Скважина        02.07.2020   

Сценарий праздника картошки в доме культуры. Сценарий внеклассного мероприятия "праздника картошки". Учитель. Веселые задачи

Сценарий праздника урожая

"Картофельная вечеринка"

Цели: - выяснить знания учащихся о картофеле;
- развивать чувства сострадания, соучастия,
коллективизма;
Воспитывать разносторонне развитую личность.
Оборудование: аппаратура, пакеты под картофель, песня
"Антошка".
Призы: чипсы, большая пачка и четыре маленьких,
Грамота "Самый щедрый класс", картофель.

Ход праздника:

Осень : Всем, всем добрый вечер! Мы рады приветствовать вас на школьной вечеринке для 5, 6,7 и 8 классов под названием "Картофельная дискотека".
Картошка :

На дворе у нас золотая осень, пора урожаев. Картофель - это самый главный овощ на нашем столе в любое время года. Его по праву можно назвать королём овощей. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

Честь мундира берегу - служу людям как могу.
А любите ли вы картофель? (Да)
Осень : Сегодня мы собрались с вами, чтобы не только потанцевать, послушать музыку и отдохнуть, но и поиграть и посостязаться.
Картошка: Я надеюсь, что здесь собрались не только любители картофеля, но и знатоки, которые знают всё обо мне. В конце дискотеки мы подведём итоги конкурса "Самый щедрый класс", это класс, который принёс больше всех картофеля. Он получит приз.
Осень: Главной фразой нашего вечера будут слова "А я люблю картошку!" Если я скажу слова: "Жизнь хороша, и жить хорошо", то вы все вместе громко кричите: "А я люблю картошку". Давайте попробуем. Ещё раз дружнее.
Картошка: А теперь позвольте мне представить членов жюри. (представление жюри)

Затем Осень раздает ребятам два вида карточек, одни с изображением кленового листа, другие с изображением дубового.

Осень:

Ребята, у всех вас есть карточки. На них разные изображения: на одних кленовые, на других - дубовые листья. По этим изображениям вы и разделитесь на команды. Те ребята, у кого карточки с кленовыми листьями, станьте с правой стороны, а у кого дубовые - с левой.

Ребята разбиваются на две команды.

Осень:

Теперь, когда вы разбились на команды, вам дается одна минута на то, чтобы придумать название своей команды и выбрать капитана. Время пошло!

Дети по окончании минуты говорят название команды и

представляют своего капитана.

Картошка:

Теперь каждая команда имеет название и капитана. И, наконец, можно начинать наше соревнование. Но перед тем, как начать, хочу напомнить жюри, что во всех наших конкурсах выигравшая команда получает 1 балл. Итак, первый конкурс.

Конкурс загадок .

1 Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (Рябина)

2 Меня частенько просят, -ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут (Дождь)

3 Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)

4 Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

5 А на этой грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидор)

6 Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

Осень: А сейчас следующий конкурс.

Каждая команда получит слова, из которых нужно составить известную пословицу. Какая команда быстрее и правильнее составит пословицу - та и победит в этом конкурсе (Осень раздает одной команде карточки со словами: осень, весна, цветами, красна, а, пирогами. Другой команде со словами: осенью, что, припасешь, весне, к, береги).

(Пословицы:

1.Весна красна цветами, а осень - пирогами.

2.Что припасешь осенью - береги к весне.)

Картошка: Пока ребята составляют пословицу, мы проверим ваши знания о картофеле.

Игра со зрителями
1. Где Родина картофеля? (Америка)
2. Кто завёз картофель в Европу? (Колумб)
3. Кто завёз картофель в Россию? (Пётр 1)
4. Что такое картофельный бунт? (крестьяне отказывались выращивать картофель)
5. Для чего выращивали в Петровские времена картофель? (для украшения на одежду)
6. Почему крестьяне отказывались выращивать картофель? (ягодами люди травились, а животные не ели ботву, народ не знал, что корнеплод нужно употреблять в пищу)
7. Как добились быстрого распространения картофеля? (поставили на поля охрану, а на ночь убирали, а народ ночью воровал и рассаживал.)
За каждый правильный ответ 1 картошка.
Для лучших знатоков истории о картофеле звучит следующая песня.
Осень: Ребята, неправда ли, что "жизнь хороша, и жить хорошо"?
- А я люблю картошку.

А сейчас новое задание. Поскольку у нас равное количество ребят в командах, я прошу обе команды построиться в линии. Нужно от первого участника к последнему передать яблоко подбородком, без помощи рук. Какая команда справится быстрее, та и победила.

Картошка: Молодцы, ребята! Видите, как можно весело собирать урожай.

А теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Многие подготовили сегодня красивые, интересные поделки на осеннюю тему. И сейчас все мы посмотрим, какие вы талантливые. А жюри выберет лучших. Обратите внимание, что это задание вне конкурса, и победители получат призы. А пока жюри выбирает лучшие работы, слово предоставляется заведующей пришкольным участком Пупышевой Ольге Юрьевне, которая расскажет нам о результатах работы на нашем участке.

Осень: Ребята, пробовали вы когда-нибудь составлять букеты?

Сейчас вам будет предоставлена возможность попробовать себя в искусстве составления букета. Прошу капитанов выбрать по два участника из команды.

Участникам дается материал для составления букета и ваза.

Осень:

Этот конкурс не на быстроту, а на качество, жюри выберет более красивый букет, так что не торопитесь, старайтесь.

Когда букеты готовы, Осень подносит их жюри, которое их

оценивает.

Картошка: Пока участники составляют букеты, мы с вами поиграем в игру "Горячая картошка" Встаём в круг, я бросаю мяч, кто ловит, должен назвать блюдо из картофеля, если вы не знаете, то садитесь в круг.
Молодцы! Для тех, кто оказался в кругу, будет особое задание.
Пока играет музыка, вы танцуете, как обезьяны, музыка меняется, танцуете, как цапли и третье, как индюк.
Спасибо, ребята, вот вам по картошке.
- А я люблю картошку.

Осень: Следующий конкурс «Найди слово». Командам раздаются карточки с зашифрованными словами, ребята должны как можно больше найти слов. Побеждает та команда, которая больше всех угадала слов.
Картошка:
Пришло время подвести итоги конкурса "Самый щедрый класс".
Называются классы и количество килограмм картофеля.
Самому щедрому классу вручается грамота и большая пачка чипсов. Поздравляем!
"Жизнь хороша, и жить хорошо".
- А я люблю картошку.

Осень: Ну что ж, время подошло к окончанию праздника. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. Наша вечеринка заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке.
Картошка: " Жизнь хороша, и жить хорошо".
А я люблю картошку.

Учитель: Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется? (Осенью)

Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко -
Что это (картошка)

Сегодня в гостях у нас “второй хлеб”.

В некотором царстве ,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,

А теперь пора начать…

Все: “ Праздник картошки”. .

Появляется Картошка

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто пари
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

(входит) Картошка

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Инсценирование стихотворения «Ссора»


Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

- Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

-Ах, знаешь, картошка , уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

« Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 4 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

. Хоть хвалиться неприлично ,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 . Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола.

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

Здравствуй, милая картошка!

Низко бьем тебе челом!

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем!

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал!

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал!

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки.

Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l . Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и, конечно же, о нем пели частушки.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье! Целый день ее я ела – Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса! Не нужна мне колбаса, Не хочу сосиску – Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка – До чего ж красивая! Пойду в поле поработать, Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама: «Сколько можно кушать?!» Я картошку обожаю, Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями, Телевизор не смотрю, И работайте вы сами – Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.

8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9 . Эх, картошечка сидит, Быстро наливается, А зимой во всех домах Варится да жарится!

10. В нашем городе народ На картошечке живет, И поэтому народ Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа :
Кролик, пес и кошка, Угощали каждый день Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда : Вкусный, витаминный. Если будешь есть всегда, Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне : «Шагай, сын, по дорожке». Шел в надежде найти клад – Пришел в подвал с картошкой.

14. Я мультфильм люблю смотреть

Про рыжего Антошку

И всегда в обед беру

Свою большую ложку.

15. Без прикуски и вприкуску

Вся картошка хороша.

Съел сегодня полведра я -

Отогрелася душа.

16.Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

17. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя.

Беру ложку, ем картошку -

Не хожу голодный я.

ВСЕ.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему

    Англичане – потато

    Финны – тарту

    Итальянцы – тартуфоль

    Французы – пом де терр

    Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников,

каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3 Первоклассника останутся голодными)


А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?». 1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.) 2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.) 4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.) 5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.) 6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Полезные советы”.

    Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.

    Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.

    Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.

    Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.

    Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.

    Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.

    Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.

    Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.

    Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.

    Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.

    Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Песня о картошке (на мотив песни « В траве сидел кузнечик»)

    Как любим мы картошку, 2 раза
    Не можем без картошки
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, 2 раза
    Не можем без картошки
    Представьте себе, 2 раза
    Мы даже дня прожить.

    Мы жарим ее, варим
    И в супик ее добавляем
    И можем мы в “мундире”
    Картошку отварить.
    Представьте себе, 2 раза
    И можем мы в “мундире”
    Представьте себе, 2 раза
    Картошку отварить.

    Любите вы картошку, 2 раза
    И всякие секреты
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, 2 раза
    И всякие секреты
    Представьте себе, 2 раза
    Узнаете о ней.

Учитель Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!
Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.
Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.
А ты, Андрюша, шанежку покушай!
А тебе, дружок, с картошкой пирожок!
А для нашей Алёнки с молочком толчонки!
А для Нади, посмотри, – картофель фри!
А ты, Валюша, жареной покушай !
Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!
А тебе, Артём, на костре испечём!
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!
(все) Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Как бы там ни было, а картофель давно уже называют в России вторым хлебом, и мы не можем представить себе стол без этого замечательного овоща.

Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель – второй хлеб», стала истиной. Картофель имеет и лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применялся как хорошее средство против изжоги, при лечении заболеваний желудка: гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающемся упорным сильным кашлем, применяют

картофельные паровые ингаляции, а свеженатертую кашицу используют при лечении ожогов и экземы. Широко применяется в медицине крахмал, его принимают в виде киселя при отравлениях, используют в виде присыпки и сухих компрессов. Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солеей калия он используется при заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы.

Пишут нам, недавно состоялось

Общее собранье овощей.

Были там и перец, и петрушка,

Огурец, салат и лук-порей.

Председатель - господин Картофель,

Страшно был доволен и польщен

Тем, что, избранный единогласно,

Открывал и вел собранье он.

Поблагодарив всех за доверье,

Начал председатель свой доклад.

(Картофель). Знают обо мне все-все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк меня по-своему готовит,

Варит кто, кто жарит, кто печет.

Но едят меня повсюду, и повсюду

Мне за это слава и почет.

Но должен я вам сказать,

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке – лучший друг.

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт.

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

Пришла весна. И вот в начале лета

Ботва картофеля покрылась скромным цветом.

В сторонке одуванчик цвел. Так он

Был страшно удивлен и раздражен:

(Одуванчик.)

- Ты кто такой? Откуда мог ты взяться?

Как не стыдишься ты передо мной являться?

( Картофельный цветок.)

- Я кто такой? Картофельный цветок.

Не знаю, чем я помешать тебе здесь мог?

(Одуванчик.)

- Картофельный цветок? Ну, хоть убей, не знаю.

И не слыхал, и слышать не желаю.

Мне нежность, красота дарованы в наследство,

И не к лицу твое мне грубое соседство.

Но к осени хвастун отвел стыдливо взгляд.

Он жалок стал и лыс, всех тише, всех покорней.

А под ботвой в земле образовался клад.

Все дело не в наружности, а в корне.

Госпожа Картошка : Спасибо вам, милые дети. Оказывается, что очень много вы знаете обо мне. И если, когда вам трудновато приходится ухаживать за мной, то не сердитесь: ведь я всегда отплачу добром.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“ Вторым хлебом” называть

Песня из кинофильма "Завтрак на траве". (Музыка В. Шаинского, слова М.Львовского)

Сколько раз на привале
Мы картошку пекли.
Пировать - пировали,
Разговоры вели.

Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголёк,
Золотистые искры-
Голубой дымок.

Очень тонкое дело
Даже для знатока-
Подрумянить умело
У картошки бока.

Припев:

Из ладошки в ладошку
Ты её покидай!
А посолишь Картошку-
Остывать не давай!

Припев:

Ключевою водою
Мы картошку запьём
И, конечно, с тобою,
У костра запоём

Припев

Вы налево посмотрите,

Чудо-выставку найдите.

А на ней-то, а на ней

Много всяческих идей.

Есть и ёжик, и матрешка,

Есть Копатыч-удалец,

Кто работал-молодец!

Ай, да чудо-детвора, потрудилась на ура!




-Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

-Без картошки не прожить
Знают это даже дети,
Ведь она вкусней спагетти,
Долго в погребе лежит.
В первых блюдах ее варят,
На огонь, поставив в печь.
А к салатам тушат, жарят
К рыбным блюдам любят печь.
Хороша во всяких блюдах
С аппетитом все подряд
Уплетают это чудо
Ах, как вкусно,- говорят.

Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!

-На полях растет картофель
И на наших огородах.
Люди сеют его много
Этот чудный дар природы.
Он со всех сторон полезный,
Вкусный и питательный.
В рацион наш, как известно,
Входит обязательно.

Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

Появляется Гусеница.

Гусеница: Наконец-то я у цели.

Доползла я еле-еле.

Утомилась, похудела

Ведь давно уже не ела.

Ну и что я вижу там?

Хочет съесть Картошку.

Ведущая пытается Картошку защитить.

Гусеница: Не отдам я вам картошку. Я сама ее люблю. Моя это картошка.

Вот если выполните мои задания и поиграете со мной, тогда я может и поделюсь с вами…

Песня “Бульба”.

    Из мешка бери картошку
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной
    Иль в мундире запеченой

Припев:

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам. 2 раза

    Из картошки сварим кашу,
    Всю родню накормим нашу.
    Кому каша надоест,
    Пусть картошку в супе ест.

Припев.

    Ай, туры да растуры,
    Не дворянской мы натуры.
    Коль у нас картошки нет,
    И обед нам не в обед.

Припев.

Задание: придумать и записать слова, которые можно образовать от слова “картошка”.

Песня о картошке.


Картофель в Ирландии и Англии.

Итак, картофель начал свое путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию.

В конце 16 столетия картофель уже знали в Испании, Италии, Нидерландах и Бургундии. В 1665 г. картофель был завезен в Ирландию торговцем невольниками Джоном Гавкинсом. С 1684г., по свидетельству Александра Гумбольдта, этот овощ в большом количестве начали разводить в Ланкашире (Северо-Западная Англия). С употреблением картофеля в пищу связано много курьезных историй. Давайте перенесемся в одно английское поместье конца 17 века.

Как узнали о печеном картофеле.

Рецепт: картофелины средней величины тщательно промыть, просушить, разрезать пополам и разложить на противне или на решетке. Посыпать солью, запекать в духовке в течение 15-20 минут, пока не почувствуете ароматный запах.

Картофель во Франции.

В конце 16 века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошел на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофе

ля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру.

Не король я, не граф и не лекарь

Не философ, а просто аптекарь,

И, конечно, не знатного рода,

Но люблю помогать я народу.

Чтоб ему хорошо было жить,

Я картофель хочу посадить.

Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днем для охраны солдат. Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.

Во Франции впервые обратили внимание на картофель еще в 1585 г..Каспар Бохен описал его в своем травоведении и побудил некоторых лионцев развести картофель. Опыт удался, продолжен не был из-за слуха, что овощ ядовит.

Французы дали картофелю название «земляное яблоко». А завоевал он Францию благодаря предприимчивости и сообразительности обыкновенного химика и фармацевта – Антуана Огюста Пармантье. Перенесемся в далекий 1585 г. и понаблюдаем, что же происходило в то время.

Рецепт: 500 г. картофеля нарезать тонкими кружочками, перемешать с 100 г. тертого сыра, черным молотым перцем (1/4 ч. Ложки), тертым мускатным орехом (на кончике ножа) и выложить в чугунную форму, натертую чесноком и смазанную сливочным маслом. Влить 2 стакана молока, посыпать 100 г. сыра и положить сверху кусочки сливочного масла. Все запекать в духовке примерно 30-40 минут при температуре. 220-250 С.

В биографии картофеля есть немало любопытных фактов. В 18 веке прусский король вел с Австрией войну. Прусаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной.

Картофель в России.

В Россию картофель был завезен Петром 1 в конце 17 века. Петр 1, находясь в то время в Голландии, послал Б.Шереметеву мешок картофеля. В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством,

что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население еще не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затеняли друг друга, давали еще более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770 г. были описаны способы выращивания этого растения.

Говорят, что в России даже были картофельные бунты. Во время царствования Николая 1 было приказано крестьянам ряда губерний в обязательном порядке сажать картофель. Вся передовая Европа уже лет сто как картофель разводила, а в России неурожай за неурожаем и в 1839 г. и в 1840 г. и в предшествующие годы.

Все это дало повод к правительственным мерам по распространению посадок картофеля как главнейшего «пособия для народного продовольствия». По повелению Николая 1 8 августа и 3 декабря 1840 г., а также 15 февраля, 9 марта и 6 июля 1842 г. Вы спросите, а зачем же так много повелений? А вы думаете легко русского человека на новое дело раскачать? Было постановлено: «…завести общественные посевы картофеля для снабжения им крестьян к будущим посевам, издать наставления о возделывании, хранении и употреблении этого растения и поощрять премиями и

другими наградами помещиков, отличающихся разведением его». А тут в 1842 г. в Пермской губернии картофельный бунт и грянул.

Существует воспоминание о том, в 1782 г. в Иркутской губернии, на Камчатке и даже на Аляске, которая тогда принадлежала России, местные жители практиковали разведение картофеля.

Презентация блюд из картофеля.

Гусеница собирается попробовать блюда.

Картошка её останавливает. Кто не работает, тот не ест.

Гусеница: Что я не работала?

Мы работали все лето

От заката до рассвета

Ели клубни и кусты-Набивали животы.

Ведущая: Да разве это работа? Вот ребята потрудились на славу. Весной посадили картошку, летом окучивали, пропалывали, а осенью выкопали.

Наелись, да и поделок наделали.

Вы налево посмотрите,

Чудо-выставку найдите.

А на ней-то, а на ней

Много всяческих идей.

Есть и ёжик, и матрешка,

Мишка, лошадь, кактус, кошка.

Есть Копатыч-удалец,

Кто работал-молодец!

Гусеница:

Ай, да чудо-детвора,

потрудилась на ура!

Долго с вами веселилась

И признаться, утомилась.

Осень гонит со двора,

На зимовку мне пора.

Гусеница уходит.



Сценарий праздника Осени

«Праздник печеной картошки» для 5-7 классов.

Классный руководитель 6 класса: Лопатина Любовь Борисовна, МБОУ «Новообинская СОШ», с. Новообинка, Петропавловский район, Алтайский край

1 чтец:

Внимание! Внимание!

Всем в назидание:

Кто хочет хоть немножко отведать печеной картошки,

2 чтец:

Салата из нее - очень вкусного, приготовленного искусно,

3 чтец:

Пирожков, румяных, свежих,

Вареной картошечки нежной,

4 чтец:

Готовьте загадки, стихи, поговорки –

Всего понемножку, но все про картошку!

1 Ведущий. Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро наделяет нас спелыми плодами. Осенью люди собирают уро­жай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

2 Ведущий: А наш праздник сегодня посвящен карто­фелю - главному овощу на нашем столе. Будут сегодня и песни, и игры, и шутки, и конкурсы. В конкурсах на нашем празднике участвуют 2 команды, которым предостав­ляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

3 ведущий: Конкурсы будет оценивать жюри:_____________. Праздник мы начнем с экскурса в историю- да-да, не удивляйтесь, ведь картофель - ино­странец, и в Россию он был завезен при Петре I в XVII в.

1 Ведущий Родиной картофеля считают Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце и называли его «чунью», а клубни - «паппо». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

2 Ведущий: В Европу картофель был завезен испанцами и португальцами в XVI веке. А Петр I , путешествуя по Голлан­дии, послал мешок в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведе­нием картофеля»,

3 ведущий: Но картофель разводили неохотно из-за суеверного страха перед ним, считали его чертовым яблоком. Был издан Указ об обязательной посадке картофеля: Начались «картофельные бунты, которые жестоко подавлялись.

Постепенно в России картофель «прижил­ся», и не просто «прижился», а полюбился людьми, стал вторым хлебом. Без него и еда не еда.

1 ученик . Знают о картошке все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад:

И кто жарит, и кто парит,

Кто печет и кто толчет,

Но едят ее повсюду.

Ей и слава, и почет!

2 ученик . Здравствуй, милая картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме,
Сытым будешь круглый год.

3 ученик . Ах, картошка, объеденье,
Лучше вафель и конфет.
Ух, картошка, объеденье,
Ничего вкуснее нет.

4-й ученик Мы возьмем ведерки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

5 ученик . Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

6 ученик .Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

7 ученик . Картошка, картошка -

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

1 Ведущий ..

А теперь я приглашаю участников команд. Команды будут смешанные из 5-го, 6 и 7 классов по 4 человека. Пожалуйста, придумайте название ваших команд.

Поиграем мы немножко. Это разминка перед трудной работой – копкой картофеля.

Игра на внимание -

«Копешка, тропинка, картошка». Побеждает самая внимательная команда.

( Ведущий , говоря слова, выполняет неслож­ные движения:

«копна» (копешка) - стоя, поднять руки вверх,

«тропинка» - приседа­ет,

«картошка» - приседает и прячет го­лову.

Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, Ведущий начина­ет путать детей - говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.)

2 Ведущий: Сегодня у нас необычный день – «Праздник печеной картошки». Но прежде чем ее испечь - нужно ее посадить, прополоть несколько раз, окучить и, наконец, выкопать. Однако урожай не будет богатым, если делать это без настроения. Итак, зарядку мы уже провели, а теперь «Веселые старты»!

Все конкурсы сегодня будут связаны с картошкой.

1 конкурс. «Собери урожай»

Картошка находится в куче на одной стороне «огорода», по команде один человек из команды добегает до картошки, берет ее по одной и несет ее на другой конец «огорода». Если по пути картошка упала, поднимать ее нельзя. Выигрывает та команда, которая соберет картошки больше других и не уронит.

2 конкурс. «Ленивый садовод»

Пустые ведра стоят на «огороде». У каждого участника есть 3 картофелины, которые вы должны «уложить» в ведро, бросив с расстояния. Кто больше закинул, тот и победитель.

3 конкурс. «Картофельный хоккей».

Каждый участник клюшкой должен загнать картофелину в ведро. Максимальное количество «голов» - 6 – по числу участников.

4 конкурс. «Кто лишний».

Конкурс проводится несколько раз. В середине круга лежит выкопанная картошка. Ее на 1 меньше, чем количество копальщиков. Команды встают в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается. Тот, кто выигрывает, приносит очко своей команде.

5 конкурс «Печеная картошка »

Команды встают лицом друг к другу.

По очереди каждая команда называет блюдо, в котором есть картошка, при этом перекидывает картофелину от одной команды к другой. Кто задержал картофелину дольше, чем на счет 1,2,3… выбывает из игры. Побеждает команда оставшаяся в игре.

6 конкурс «Сколько шагов до картошки»

Впереди стоит ведро с картошкой. Как вы думаете, сколько до него шагов?

Чтобы проверить правильность, шагаем широко и считаем шаги. Побеждает тот, кто оказался точнее.

7 конкурс «Музыкальный» (частушечный)

3 Ведущий .

Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем

частушки про картошку.

2 . Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку –

Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

5. Папе с мамой помогал

Собирать картошку.

Он – ведро, она – ведро,

Ну, и я немножко.

6.Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

7. Я мультфильм люблю смотреть,

Про рыжего Антошку.

И всегда в обед беру

Свою большую ложку.

8. Без мундира и в мундире –

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку –

Денег нету ни гроша.

9. Мы картошечку сажали

В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

10.В огород пришла коза,

Растопырила глаза: -

Где же лук? А где горошек?

Все засажено картошкой.

11. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

12.Братец мой по кухне рыщет,

Целый час картошку ищет,

Ну а мне-то что за дело,

Я ее давно уж съела.

13. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь - поет душа!

14. Я картошку утром ела,

Так старалась, так пыхтела,

Что картошка - на бровях,

На носу и на ушах.

15. Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

1 Ведущий . Объявляется конкурс «Картофельное танго»

Дети танцуют, зажав лбами картофелину. Пара, протанцевавшая дольше, получает приз.

2 Ведущий. –. А теперь слово жюри.

3 Ведущий А теперь всех приглашаем отведать печеной картошки и потанцевать на дискотеке.

Сабаева М. А. учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №7» г. Альметьевска, РТ

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Праздник картошки

Учитель: Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, кофе, дрожжи, шоколад и т.д – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще- ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.

Сегодня мы устроим праздник в его честь, мы будем говорить об этом овоще. Петь, будем играть с ним. Почему такое внимание уделяется этому овощу? Потому что, мы уже не мыслим жизни без этого овоща. Поэтому в его честь сочиняют стихи, песни, частушки. Ну а пока стихи про нашу любимую картошку.

Стихи:

1.Без картошки жить на свете

Очень даже трудно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда.

2.И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех!

3.Хороша во всяких блюдах

С аппетитом все подряд

Уплетают это чудо

– Ах, как вкусно говорят!

4.Раскудрявились листочки,
Зеленеет борозда.
От Камчатки до Опочки
Бульба – главная еда.

5.Как сорняк, неприхотлива:
Прополи да огреби.
Ей не надобно полива,
Были б во время дожди!

6.Ближе к осени нальется
Клубень соками земли
Да крахмал возьмет от солнца –
И в подвал ее вали.

7.Не страшны тогда метели,
Не застудят холода,
Если вы к столу присели,
Где есть главная еда.

8.Жизнь покажется не зряшной,
А картошка – как нектар,
И обычный день вчерашний
Вдруг сверкнет, как божий дар.

9.Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать…

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке- лучший друг!

10.Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

11.Жить не можем без картошки,

Едим ее мы каждый день!

Не оставляем мы ни крошки,

Хотя копать порою лень.

12. Люблю ее я в виде разном:

Картофель- фри, пюре, рагу.

И пусть я в настроении ужасном,

Но без картошки не могу!

Учитель: Как я уже отметила, сегодня мы с вами будем играть, проведем много разных конкурсов. Для этого ребята разделились на команды, их четыре. Сейчас я предлагаю познакомиться с командами поближе.

Представление команд (Название команды, девиз)

Представление жюри

Чтобы оценить знания каждой команды об этом удивительном овоще, чтобы оценить умение команд работать вместе, дружно нам нужно жюри.

На нашем празднике присутствуют представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем. Познакомимся с гостями: учитель русского языка, историк, биолог, агроном, селекционер, повар, артисты.

Итак, что же означает слово картофель, давайте вместе с учителем русского языка заглянем в толковый словарь.

Учитель русского языка: Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.

Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.

Англичане называли его ПОТАТО.

Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.

Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.

А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.

Конкурс 1: Придумать фамилию, имя, отчество нашему картофельному другу.

Конкурс 2: А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут - новые слова!

Найдите какие слова спрятались в слове КАРТОФЕЛЬ.

Как я уже отметила, о картошке издавна слагались песни. Ребята сейчас одну из них споют.

Песня «Картошка » (Музыка С. Попова)

Где нашли этот чудо овощ? Как стали выращивать его у нас на Руси? Как вы думаете, кто из наших специалистов лучше знает ответы на эти вопросы? Давайте дадим слово историку.

Историк В диком виде картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля появились и в Европе, а называли их тогда «земляные яблоки». В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Конкурс 3: Собери пословицу и объясни значение

Каждой команде собрать пословицу из слов, которые лежат в конверте.

  1. Картошка созреет – человека согреет.
  2. Без труда картошка не родится никогда.
  3. Картошка да каша- еда наша.
  4. Картошку копать, не руками махать.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и, конечно же, о нем пели частушки. Давайте пригласим артистов.

1. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

2. Ох картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?


3. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

4. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Ах, душистая картошка,
До чего ж ты вкусная!
Наедимся до отвала,
Всем ты очень нужная.

8. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

9. Ах, картошка, ты картошка1

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь- поет душа!

10. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

Учитель: кто знает, как называется наука, которая изучает растения? (биология)

Ребята, а кто такой биолог. Давайте пригласим биолога.Что же он нам расскажет о картофеле?

Биолог: Картофель вырастает высотой от 50 до 100 см, листья простые, цветки собраны в соцветия из 2-4 завитков. Окраска цветка бывает синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается. Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.

Сценка «Картошка»

Вот закончилась зима, пришла весенняя пора.

Надо сеять, поливать, где полоть, а где копать.

И в одной большой деревне

Под названьем Стары Певни

Жили-были пожилые дед да баба с внучкой.

Выходят по очереди дед и баба, дед начинает копать, сажать картошку. Бабка садится на лавку и вяжет. Выбегает внучка с мячом.

Жучка выбегает, начинает играть. Сначала ее отгоняет дед, она бежит к бабке, которая тоже ее прогоняет.

Дед.

Вот надумал, баба, я посадить картошку,

Чтобы на зиму еды было хоть немножко.

Баба.

Ты опять рехнулся, дед! Вспомни, в прошлом годе,

Провели мы целый день на нашем огороде.

Дед.

Как не помнить, пот со лба тек без остановки.

Репу вытащил один, без всякой тренировки.

Баба.

Что ты брешешь, старый лгун, мы тащили вместе,

А потом три месяца запекали в тесте.

Дед.

Нет! Я вытащил один, не упрямься, баба,

В доме я твой господин, хоть и вижу слабо.

Баба.

Не глаза твои слабы, а ума не стало:

Впятером тащили мы, мышка помогала.

Дед.

Что ты, матушка, расхвасталась,

Как наседка раскудахталась?

(Машет рукой, уходит со сцены.)

На сцене появляется декорация, где изображена картошка.

В спорах много дней прошло, выросла картошка,

Но у бабы и у деда сил совсем немножко.

Выходит дед, радуется, пытается тянуть - не получается, встает с лавки бабка, идет на помощь деду, с огорченным видом вдвоем садятся на лавку.

Бабка (с радостью ). У внучки есть силы, а ты совсем уж хилый. Матренка! Матрешка! Беги тянуть картошку!

Выбегает внучка, тянет картошку, устает, с грустным видом садится возле бабки.

Внучка.

Нам Жучка поможет, она-то верно сможет.

Эй, Жучка, ей Богу, беги же на подмогу!

Выбегает Жучка, роет «лапками» картошку, но вытащить не может.

Жучка. Мышка-норушка, помоги, подружка!

Мышка тоже не справляется, все сидят на лавке, опустив головы.

Все тащили: внучка с Жучкой, мышка помогала.

Обещали накормить, хоть и не сажала.

А картошка все росла, становилась выше,

И сарая, и окна, и дверей, и крыши.

Дед.

Кто поможет, кто придет - вытащит картошку?

Баба.

И до дому донесет частями, понемножку?

Внучка.

Баба с дедом.

Баба.

Внучка с Жучкой да еще и мышка.

Все.

Тужились и пыжились - ничего не вышло!

Только мимо червячок проползал тихонько

И задел картошку он совсем-совсем легонько.

Покатилась, понеслась с грядки на дорогу

И уперлась ненароком прямо деду в ногу.

Тут дедуля засиял, постоял немного,

А потом он всем сказал.

Дед.

Вот и, слава Богу!

Есть запасы, есть еда, остальное - ерунда!

Конкурс 4: «Посадка картофеля»

Нужно картошкой попасть в ведро. Команда делает 14 бросков (по 2 броска делает каждый участник). Каждое попадание – 1 балл команде.

Человек, какой профессии знает все про то, как правильно вырастить картофель. Правильно, агроном. Давайте послушаем его.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.

Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см и высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.

Конкурс 5: «Сбор урожая»

2 человека от команды собирают картошку с закрытыми глазами.

Вырастить урожай картошки – это очень трудное дело, и лени здесь, конечно, не место. Я думаю, что многие из вас уже помогали своим родителям в огороде: пололи, собирали картошку, а не бездельничали, как в песне про Антошку.

Инсценировка песни «Антошка»

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.

Селекционер : Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. В мире существует 44 тысячи сортов картофеля. Кроме, привычного нам белого и желтого картофеля бывает еще красный, фиолетовый, синий, и даже черный. Этому овощу в мире уделяется огромное внимание. А 2008 год был объявлен Международным годом картофеля.

Благодаря селекционерам мы имеем высокоурожайные сорта картофеля, которые хорошо приспособлены к природным условиям. Собрать хороший урожай картофеля - конечно дело великое, но это еще не все. Нужно без потерь урожай вывести с картофельного поля.

Конкурс 6: «Перевозка картофеля» (каждой команде нужно перевезти ведро картошки на детских машинках)

Как вы думаете, можно ли использовать картофель в медицине? Давайте послушаем специалиста по этому вопросу.

Врач: картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Конкурс 7: «Танец с картошкой»

Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальный движения. Участвуют по 2 пары с каждой команды. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово экологу, ученому, который знает все о связях между человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов - развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.

Нарисовать знак запрещающий использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Учитель: Сегодня на нашем праздничном столе огромное количество блюд их картошки. А как правильно приготовить картофель, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить ее полезные свойства. Давайте послушаем повара.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.

Конкурс 9

Каждой команде нужно вспомнить как можно больше блюд с картофелем. Выигрывает та команда, которая назовет последнее блюдо.

Выступления наших специалистов закончились, вы внимательно слушали, а сейчас пришло время провести небольшую викторину, правильные ответы принесут команде баллы.

Викторина

  1. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля?(ботва)
  2. Назовите Родину картофеля(Перу и Чили)
  3. Сколько известно в мире образцов картофеля? (44000 образцов)
  4. Где первый раз человек варил картошку? (на огне)
  5. Какую часть картофеля мы используем в пище? (клубни)

6. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

7. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Слово для подведения итогов предоставляем жюри

Учитель: Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Вот такие замечательные слова написал сибирский писатель Виктор Астафьев о картофеле
в своей оде "Русскому огороду”. Гимна мы не знаем, а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.

Песня «Ах, картошка!»


Сценарий праздника для детей младших классов "День печеной картошки"

Автор : Леонович Ирина Олеговна, методист, МАУК ГДК "Горизонт" "Дом ремесел", г. Зима, Иркутская обл.
Описание: данный сценарий предназначен для детей от 7 лет и старше, учителей школ, преподавателей и для родителей.
Предназначение: праздник
Цель донести до детей о том, что такое праздник печеной картошки.
задачи:
1. Сформировать представление о картошке;
2. Развить кругозор о картошки;
3. Воспитать чувство ответственности в празднике день "Печеной картошки"

Ход работы

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.
Ведущий2: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке,
И мы переносимся в царство Картофан Картофелинича.

Ведущий 2:
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
А той, странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко-
Что это (картошка)
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Ведущий 2:
Около 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из далекого плавания вернулся в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни. Зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморских диковинно, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из- за стола.
Не везде приняли картошку. Кое – где в России даже картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - «чертово – яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая – пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холоде зимы, когда посевы вымерзли, репа замерзла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем на Руси ценили картофель не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом
и конечно же о нем пели частушки.
Ведущий 1:
А теперь друзья ребятки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки –
Очень замечательно!

Дети поют частушки о картошке:
Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А под осень копать стали
Не одну нашли, а десять. Посадили мы картошку
Мама в поле, я – в саду,
Мама много – я немножко,
Я всего одну гряду.

Я минуты неподвижно
У картошки не сижу,
То подальше, то поближе,
Я ее пересажу.
Вот и осень наступила,
Выросла картошка.
Только что-то посадила
Я совсем немножко. Мы собрали урожай,
Радовались очень.
Не ленись, весной сажай-
Будешь сытым точно!

Это очень интересно
И давным-давно известно:
Была б картошка в погребке –
Зима будет налегке! Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
Все равно мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий 2: Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.
Ведь мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Конкурс 1
Для конкурса нам надо 3 человека.
Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему
Англичане – потато
Финны – тарту
Итальянцы – тартуфоль
Французы – пом де терр
Немцы – картофельн
Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.
Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.
Ведущий1:
Игра.
Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».
Льют осенние дожди (Мы не спорим!)
Ждет весна нас впереди (Спорим!)
Целый день мели метели (Спорим!)
Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)
Ландыш белый расцветает (Спорим!)
В роще соловьи запели (Спорим!)
А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)
Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)
Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)
Есть размером с чемодан (Спорим)
На ветвях цветет бурьян (Спорим)
Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)
Мы наш праздник продолжаем
Все картошке посвящаем (Мы не спорим)
Конкурс 2
«Ах, картошка». (3 человека)
На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.
Конкурс 3 "Кто лишний?"
Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.
Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.
Конкурс 4 «Собери картошку».
Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.
Конкурс 5
«Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.
Конкурс 6
«Составить пословицу»
.
(2 человека)(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.
Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)
1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
4. Без труда картошка не родится никогда.
5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
6. Картошка поспела- берись за дело.
7. Картошка созреет- человека согреет.
8. картошка –хлебу присошка.
Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)
9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)
10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)
Ведущий: Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.
Инсценировка песни “Антошка”.
Учитель.. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Кемеровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов.

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!
Ведущий:
Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!