Душ        23.12.2020   

Звуки при произнесении которых выдыхаемый. Согласные звуки. а) при произнесении разных типов гласных звуков

Губно-губные согласные – это согласные, образуемые смыканием обеих губ.

Губно-зубные согласные – это согласные,образуемые сближением нижней губы с верхними зубами: [ф], [ф], [в], [в].

Губные согласные – это согласные, образуемые полным или неполным сближением нижней губы с верхней губой или верхними зубами: [п], [п], [б], [б], [ф], [ф]; [в], [в], [м], [м].

дентальные согласные (лат. dens - зуб) согласные, образуемые между языком и верхним рядом зубов, например: /t/, /d/, /n/. Зубные согласные не следует путать с альвеолярными и постальвеолярными, которые образуются между языком и нёбом.

Дорсальные согласные – это (от лат. dorsum - спина) переднеязычные или среднеязычные согласные, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу.

Дрожащие согласные (вибранты) – это согласные звуки, при образовании которых смычка последовательно и периодически размыкается и опять смыкается, а активные органы речи дрожат (вибрируют).

Заднеязычность – фонологический признак.

Заднеязычные согласные (веля́рные [от лат. velaris , от velum - завеса], задненёбные) - согласные, образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твёрдого нёба.

Звонкие согласные – это согласные, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [б], [в], 1в], [г], [г], [д], [д], [ж], [ж], [з], [з], [j].

Звонкость - артикуляторный признак, по которому отличаются звуки.

Зубные согласные – это согласные, образуемые прижиманием кончика языка вместе с самой передней частью к задней стороне передних верхних зубов.

Йот Йот – это среднеязычный звонкий щелевой согласный [j], примыкающий к последующему гласному, с которым он образует йотированный звук. Яблоко , ель , район , вью [вj + у].

классификация звуков речи

Подведение звуков под общее основание, заключающееся в том, что во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные.

Консонантизм – это (от лат. consoiians, consonantis - согласный звук) система согласных звуков языка, их свойства и отношения.

Лабиализованные согласные – то же, что и губные согласные.

Латеральный согласный – это (лат. lateralisor latus, lateris - бок, сторона) то же, что боковой согласный.

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Мягкость согласных – это качество согласных, обусловленное наличием дополнительной средненёбной (йотовой) артикуляции, которая соединяется с основной артикуляцией согласных, что резко повышает характерный тон и шум.

Эпиглоттальные согласные или надгортанниковые- согласные, артикулирование которых производится черпалонадгортанными складками (см. гортань) и надгортанником.

Напряжённые (сильные ) согласные - соглас­ные, артику­ли­ру­ю­щи­е­ся с высокой степенью мускульного напря­же­ния.

Нелабиализованные согласные???????? – неогубленые

Слабые (ненапряжённые ) согласные - соглас­ные, артикулирующиеся при слабом мускуль­ном напряжении

Нелабиализованные ссогласные – это согласные, в которых отсутствует палатализация.

Палатализация (от лат palatum – нёбо), или смягчение согласных.

Палатализованные согласные – это согласные звуки, при образовании которых основная артикуляция, соединяется с дополнительной среднеязычной (йотовой) артикуляцией.

Палатальный звук – это звук, образуемый поднятием спинки языка к твердому нёбу. Палатальный согласный [j], для которого среднеязычная артикуляция является основной.

Переднеязычность – один из признаков согласных.

Переднеязычные согласные – это зубные и нёбно-зубные согласные.

Свистящие согласные (сибилянты) – это переднеязычные зубные щелевые [з], [з`] и [с], [с`].

Смычка (затвор) – это полная преграда на пути выходящей из легких струи воздуха при произнесении звуков речи (смычных согласных).

Смычно-взрывные согласные – это то же, что взрывные согласные.

Смычно – гортанные согласные – согласные, при образовании которых происходит дополнительное сжатие и подъем гортани, в результате чего воздух выбрасывается резким толчком, производя эффект гортанной смычки.

Смычно-проходные согласные – это согласные, при образовании которых возникает преграда, создаваемая полным смыканием органов произношения, в то время как часть воздуха проходит через полость носа или полость рта. Носовые [м], [м], [н], [н], боковой [л], [л].

Смычно -фрикати́вные согласные (от лат. frico «тру») (также щелевы́е согласные , спира́нты, фрикативы ) - согласные, при артикуляции которых артикуляторы подходят близко друг к другу, но не смыкаются полностью, в результате чего в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха, создающие заметный шум. Или аффрикáты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных недлительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];

Смы́чные согласные (окклюзивы) - согласные звуки, при артикуляции которых органы речи находятся в таком положении, что поток воздуха из легких полностью блокируется с помощью смычки, создаваемой в полости рта или в гортани.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

Сонорные согласные – это см согласные звуки. Сонорные-Л, М, Н, Р. Эти звуки могут быть по мягкости и твёрдости мягкими и твёрдыми Р*,Л*,М*,Н*, но не бывают глухими, они только ЗВОНКИЕ.

соно́рные согла́сные - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /m/ и /l/). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие

Спирант

(лат. Spirans = "дыхательный" от spiro = дышу) - в современной фонетике так называются согласные звуки, образующиеся вследствие трения воздуха, выходящего из легких, о края щели или сужения, образуемого теми или другими органами речи.

Способ образования определяется как характер прохода для струи воздуха при образовании звука речи (свободный, суженный, сомкнутый).

Средненебны согласные – согласные, образуемые поднятием средней части спинки языка к переднему(твердому) небу.

Среднеязычный согласный – это звонкий щелевой согласный [j] .

Твердость согласных – это более низкий, по сравнению с мягкими согласными, тембр голоса, обусловленный отсутствием палатализации (См. мягкость согласных).

Твёрдые согласные - согласные, не являющиеся мягкими. Мягкие согласные - согласные, образу­ю­щи­е­ся при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперёд.

Фрикативные согласные – это (от лат. fricatio - трение) то же, что щелевые согласные. Щелевые согласные – это (длительные, проточные, спиранты, фрикативные, щелинные) шумные согласные, образуемые трением выдыхаемого воздуха о стенки щели при неполном сближении активного и пассивного органов речи: [в], [в], [ф], [ф], [з], [з|, [с], [с], [ж], |ж], [ш], [ш], [j] , [х], [х].

Основные элементы фонетического строя языка, его простейшие единицы – звуки, функционирующие в качестве фонем. Фонема – это наименьшая звукоединица, способствующая различению пар слов по смыслу:

сын-сон

или по их грамматическому значению:

рука-руки

pen-pens

Аллофоны

В речи фонемы реализуются в виде конкретно звучащих вариантов – аллофонов. Все варианты одной и той же фонемы характеризуются наличием какого-то основного, общего для них одного или нескольких свойств, признаков. В то же время все варианты фонемы отличаются друг от друга, так как оказываются в различных фонетических условиях и обусловлены различными позиционными, комбинаторными и акцентными обстоятельствами.

Так, фонема [d] в слове do приобретает несвойственную ей черту – округление губ, которое вызвано влиянием гласной . В слове dry она становится заальвеолярной под влиянием заальвеолярного сонанта [r]. В сочетании said the man фонема [d] теряет апикальность и становится межзубной, приобретая несвойственную ей черту под влиянием соседнего согласного [ð]. В слове middle [d] произносится со взрывом, артикулируемым боковыми краями языка. Однако все эти аллофоны сохраняют основные характеристики фонемы [d] – она остаётся смычной шумной взрывной звонкой.

Замена одной фонемы другой приводит к изменению значения слова или к искажению звучания слова. Замена одного варианта фонемы другим не приводит к изменению значения слова, но воспринимается как акцент – диалектный или иностранный.

Гласные

Гласные английские звуки – звуки чистого музыкального тона. При их произнесении голосовые связки напряжены и вибрируют, выдыхаемый воздух свободно выходит через ротовую полость, не встречая на своём пути никаких преград. Проход для воздуха широкий, мышечное напряжение распределяется по всему речевому аппарату.

Согласные

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает полную или неполную преграду. Возникающее при этом трение воздушной струи о стенки преграды создаёт шум, наличие которого является принципиальным отличием согласных звуков от гласных.

Голосовые связки вибрируют при произнесении звонких согласных и сонантов, при произнесении глухих согласных они пассивны и не участвуют в артикуляции. Мышечное напряжение сосредоточено в месте преграды. Сила шума согласных зависит от ширины прохода: чем уже щель, тем сильнее шум. Звонкие согласные, при произнесении которых музыкальный тон преобладает над шумом, называются сонантами (сонорными ), остальные согласные – шумные .

Палатализация – смягчение согласных, возникающее в результате поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу (bit – ; meet – )

Веляризация – дополнительная артикуляция, в результате которой задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу (противоположность палатализации)

Аспирация – акустический шум (эффект) во время произнесения звука, возникающий при прохождении струи воздуха в промежутке между взрывом согласного и началом последующего гласного звука

Глоттализация – форма артикуляции, при которой звуки образуются в основном сужением или закрытием голосовой щели

Назализация – приобретение звуком носового тембра, выход голоса через нос и рот

10. Строение речевого аппарата

Речевой аппарат (в узком смысле) – это органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования; в широком смысле – органы речи, дыхания, ЦНС, органы слуха и зрения (для устной и письменной речи). К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

    маленький язычок (увула)

    надгортанник

    полость носа

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные . Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся:

    мягкое небо

  • задняя спинка зёва (фаринкс)

    нижняя челюсть

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся:

    альвеолы

    твердое небо

    верхняя челюсть

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть, нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Дыхательные органы – это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

В более широком смысле ДО это:

    носовая полость

  • диафрагма

Гортань (ларинкс) – верхняя часть трахеи, состоящая из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

    перстневидный хрящ

    щитовидный хрящ

    парный черпаловидный хрящ

работа ОР:

а) при произнесении разных типов гласных звуков:

Голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Губы же могут: растягиваться, сворачиваться в трубочку, округляться или же вообще быть не задействованными. Язык может находиться в передней части полости рта (гласных переднего ряда [и], [э]). При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) – в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию. Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.

б) при произнесении разных типов согласных звуков:

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения. Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука. Работа голосовых связок заключается в их смыкании в момент начала говорения, в результате чего давление воздуха быстро возрастает, что создаёт дополнительное напряжение под голосовыми связками.

Произношение согласных звуков

П Б Плотно сомкнутые губы от напора выдыхаемого воздуха разрываются по

Горизонтали. При этом нижняя челюсть немного опускается. Язык лежит плоско. Звук «П» -

Произнесении вибрируют. При произнесении мягких «П’» и «Б’» спинка языка поднимается к

Твёрдому нёбу. Эти звуки требуют энергичного размыкания губ, только не следует «заворачивать» губы вовнутрь!

В Ф Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних передних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно – кончик у нижних передних зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух образует звуки «В» и «Ф». При звуке «В» голосовые связки вибрируют. Не пытайтесь закусить нижнюю губу – верхние зубы соприкасается именно с внутренней её стороной.

Т Д Н Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам – удар языка должен быть сильным и чистым.. При звуках «Д» и «Н» связки вибрируют, при звуке «Д» и «Т» нёбная занавеска поднята; при звуке «Н» нёбная занавеска опущена. При произношении мягких «Ть» и «Дь» к основной артикуляции добавляется: спинка языка поднимается к твёрдому нёбу. Кончик языка опускается к нижним передним зубам. Обратите особое внимание на разность в произношении твёрдых и мягких Т и Д.

КГХ При звуках «К» и «Г» сильно выгнутая спинка языка касается твёрдого нёба. Нёбная занавеска поднята. Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки «К» и «Г». Если же между нёбом и спинкой языка остаётся щель, то получается длительный звук «Х». Звуки «К» и «Г» - короткие, без шумного призвука, для этого корень языка должен работать активно. На «Х» - выдох мягкий, тёплый.

СЗЦ Губы находятся в положении лёгкого оскала. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних дёсен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним дёснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки С и З. При звуке З голосовые связки вибрируют. Звук Ц состоит из звуков Т и С. Звук Т плавно переходит в звук С.

ШЖ Язык имеет форму ковша. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам и образует щель между твёрдым нёбом и языком. Губы овальной формы немного выдвинуты вперёд. Расстояние между зубами около 2мм. При произнесении звука «Ж» связки вибрируют.

Р Образование звуков «Р» и «Р’» вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твёрдом «Р» колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При «Р’» мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибрируют.

ЧЩ Звук «Ч» состоит из звуков «т’» и «ш’» которые произносятся без заметного взрыва. Звук «Щ» - удлинённый мягкий звук «ш’ш’». Кончик языка при произнесении «Щ» несколько больше пододвинут к передним зубам, чем при «Ш».

Л Зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки вибрируют. Нёбная занавеска поднята. При произнесении мягкого л’ кончик языка упирается в твёрдое нёбо.

М Губы сомкнуты. Язык у нижних передних зубов. Глотка открыта. Звук вибрирует на губах. Поток воздуха разрывает губы на последующей за «м» гласной.

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов: звуки речевые и неречевые, гласные и согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Дети учатся давать акустическую характеристику звуков, овладевают навыками фонематического анализа.

Ребенку, имеющему задержку психического развития, порой сложно усвоить такое количество терминов, но и родители мало, чем могут помочь своему малышу. По данным проведенного нами опроса только около 20% родителей безошибочно ориентируются в этих понятиях и способны помочь ребенку выполнить звуковой анализ слова или дать акустическую характеристику отдельного звука.

С целью довести до родителей необходимые понятия, в начале учебного года на родительском собрании, мы проводим круглый стол, на котором рассказываем о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, знакомим со всей необходимой терминологией. В помощь родителям выдается представленная ниже "Шпаргалка для родителей", в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения. Если такой работы недостаточно и родители вместе с детьми продолжают допускать ошибки при выполнении заданий, то работа с родителями проводится уже индивидуально.

Шпаргалка для родителей "Звуки речи"

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

  • глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;
  • звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

  • всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
  • всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!