задание было сорвано — боеголовки второй ракеты не долетели до полигона.

Отметим, что в СМИ не раз появлялись сообщения о том, что существует альтернативный проект многострадальной разработке «Московского института теплотехники» (МИТ). Речь идет о якобы возобновлении «ГРЦ им. Макеева» работ по ракете «Булава-45» — проекту на базе БРПЛ «Барк», которая вроде как загружается в шахту подводной лодки без ТПК.

С чем может быть связано сообщение о будущей модернизации ракеты, учитывая имеющие и пока нерешенные на 100% проблемы со стабильностью полета «Булавы»?

— Во-первых, неясно, как можно менять размеры морской ракеты: они жестко лимитируются размерами шахты, которые, в свою очередь, лимитируются размерами подлодки, — замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — При этом особо деваться от этой ракеты некуда — три субмарины 955 проекта уже в строю и пять строятся, а альтернативная ракета при тех же габаритах — крайне дорогое удовольствие.

Во-вторых, для БРПЛ «Булавы» — наследницы МБР «Тополь» — была реализована сухопутная схема: ракету в шахту грузят вместе с контейнером. В общем, уже давно стало понятно, что «Московский институт теплотехники», специализирующийся на сухопутных МБР, не должен был разрабатывать морские стратегические ракеты. Но дело сделано и теперь, видимо, мы будем это очень долго расхлебывать.

— «Булава», прямо скажем, негодная ракета. И я далеко не единственный, кто придерживается такого мнения, — говорит член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков . — Во-первых, она была принята на вооружение тогда, когда требуемый уровень надёжности не был достигнут. В СССР ракеты принимались на вооружение в том случае, если из 20 пусков только два-три были неудачными.

Во-вторых, над этой ракетой уже столько мучаются, что забрасываемый вес (1150 килограммов) и дальность полета (9300 километров) «Булавы», по сути, соответствует ракете Р-29, которая принималась на вооружение еще Советского флота в 70-е годы. При этом Р-30 довольно тяжелая: стартовый вес — около 37 тонн.

Достоинство «Булавы» — траектория полета ракеты с сокращенным активным участком. Но с учетом того, что в районе возможной стрельбы АПЛ вряд ли будет работать противоракетная система США, это преимущество весьма относительное.

Другое достоинство Р-30 — она твердотопливная, то есть более безопасная при транспортировке и обслуживании, чем жидкостная. А в остальном «Булава» по всем параметрам уступает ракете Р-29РМУ2.1 «Лайнер» «ГРЦ им. Макеева», принятой на вооружение в 2014 году для перевооружения кораблей проектов 667БДРМ «Дельфин» и 667БДР «Кальмар» и с дальностью боя 11500 километров (в зависимости от нагрузки) и забрасываемым весом 2800 килограмма.

«СП»: — Информация о модернизации может быть связана с попытками исправить сложившуюся ситуацию, а не с якобы работой на перспективу?

— Давно ясно, что в нынешних условиях надо что-то делать с ракетой для кораблей 955 проекта. Потому что одно дело — нестабильное поведение Р-30 в полете в рамках экспериментальных пусков, другое — реальная стрельба в военное время, где срыв задачи и «самоликвидация ракет» недопустимы.

Поэтому необходимо разрабатывать более совершенную ракету, исходя из существующих габаритов. Это возможно за счет создания высокоэнергетического топлива и увеличения веса БРПЛ. По большому счету, необходимо увеличить дальность полета при сохранении и незначительном улучшении точности попадания, а также разместить на ракете либо большее количество боеголовок того же калибра, либо более мощные БЧ. Я надеюсь, что к таким работам будет привлечено «ГРЦ им. Макеева».

«СП»: — Отказ от ТПК — действительно одно из возможных решений проблемы?

— Учитывая особенности комплекса, на мой взгляд, это неудачный вариант для того, чтобы загрузить более совершенную ракету в шахту. Для «Булавы» важно, чтобы шахта смогла принять ракету с ТПК. Почему? Контейнер обеспечивает скрытность и защиту Р-30 при транспортировке, поддерживает определенный климатический режим (температуру, влажность и т. д.). То есть от него в любом случае совсем не откажешься — просто непосредственно перед загрузкой ракеты в шахту транспортный контейнер придется изымать. Но главная проблема заключается в другом. При миномётном старте ракеты на пусковую установку (ПУ) приходится колоссальная нагрузка и ТПК здесь — средство ее защиты. После выстрела контейнер можно либо выбросить или отремонтировать, но без него при стрельбе пусковая установка долго не прослужит.

— О «Булаве-М» уже давно идет разговор, но вряд ли ее габариты будут изменены, скорее, в перспективе модернизируют программное обеспечение, энергетику, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . — На каком она этапе — неизвестно, но до испытаний явно далеко. Скорее всего, ракета существует только в рамках ОКР — то есть чертежей или на этапе выработки тактико-технического задания. Денег на все не хватает, не за горами сокращение военного бюджета, а надо еще довести до ума тяжёлую МБР «Сармат», боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин», комплекс РС-26 с ракетой «Рубеж».

«СП»: — При увеличении дальности нестабильно летающей «Булавы» есть риск, что проблем с ее поведением в полете станет еще больше?

— Возможно. Здесь главный вопрос, на который пока не дан ответ — проблемы с «Булавой» связаны с конструктивными или производственными недостатками? Если дело в производстве (а это сбрасывать со счетом нельзя, так падает у нас не только «Булава»), то проблемы можно решить повышением контроля на местах. Но причины могут быть и в конструктивных просчетах, которые труднее всего исправлять. А риск этого довольно высок, учитывая историю «Булавы» и что ее делали люди, которые не имели большого опыта в проектировании морских ракет.