Колодец        16.06.2019   

Практические рекомендации: как клеить шпон? Отделка самодельной мебели шпоном Подготовка и раскрой материала

Начал этот раздел, во избежание повторов в разных статьях. Фанерую разные изделия довольно часто, и вместо того, чтобы описывать процесс фанерования в каждом мастер-классе, просто буду давать ссылку на эту статью. Раздел будет обновляться и дополняться по мере поступления фото (а в дальнейшем может и видео) материала. Ну и конечно по мере использования других способов фанерования и работы со шпоном.

Шпон бывает пиленый и лущеный. Пиленый шпон, как правило, имеет толщину от 3 мм. Лущеный шпон — меньше 1 мм. Я пока расскажу о лущеном шпоне, отчасти потому, что чаще его использую, да и фанерование лущеным шпоном распространено больше. К разговору о пиленном шпоне вернусь чуть позже, когда появится достаточно материала для публикации и опыта работы.

Обычно натуральный лущеный шпон не очень большой ширины – всего 100-140 мм, за редким исключением чуть шире. Длинна кноли (пачки) шпона может быть разной. От полутора до трех метров.

Начну свой рассказ с простых операций — фанерование заготовки (плоскости) натуральным лущеным шпоном 0,6 мм толщиной.

Для того чтобы облицевать (оклеить) заготовку большей ширины таким шпоном, полоски шпона необходимо “набрать в рубашку” (соединить между собой). Поскольку сами полоски при покупке не обладают идеальной кромкой, нужно для начала эту кромку подровнять. В противном случае, после набора (соединения) полосок между собой, между ними будет щель. Для выравнивания кромки шпона существует множество способов, один из которых – прифуговать кромки.

Фугование кромки.

Для начала я обычно изготавливаю два брусочка из хвои. Бруски должны быть ровными во всех плоскостях и иметь угол 90 градусов. Между этими брусочками я обжимаю полоски шпона, используя рычажные струбцины, если установить их позволяет ширина полос шпона. В случае фугования широких полос, можно использовать брус имеющий сильную кривизну, повернуть его так, чтобы усилить давление на середину.

Затем фугую полоски шпона, вместе с брусками. Если посмотреть на поверхность в процессе фугования, то вы увидите, что кромка шпона выравнивается по отношению к другим, плотно прижатым листам.

Вам необходимо стремиться к практически полной однородности поверхности. При этом важно не переусердствовать, ведь если слишком долго фуговать, мы можем “завалить” угол, что приведет, опять-таки к не нужным щелям, или нарушить задуманный рисунок.

Далее выкладываем шпон, переворачивая полоски и совмещая “родные” стороны. Проверяем качество кромок, складывая и стягивая полоски между собой. Способ набор рубашки из шпона может быть абсолютно любым. Традиционно набирают шпон «книжкой», то-есть совмещают «родные» стороны полос — зеркально.

Еще один способ обработки кромки шпона перед набором в «рубашку», это прирезка бритвой.

Прирезка шпона бритвой.

Прирезка осуществляется очень простым приспособлением. По сути это самодельный резак для прирезки шпона. Простая бритва обжатая двумя кусочками любого плитного материала, или дерева. В моем случае это два кусочка МДФ 16 или 19 мм. Режущая кромка бритвы немного выступает, буквально на 1мм. , то есть не значительно превышает толщину шпона используемого в работе. Что касается самой бритвы — это может быть любая простая бритва, единственно, что мне понравились больше отечественного производства бритвы. «Спутник» или «Нева». Импортные бритвы по моему немного тоньше, служат меньше времени и сам рез не всегда хорош. Перед сборкой двух половинок корпуса нашего резака для шпона, бритву лучше зафиксировать на одной из половинок простым малярным скотчем. Это здорово упростит дальнейший процесс прирезки.

Сначала я нарезаю шпон в необходимый размер по длине. Обычно, я делаю «рубашку» длиннее и шире заготовки приблизительно на 10 мм. (по 5 мм на каждую сторону). «Свесы» (выступающий шпон) больше 5 мм будет сложно аккуратно удалить. Срезание «свесов» и приспособление для работы с кромкой после фанерования, я подробнее описал в статье В качестве рабочей поверхности, я использую обычно полосу мдф. На ней, если заготовок много делаю разметку и режу шпон в нужный размер. Многие мои коллеги любят так же использовать фанеру — бритва будет меньше тупиться. При этом в качестве упора для резака использую кусок МДФ имеющий угол 90 градусов. Рез делается с двух сторон, чтобы не повредить шпон на выходе. Плотно прижав упор к поверхности шпона, надрезаю с одной стороны, а затем, перевернув резак, прорезаю всю полосу целиком. Для этой операции можно воспользоваться и простым канцелярским резаком. Если же заготовок одной длинны совсем много, можно обжать сразу много полосок шпона между двумя листами плитного материала и от торцевать, используя торцовочную пилу или ручной фрезер.

Далее используя все тот же МДФ в качестве основы, кладем сверху вторую полоску МДФ, фиксируя в конце струбцинами. Делаем разметку предполагаемого реза. В дальнейшем, поместив полоску шпона между полосками МДФ — используем верхнюю полоску в качестве упора. Прижимая ее одной рукой, прирезаем шпон по всей длине. Если полоса шпона немного «гуляет» и смещается в процессе прирезки, можно наклеить на верхнюю полосу с внутренней стороны кусочки абразива. В редких случаях, когда это необходимо, я клею абразив на двусторонний скотч — так его проще потом удалить. Абразив плотно фиксирует полосу шпона, не дает ей смещаться и шов между полосами при наборе шпона в «рубашку» получается безупречным.

Важно, чтобы полоса МДФ используемая в качестве упора была широкой и ровной. В противном случае две полоски шпона будет состыковать затруднительно, три — крайне сложно, а дальнейший набор потребует последующей прирезки внешних кривых краев.

Прорезая шпон, бритва оставляет на основе (нижней полосе) рез и немного тупится. Последующий рез идет точно по «накатанной колее» и не несет серьезных изменений в полотне бритвы. Бритва довольно быстро тупится и просто о шпон, потому как только рез становится не идеальным и рука начинает чувствовать, как бритва перерубает волокна текстуры шпона — ее переворачивают. Таким образом, каждую бритву можно перевернуть 4 раза.

Набор рубашки на Гумирку.

Один из способов склейки шпона при “наборе рубашек“ – воспользоваться Гумированной лентой (“Гумиркой”). Она обычно продается в тех же магазинах, что и шпон. Еще для работы нам понадобится губка (или кусок поролона), немного смоченная водой и пластиковая карточка. Подойдет вполне и кредитка или карта скидок… если конечно ее не жалко. Ленту я нарезаю на маленькие отрезки, длинной примерно 40-50 мм, хотя кому как удобнее.

Кусочки гумирки обмакиваются в губку с водой и раскладываются рядом на столе, для высыхания. Смоченная водой гумирка обладает клеящими свойствами – она липнет. Далее, подсыхающую гумирку накладываем на шов, подтягивая края и притираем пластиком. Важно наносить Гумирку именно в то момент, когда она еще липнет, но уже не очень мокрая, в противном случае она липнет хуже и немного больше смачивает шпон водой, что тоже не очень хорошо. Это не очень сложно, легко освоить, подбирая опытным путем.

Ну вот и все, наша “рубашка” набрана. Существует мнение, что Гумирка при высыхании немного подтягивает полосы шпона друг к другу и шов становится лучше. Но то ли мне так не везет, то ли гумирка мне попадается какая то не такая… Одним словом, я как ни старался, подобного эффекта не заметил. Гумирка отличная и почти незаменимая весщ, когда дело касается маркетри. Благодаря обратному эффекту (ее можно немного смочить и аккуратно снять с поверхности), маркетристы создают удивительные работы. Но если ваш набор, это простая «рубашка» в одном направлении, то вам проще будет работать с малярным скотчем.

Набор рубашки на скотч.

Срастить полоски шпона можно не только воспользовавшись гумированной лентой.

Можно для сращивания шпона использовать специальный скотч или простой малярный скотч. В одной из мастерских, где мне посчастливилось работать, я столкнулся с подобным методом. Скотч представляет собой ленту синего или светло-коричневого цвета, не очень липкую, но для склейки шпона вполне достаточно. Принцип наклейки точно такой же как и при использовании гумирки. Небольшими отрезками наносите ее на шов, стягивая полоски шпона другой рукой. Некоторые слегка «прихватывают» полоски редкими кусочками скотча, затем проклеивают весь шов целиком. Некоторые не проклеивают шов. Я обычно наклеиваю скотч с небольшим нахлестом на предыдущий отрезок. Так мне после фанерования проще снимать скотч с заготовки.

Использование скотча, разумеется, позволяет увеличить скорость набора рубашек, но у подобной техники есть один существенный недостаток. Мне настоятельно рекомендовали не пытаться ошкурить шлифовальной машинкой скотч после фанерования, объяснив это тем, что следы от скотча (клей) могут остаться и проступят после покрытия лаком.

Скотч необходимо снять, при этом клей отлипает вместе с лентой, почти не оставляя следов на заготовке. Я попробовал для тех же самых целей воспользоваться простым малярным скотчем, он мне показался более липким. При снятии его с заготовки, он норовит вырвать ворсинки шпона с места стыковки полос. В случае с цветным скотчем этот эффект тоже присутствовал, но в значительно менее выраженной форме.

Таким образом процесс набора шпона в рубашку у меня занял приблизительно то же самое время, как и при использовании гумирки, только гумирку я дольше приклеивал, а при использовании скотча потратил время на его снятие. Не тратить много времени на снятие скотча поможет простой утюг. Если разогреть его до температуры теплой, но не горячей — когда рука не обжигается, я ставлю его прямо на зафанерованную заготовку и, сдвигая его, снимаю скотч. При этом можно подцепить его циклей или тупой стамеской и потянуть. При более сильном нагреве, можно обойтись и одной циклей, но более сильный нагрев не желателен для заготовки, к тому же можно перегреть скотч, тогда эффект будет обратным.

Сращивание шпона ручной машинкой.

Существует еще один способ сращивания шпона при “наборе в рубашку” – воспользоваться ручной машинкой для сращивания шпона. Мы прибегаем к нему, при большем объеме заготовок или когда операцию нужно сделать быстро. Отдельно отмечу, что работать с гумиркой или скотчем мне пока больше нравится и получается лучше. Машинка, разумеется, дает большую скорость, при этом, если набить руку, думаю и качество не будет сильно отличаться.

Итак, машинка представляет собой катушку специальных ниток промазанных клеем (является расходным материалом), посаженную сверху на не хитрую конструкцию, работающую от сети. Нить пропускается через нагревающий элемент, и становится липкой. Нагревающий “хоботок”, сквозь который пропущена нить, при движении машинки совершает зигзагообразные движения, нанося нить на поверхность шпона. А валик, являющийся одновременно и одним из колес машинки плотно прокатывает разогретую нить, прижимая ее к поверхности.

Принцип работы тот же что и с Гумиркой. Плотно поджимая кромки шпона одной рукой, аккуратно вести машинку по шву другой. Работать с машинкой, как мне показалось не очень сложно, но все-таки определенной сноровки она потребует. К тому же стоимость машинки и, главное — расходного материала вам может показаться не гуманной. Рубашку заклеивают клеевой нитью вниз.

Так же существует великое множество станков для сращивания полос шпона, приобретение которых может иметь смысл при большом объеме фанерования. Большого опыта работы на подобном оборудовании и даже с ручной машинкой для сращивания шпона у меня нет, да и в общем то, и желания их приобретать. Для моих задач, мне больше всего пока подходит «набор рубашки» на малярный скотч.

Склейка заготовки струбцинами.

Поскольку тяжелый пресс есть не в каждой мастерской, опишу один из способов склейки — фанерование струбцинами. На рабочий стол помещается предварительно подготовленный брус (45х140х600мм.), в количестве 4-5 штук, на который кладется лист плитного материала, в нашем случае это лист ДСП (40х620х1800мм.) Подготавливаются бруски (45х70х600мм.) в количестве 10-12 штук. По листу ДСП я обычно простилаю газету или другую бумагу. Я стараюсь избегать большого количества бумаги, достаточно одного-двух слоев. Бумага нужна для того, чтобы излишки клея не попали на поверхность нашего импровизированного пресса и не приклеили заготовку к нему. Так же бумага впитывает излишнюю влагу и позволяет заготовкам заклеиваться немного быстрее чем в случае с линолеумом или пленкой.

Итак, равномерно наносим клей (в нашем случае это обычный ПВА) на поверхность заготовки, валиком. Клея много лить не надо, это может плохо сказаться на качестве склейки или, если клей жидковат просто “пробить шпон” – клей может выступить на лицевые стороны поверхности шпона, проникнув сквозь поры дерева. Заготовку, если она облицовывается с двух сторон можно положить на специальное приспособление. Это позволит нанести клей на обе стороны заготовки еще перед тем, как поместить ее в пресс. Важно чтобы время между нанесением клея и помещением заготовки под давление было минимально возможным. В противном случае, если используется клей на водной основе, он обветривается и теряет свои клеящие свойства.

Далее на предварительно расстеленный слой бумаги простилаем “рубашку” Гумиркой или нитками в сторону противоположную склеиваемой. То есть наружу. Таким образом, Клейкая нить или Гумированная лента оказываются на лицевых сторонах изделия. На шпон мы кладем нашу промазанную клеем заготовку, накрываем ее другой “рубашкой”, простилаем слой бумаги и кладем сверху другой лист плитного материала. Далее обжимаем оба листа, с вложенной заготовкой брусками и быстро-зажимными струбцинами. Бруски при этом выполняют роль распределения сжатия по всей поверхности листа, а не только лишь по краям. Оставшееся свободное место между брусками можно обжать всем, что есть под рукой, но особой необходимости в этом нет.

Заготовка обычно находится под давлением не менее 25 минут, а обычно оставляем на 30-40 минут. В случае использования промышленного пресса время высыхания может быть существенно меньше. Этот способ довольно дешевый, но очень долгий. Он подойдет вам только в том случае, если нужно зафанеровать несколько заготовок, и если нет возможности использовать вакуумный, пневматический или гидравлический пресс.

Фанерование в прессе.

Происходит точно так же как и при фанеровании струбцинами, только значительно быстрее и с меньшими трудозатратами. В мастерской, куда занесла судьба это холодный, самодельный пневматический пресс. Подробно описал пресс в статье — На поверхность пресса расстилается линолеум, затем полиэтилен — чтобы не портить линолеум и не тратить много времени на его очистку от клея. В случае использования полиуретановых клеев — полиэтилен обязателен, удалить капли клея с линолеума крайне затруднительно. Далее заготовки накрываются еще одним листом полиэтилена и линолеума.

Выдержка в прессе заготовок может быть снижена, если используется нагревающая пленка. Температуру подогрева точно сказать не могу, не мерил… теплая, но не горячая. Пленка здорово выручала когда низкая температура в мастерской не позволяла фанеровать вообще. Клей подогревали теплым воздухом и использовали для фанерования эту пленку.

Для фанерования чаще всего я использую клей kleiberit 303.0 и обычно d3. Если вы не успели зафанеровать все заготовки, и часть работы осталась на завтра, а сушить валик поутру вам лень — можно просто завернуть его в стрейч. Таким образом, клей не подсохнет за ночь и валик будет не вредим. К тому же на валике всегда пропадает 300-400 грамм клея, что тоже не очень приятно.

Облицовка поверхности заготовки «Палубой»

Как и обещал, продолжу редактировать и дополнять раздел.

Я частенько сталкиваюсь с тем, что облицовку поверхности изделия «Палубой» (полосками из массива, толщиной более 2-3мм.) часто приравнивают к работе со шпоном. Опытные мастера, столяры, часто поправляют меня, когда я называю «палубой» материал толщиной 2-3мм. и настаивают на том, что это просто толстый шпон. Я не буду спорить, но я так привык. И в этой статье, и в других статьях на этом Интернет-ресурсе, я называю палубой полосы толстого шпона от 2,5 мм, обычно это пиленый шпон.

Подбор материала.

Основным преимуществом облицовки «палубой» я считаю, возможность подбирать именно тот материал, который ремесленник считает уместным на своем изделии. То-есть этот способ дает больше возможностей, но нельзя не учитывать, что трудозатраты, количество материала, а значит и стоимость изделия при этом будет существенно выше, чем при работе с тонким (лущеным) шпоном.

Второе существенное преимущество — отделка изделия. При тонировании тонкий, лущеный шпон и массив дают разные оттенки. При «глухом» окрасе эмалью это не имеет значения, но в работе морилками или тонировками довольно заметна разница, и может здорово испортить внешний вид изделия.

Еще один весский аргумент в пользу палубы или толстого шпона — износоустойчивость и возможность дальнейшей реставрации. Палубу часто используют на ступенях лестниц, сидениях стульев, столешницах, поверхностях подоконников и полок. В общем везде, где поверхность может испытывать сильные нагрузки или износ.

Для подсчета материала перед отбором, нужно определить ширину полос. Я руководствовался своими возможностями. Максимальный возможный пропил моей циркулярной пилы, с диском, в наличии — 60мм. То-есть если пилить в два прохода, с переворотом заготовки — приблизительно 118-120мм. Таким образом я взял ширину столешницы — 500мм., с небольшим припуском — 520мм. и разделил на 120мм. Получается 4,3 полос, то есть пять. Но поскольку у заготовки две стороны, (а мне хотелось быть уверенным, что после прессования заготовка останется ровной и ее не от коробит) я решил облицевать обе стороны, палубой одинаковой толщины — 10 полос.

Я решил перестраховаться, на случай, если не получится подобрать по цвету идеально и использовать полосы шириной, кратной ширине столешницы. В противном случае, если разница в цвете проступит после шлифовки, полосы разной ширины на столешнице, будут не красиво выглядеть. То есть ширина наших полос, после всех расчетов, будет 110мм. (520мм. делим на 5 = 104мм. и даем небольшой припуск на фугование.

И так, мы получаем наиболее удобную для этого изделия ширину палубы — 110мм. С одного отрезка доски, в среднем, у меня получается 4-5 полос палубы. Я не люблю зависеть от случая, и снова спокойно даю запас по количеству, и пилю 3 отрезка доски. Это примерно 12-15 полос палубы. Запас дает возможность отобрать более красивые полосы и избежать случайностей при дальнейшей обработке. Учитывая длину столешницы — 1000 мм, мне пришлось использовать более одной доски, ведь при чистовом размере 1000 мм, палуба мне нужна примерно 1150 мм длиной. В дальнейшей обработке (реймус), мне понадобится запас на отрез. Мой рейсмусовый станок делает «ступеньку» на входе и выходе из заготовки.

Доску толщиной 30мм. для столешницы комода я выбирал довольно долго. Материла было довольно много и это была необрезная доска, с сучками, заболонью и обзолом. Найти приличную доску и понять, что именно эта доска подойдет довольно сложно — на грязной доске почти не видно волокон и непонятен цвет. Для того чтобы отобрать одну доску, мне пришлось взять в работу несколько, а именно 4 доски. Первый отбор делается не случайно. Большая свиль, очень сильная кривизна доски, крупные сучки отбраковываются на начальной стадии, остальное же, можно отбраковать после фугования.

Изготовление «палубы»

После распила и фугования с двух сторон, становится понятно, подходит доска для данного изделия или нет. На этой стадии можно отбраковать по цвету. Если работа может потребовать больше одной доски, бывает важно, чтобы все полосы были похожи по цвету. Я опилил обзол у досок и заболонь. При этом отобранная доска опиливалась в размер, приблизительно 120 мм. После фугования я отобрал лучшую доску, остальные же доски отложил для других элементов и изделий. Так, после чистки доски и отбраковки у нас остается три отрезка доски, размером приблизительно 28х120х1150 мм, которые мы фугуем со всех четырех сторон и опиливаем в размер 110 мм.

Далее подготовленные бруски «распускаются» на полосы. Если чистовая толщина нашей «палубы», к примеру 3 мм, тогда толщина полос, которые мы напиливаем, должна составлять примерно 3,5-4 мм. Я делаю пропил до середины заготовки, переворачиваю ее, и пилю повторно. Тоже самое с другой стороны нашей заготовки. Таким образом у нас получается две пиленные полосы 3,5-4 мм. и остаток, который фугуется повторно. Если мы хотим получить 5 полос с доски 30 мм. приходится фуговать лишь частично и толщина полос на выходе из пильного станка 3-3,5 мм.

Операция довольно травма-опасна. Работать надо осторожно, используя «толкач» и очки. Если вы не обладаете начальным опытом использования электроинструмента и циркулярного станка, этот способ может легко сделать вас инвалидом. В работе заготовку со всех сторон нужно ограничивать упорами, гребенками и зажимами.

Для дальнейшей работы я использовал простое приспособление. Кусок плитного материала, в моем случае, фанеры. Брусок с лицевой стороны, нужен для того, чтобы приспособление не утянуло в станок вместе с заготовкой. Это приспособление нужно для того, чтобы иметь возможность обрабатывать заготовки меньшей толщины, чем предусматривает конструкция рейсмусового станка.

Наши полосы обрабатываются в рейсмусовом станке с обеих сторон. Я обращал внимание на то, как подавал заготовку в станок и старался подавать «по волокнам» а не «против волокон», чтобы сколов было по меньше. Если сколов избежать полностью не получается, полосы с крупными сколами отбраковываются, а остальные сколы устраняются шлифовкой и шпатлеванием.

Здорово сказывается на качестве строжки угол заточки ножей рейсмусового станка. Чем угол заточки острее, тем подрывов и сколов будет больше. Это сугубо мое наблюдение, с ним могут многие не согласиться.

На выходе из рейсмусового станка, на заготовках остается «ступенька», приблизительно 60-65мм. от края заготовки. Это от плохой настройки прижимных валиков станка. Я просто делаю заготовки длиннее на 150-160мм. и отсекаю этот «хвостик» торцеванием.

Полосы обжимаются брусками и фугуются «пакетом» до получения полной однородности. После вся стопка переворачивается, снова обжимается и фугуется вторая кромка полос. В работе надо учесть, что бруски, по немного теряют правильный угол 90 градусов и их надо подправлять. Так же обратите особое внимание на положение струбцин, в противном случае могут пострадать как струбцины, так и ножи фуговального станка.

Набор палубы «в рубашку» схож с набором «рубашек» с использованием простого (лущеного) шпона. Только если ранее, в работе мы использовали малярный скотч или гумирку, то теперь, при работе с «палубой» мы используем простой скотч. Полосы плотно прижимаются друг к другу, стягиваются вместе скотчем, с легкой натяжкой. Скотч плотно притягивает полоски между собой, устраняя не большую кривизну, если она есть. Далее я проклеиваю весь шов продольно. Скотч лучше устранить сразу после прессования. Я слышал, что многие столяры переклеивают полосы между собой. Я этого не делаю, вроде пока все и так не плохо.

Прессование заготовки «палубой»

Для прессования можно воспользоваться струбцинами или прессом, если возможность такая есть. Но в любом случае надо учесть, что облицовка заготовки «палубой» потребует значительно большего давления, чем облицовка шпоном. Совсем недавно я имел опыт работы с вакуумным прессом, и нахожу этот вариант наиболее удобным для начинающих.

После прессования, излишек палубы (свесы), выступающий за пределы заготовки устраняются фрезой с подшипником или спиливаются. Скотч лучше снять сразу, потом его будет снять сложнее. Клей и остатки скотча устраняются циклей и шлифовкой.

Самостоятельно изготавливать палубу можно, но необходимо учитывать, что это очень долго, значительно дольше чем это делают в условиях производства. Это имеет смысл только в том случае если объем работ не большой. Если нужно изготовить столешницу для комода, стола или сидения табуретов. На большой объем работ пилить палубу самостоятельно не выгодно и очень долго, разумеется, я бы предпочел приобрести уже готовую.

Для внесения ясности в изложенное выше, мы сняли маленькое видео о процессе фанерования. «Набор рубашек» и заклейка заготовок в вакуумном прессе. Так же немного о том как лучше снять малярный скотч после фанерования.

Ну вот и все. Раздел буду дополнять и обновлять новым фото и видео материалом. Спасибо за внимание. Надеюсь было интересно.

Появление дизайна и разнообразия материалов дало толчок развитию новых технологий в производстве дверей. Раньше внешний вид полотен ограничивался несколькими цветами, приходилось красить. При окраске не было видно текстуры. Со временем был придуман шпон, который решил эти проблемы. На фото можно посмотреть, как он выглядит.

Шпон – вид материала для отделки. Он изготовлен из древесины в результате среза тонкого слоя. В процессе производства сохраняется структура дерева. Лист, срезанный поперек волокон, имеет большую ценность, чем полученный путем снятия вдоль волокон.

Шпонирование своими руками позволяет сэкономить дорогие виды деревьев, к которым относятся:

  • орех;
  • венге;
  • вишня.

Чтобы шпонировать дверь, понадобятся материалы:

  • клей;
  • шпон;
  • линейка;
  • калька или бумага;
  • деревянный брусок (утюг);
  • макетный нож или ножницы;
  • шприц или пипетка.

Как самостоятельно шпонировать двери своими руками?

Процесс занимательный и интересный. Чтобы шпонировать двери, нужно подготовить каркас – полотно, сделанное из недорогой древесины, например, хвойной, или старую дверь. Заготовку можно приобрести на рынке. Основу следует очистить и избавиться от неровностей с помощью наждачной бумаги или рубанка (при больших неровностях). Перед тем, как шпонировать, щели лучше зашпаклевать или заполнить синдетиконовым клеем. Когда основа просохнет, следует снова пройтись наждачной бумагой для достижения гладкой поверхности.

По размеру двери нужно вырезать шпон. Выкройка вырезается макетным ножом или ножницами. Затем на полотно крепятся листы шпона столярным клеем, который наносят на дверь и на материал. Следует дождаться, когда основа высохнет. Делать эту процедуру нужно аккуратно, чтоб не образовывались складки, как на видео.

Разглаживать шпон можно бруском из дерева или утюгом, прогретым до 50 градусов. Если все-таки образовались пузырьки под листом, то необходимо в этих местах надрезать материал и убрать воздух. После этого дверь нужно оставить на два часа для тщательной просушки. Шпонировать двери в домашних условиях сможет каждый, если будет придерживаться этих правил.

Как правильно выбрать шпон?

При выборе изделия нужно обязательно изучить состав, так как его заменители могут изготавливать из пластика. Такой материал не экологичен и не долговечен. Существует еще экошпон, изготавливаемый из древесных отходов и склеивающих веществ. Он экологичен, но имеет искусственное происхождение.

Чтобы полученная дверь долго прослужила и выглядела красиво, ее следует покрыть специальным лаком.

Дверь, изготовленная в домашних условиях методом шпонирования, ничем не уступает дорогим элитным полотнам. Она выглядит презентабельно и богато, как на фото.

Если материал подобран правильно, то шпонировать двери можно с удовольствием.

Достоинства шпонированных дверей:

  • экономичность;
  • экологичность;
  • надежность и долговечность;
  • разнообразие рисунка и цвета.

Шпонирование – несложная процедура, которая позволяет реставрировать дверь, повышает ее срок службы, делает ее индивидуальной.

Из этой статьи вы узнаете:

Несмотря на то, что внешний вид мебели имеет большое значение, ее качество, долговечность, удобство и функциональность не менее важны. А за эти характеристики отвечают различные комплектующие и приспособления. В этой статье мы расскажем о том, какие виды мебельной фурнитуры существуют и на что следует обращать внимание при ее выборе.

Дверные ручки как основной вид мебельной фурнитуры

Можно выделить три основных вида дверных ручек:

  • стационарные;
  • с механизмом нажима;
  • поворотные.

На сегодняшний день стационарные ручки используются нечасто. У них нет замка, они позволяют лишь тянуть или толкать двери, а потому чаще всего используются в декоративных целях.

Для ручек с механизмом нажима характерно наличие защелки, срабатывающей в момент нажатия на ручку. Это позволяет открывать или закрывать дверь.

Колесики - не менее значимые виды мебельной фурнитуры

Существует большое количество передвижной мебели. Она снабжена специальными колесиками, которые позволяют с легкостью перемещать ее по квартире. Эти устройства отличаются друг от друга по различным параметрам, в том числе, по способу крепления, возможности регулировки и пр.

На выбор колесиков для мебели должны влиять такие характеристики, как качество, привлекательность, исполнение в стиле, который подходит не только определенной мебели, но и интерьеру в целом. Выбирая передвижные предметы обстановки, в обязательном порядке проверяйте мебельные колеса и ролики.

Данный вид мебельной фурнитуры различается между собой по многочисленным параметрам, в том числе, по вращающейся основе. Следовательно, прежде всего, стоит определиться с тем, какой тип крепления конструкции и способ вращения колесиков вам необходим.

Исходя из типа конструкции, колесики можно подразделить на:

  • поворотные, которые дадут вам возможность легко и практически не прилагая усилий передвигать мебель по квартире;
  • неповоротные, которые надежно крепятся к мебели, способны выдержать большую нагрузку, однако не обладают маневренностью, а потому предметы, снабженные такими колесиками, будет не слишком удобно передвигать с места на место.

Другие виды мебельной фурнитуры, играющие важную роль

Ножки

Очень многие предметы мебели снабжены мебельными опорами или ножками. Особое значение они имеют для стульев, столов, мебели для кемпингов. Так как весь вес конструкции приходится именно на этот вид фурнитуры, они должны быть достаточно надежными. Кроме того, ножки мебели играют свою роль и в плане дизайна. Можно выделить как регулируемые и нерегулируемые опоры. Самый простой вид, так называемый, подпятник, защищает днище мебели от истирания и возможного попадания влаги.

Сами мебельные ножки делятся на три основных вида:

  • Обычные, которые не регулируются по высоте. В большинстве случаев, такие опоры имеют лаконичный внешний вид и невысокую стоимость.

  • Ножки, позволяющие регулировать высоту мебели. Они обладают не только эстетической привлекательностью, но и высокой функциональностью.

  • Декоративные ножки служат для украшения мебели. Они могут быть фигурными, нестандартной формы, с привлекательным покрытием и различными искусственными украшениями. К примеру, резные мебельные опоры могут рассматриваться в качестве самостоятельного элемента дизайна комнаты.

Металлические ножки имеют привлекательный внешний вид, к тому же обладают прочностью и долговечностью. Для их изготовления используют такие металлы, как алюминий или хром.

Хром не только более тяжелый, чем алюминий, но и более прочный. Подобная мебельная фурнитура пользуется спросом среди владельцев современных интерьеров, которые ценят долговечность и прочность мебели. Хромированные ножки будут гармонично смотреться в интерьере, выполненном в стиле хай-тек с большим количеством стекла и металла.

Ножки, изготовленные из массива дерева, подходят к деревянной мебели. При производстве хорошей мебельной фурнитуры используют дорогие породы дерева. Такие ножки будут служить долгое время, не теряя своего качества и внешней привлекательности. При изготовлении фурнитуры из более дешевой древесины для большей прочности используют металлические опоры.

Ножки, выполненные из пластика, хоть и не слишком привлекательны внешне, зато имеют широкий диапазон размеров и достаточно функциональны.

Петли

Мебельные петли - это соединительный вид мебельной фурнитуры, служащий для открывания и закрывания дверных створок. Кроме того, они используются в моделях-трансформерах.

Петли - полумеханическое приспособление, имеющие значение для долговечности мебели. Для их производства используют высокопрочный металл.

Для разных видов фасадов и различных конфигураций кухонных шкафчиков производят разные виды петель, угол открывания которых варьируется от 30° до 270°. В зависимости от вида мебельной фурнитуры, петли могут дополнительно оснащаться доводчиками, которые позволяют закрывать дверцы плавно и бесшумно.

  • Накладная петля.

Этот вид мебельной фурнитуры используют для обычных распашных фасадов. Такие петли позволяют открывать дверцы на 110°.

  • Полунакладная петля.

Полунакладные (средние) петли используют для шкафчиков, в которых дверцы крепятся на один бок и распахиваются в разные стороны. Открыть дверку, оборудованную этим видом мебельной фурнитуры, можно на 110°.

  • Внутренняя петля.

Такие петли используются для фасадов, находящихся между двумя боковинами, позволяют открывать дверцы под углом 100°.

  • Угловая петля.

Используют для угловых ящиков, позволяют открывать их под углом 90°.

  • Штольная (глухая, прямая) петля.

Прикрепляется к накладным планкам, расположенным на одном уровне с фасадом мебели. Такие петли дают возможность открывать дверцы под углом 90°.

  • Сложная (средняя, карусельная) петля.

Используется при изготовлении угловых ящиков с коробом Г-образной формы. С ее помощью два фасада скрепляются посередине, что позволяет открывать их синхронно.

  • Петля-трансформер.

Этот вид мебельной фурнитуры используется одновременно со сложными петлями. Такое устройство удерживает на себе вес обоих фасадов, позволяет открывать их под большим углом. Петля подойдет также в том случае, если внутри шкафа будет установлен выдвижной ящик.

Замки

Замок выполняет одну из главных функций двери - обеспечивает возможность закрывать ее и удерживать в данном положении. Можно выделить три основных вида замков:

  • защелка;
  • замок с ключом;
  • замки для санузла.

Защелка не предназначена для запирания двери, подходит для помещений, в которых необходимо просто снизить уровень шума из других помещений. В основном защелки используются на дверях с нажимными ручками.

Замок на двери с ключом дает возможность закрыть комнату от посторонних.

В санузлах чаще всего используют замки с вертушкой , которые легко закрываются изнутри помещения. При выборе такого устройства обратите внимание на наличие с обратной стороны специального паза, который позволит при необходимости открыть дверь снаружи.

Кроме того, мебельные замки различаются в зависимости от особенностей работы механизма и способов установки.

Врезные мебельные замки отличаются надежностью, не портят внешний вид мебели, позволяют получить быстрый доступ к содержимому шкафа. Такие приспособления в зависимости от вида механизма могут быть крестообразными, цилиндровыми, сувальдными.

В основе крестообразных конструкций лежит цилиндрический механизм. Такие замки снабжены несколькими рядно расположенными кодовыми штифтами. Замочная скважина имеет крестообразную форму.

Этот вид мебельного замка не слишком надежен. У современных цилиндрических механизмов могут быть пальчиковые, телескопические или змейкообразные нарезки. Корпус таких устройств устойчив к практически любым повреждениям. Сувальдные замки состоят из нескольких пластин, которые перемещаются в пазу.

Накладной мебельный замок очень прост в установке, с которой может справиться даже новичок.

Они могут быть установлены на дверцы и выдвижные ящики из ЛДСП, стекла, а также на двустворчатые двери. В зависимости от механизма делятся на:

  • выдвижные, используемые для столов, комодов и ящиков;
  • замки с поворотным механизмом подходят для тумбочек с несколькими ящиками;
  • реечные механизмы, которые надеваются на зубчатые планки;
  • гарпунобразные механизмы применяются в шкафах с раздвижными дверцами;
  • замки без ключа со встроенной кнопкой-защелкой.

Крючки

К выбору крючков для одежды стоит подойти внимательно и ответственно. Поскольку данные приспособления должны выдерживать достаточно большую нагрузку, для их изготовления используют твердые металлы. Крючки отличаются друг от друга функциональными особенностями, размерами, стилем исполнения, формой и конструкцией.

Можно выделить несколько типов крючков, которые отличаются прочностью, внешним видом и материалами, используемыми для их производства.

Наибольшим спросом пользуются следующие виды этой мебельной фурнитуры - крючки однорожковые, двухрожковые и трехрожковые. Их названия полностью соответствуют строению и возможностям приспособлений. Мебельные крючки могут крепиться как самостоятельно в любом месте квартиры, будь то стена в коридоре, ванной комнате или гардеробной, так и являться частью мебельной конструкции.

В зависимости от строения крючков, можно дать ряд рекомендаций относительно их применения.

Однорожковые крючки используются тогда, когда на приспособление планируется вешать что-то большое по объему или весу, а также в тех случаях, когда вы заранее знаете, что необходимости повесить на него большое количество предметов не возникнет. Такие крючки обладают высокой прочностью, а за счет равномерного распределения веса висящих предметов способны выдерживать весьма значительные нагрузки.

Одним из самых распространенных видов мебельной фурнитуры является двухрожковый крючок, поскольку в нем оптимальным образом сочетаются такие качества, как практичность и прочность. На него можно повесить как один крупный и тяжелый предмет, так и несколько маленьких.

Трехрожковый крючок применяется несколько реже, чем первые два вида. Он состоит из одного большого рожка и двух меньших по размеру. Так как неправильное распределение веса вещей способно привести к поломке приспособления, то лучше всего использовать его для мелких нетяжелых вещей.

Мебельные крючки предназначены для удобного хранения различных вещей, по большей части одежды. Такие приспособления в прихожей, спальне, гардеробной, подсобном помещении, ванной комнате помогают эффективно и быстро расположить верхнюю одежду, зонты, сумки, уборочный инвентарь, халаты и полотенца.

При выборе мебельных крючков для прихожей отдавайте предпочтение только качественной фурнитуре, производители которой давно зарекомендовали себя на рынке, поскольку именно этот вид мебельной фурнитуры зачастую располагается на видимых местах, и, кроме того, ежедневно используется.

Применив такой подход к выбору фурнитуры, вы сможете эксплуатировать мебель эффективно и в течение долгого времени, не подвергая ее преждевременному износу, истиранию покрытия, деформации или поломке фурнитуры.

Выдвижные и подъемные виды мебельной фурнитуры

  • Шариковые (телескопические) направляющие.

Принцип их действия состоит в передвижении салазок при помощи миниатюрных шариков внутри металлического корпуса. Этот вид мебельной фурнитуры позволяет плавно и полностью выдвигать ящики, а также устанавливать на дверцы доводчики. Телескопические направляющие используются при оснащении инновационных тандембоксов и некоторых функциональных корзин.

  • Роликовые направляющие.

Этот вид мебельной фурнитуры представляет собой более экономичный вариант предыдущих направляющих, которые позволяют выдвигать ящики примерно на 2/3 (третья часть внутреннего пространства останется закрытой). Роликовые салазки используются для изготовления недорогих выдвижных сеток, применяемых для оптимального использования внутреннего пространства кухни и метабоксов (выдвижных ящиков с металлическими боками).

  • Газовый амортизатор.

Один фасад оснащается двумя амортизаторами совместно с петлями. Этот вид мебельной фурнитуры работает по принципу поршневого механизма.

Газовые амортизаторы могут различаться в зависимости от силы подъема, которая рассчитывается исходя из габаритных размеров фасада и материала, из которого он изготовлен.

  • Подъемный механизм (лифт) с доводчиком для открывания фасада вертикально.

Этот вид мебельной фурнитуры позволяет плавно открывать дверцу шкафчика вверх, предоставляя полный доступ к его содержимому. Минусом такого подъемного механизма является то, что расстояние от крыши ящика должно превышать высоту дверцы.

  • Складной механизм с доводчиком для одновременного открывания сразу двух горизонтальных фасадов.

С помощью этого вида мебельной фурнитуры дверцы шкафчиков горизонтально складываются наподобие ширмы. Такой вариант идеально подойдет людям невысокого роста.

При применении такого вида мебельной фурнитуры дверцы ложатся поверх шкафчиков. Этот механизм подойдет для высоких верхних шкафов, расположенных близко к потолку. Подобный тип подъемного механизма оснащается доводчиками.

  • Фурнитура для кухонных угловых шкафчиков.

Самым труднодоступным местом на кухне является внутреннее пространство угловых шкафов. И хотя такие тумбы достаточно вместительны, обычно они не используются в полной мере, поскольку размещенные в глубине такого шкафа вещи проблематично доставать.

Для того чтобы максимально оптимизировать пространство угловых шкафов, используются:

Выдвижные корзины со сложными механизмами, которые при открывании фасада вытягивают прикрепленные к нему полки;

Карусели с вращающимися вокруг своей оси полками, которые используются для хранения крупной посуды и других больших предметов;

Направляющие для угловых выдвижных ящиков и многое другое.

Виды мебельной фурнитуры для декорирования

Кроме перечисленных выше видов мебельной фурнитуры, существует также лицевые вспомогательные детали, которые используются для декорирования мебели и довольно часто изготавливаются с использованием стекла. Стеклянные части также применяются для корпусной мебели (фурнитура для столов).

С помощью лицевой отделки мебели придают винтажный вид с имитацией под старину. Этот вид мебельной фурнитуры используют для производства эксклюзивных предметов.

Кроме того, современные производители предлагают еще одну группу мебельной фурнитуры - накладные погонажные средства, имеющие некоторый объем и используемые для оформления конструктивных деталей мебели.

Для их производства могут использоваться разнообразные материалы, такие как древесина, пластмасса, металл, стекло, тесьма, керамика и пр.

Полосные детали могут быть как прямыми, так и криволинейными. Также можно выделить плоские, орнаментальные и профильные полосные части. В основном они используются для оконтуривания дверей, стенок шкафов, оснований сидений, крышек столов и т. д.

Деталям по типу бляхи может быть придана разнообразная форма. Раньше спросом пользовались диски, розетки, медальоны, стилизованные изображения людей, растений и животных и пр.

Такой вид мебельной фурнитуры, как шнуры (в большинстве случаев нитяные), применяется для отделки сидений и спинок мягкой мебели, реже - для ее боковых частей.

Виды мебельной фурнитуры для сборки

Некоторое время назад для сборки составных частей мебели использовали деревянные шканты, а сам монтаж производился с использованием шурупов или гвоздей. На сегодняшний день количество фурнитуры, предназначенной для соединения отдельных частей мебели, существенно увеличилось.

Современная крепежно-соединительная фурнитура подразделяется на ряд категорий, в которые включены как узкоспециализированные, так и универсальные изделия. Рассмотрим самые распространенные группы соединительных и крепежных приспособлений для мебели, разберемся, в чем заключаются особенности их установки и эксплуатации.

Резьбовой мебельный крепеж

Представляет собой классическое соединение двух деталей (винта и гайки), иногда для уменьшения удельной нагрузки дополняемое шайбами. Винты с полукруглыми или декоративными головками и болты с фиксирующими усами или квадратными подголовками наиболее часто применяются для соединения отдельных элементов каркасной мебели.

Фиксирующий ус или квадратный подголовок болта (винта) позволяет ему закрепиться в отверстии древесностружечной плиты, что исключает его дальнейшее проворачивание. Эта конструктивная особенность дает возможность затягивать гайку, не применяя дополнительную фиксацию винта.

Универсальные шурупы с потайной или полупотайной головкой снабжены шлицами разной формы (крестовые, с внутренним шестигранником, прямым шлицом и другими) и используются для крепления отдельных сборочных частей внутри мебельных конструкций. Их применяют для:

Установки фасадов, задних стенок;

Крепления направляющих выдвижных ящиков;

Установки монтажных уголков;

Крепления любой мебельной фурнитуры, от роликоопор до замков и рукояток ящиков;

Изготовления комбинированных деталей, например, столешниц из двух листов плиты МДФ.

Универсальные шурупы закручиваются с помощью шуруповерта со сменными битами или наборов отверток со сменными наконечниками.

Конфирмат

Это винтовой крепеж, резьба которого схожа с шурупами или саморезами, что дает возможность существенно ускорить процесс сборки. Конфирматы (евровинты) - наиболее востребованный вид крепежно-фиксирующих устройств, используемых производителями современной мебели. Они применяются для крепления любых частей, выполненных из древесностружечных плит или панелей МДФ.

Прежде чем завинчивать евровинты, в деталях предварительно при помощи специального конфирматного сверла должны быть высверлены отверстия. Диаметр сверла подбирается в зависимости от диаметра используемого евровинта. Завинчивание этого вида мебельной фурнитуры осуществляется с использованием шуруповерта со специальными битами или отвертки со сменными насадками. На выбор биты или насадки влияет вид шлицы.

Эксцентриковые стяжки

Этот вид мебельной фурнитуры используется для того, чтобы отдельные элементы крепления были не видны. С помощью эксцентриков можно соединить и притянуть друг к другу панели, которые расположены под прямым углом.

Хотя этот вид мебельной фурнитуры обладает неоспоримыми достоинствами, есть у него и некоторые недостатки:

Необходима дополнительная фрезеровка мебельных панелей для установки отдельных деталей крепежа;

Относительно высокая цена;

Высокая точность разметки и сложность установки отдельных крепежных элементов.

Для установки отдельных деталей минификса может потребоваться три различных вида деревообрабатывающего инструмента - одна торцовая фреза и два сверла различного диаметра.

Шканты и уголки

Традиционные, давно использующиеся для соединения отдельных панелей мебели шканты и уголки и в настоящее время пользуются спросом.

Для изготовления современных мебельных шкантов используется дерево, пластик или металл. К их основным достоинствам можно отнести невысокую стоимость и простоту соединения деталей мебели между собой. Для более высокой надежности соединения на поверхности шкантов имеется рифление.

Мебельные уголки представляет собой надежные и простые в установке элементы. На сегодняшний день их изготавливают из металла либо из специального высокопрочного пластика. При производстве корпусной мебели цвет пластиковых уголков подбирается под ее цвет.

Одним из самых важных моментов, на которые стоит обратить внимание - сколь бы сложным ни был мебельный крепеж, к выбору фурнитуры и ее производителя необходимо подойти очень тщательно, так как выбор крепежных элементов напрямую влияет на дальнейшую эксплуатацию мебели.

Стоит обратить внимание на то, что стоимость фурнитуры составляет 10-15 % от стоимости всей корпусной мебели. В кухонных гарнитурах эта цифра может доходить до 25 %. Самый высокий показатель у мягкой мебели с каркасными механизмами трансформации - 30-40 %.

Как выбирать тот или иной вид мебельной фурнитуры

Каждый предмет мебели выполняет свою функцию, а значит, должен соответствовать приходящимся на его долю нагрузкам. Гарантией долгого срока службы корпусной мебели является качественная фурнитура.

Разумеется, первостепенное значение при выборе вида мебельной фурнитуры будет иметь ее соответствие виду и функциональному назначению мебели. Но, кроме этого, есть еще ряд требований и нюансов, на которые стоит обратить внимание при ее выборе:

  • Крепежи должны соответствовать материалу, из которого изготовлена мебель, будь то массив натурального дерева, ДСП, ДВП, фанера, стекло, металл.
  • Размеры должны быть подобраны с максимальной точностью, в противном случае возможны перекосы, затирания подвижных частей, что приведет к быстрому износу мебели.
  • Мебельная фурнитура должна быть изготовлена из надежных, нехрупких сплавов.
  • Покупая деревянную фурнитуру (например, ручки), смотрите, чтобы она была тщательно обработана, аккуратно окрашена.
  • Направляющие в обязательном порядке должны быть идеально ровными, в противном случае ящики будут застревать.
  • Покупайте эргономичные ручки, соответствующие весу дверей.
  • Крючки должны быть достаточно массивными, способными выдержать вес предполагаемых предметов (в зависимости от того, будет ли это тяжелая верхняя одежда, легкие аксессуары и т. п.).

Кроме того, виды мебельной фурнитуры, предназначенной для использования на кухне или в ванной комнате, должны быть с антикоррозийным покрытием. Оно также будет актуальным для помещений с повышенной влажностью, перепадами температуры - производственных помещений, мест общего пользования.

Эстетическая составляющая также играет свою роль. Выбирайте лаконичные, максимально незаметные крепежные элементы. А лицевая мебельная фурнитура (рукоятки, ножки, консоли) должна соответствовать общему стилю интерьера.

Где купить качественные виды мебельной фурнитуры

Различные виды мебельной фурнитуры вы можете приобрести в нашей компании. Акционерное общество «Радуга» работает с 1991 года (бывшие «Центрмебелькомплект», «Декор-1»). Организация была учреждена в целях снабжения сырьем предприятий, входящих в состав ЗАО «Центромебель».

Сегодня постоянными деловыми партнерами компании являются не только российские производители, но и ведущие фирмы Германии, Австрии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Польши, Швеции. В центре Москвы расположен наш офис, а также собственный складской комплекс с выставочным залом площадью 200 м².

На наших складах, расположенных в ближнем Подмосковье, всегда в наличии большой выбор сырья, материалов и комплектующих для производства мебели и столярных изделий. В ассортименте более 300 наименований лаков и 400 наименований красителей, сделан упор на продажу лаков и красителей с сухим остатком.

По заявкам покупателей наша команда за один-два дня изготавливает полиуретановые эмали практически всех цветов. Мы предлагаем клеи от пяти ведущих производителей Европы, шпон натуральный и пиломатериалы - более 60 наименований обычных, экзотических и эксклюзивных пород. В наличии постоянно имеется лицевая и крепежная фурнитура - более 4000 наименований от изготовителей из Европы: Австрии, Польши, Германии и т.д.

Каждый месяц мы обрабатываем заявки более 1800 клиентов. В их число входят как крупные мебельные фабрики, так и частные предприниматели.

Поставки товара осуществляются по всей России. Наша компания бесплатно доставляет товары по Москве. Продукция отправляется автомобильным транспортом по всем регионам России.

Наша фирма серьезно относится к подготовке собственных специалистов. Менеджеры систематически проходят стажировки в занимающихся производством отделочных материалов фирмах Германии, Италии, Австрии, Финляндии. Работники нашей компании оказывают техническую помощь клиентам.

Приглашаем Вас к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях! Мы дорожим своими клиентами и стараемся найти индивидуальный подход к каждому покупателю.

Настало время поговорить об отделке мебели шпоном, которая позволяет создать прекрасные образцы мебели самодельной мебели, даже если её детали изготовлены не из натурального дерева, а из не ламинированного ДСП или фанеры. Популярность шпона, как отделочного материала является неоспоримым доказательством того, что он обладает высоким качеством и надежностью. Шпон используется как декоративный элемент, для придания оригинального вида вашей мебели за счет его натуральности и простой древесной структуре.Кроме того навыки работы со шпоном пригодятся при ремонте и реставрации старой мебели, которая вам дорога как память и вы хотите воссоздать что то антикварное и раритетное. Применение в отделке натурального шпона поможет вам воплотить все свои самые смелые и амбициозные проекты создания собственной, а самое главное, уникальной мебели.


Некоторые образцы шпона

Шпоном отделывают плоские детали мебели: покрытия, стенки и дверки. По терминологии мебельщиков более широкая поверхность детали называется пластью, а узкие части детали называются кромками. Для получения красивого вида детали они покрываются шпоном. Отделка мебели шпоном предусматривает следующую последовательность действий:

  1. подбор шпона для пласти;
  2. разметка и нарезка шпона для деталей мебели;
  3. облицовка деталей мебели.

Главная задача при подборе шпона для пласти — получить красивый рисунок на наружной поверхности детали, которая всегда находится на самом виду, отобрав наиболее выразительный по структуре шпон. Простым и испытанным способом получения красивого рисунка является набор в рост, который предусматривает использование листов шпона с одинаковой текстурой, взятых из одной пачки, которые располагают попеременно то одной, то другой стороной наружу, при этом каждые два соседних листа смотрятся как зеркальное отражение друг друга. Это дает оригинальный симметричный рисунок присущий шпону только из взятой пачки.Набор в рост можно производить как вдоль, так и поперек пласти. При этом необходимо соблюдать одно обязательное правило — при любом направлении набора необходимо чтобы направление волокон шпона не совпадало с направлением волокон древесины на облицовываемой поверхности. Для соблюдения этого правила на кромках приходится наклеивать подкладочный слой с продольным расположением волокон. Не соблюдение этого правила может привести к тому, что со временем от усыхания древесины наклеенный шпон может потрескаться. Желательно об этом помнить и при изготовления детали, если вы решили клеить шпон всегда по вертикали. На принятие решения о направлении набора шпона может влиять его длина. Если эта длина меньше длины облицовываемой детали, то целесообразно располагать листы в поперечном направлении, чтобы не делать стыков по длине, поскольку такие стыки, в отличие от стыков по ширине, скрыть невозможно. Они всегда остаются заметными. Жизнь есть жизнь и потому при малых размерах шпона не удается обойтись без стыков по длине. В таких случаях можно развертывать рисунок в двух направлениях: как по ширине, так и по длине детали.

Рисунки укладки короткого шпона

Интересные рисунки получаются при использовании в набор контрастных полос или обрамления (фриза) из шпона других пород, отличающегося как текстурой так и тоном. Если в наличии только шпон с маловыразительной текстурой хорошего эффекта можно достигнуть, применяя набор в елку, под углом 45° к краям детали. Ну и наконец если имеется куча обрезков шпона можно сделать набор в шашечку. Для этого нарезанные квадраты расположить в шахматном порядке волокнами вдоль и поперёк пласти. Мы жестко нарушаем при этом основное правило, но при таком раскладе это допустимо, поскольку квадратики имеют небольшие размеры. Ваша выдумка поможет вам придумать и свои рисунки.

Резка заготовок шпона
а — резка вдоль волокон, б — резка поперек волокон, в — резка по кривой

Главная задача при разметке и нарезке шпона — подготовить комплект заготовок для облицовки пласти и кромок детали. Каждая заготовка для пласти должна иметь небольшой припуск (3 — 5 мм), чтобы можно было провести подгонку стыка и справиться с возможными перекосами и сдвигами в процессе приклеивания шпона. Полосы для оклеивания кромки режутся по её размеру, увеличенному на толщину шпона, который наклеен на пласти. Резать шпон резаком нужно не спеша за 4 — 5 прохода постепенно увеличивая нажим, чтобы не повредить шпон. Резать шпон нужно вдоль волокон, но в направлении годичных слоев. При резке шпона поперек волокон или под углом на конце линии резки необходимо ножницами сделать встречный надрез длиной 15 — 20 мм, чтобы шпон не разорвался под нажимом резака. Для резки шпона по кривой линии, размеченной карандашом с использование в качестве шаблона самой детали, необходимо использовать ножницы. Подготовленный набор заготовок посуху разложите по пласти для проверки набора рисунка и точности стыковки. Чтобы не перепутать заготовки при наклеивании пронумеруйте их на тыльной стороне и соответствующие им участки на пласти. Нанесите на ней карандашом и линии стыковки заготовок.

Главная задача при облицовке деталей мебели — наклеить подготовленные заготовки шпона на деталь в отведенные для этого места на её пласти и кромках. Для большей наглядности процесс облицовки показан на простейшей детали — боковой стенке тумбочки. На ней ней надо склеить из шпона лицевую пласть и переднюю кромку кромку с подкладочным слоем. С чего начать дело вкуса, что вам больше нравится — видеть торец шпона на кромке или на плати.


а — облицовка пласти; б — облицовка кромки

В нашем случае следует начать с подкладочного слоя кромки, затем оклеить пласть и завершить оклейкой кромки. На обеих стенках рисунок облицовки должен быть подобран одинаковым. Ширину полосы для подкладочного слоя кромки примите равной толщине кромки, а для лицевого слоя - на 1 мм больше, чтобы закрыть край шпона на пласти. Приготовьте клей, кисть для нанесения клея, утюг для притирки (лучше нагреваемый на огне), тряпку и бумажные полоски для проклеивания швов у налепленных заготовках, Закрепите деталь в тисках обрабатываемой кромкой кверху, нанесите на неё клей и притрите утюгом подготовленную для подкладочного слоя полосу шпона. Когда эта полоса приклеится, необходимо аккуратно зачистите ее края напильником по размеру кромки. После этого положите деталь на стол и можете приступать к облицовке пласти. Начинай с линии разметки стыкования, которая ближе к центру детали. Сначала наклейте один лист шпона на одну её сторону, не допуская перекоса. После этого наклейте с нахлесткой второй лист, разрежьте её ножом, аккуратно удалите обрезки шпона, притрите ровный стык и проклейте полученный шов бумажной полоской. В связи с тем, что листы заготовок шпона были нарезаны с припусками, а также из-за их расширения поперек волокон от полученного увлажнении они будут выступать за пределы пласти. Теперь можно вернуться к кромке, снова закрепив облицовываемую деталь в вертикальном положении, окончательно облицуйте кромку, начиная со средней полосы, а затем приклейте боковые. Будьте внимательны и осторожны во время притирки облицовочной кромки, чтобы не порвать шпон, по тому что в лицевом слое кромки волокна шпона расположены поперек кромки. После подсыхания клея, зачистите края облицовки на кромке и смойте влажной тряпкой с детали все бумажные полоски. Выступающие края необходимо сразу же обрезать. Для этого переверните деталь облицованной пластью вниз и вдоль каждой кромки, как по линейке, обрежьте ножом торчащий шпон. Обрезанные края обязательно зачистите напильником. Если вы были аккуратны и внимательны, швы должны быть совершенно незаметными. Облицовывание завершено.

  • Мебель своими руками. Столярные соединения. Часть1 (2)
    Мебель в доме всегда является функциональным и необходимым атрибутом любого домашнего интерьера. Для того чтобы собрать своими руками […]

Тем, кто делает ремонт своими руками, стоит присмотреться к такому материалу как шпон. Он представляет собой тонкий слой древесины, то есть полностью натуральный материал.

Его классифицируют на следующие виды:

  • стандартный: изготавливают из ореха, дуба, вишни и других пород деревьев,
  • специальный: для производства используют сорта редких и ценных пород деревьев,
  • корневые срезы непригодных к мебельному производству пород деревьев, но с интересным рисунком и текстурой (например, эвкалипт или мирт),
  • эксклюзивный: отличается нестандартной текстурой или размерами.

Материал может быть лущеным, пиленым и строганым. Последний обладает большей ценностью и практичностью и именно он используется чаще всего в мебельной промышленности.

Чаще всего наклеивают на МДФ шпон, например, на стеновые или фасадные панели. Стильно смотрятся и двери из натурального шпона.

Этот материал отличается эстетически привлекательным внешним видом, его можно клеить на любые деревянные поверхности. При этом цена материала вполне доступна, поэтому без особых финансовых затрат можно преобразить интерьер квартиры или загородного дома.

К преимуществам шпона относятся:

  • долговечность,
  • влагостойкость,
  • экологичность,
  • прочность.

Нельзя не отметить доступную цену этого материала при высоких эстетических качествах и практичности. Именно поэтому его выбирают для отделки мебели, дверей и других предметов интерьера в домашних условиях.

Разберём, как правильно клеить шпон, чтобы он прослужил вам долго, а поверхность приобрела новый красивый цвет.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

При работе со шпоном важно тщательно подготовить поверхность. Если это хвойный материал, удалите смолу ножом и отработайте участок ацетоном.

Также необходимо удалить любые сучки и неровности, избавиться от жирных пятен, сколов и трещин. Для получения ровной поверхности её шлифуют и загрунтовывают.

Многих интересует, как клеить шпон на ДСП или фанеру. Проще всего работать с ровными поверхностями, например, журнальным столиком без выступов и других фигурных элементов.

Чтобы отделать его шпоном, потребуются:

  • лист белой бумаги,
  • утюг,
  • тонкий резак,
  • наждачка,
  • клей,
  • деревянный брусок.

Подобрать несколько листов фанеры по ширине и длине, лучше с небольшим запасом. Шпон может быть простым и фигурным. В первом случае волокна располагаются параллельно, во втором рисунок более разнообразен, и с ним можно поэкспериментировать.

Нанести тонкий равномерный слой клея на поверхность стола и на листы шпона.

Положить лист материала на нужное место и пригладить разогретым утюгом. Чтобы не прожечь шпон, используйте белый лист бумаги в качестве прослойки между материалом и утюгом.

Нагретое место прогладить деревянным бруском.

Положить следующий лист немного внахлест и повторительно процедуру. Излишки материала аккуратно срезаются.

Важно не передержать клей во время его подсыхания, так как он быстро теряет свои свойства.

После окончания проклейки убедитесь в отсутствии воздушных пузырей, простукав поверхность. Если они остались, прорежьте их тонким резаком, при необходимости залейте немного клея и еще раз прогрейте утюгом.

ВИДЕО

  • цвет листов шпона стоит подбирать под цвет обоев, мебели и других элементов интерьера,
  • оригинально смотрятся состыкованные между собой листы шпона разных пород деревьев,
  • если вы решили предварительно окрасить листы, после покраски промойте их проточной водой и просушите в тёплом месте, но не возле отопительных приборов.

Таким образом, следуя простому алгоритму, можно быстро, легко и недорого подарить вторую жизнь многим вещам в доме, а также реализовать свои дизайнерские идеи.