Скважина        13.07.2021   

Означает шаббат шалом. «Шабат шалом!»: традиция и духовный смысл приветствия. Праздник шаббат и некоторые нюансы, которые важно знать

В субботу Вс-шний как бы приходит к нам в гости. И приход субботней святости налагает на нас определенные обязательства - подобно визиту высокого гостя. Для удобства разделим необходимые действия на несколько групп.

Подготовка квартиры

1) Следует прибрать дом должным образом, при необходимости подмести или вымыть пол. А также не забыть включить свет и кондиционер там, где надо, или, соответственно, настроить шаон-шабат - специальный таймер для включения электроприборов (т.к. нельзя включать или выключать электроприборы в субботу).

2) Не забыть подготовить субботние свечи там, где будет устроена трапеза, так, чтобы они горели в течение всей трапезы.

3) Не забыть нарезать туалетную бумагу или купить специальные салфетки (чтобы не пришлось отрывать в субботу).

4) Стол для трапезы надо ещё до начала субботы покрыть скатертью. (Есть также мнение, что если скатерть иногда снимают, например, чтобы стряхнуть крошки, нужно постелить заранее ещё одну скатерть, чтобы стол не оставался непокрытым).

Также до субботы накрывают стол - расставляют посуду и всё необходимое. По возможности субботние халы тоже следует поставить на стол заранее и накрыть их салфеткой.

Подготовка трапезы

5) Субботние трапезы должны соответствовать значимости этого дня, поэтому необходимо подготовить как минимум два разных блюда, кроме хлеба и вина (виноградного сока) для . (Кстати, именно поэтому последняя трапеза перед постом 9 Ава не должна состоять из двух видов блюд: она не должна быть торжественной). Даже вареное яйцо или салат в этом отношении считаются блюдом. Но понятно, что при возможности надо подготовить обильную и вкусную трапезу, как для встречи с высоким и долгожданным гостем.

6) Следует заранее открыть пластмассовые, картонные или полиэтиленовые упаковки с едой и бутылки с питьём, т.к. многие из них не разрешается открывать в субботу (здесь нет возможности входить в подробности).

Подготовиться самим

7) В пятницу необходимо вымыться в горячей воде или, по крайней мере, вымыть лицо руки и ноги. Также стригут ногти и по необходимости стригутся.

8) Существует также обычай окунаться в микву - специальный бассейн для ритуального очищения.

9) Субботние одежды должны быть чистыми и праздничными, и следует носить их всю субботу вплоть до - обряда разделения между святым днём и буднями. Есть мнение, что и трапезу мелавэ малка - проводы Царицы Субботы - нужно проводить в этих одеждах.

Это краткий перечень подготовительных действий, призванных обеспечить правильное проведение субботы. Сами приготовления являются выполнением особой заповеди, и т.к. заповеди требуется исполнять именно с намерением их исполнить - каваной, то важно помнить, что это особая заповедь, всё время, что мы трудимся и готовим. А ещё лучше произносить вслух: лихвод Шабат кодеш - «В честь святой субботы».

Сказали наши мудрецы (Шабат 119 б): два ангела провожают человека из синагоги домой, один «хороший» (от меры милосердия), а другой «плохой» (от меры правосудия). Если по приходе они обнаруживают, что всё готово к субботе - свечи горят, стол накрыт и т.д., добрый ангел благословляет: «Да будет так и в следующий раз», а его спутник вынужден сказать омейн, т.е. присоединиться к благословению.

А если картина обратная и дом не подготовлен как следует, тогда добрый ангел вынужден ответить омейн на пожелание «злого», чтобы так было и впредь.
Что же касается приветствия «шабат шалом», то мы произносим его и в начале субботы, обычно после вечерней молитвы, и в течение всего дня. Источник этого обычая - слова Торы: «Помни субботний день, чтобы святить его» (Шмот 20, 8).

Эта заповедь следует выполнять как в течение недели, так и в сам субботний день. И, в частности, чтобы мы не забывали, «где находимся», даже приветствуем друг друга особым образом - шабат шалом!

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

«Шабат шалом» - это приветствие, которым любой еврей встречает наступление субботы. В субботний день евреи прекращают любую деятельность и садятся за праздничный стол. Откуда пошла традиция и что она означает, рассмотрим далее.

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» - «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб - хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата - после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня - кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы - это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата - в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота - великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

Евреи в седьмые сутки недели прекращают всякую деятельность. Подобно Творцу, который сотворил мир за шесть дней, а потом, как сказано: «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал».

В Шаббат стоит забыть о пище для тела и позаботиться о пище для души. Обратиться к Богу. Посвятить свое время важному, прекрасному, глубокому — тому, на что в будни обычно времени не хватает.

С момента появления Шаббата прошло больше 3300 лет. До исхода из Египта понятия «покой» или «выходной день» не существовало. Рабам отдыхать не положено, а господа в отдыхе не нуждались. Одни изнывали от работы, другие от безделья.

Время для души

Постепенно примеру Израиля последовали и в других странах. Год разбили на семидневные отрезки и назвали их неделями. Однако духовную суть праздника увы сохранили не все. Тем не менее, — высокое социальное достижение. Человек получает возможность отдохнуть, подумать об укреплении семейных и дружеских связей, заняться своим здоровьем, насладиться природой.

Зажгите свечи

Вход в Шаббат начинается вечером в пятницу. Женщина зажигает в доме свечи, как символ, что эти маленькие огоньки приведут к большому свету Творца. Мама произносит молитву за своих детей. Папа готовит — благословение — над бокалом вина. Даже хлеб в этот день не обычный, а праздничный — плетеная золотистая хала. После того, как произнесены молитвы над вином и хлебом, начинается трапеза. создают романтичную атмосферу в доме и никому не хочется говорить о проблемах ушедшей недели. Зато можно петь! Есть простые и веселые застольные . Вместе с этими незатейливыми мелодиями в дом приходит покой и радость.

Суббота – итог исправлений

«Венец духовной работы» — так характеризует этот день каббала. Шаббат – высшая ступень развития человечества. День, который соответствует концу исправления, седьмому тысячелетию. С его приходом меняется реальность. Человек начинает осознавать, что все события в жизни пришли не случайно, они были посланы ему Богом, для развития души и духовного роста. Как задачки для школьника. Так, прикладывая тяжелые усилия, мы проходим этап за этапом работы над собой. В результате совершенствования мы достигаем уровня Творца – той альтруистической силы, которая создала все вокруг и которую можно сравнить с солнцем, дарящим свой свет и тепло всем без исключения. Это значит, что люди приходят к абсолютно правильной связи между собой: к пониманию и безусловной любви, как в одной большой дружной семье.

Шаббат... Невозможно представить еврейский народ и его традицию без субботы. Уже в самом начале, в первой главе Торы, в рассказе о сотворении мира суббота предстает как последний этап, венец и цель творения До появления субботы человеческая цивилизация не знала подобного дня.

В различных культурах существовали дни, отличные от обычных, рабочих. Но в основном они были посвящены торговле, становились рыночными днями. Также не существовало семидневного недельного цикла, созданного субботой. В различных африканских культурах, например, торговым днем был каждый третий или четвертый день.

В античном Риме ворота города открывались каждый восьмой день для жителей провинций. В этот день они привозили свою продукцию для продажи. Обычаи субботы вызывали недоумение у окружающих народов древнего мира. Он казался им странным, лишенным логики и даже вредным. Философ Сенека считал, что это расточительный обычай – потому, что евреи "теряют почти одну седьмую жизни". Постепенно, будучи заимствованным через христианство и ислам, семидневный цикл стал достоянием большей части мира.

Выходные в развитых странах, как правило, продолжаются два дня. При этом в один из них (в странах с преобладающей христианской традицией это воскресенье) запрещены (или сильно ограничены) работа и торговля. Но такое положение является лишь частичным воплощением идеи еврейской субботы. Понятия работы и отдыха в субботу в еврейской традиции существенно отличаются от общепринятых в западной культуре сегодня, они более глубоки и являются воплощением еврейских взглядов на сущность человека в этом мире. Иудаизм относится к человеческому созиданию, творчеству, созданию нового как к проявлению божественного начала в человеке и, следовательно, видит в этом суть человеческого существования.

В этом – один из вкладов иудаизма в современную цивилизацию. Поэтому особенно интересно, что по отношению к субботе говорится в Торе: "Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай... а в день седьмой – суббота Господу, Б-гу твоему: не делай в этот день никакой работы..." (Шмот 20:8-9). Для обозначения работы в субботу в иврите используется понятие "млаха", точное значение которого – созидание, творение. На языке мудрецов деятельность, запрещенная в субботу, – это "малехет махшевет", то есть осознанное созидание. Так же, как в день седьмой Б-г "отдыхал" от созидания и творения, и еврей прекращает созидательную деятельность. Поэтому в субботу можно, если очень необходимо, к примеру, с утра до вечера передвигать мебель, то есть совершать работу. Запрещено созидание, деятельность, отвечающая четырем критериям: присутствие цели, намерение, добавление новой сущности в мире и возможность существования плодов этой деятельности продолжительное время. В чем смысл такого понимания субботнего отдыха? Почему именно прекращение созидательной деятельности, раскрывающей божественное начало в человеке, является требованием еврейской субботы? Беспрерывное созидание, деятельность, направленная на изменение мира, приводит к положению, противоположному изначальному смыслу. Такая гонка порабощает человека, превращает его в служителя своих амбиций, возникающих в результате осознания своих возможностей. С другой стороны, возникает ощущение безграничности человеческих сил и приоритета, единственности человеческого желания. Понимание созидания как проявления божественного начала стирается.

Суббота ограничивает обе тенденции, нейтрализуя их разрушающий эффект. Она останавливает бег, позволяет человеку осмыслить плоды своего труда, оставляет место для созерцания. Суббота разделяет человека от его труда, возвращает ему самоценность. Таким образом, созиданию возвращается его первоначальная сущность, позволяющая человеку проявить свое высшее предназначение.

Современная западная культура относится к отдыху скорее как к средству восстановления сил для более производительного труда в дальнейшем и как к подходящему времени для развлечений. Сегодня в Израиле в 50 процентах еврейских семей зажигают субботние свечи, в 46 процентах совершают кидуш (освящение субботы), в 55 процентах принята особая субботняя трапеза. 25 процентов израильтян посещают синагогу в субботу; 37 процентов не совершают различных работ дома и вне его и не зажигают огня, 30 – стараются не совершать действий, связанных с оплатой, например, не покупают билетов в кино (согласно данным Израильского института демократии за 2000 год). Интересно, что наиболее распространенная сегодня практика, связанная с субботой, – зажигание субботних свечей – не упоминается в Торе. Но уже в различных талмудических текстах подчеркивается важнейшее место зажигания свечей в создании особой атмосферы шаббата. Если еврей беден и у него нет возможности купить масло одновременно для субботних светильников (в Талмуде они называются "свеча дома") и ханукальных или он не может одновременно купить вино для кидуша (освящения), – он должен приобрести в первую очередь масло для субботних светильников (Вавилонский Талмуд, Трактат Суббота, 236). Обязанность освящения (кидуш) упоминается в Торе, но и он уступает "первенство" свечам. Причина этому – смысл, придаваемый зажиганию свечей: "нер бейто – шлом бейто", то есть свет, распространяемый свечами, дает возможность мирному существованию дома, семьи. В темноте члены семьи не могут поддерживать нормальные человеческие отношения, начинаются ссоры и разногласия. Техническое объяснение роли свечей в распространении света открывает нам путь к более широкому пониманию.

Сегодня, в эпоху электричества, нет необходимости в свечах как источнике освещения. Но свет и тепло "живого" огня издавна ассоциируется в человеческих сердцах с миром, единением, воспринимается как источник жизни. Этот принцип мира в доме, как мы видим, оказывается на первом месте в еврейской традиции и, возможно, поэтому зажигание свечей остается наиболее распространенным обычаем субботы даже среди нерелигиозных евреев. Зажигание свечей является завершением приготовлений к субботе и ее началом. Замужняя женщина зажигает две свечи. Также принято зажигать по свече на каждого ребенка. Если в доме нет женщины, то субботние свечи может зажечь и мужчина.

В честь субботы положено сменить одежду. Каждый надевает чистую и выглаженную, не ту, которую он носит каждый день, когда человек довольствуется рабочим одеянием. "И назови субботу наслаждением и почитай ее" (Исайя, 58;13). Как же внешне оказать ей честь? Прежде всего, тем, что субботняя одежда отличается от будничной. Отсюда делается вывод: человек, как минимум, должен иметь два вида одеяния: один – для будней, другой – для субботы. Этот обычай пустил глубокие корни. С течением времени даже простые люди из народа старались хранить особые одежды на субботний день, не расставались с ними даже в тяжелых жизненных ситуациях. Только дважды в году не меняют одежду перед субботой: если она выпадает на Девятое ава (день траура по разрушенному Храму) и в Великую субботу перед Песах, потому что в это время принято чистить и стирать одежду перед праздником.

Субботнее приветствие, принятое в большей части еврейских общин, звучит одинаково: "Шаббат шалом!" ("Мирной субботы!"). А отвечают на него обычно "Шаббат шалом у меворах!" ("Субботы мирной и благословенной!").