Водопровод        29.06.2020   

Парусная лодка поморов. Поморы. «Енисейский морской ход»

Доброго времени суток, уважаемые гости блога!

Сегодня День Черноморского флота, самое время вспомнить поморский флот

Открывая сегодня новую рубрику , я на базе фотоматериалов краеведческого музея (г. Архангельск), знакомлю Вас с кораблями поморов, давно ушедших лет.

В те далекие времена на суше господствовали гужевой транспорт и верховая езда. Главную же роль играли водные пути — речные и морские.

КАРБАС

(греч. – карабос, др. славянское кора, короб)

Наиболее распространенное беспалубное парусно – гребное килевое судно на Севере. Использовался на море, озерах, реках как промысловое, грузовое, пассажирское судно. Карбас ходил на веслах и под рейковыми или шпринтовыми парусами.

1 – 2 мачты. Передняя мачта обычно размещалась на самом носу, почти у форштевня. Строилась из сосны и ели. Карбасы имели длину до 12,5 метров, ширину – до 3 метров, осадку – до 0,7 метров, грузоподъемность – до 8 тонн.

Норвежское промысловое судно 13 — 20 веков. С высокоподнятыми штевнями, острыми оконечностями (нос, корма), с острым килем. Эти суда архангельские поморы покупали в Норвегии и использовали на рыбном промысле у берега» Мурмана из-за более легкого относительно шняки корпуса.

Норвежская ела была легким на ходу парусно-гребным судном, имело прямое, рейковое или косое парусное вооружение на одной мачте. Были и большие 2 — х мачтовые елы — фембурны грузоподъемностью до 6,5 тонн.

БЕЛОМОРСКАЯ ЛОДЬЯ. 19 ВЕК.

Поморское трехмачтовое промыслово-транспортное судно. Строились лодьи в Кеми, Онеге, Пинеге, Патракеевке, Коле, Мезени.

Тип судна возник в новгородские времена (11-12веках) в кругу Северо-Западной морской культуры и сложился постепенно в хорошо приспособленное к большим

арктическим походам плавучее средство, которое видоизменялось в 18,19 веках и дожило до середины 19 века.

Только с середины 19 века лодью окончательно вытеснила поморская шхуна. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные моряки еще в 17 веке. При попутном ветре лодья могла пройти 300 км в сутки.

Длина — до 25 м, ширина — до 8 м. грузоподъемность — до 200 — 300 тонн

ФРЕГАТ — ШЛЮП архангельской постройки середины 19 веки .

Модель из старого собрания музея

КЛИПЕР-БОТ «НЕПТУН»

(АНГЛ. Clipper — БЫСТРАЯ ПОХОДКА)

Существовало множество типов ботов самого разного назначения и размеров от небольших 11-метровых лодок до 80-тонных палубных парусных судов с экипажем до 40 человек (вадбот, вельбот, пакетбот, шхербот и др.)

В дальних плаваниях не применялись.

Модель выполнена Степаном Григорьевичем Кучиным, известным в конце 19 — нач. 20 вв. онежским капитаном и поморским общественным деятелем, отцом А.С.Кучина,

для демонстрации плавающего скоростного судна, на что указывают клиперные обводы корпуса, острый киль, свинцовый фальшкиль-балластер, парусное вооружение «Йол».

Модель поступилавмузей в1975 году

По типу парусного вооружения бригантина (шхуна – бриг) несколько походила на галеас: прямые паруса на фок – мачте (1 – я от носа мачта) и косые на грот – мачте (2 – я от носа мачта).

Благодаря хорошим мореходным и маневренным качествам широко распространилась в Поморье во второй половине 19 века и окончательно вытеснила лодью на промыслах и на перевозках.

Водоизмещение – до 300 тонн. Модель из старого собрания музея. Каталог Архангельского Городского Публичного музея 1905 г.

Продолжение следует.

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» - корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров.

Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров.

На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры.


Древнерусский коч "ледового класса"


Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём. Царь Пётр I, позаимствовав заграничный опыт кораблестроения, решил преобразовать российский флот по западным образцам. Под угрозой смертной казни строительство «староманерных» судов было строжайше запрещено. По некоторым источникам, кочи по приказу царя просто уничтожались.

Но, несмотря на строгие меры, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения потомственных кочевых мастеров, которые под угрозой расправы сумели сохранить вековой опыт и традиции своих предков, продолжая строить кочи.

Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.

Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.



Если вы откроете многотомную «БСЭ», то не ищите в ней слово «коч». Его там нет. Как же такое могло случиться? Оплошность, умысел или пренебрежение к историческому наследию Родины? Загадка, на которую нет ответа. Нет о них ни слова в школьных учебниках. Лишь в толковом словаре В.И. Даля, низкий ему поклон, нашлось короткое сообщение в несколько строк о славном судне коч.

…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов – атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура – древнего коча.

Волей судьбы они стали ему достойным памятником.

Массовое морское судостроение (карбасы, шняки, лодьи, малые кочи для каботажного плавания и большие кочи для дальних переходов) началось с XV века на Соловецких верфях Белого моря. Суда Соловецкой флотилии ходили под своим собственным флагом и имели многоцелевое назначение: они использовались жителями для рыбного промысла, охоты на морского зверя, транспорта и охраны русских побережий от набегов «мурманов». Технология изготовления поморских судов не изменялась до первой половины ХХ века. О совершенстве их конструкции говорит тот факт, что знаменитый «Фрам», предназначенный для самого выдающегося в истории арктического дрейфа, был точной копией большого поморского коча.

Поморы не боялись ходить во льды, потому что их плоскодонные суда, в отличие от европейских килевых, были приспособлены к безопасному плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуществом пользовались российские кормщики, проводившие свои лодьи через Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путём, освоенным ещё в XII веке.

Поморы пользовались картами, лишёнными привычных для нас градусных обозначений и масштабных шкал. Эти карты назывались «чертежами» и, по сути, были тематическими, те есть представляли собой схемы маршрутов, на которых были показаны объекты, интересующие путешественников. Средневековые карты вообще отличались широким диапазоном информации: здесь можно было увидеть райские кущи, картины истории Рима, сцены конца света из Священного Писания и т. д. Часть «Книги Большому чертежу» картографического документа Московского государства XVII века, составленного по указанию Ивана Грозного, содержала очертания берегов Мурманского моря и «Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана».

Известно, что ещё в XII веке на базе новгородской ладьи был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость за счёт увеличения ширины до 8 м и приспособленный для длительного плавания в суровых северных условиях в носовом отсеке имелась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда служила им надёжным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отступающими на север и восток ледяными полями, поморы обнаружили лежбища моржей на острове Колгуев, открыли Новую Землю, продвигаясь ещё дальше, достигли островов Медвежьего и Надежды, подошли к восточным берегам Шпицбергена. Приобретая опыт арктического мореплавания и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледового класса, поморы забирались в самые отдалённые и неприступные для западноевропейских кораблей районы Баренцева моря.


Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах коча, кочмора, кочмара) одна из вершин кораблестроения. Его появление датируется XIII веком, а название он получил от дополнительной противоледовой обшивки («льдяной шубы» ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева дуба или лиственницы и называемой на архангельском диалекте «коцем» (архангельские поморы часто употребляют «ц» вместо «ч»). Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затёрто льдами и выжималось вверх боковым напором атакующих льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закреплённый якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочерёдно под днище сосновым брёвнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в частности, при постройке ледоколов. Эти прекрасные суда, служащие в полтора-два раза дольше, чем корабли, сошедшие со стапелей лучших европейских верфей, были изготовлены беломорскими мастерами.

Именно на кочах Семен Дежнев и Федот Попов совершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырь в 1648 году. Обогнув восточную оконечность Азии, суда Дежнева и Попова вышли в Тихий океан. Это были первые европейцы, совершившие плавание в северной части Тихого океана.

Берега Северной Двины считались наиболее удобным местом для судостроения: здесь в изобилии произрастали корабельные сосны, не было недостатка в других материалах, необходимых для изготовления корпуса кораблей, а значительная удаленность от склонных к завоеваниям иностранных государств служила надёжным гарантом защиты от военных посягательств.

В конце XIX века даны следующие описания промысловых судов:

· Шняка представляет собой беспалубное судно из толстых досок, шитых бечевкою (стоянкой), со снимающейся мачтой и прямым рейковым парусом. Строятся шняки в Поморье. Шняка очень тяжела на веслах и едва может лавировать против ветра. Она, смотря по величине, поднимает 200300 пудов груза и обслуживается 34 человеками. Благодаря прочности (служит до 18 лет), позволяющей ей выносить удары о камни, что часто неизбежно при осушке, а также низкому борту, облегчающему тягу яруса, шняка является излюбленным судном наших поморов. На шняке поморы выезжают за 2560 верст от берега. Название происходит от норманнского «snekkja» («улитка»).

Асламка, осламка - парусное 1-, 2-мачтовое транспортное или промысловое судно, используемое на Каспийском море и в низовьях Волги. Длина 12-15 м, ширина 2,4-2,7 м, осадка 0,6-1,2 м, грузоподъёмность до 30 т.

Багала (от араб, «багл» - «мул») - арабское торговое парусное судно с косым вооружением. Использовались в VIII - XVII вв. Две мачты, длина 30-40 м, ширина 6-8 м, высота борта 3-5 м, грузо­подъёмность 150-400 т.

Барк (гол. bark), 1) парусный 3-мачтовый военный корабль XV - XVI вв. водоизмещением ок. 400 т (Средиземноморье). Имел фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань-мачту со стеньгой. 2) Морское парусное транспортное судно (3-5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты). Водоизмещение до 10 000 т. Использовались до 30-х гг. XX в.

Барка (итал. barca , франц. barque), 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда - каботажное, судно. Впервые появились в Италии в VII в. Длина 10 м, ширина ок. 2 м, высота борта ок. 0,6 м, вместимость до 20 чел. 2) Лёгкое быстроходное судно, использовавшееся в западноевропейских странах в эпоху позднего Средневековья 3) Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. на крупных реках России. Длина до 64 м, ширина до 17 м, грузоподъёмность до 1700 т.

Баркалон, баркалона (итал. barca longa) - парусно-гребное военное судно XVII - XVIII вв. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение: до 10 пушек. Использовались в Испании, потом в Англии и Франции. В России баркалоны строились только для Азовской флотилии и имели длину до 36,5 м, ширину до 9,2 м, осадку до 2,5 м, артиллерийское вооружение: 26-44 пушки.

Баркарола (итал. barcarola) - итальянское прогулочное судно типа гондолы, вмещало 4-5 чел.

Баркас, барказ (гол. barkas), 1) небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, применявшееся на Чёрном и Азовском морях. Имело парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8-12 м, ширина 2,4-3 м, высота борта 1-13 м, осадка около 0,75 м. 2) Корабельная шлюпка или речное несамоходное судно типа баржи длиной 60-80 м с низкими бортами и высокими надстройками (лабазами).

Баркентина (англ. barkentine) - морское парусное судно. Имело 3-6 мачт и прямые паруса на фок-мачте и косые на остальных. Строились в XIX - начале XX в. и использовались для торговых и учебных целей.

Биландр (гол. billander , от bij - «рядом», lander - «суша») - небольшое парусное 2-мачтовое каботажное судно. Использовались в Нидерландах в XVIII - XIX вв.

Бот (гол, boot), 1) Общее название небольших (водоизмещением до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения. Ввиду ограниченной мореходности используются только в прибрежных морских районах. 2) В XVII - XIX вв. небольшое гребное или парусное 1-мачтовое судно длиной 11-18 м, шириной 3- 4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера. Служили для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, ближнего или абордажного боя и др. целей. Вооружение: 2-20 малокалиберных пушек (в основном Фальконетов). Большие боты имели водоизмещение до 60-80 т, экипаж до 36-40 чел. Существовали боты разных типов: вадбот, вельбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, снагбот, фангсбот, хачбот, шхербот и др. В России боты известны с XV - XVI вв.

Бота - рыбацкая лодка с высокими оконечностями, большим развалом бортов, применялась в XIX в. у берегов Камчатки.

Бриг (англ. brig), 1) парусный 2-мачтовый военный корабль XVIII - XIX вв. с прямым вооружением на обеих мачтах и косым парусом (контр-бизанью) на грот-мачте. Использовался для крейсерской, разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также для конвоирования торговых судов. Водоизмещение 200-400 г. длина до 32 м, ширина8-9 м, экипаж до 120 чел., артиллерия до 24 пушек. 2) 2-мачтовое торговое судно XVIII - XIX вв. с парусным вооружением, аналогичным военному бригу. Длина 27-34 м, ши­рина 7-9 м, высота борта 3,5-5,5 м.

Бригантина, шхуна-бриг (итал. brigantino , от brigante - «разбойник»), 1) небольшое парусно-гребное быстроходное судно Средиземноморья в XVI - XVIII вв. Имело 8-16 пар вёсел, 1-2 мачты с треугольными рейковыми парусами (венецианская бригантина имела длину 19 м, ширину 3,4 м). Часто использовалась алжирскими, далматинскими, тунисскими пиратами. Российские бригантины, введённые Петром I , имели 2 мачты, 12-15 пар вёсел, 2-3 орудия, могли перевозить 70 чел. 2) Парусное 2-мачтовое судно XVII - XIX вв. с прямым вооружением на фок-мачте и косым на гр o т-мачте. Бригантины входили в состав военных флотов как посыльные и разведывательные суда. Водоизмещение до 300 т.

Бугалет (англ. bugalet) - небольшое английское парусное 2-мачтовое каботажное судно. На обеих мачтах несло четырёхугольные паруса, и грот-мачте - дополнительный топсель, на бушприте - 2 кливера.

Бударка, будара - парусная грузовая или рыбацкая лодка, плоскодонная, 1-мачтовая, с люгерным или шпринтовым парусом. Использовались на Каспийском море и южных реках России. Длина 5-8 м, ширина 1,3-1,6 м, осадка 0,3-0,4 м.

Вельбот (англ. whale - boat - «китобойная лодка») - мореходная парусно-гребная шлюпка с рулевым веслом.

Верея, верейка (от англ. wherry - «шлюпка», «ялик») - небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. В России такие суда служили для осады приморских крепостей при Петре I . Длина 15-18 м, ширина 3,6-4 м, осадка 0,7-1,2 м, грузоподъёмность 20-30 т.

Галеас (от итал. galeazza - «большая галера»), 1) парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI - XVII вв. Длина до 80 м, ширина до 9 м, один ряд вёсел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), 3 мачты с косыми парусами, 2 больших кормовых рулевых весла, 2 палубы. Вооружение до 70 пушек разного калибра, экипаж свыше 800 чел. 2) В XVIII - XIX вв. небольшое 2-мачтовое транспортно-рыболовное судно, применявшееся в странах Северной Европы.

Галера (итал. galera) - военное гребное судно, существовавшее в VII - XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Длина до 60 м, ширина 7,5 м, 32 весла на борт. Экипаж ок. 450 чел. Основным оружием галеры до середины XIV в. были надводный таран и метательные машины, позднее стали использоваться пушки.

Галион (исп. galeon), 1) парусный военный корабль, использовавшийся во флотах Англии, Испании и Франции в XVI - XVII вв. Длина около 40 м, ширина 10-14 м, водоизмещение 500-1400 т, 3-4. мачты. Обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек. Часто использовались для перевозки переселенцев в Америку. 2) Испанское парусное судно для прибрежного лова сардин. Имеет 2 мачты с люгерным вооружением; длина около J 5 м, ширина около 7 м, экипаж на промысле до 20 чел.

Галиот (франц. galiote), 1) небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар вёсел и одну мачту. Часто использовалась для метания горючей смеси («греческого огня»). 2) Небольшое транспортное 2-мачтовое судно, применявшееся в Германии и скандинавских странах в XVIII - XIX вв. Длина 32- 42 м, ширина 6,4-8,5 м, осадка до 2,8 м, грузоподъёмность до 600 т.

Гемам - парусно-гребной мелкосидящий (осадка ок. 2 м) корабль шведского шхерного флота. В России гемамы строили в начале XIX в. для военных действий на Балтике. Имели 2 мачты, до 10 пар вёсел, артиллерийское вооружение: 30-32 пушек.

Голет (франц. goulette - «шхуна») - парусно-гребной 2-мачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII - начала XIX в. Длина 18-20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Имел до 14 пушек. Применялись главным образом на Чёрном и Азовском морях.

Гондола (итал. gondola), 1) небольшая гребная лодка для сообщения галер с берегом. 2) С XI в. в Венеции одновёсельная плоскодонная лодка для плавания по каналам. Длина около 10 м, ширина ок. 1,3 м.

Гуари - небольшое 1-, 2-мачтовое судно с треугольными парусами. Использовалось во Франции в XIX в.

Гукор (англ. hooker) - парусное судно XIII - XVIII вв. Первоначально строились в Нидерландах как рыбачьи лодки. Впоследствии использовались во всех странах Северной Европы, в XVII - XVIII вв. - как военный транспорт. Имели 2-3 мачты, грузоподъёмность 60-200 т, вмещали до 300 чел.

Доггер (англ. dogger от гол. dogge - «треска») - парусное 2-, 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением, водоизмещением ок. 150 т. Появились примерно в XTV в.

Дощаник - плоскодонное палубное судно, передвигалось на вёслах, под прямым или косым парусом или на буксире. Длина 15-25 м, ширина 4-6,5 м, высота борта 0,8-1,5 м, осадка до 1,2 м, грузоподъёмность 30-80 т. Впервые дощаники появились в древнем Новгороде в XII - XIV в., позднее использовались на реках России.

Дракар - парусно-гребное военное беспалубное судно VIII - X вв. Имело мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бокам укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Боевое судно викингов, обладавшее высокой мореходностью.

Забара - небольшое грузовое судно, применялось во Франции и Испании для каботажного плавания в районе Бискайского залива в XIX в. Грузоподъёмность до 80 т.

Иол, 1) небольшое парусное 2-мачтовое судно, использовалось на Балтийском и Чёрном морях в конце XVIII - начале XIX вв. для сторожевой и разведывательной службы. Длина до 15 м, ширина до 4 м, осадка более 2 м, 3-7 пушек небольшого калибра. 2) Тип 2-мачтового парусного вооружения яхты.

Кааг - небольшое 1-мачтовое торговое судно с малой осадкой, применявшееся в Нидерландах в XVIII - XIX вв. для прибрежного и речного плавания.

Каботьер (франц. cabotier) - плоскодонное судно с удлинённым корпусом. Первоначально каботьеры строили во французской провинции Нормандия. В конце XIX в. их применяли для грузовых перевозок по реке Сене.

Кавасаки, 1) в Японии плоскодонное рыбацкое судно. Длина около 13 м, ширина около 3 м, высота борта 0,7 м, экипаж до 13 чел. Имело одну съёмную мачту и прямой парус из тонкой циновки (площадью 32 м 2). 2) На российском Дальнем Востоке рыбацкий парусный или моторный бот водоизмещением до 14 т.

Каик (тур. kayik) - небольшое рыболовное парусное судно, применявшееся на Ближнем Востоке и Средиземном море. Парусное вооружение: шпринтовый грот, прямоугольный топсель, фока-стаксель и несколько кливеров

Каравелла (птал. caravella) 1) морское 1-палубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части, применялось в XIII - XVII вв. в странах Средиземноморья. Длина 15-35 м, ширина 4,3-9 м, осадка 2-4 м, водоизмещение 200-400 т, имела 3-4 мачты. 2) До XV в. небольшое португальское рыболовное судно.

Каракка (франц. caraque) - большое парусное судно. В XIII - XVI вв. строились сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции. Применялись для военных и торговых целей. Длина до 36 м, ширина до 9,4 м, водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, 3-5 мачт. Фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, бизань-мачта - косое. На фок- и грот-мачты часто ставили дополнительно марсели. Вооружение: 30-40 пушек.

Караколой - парусно-гребное 1-мачтовое судно. Строилось в XVII - XIX вв. в Индонезии.

Каракора - лёгкая лодка, применявшаяся в XVI - XIX вв. на Больших Зондских островах. Имела мачту из тростника и прямоугольный парус.

Карамуссал (от тур. kara - «чёрный» и mursal - «посол») - турецкое грузовое судно Средних веков. Имело 2 мачты (с прямым и косым парусом), а также бушприт с кливером. Строили эти суда из древесины платана и красили в чёрный цвет.

Каюк, 1) гребной или парусно-гребной долблёный чёлн на Чёрном или Азовском морях. 2) Парусно-гребное речное грузовое судно северных поморов. Длина 15-24 м, ширина 3,6-5 м, высота борта 2,1-2,7 м, осадка 1,2-1,5 м, грузоподъёмность 16-50 т, экипаж 6-20 чел.

Кеч {англ. ketch), 1) небольшое 2-мачтовое судно с косым парусным вооружением, появилось в XVII в. в Англии и Северной Америке как рыболовное и торговое судно. 2) Тип современного 2-мачтового парусного вооружения с косыми парусами.

Киржим - небольшое парусно-гребное судно прибрежного плавания для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспийского моря. Длина 4,5-8,5 м, экипаж 3-4 чел. Имеет прямой парус.

Кирлангич (от тур. kirlangic - «ласточка») - быстроходное парусно-гребное судно для посыльной и разведывательной службы. Имело 1-2 мачты с косыми парусами. В России в XVIII в. строили такие суда на Чёрном море. Длина около 22 м, ширина 7,6 м, осадка 2,4 м.

Клипер {англ. clipper от clip -«сокращать»), 1) быстроходное морское парусное судно XIX в. для перевозки ценных грузов и пассажиров. Имело 3-4 мачты. Водоизмещение 1000-2000 т, скорость 18-20 узлов (до 37 км/час), несло большое количество парусов. 2) Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX в. (дозорная, разведывательная посыльная служба). 3) Парусное рыболовное судно США первой половины XX в.

Кнорр - мореходное торговое судно викингов. Длина до 15 м, ширина до 5 м, осадка до 2 м.

Корвет (франц. corvette), 1) Парусный военный корабль XVIII - XIX вв., посыльное и разведывательное судно, иногда участвовавшее в крейсерских операциях. Парусное вооружение такое же, как у фрегата, артиллерийское вооружение до 40 пушек. 2) Современный боевой корабль ВМФ водоизмещением до 1600 т.

Корриера (от итал. согпега - «почта») - небольшое итальянское парусное судно конца XVIII - начала XIX в. Применялось для почтовой и посыльной службы.

Косная лодка, коснушка - речная парусно-гребная транспортная лодка со шпринтовыми парусами на двух мачтах. Отличалась легкостью хода, применялась на реках России.

Коф (гол. kuff) - небольшое голландское парусное судно прибрежного плавания в XVI - XIX вв. Чаще всего кофы имели парус ное вооружение кеча; в случае больших размеров вооружались как барк или шхуна и носили название коф-барк или шхуна-коф.

Коч - парусно-гребное промысловое судно северных славян-поморов XI - XIX вв. Плоскодонные 1-палубные суда, длина 10- 15 м, ширина 3-4 м, осадка 1-1,5 м. Прямой парус, 1 мачта. В XVI - XVII вв. применялись за Уралом и в Сибири. Размеры возросли: длина 20-25 м, ширина 5-8 м, осадка до 2 м, команда 10-15 чел., дополнительно до 30 чел. промысловиков.

Кочерма - турецкое парусное 1-мачтовое судно XIX в.

Кулаз, кулас - парусная рыбацкая лодка, длина 6,5 м, ширина 1,2 м, грузоподъёмность 1-1,5 т. Применяется в южной части Каспийского моря.

Кунгас - дальневосточное парусное рыбацкое или транспортное судно прибрежного плавания. Длина 12-22 м, ширина 2,5- 5,7 м, высота борта 1-1,8 м, осадка 0,5-1,3 м, грузоподъёмность 20-50 т.

Кутгер (нем. Kutter) - парусное рыболовное, реже грузовое судно, применявшееся в XIX в. на южном побережье Балтийского и Северного морей. Имело палубу, 2 мачты с косыми парусами и бушприт с 1-2 кливерами. Длина ок. 18 м, ширина ок. 5,8 м, высота борта ок. 5,4 м, грузоподъёмность ок. 100 т.

Лансон - 1-, 2-мачтовое парусное промысловое либо каботажное судно, применявшееся на Чёрном море в XVIII - XIX вв. Длина до 21 м, ширина до 6 м, осадка до 2,5 м. Использовались во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., имели 4-8 пушек, 1-2 мортиры.

Лантша (малайск. lanchang) - небольшое парусное судно, применявшееся в XIX -начале XX вв. в районе Малайского архипелага. Имело 2-3 мачты. На фок- и грот-мачтах крепились люгерные паруса, на бизань-мачте - гафельный. Имело бушприт с 1-2 кливерами.

Линейный корабль, линкор - в парусном флоте конца XVII - середины XIX вв. наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (60-130 пушек). К середине XIX в. водоизмещение линкоров достигло 5000 т, экипаж - 800 чел.

Люгер (англ. lugger), 1) небольшое парусное рыболовное судно конца XIX - начала XX вв. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Имело 2-3 мачты. 2) Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовался в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м, ширина до 6,5 м, осадка до 3,5 м. Вооружение: 10-16 небольших пушек.

Облас - речное парусное грузовое судно, применявшееся в XIX в. на северных реках России.

Паландр - турецкое парусное судно XVI в. для перевозки лошадей.

Пакетбот, 1) небольшое 2- или 3-мачтовое парусное почтово-пассажирское судно, в XVII - XIX вв. применявшееся в некоторых странах Европы. 2) В Англии в XVII в. судно, предназначавшееся только для перевозки почты между своими и иностранными портами и регулярной связи с колониями. 3) В России в XVII - XIX вв. судно имевшее водоизмещение 200-400 т и вооружённое несколькими пушками.

Паузок - парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.

Перама - небольшое парусное грузовое судно прибрежного плавания (Средиземноморье, в частности Турция). Парусное вооружение люгерного типа, иногда прямое. Длина ок. 20 м, ширина 3.5- 4 м.

Пиата (от итал. piatto - «плоский») - плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применялось в Италии в XIX в.

Пинасе (франц. pinasse , англ. pinnace), 1) небольшое парусное судно типа флейт, применявшиеся в странах Северной Европы в XVI - XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей. 2) В настоящее время название открытой гребной шлюпки английских ВМС (иногда оснащённой вспомогательным двигателем). 3) Парусное рыболовное судно с приподнятым носом и острой кормой. Используется в водах Бискайского залива.

Питер-бот (англ. peter - boat) - парусно-гребной рыболовный бот, широко применявшийся на реке Темзе в Англии.

Плейт (англ. playte) - парусное судно, служившее в XV в. в Англии для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.

Прам (гол. praam), 1) плоскодонное парусное (1-мачтовое) судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. 2) Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда - несколько мортир). 3) В Швеции в XVII в. военное судно, использовавшееся в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укреплений противника. 4) В России в XVIII в. такие суда служили для защиты Кронштадта с моря. Их длина 35 м, ширина 10,6 м, осилк.1 до 3 м. В это же время на Балтике строили и полупрамы вдвое меньших размеров.

Раньшина, ранщина - парусно-гребное 2-, 3-мачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI - XIX вв., приспособленное для ранневесеннего лова рыбы и морского, зверя в тяжелых ледовых условиях. Имело яйцевидную форму днища и прямой наклонный форштевень. Грузоподъёмность 25-70 т.

Расшива - парусное грузовое судно, использовавшееся в конце XVII - начале XIX вв. в бассейне Волги и на Каспийском море. Длина 30-50 м, ширина 10-12 м, высота борта до 2,7 м, осадка 1,2-1,8 м, грузоподъёмность 100-500 т. Мачта высотой 20-30 м, большой прямой рейковый парус, скорость с грузом 60-80 км в день по течению и 30 км - против течения. При штиле и встречном ветре расшиву тянули бурлаки.

Саколева - небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имела до трёх мачт (одна - с прямыми парусами, две другие - с косыми); длина 12-15 м, ширина 3,5-5 м.

Свойская лодка - парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, использовавшаяся на Каспийском море. Имела 2 мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 чел.

Скампавея (от итал. sampare - «исчезать» и via - «прочь») - малая галера, небольшой гребной корабль русского шхерного флота XVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30-40% копию венецианской галеры и предназначалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя в шхерах. Длина 22 м, ширина около 3 м, осадка 0,7 м, 12-18 пар вёсел, 1-2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1-2 легкие пушки. Вместимость до 150 чел.

Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI - XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10-12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10-12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособление для транспортировки волоком. Длина 20-45 м, ширина 4-10 м. 2) В XVI - XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60-80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.

Тарида - парусно-гребное судно длиной 30-35 м, применявшееся в странах Средиземноморья в XII - XIV вв. Использовалось как торговое и военно-транспортное.

Тартана {итал. tartana - «маленькое судно»), 1) парусное военное и торговое судно, использовавшееся в Средиземноморье в Средние века. Имело одну палубу, 2-3 мачты с косыми парусами. 2) Лёгкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками. 3) В настоящее время 1-мачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства (Средиземное море). Длина 8-20 м, ширина 3-4,5 м.

Требака, трабакколо {итал. trabaccolo) - парусное грузовое или рыболовное судно каботажного плавания, использовавшееся на Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Длина ок. 28 м, ширина ок. 6 м., высота борта 1-2 м, парусное вооружение рейковое, на

бушприте 2 кливера.

Трекатр - небольшое парусно-гребное грузовое судно, использовавшееся в бассейне Средиземного и Чёрного морей. В военное время использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.

Туер, туерное судно (от англ. tow - «тянуть») - судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала.

Тузик - небольшая (длина не более 3 м) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ

Тунбас - мореходное парусное грузовое судно Турции XVII - XVIII вв. Часто использовалось для десантных операций.

Унжак (название по реке Унжа, притоку Волги) - деревянное грузовое судно, использовалось в XIX - XX вв. на реках России, в том числе мелководных. Длина 50-60 м, ширина ок. 14 м, грузоподъёмность 300-450 т. Беспалубное судно с наклонным форштевнем.

Учан - новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII - XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.

Ушкол - лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.

Ушкуй - новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII - XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30-40 чел. Использовался новгородскими разбойниками - «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным образом верхневолжские).

Фелюга, фелука {итал. feluca от араб, «фулука» - «лодка»), 1) лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3-5 пар вёсел, мачту с косым парусом. 2) Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1-3 короткие мачты с косыми парусами, иногда и вёсла. Использовалась греческими пиратами (тогда на борту было 6-8 пушек). 3) На Чёрном и Азовском морях парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка с косым четырёхугольным парусом. Длина 6 м, ширина ок. 2 м, осадка ок. 0,5 м, грузоподъёмность 5-6 т.

Флейт {гол. fluit) - парусное транспортное судно Нидерландов XVI - XVIII вв. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса, на бизань-мачте - бизань и топсель. На флейтах впервые появился штурвал. В России такие суда входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Флибот (франц. flibot) - небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII - XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.

Фрегат (гол. fregat), 1) в XIII - XVI вв. парусно-гребное посыльное судно с 4-5 парами вёсел и косым парусом. 2) В XVIII в. самый крупный парусно-гребной корабль шхерного флота (с 12-18 парами вёсел и примерно 38 пушками); в русском флоте применялся с конца XVHI в. 3) В XVIII - XX вв. 3-мачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль с полным парусным вооружением. При включении в боевую линию фрегаты носили название линейных кораблей. Артиллерийское вооружение до 62 пушек. С середины XIX в. на фрегаты стали помещать паровые машины и гребные колёса, а также гребные винты (пароходофрегаты), а с 1860 г. - броню (броненосные фрегаты). 4) В настоящее время корабль ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов, имеют водоизмещение до 4000 т, скорость 30 узлов (55,5 км/час), вооружены ракетными комплексами, несут 1-2 вертолета.

Фуста (итал. fusta) - малая быстроходная венецианская галера XIII - XVI вв. Длина ок. 27 м., ширина ок. 4 м.

Хачбот (англ. hatch boat - «судно с садком») - рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, применявшееся в США до середины XX в.

Хой (гол. heu) - небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда.

Хойер (нем. Heuer) - промысловая лодка, применявшаяся рыбаками Померанского побережья Балтийского моря в конце XIX в.

Хольк, хулк (англ. hulk) - судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI - XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.

Чайка - речное гребное судно запорожских казаков XVI - XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12-15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м, ширина 3-4 м, экипаж 50-70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.

Чектырме - лёгкое парусное грузовое судно турецкого флота с 1-2 мачтами. Грузоподъёмность до 50 т. В военное время использовалось как посыльное судно и имело на борту до 4 небольших пушек.

Шаланда (франц. chaland от греч. «шеландион»), 1) небольшое мелкосидящее несамоходное судно для портовой разгрузки больших судов, стоящих на рейде. 2) Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, использовавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина 7,5-8,5 м, ширина ок. 2,5 м, высота борта 0,8- 0,9 м, осадка 0,6-0,7 м, грузоподъёмность 3-5 т.

Шебека (итал. sciabecco , от араб, «шаббак») - парусно-гребное 3-мачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в Средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Имела до 40 вёсел и 30-50 пушек малого калибра. По конструкции шебека была близка к каравелле. В русском флоте шебеки появились в XVIII в. Длина 36,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м.

Шкут, шкоут (гол. schoot) - парусное военное или транспортное, реже рыболовное судно, использовавшееся в XVIII - XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озёрах, на Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, чалые - брига. Длина 17-45 м, ширина 4,5-8,5 м, осадка 1,2- 1,6 м; грузоподъёмность 150-500т, экипаж 12-18 чел.

Шлюп (гол. sloep), 1) в XVIII - XIX вв. парусный 3-мачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением, промежуточный по размерам между корветом и бригом. Использовался для разведывательно-дозорной и посыльной служб. 2) Морское транспортное и рыболовное 1-мачтовое судно. 3) В период первой мировой войны тихоходный сторожевой корабль водоизмещением до 1000 т, скоростью до 16 узлов (29,6 км/час). 4) В настоящее время тип парусного вооружения спортивных судов.

Шмак, шмака - небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII - XIX вв. для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, лова рыбы в Северном и Балтийском морях. Имел парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18-27 м, ширина ок. 7 м, высота борта ок. 3 м, грузоподъёмность 40-140 т.

Шнек, шнека, 1) морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII - XIV вв. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры, оснащался 1-2 мачтами с прямыми парусами, 15-20 парами вёсел, вмещал до 100 чел. 2) В XI - XIX вв. парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов). Плоскодонное беспа­лубное судно с мачтой высотой ок. 6 м, с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки имели вторую мачту с гафельным парусом, а также кливер. Длина 7-12 м, ширина 2-2,5 м, осадка 0,6- 0,8 м, грузоподъёмность 2,5-4 т, экипаж до 4 чел.

Эльпидифор - транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период первой мировой войны. Водоизмещение ок. 1000 т, вооружение - малокалиберная артиллерия, численность десанта 500-1000 чел.

Яхта (англ. yacht , гол. jacht) - судно, оснащённое парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. К яхтам относят малые парусные суда, независимо от их размеров и конструктивного типа. В зависимости от назначения, яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими.

Поморский коч

Начало судостроения на Севере относится к XI в., когда в этот регион проникли славяне-новгородцы. Для зверобойного и рыбного промыслов, добычи жемчуга они строили деревянные суда – лодьи, ушкуи а затем кочи, карбасы, раньшины, шняки, кочмары. Первые верфи называли на Руси плотбищами (от плотник, плотничать). Строительство судов велось зимой-весной, в свободное от промыслов время. Служили суда 3-4 года.

Старейшими центрами поморского судостроения были села Кандалакша, Княжая Губа, Ковда, Кемь, Кереть, Окладникова Слобода в устье Мезени, Подпорожье в устье Онеги, Пустозерск в устье Печоры, устье Северной Двины, Холмогоры. В связи с дальнейшим проникновением русских на север Кольского полуострова в середине XVI в. изготовление рыболовных судов началось в Усть-Коле (современная Кола) на берегу мелководного незамерзающего залива. Кола стала главным центром судостроения на Мурмане. В Сибири суда строились в Березовском остроге и Обдорске (современный Салехард) в устье Оби, в Мангазее, Якутске, Колымском остроге.

Наиболее самобытным, распространенным и известным типом северного судна стал поморский коч. Именно на кочах совершались плавания, во время которых поморы и казаки совершили немало географических открытий. Кочи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие типов судов, использовавшихся для освоения полярных морей.

Коч – поморское деревянное морское и речное судно XIV в. – начала XX в. Представлял собой результат развития новгородского ушкуя – военного и торгового судна, строившегося в XIII-XV вв. Киль ушкуя вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, которая служила основанием для поясов наружной обшивки.

Поморский коч

Название «коч», возможно, происходит от слова «когг» (суда Ганзейского союза, распространенные на севере Европы в XIII-XV вв.). По другой версии поморское слово «коца», или «коча», обозначало одежду. Снабжая корпус двойной обшивкой, поморы как бы одевали свои суда.

Первоначальная длина беспалубного коча – 18-19 м, ширина – 4-4,5 м, осадка – 0,9 м, грузоподъемность – 3,2-4 т (200-250 пудов). Их строили из сосновых или кедровых досок длиной более 2 м и шириной 0,71 м. Доски получали, раскалывая дерево на 3-4 плахи и обтесывая их. На строительство коча шло свыше 3000 крепежных скоб, около 1 км канатов и веревок. В безветренную погоду коч передвигался с помощью четырех пар весел.

Коч был пригоден для плавания под парусом или на веслах по чистой воде и в битом льду, а также для преодоления волоком не очень широких и относительно ровных ледяных полей. Они выдерживали удары льдин, были очень маневренны, что немаловажно при движении в заливах, близ берега, на мелководье, а также в разводьях. Их небольшая осадка позволяла поморам заходить в устья рек и приставать к берегу практически в любом месте.

Главной особенностью коча была яйцевидная форма корпуса, благодаря которой при сжатии льдов судно выталкивалось наверх. Опыт поморов впоследствии учитывали норвежский судостроитель К. Арчер при проектировании научно-исследовательского судна «Фрам» и вице-адмирал С.О.Макаров при создании первого в мире арктического ледокола «Ермак».

Судостроители-поморы использовали свою собственную терминологию. Каждая деталь коча имела свое особое название. Детали набора изготавливали преимущественно из сосны и лиственницы. Килем служила «матица» – ствол, на концах которого устанавливали наклонные «корги» (штевни), а по всей длине, с интервалом примерно полметра, размещали «урпуги» (шпангоуты) и «курицы» (кряжи-обручи). Сверху те и другие соединялись «перешвами» (бимсами), а на них настилали верхнюю палубу. Ниже ее к шпангоутам скобами и реже гвоздями крепили набои и обшивины – доски наружной обшивки, заполняя пазы просмоленной паклей. Несколько выше и ниже ватерлинии укладывали дополнительную обшивку, так называемую «ледовую шубу», или «коцу».

Мачту (шегла) крепили вантами (по-поморски – «ноги»), к ней впоследствии прикрепляли стрелу для подъема грузов. На мачту поднимали «раину» (рей) со свободно скользящими по ней деревянными, реже железными, кольцами, к которым прикрепляли прямоугольный парус площадью до 150 м2. Раину поднимали с помощью веревочной «дроги», а управляли парусом «важами» (шкотами). Парус сшивался из холщовых полотнищ, он имел 13-14 м в высоту, 8-8,5 м в ширину. Кочи считаются первыми русскими судами с навесным рулем вместо рулевого весла (впоследствии на них устанавливался штурвал). Как и лодьи, они имели три якоря (один запасной). Коч мог проходить в сутки до 250 км. Богатая морская терминология поморов убедительно свидетельствует о том, что их суда ходили под ветром теми же галсами, что и современные парусники. Был знаком им и курс бейдевинд, когда судно идет круто под ветер.

Длительное время было принято считать мореходные качества кочей крайне невысокими. Известный полярный исследователь и историк освоения Арктики В.Ю. Визе писал о походах поморов в Мангазею в XVII в.: «…русские кочи – суда с, несомненно, очень низкими мореходными качествами, которые поэтому в литературе принято всячески поносить («утлые», «кое-как сколоченные», «неуклюжие» и т. д.), – в данном случае представляли, по сравнению с иностранными судами, скорее некоторые преимущества, потому что они плавали в Мангазею не открытым морем (где льды представляли большую опасность), а вблизи берега, т. е. по мелководному фарватеру («и в губах местами глубоко, а в иных местах и суда стаивают»). По этому фарватеру могли следовать малые кочи, но он был недоступен для иностранных экспедиционных судов с большой осадкой. Именно благодаря плаванию подле самого берега, что можно было выполнить только на мелких "посудинах", наши поморы и овладели морским путем в Обь».

Однако археологические раскопки и современные реконструкции кочей опровергают мнение об их малой мореходности. Да и вряд ли могли поморы ходить на совсем уж утлых «скорлупках» в дальние плавания на Новую Землю, Шпицберген, в устье Оби. В 1648 г. С.И. Дежнёв вышел в свое знаменитое путешествие, результатом которого стал проход Беринговым проливом на построенных в Колымском остроге больших кочах.

К середине XVI в. кочи широко распространились в северном регионе страны. Особенно много их строилось в XVI-XVII вв. в Карелии и на верфях Соловецкого монастыря, в XVII в. – в Мангазее, на полуострове Ямал, в Березове и Кеми. К XVII в. коч стал палубным, длина его иногда достигала 25-30 м, ширина – 6 м, грузоподъемность – 400 т (2,5 тысячи пудов). Корпус коча обычно делился на три «чердака» (отсека). В носовом располагалась «заборица» (кубрик) для команды из 10-15 человек, там же ставили печь. В центре устраивали грузовой трюм с водонепроницаемым «творилом» (люком), здесь размещали пассажиров – купцов и промышленников (до 50 человек). Кормовой чердак отводился под «казенку» (каюту) кормщика – капитана. Перед каютой крепились две лодки (на больших судах – два малых карбаса) для рыбной ловли, связи с берегом и снятия судна с мели. Для плавания на малых реках и озерах употреблялись малые кочи (павозки, или паузки) – плоскодонные, с низкими бортами, вначале прямыми, затем с развалом.

Работами по постройке кочей обычно руководил опытный «кочевый мастер». С течением времени на Севере сложились целые династии судостроителей-поморов – Дерябины, Варгасовы, Вайгачевы из Холмогор, братья Кулаковы из Архангельска и многие другие.

Указ о запрещении морской торговли с Мангазеей, изданный в 1619 г., надолго затормозил развитие арктического мореплавания. При этом продолжались чисто промысловые плавания поморов. В начале XVIII в. Петр I специальным указом запретил строительство судов традиционных типов, стремясь переориентировать судостроителей на создание парусников исключительно европейского типа. Но несмотря ни на что строительство кочей продолжалось. Они упоминаются даже в отчете о деятельности Архангельского порта за 1912 г.

Память о поморских судах сохранилась и на карте Арктики. Так, в устье Яны есть Кочевая губа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.