Смеситель        08.02.2019   

Элементы крана для воды. Ремонт водопроводных кранов: восстанавливаем работоспособность запорной арматуры

В статье описано, как избавиться от неисправности кранов с керамическими кран-буксамии своими руками и обеспечить их безотказную работу. На смену червячным и шаровым моделям водопроводных кранов пришли краны с керамическими кран-буксами. Они отличаются надежностью, малыми габаритными размерами, малым усилием открытия крана и плавным регулированием воды. Но и в этих кранах есть неисправность, заложенная в конструкцию крана изготовителем.

Все началось с того, что через восемь месяцев работы кран потек в закрытом положении. Сначала просто капал, а потом появилась тоненькая струйка. Для выяснения причины неисправности кран необходимо разобрать. Перед тем, как снимать кран-буксу, не забудьте перекрыть воду, подходящую к крану. Чтобы снять маховик нужно вывинтить декоративную заглушку и крестообразной отверткой отвинтить винт крепления маховика. Потянуть маховик на себя и снять со шлицевого соединения со штоком.






Далее необходимо отвинтить декоративную втулку.





Желательно накидным ключем или торцевой головкой отвинтить кран-буксу. Если идет очень туго, не стоит прилагать большие усилия – можно сорвать грани или сломать корпус крана. Нужно пролить резьбовое соединение кипятком и попробовать отвинтить еще раз.





После извлечения кран-буксы нужно аккуратно снять с ее торца красную силиконовую прокладку. Если на прокладке присутствуют белые известковые отложения, поместить прокладку в теплую воду с лимонной кислотой или уксусом. Аккуратно извлечь (вытряхнуть) две керамические пластины запорно-регулирующего элемента. Узкой отверткой извлекаем фиксирующую прокладку штока.



При извлечении фиксирующей прокладки видно, что шток на 1,0мм выдвинут из плоскости корпуса кран-буксы. Так не должно быть, шток должен быть немного утоплен в корпус или находиться в одной плоскости с корпусом.





Извлекаем шток из корпуса кран-буксы и видим на штоке остатки пластиковой прокладки. Эта прокладка и является причиной неисправности крана. В нормальном состоянии она должна быть толщиной 1,0 мм, а при ее износе получается зазор между керамическими пластинами запорно-регулирующего элемента. Чем больше износ, тем больше зазор, а значит больше протечка крана.





Для устранения неисправности нужно найти кусочек медного провода диаметром 1,0 мм. Можно применить любой медный электрический одножильный провод сечением 0,75 мм 2 . Необходимо плотно намотать несколько витков провода на основание штока, снять и раскусить острыми бокорезами. Получим несколько колечек. Выбираем одно кольцо, пропаиваем стык и зачищаем надфилем или наждачной бумагой.









Ставим кольцо на шток и также проверяем резиновые кольца в проточках штока. Кольца должны слегка выступать из поверхности штока. Если не выступают, то их нужно снять, подмотать под них по 1,5 – 2 витка ФУМ шнура или полоски ФУМ ленты и установить назад. Смазываем резинки и медное кольцо смазкой для сальников стиральных машин и помещаем шток в корпус кран-буксы.







Фиксируем фиксирующей шайбой. Теперь хорошо видно, что шток не выступает за плоскости корпуса. Вставляем верхнюю керамическую пластину, которая имеет вид песочных часов, в выступы штока.



Нижнюю керамическую пластину нужно ставить внимательно, чтобы не перевернуть другой стороной. Рабочая сторона у нее более светлая, отшлифованная, отверстия на ней маленькие с четкими краями. Этой стороной она должна стыковаться с верхней пластиной



После установки нижней пластины ставим силиконовую прокладку – чашечку. Шток должен проворачиваться свободно, без заеданий, верхняя керамическая пластина должна открывать и закрывать проходные отверстия.

Перед установкой кран-буксы на место необходимо смазать все резьбовые соединения смазкой Литол 24 или другой водостойкой. Сборку производим в обратном порядке.









Открываем воду и проверяем результаты работы, выполненной своими руками. После такой переделки у Вас не будет проблем с краном очень долго. А заводская прокладка, быстрее всего уловка изготовителей. Не выгодно им, чтобы краны работали десятилетиями.

Знать о том, как починить водопроводный кран, должен, наверное, каждый из нас. Тем более что в большинстве случаев неисправность можно устранить довольно быстро и без лишних затрат, а вот вызова мастера нужно ожидать не один час, да и денег он за работу возьмёт немало.

В нашей статье мы расскажем о наиболее распространенных поломках водопроводных кранов, после чего приведем алгоритмы починки для большинства моделей.

Основные неисправности

Перед тем как отремонтировать водопроводный кран-смеситель, стоит уделить время анализу ситуации. Так мы сможем понять, какие именно действия стоит предпринимать, сэкономив тем самым достаточно много времени.


Список поломок включает в себя следующие пункты:

Поломка Описание
При закрытом вентиле из крана вытекают капли воды Приходит в негодность запорный механизм. Для устранения неполадки необходимо либо заменить элемент, отвечающий за перекрытие трубного просвета, либо установить новые герметизирующие прокладки.
Вода капает в месте присоединения излива, шланга или вентиля Нарушена герметичность соединения. Восстановить можно либо заменой прокладки, либо установкой сантехнической подмотки на резьбу.
Прокручивается маховик Корпус маховика соскочил со штока либо шток вышел из строя. В первом случае достаточно установить деталь на место, во втором – придется выполнять замену запорного элемента.
При работе кран издает гудение Прокладка износилась, и ее края начинают вибрировать под давлением воды. Обычно для устранения посторонних звуков достаточно выполнить замену прокладки.
Протечка на корпусе или на изливе Нарушена целостность изделия. Временно можно загерметизировать с помощью «холодной сварки», но при первой же возможности стоит заменить кран.
Из аэратора летят брызги, ток воды затруднен. Решетка аэратора засорилась и требует очистки.

В принципе, в данной таблице описаны основные неисправности. Другие ситуации, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации крана, являются производными от уже проанализированных, и потому чинить их нужно по сходному алгоритму.


Также перед началом работы следует внимательно ознакомиться с конструктивными особенностями установленной у вас модели. Как правило, сборочный чертеж водопроводного крана идет в комплекте с самим изделием, потому при установке нового смесителя этот документ стоит сохранить.

Обратите внимание!
Если найти схему не получилось, то стоит ввести в поисковике запрос «сборочный чертеж метод указания водопроводного крана» и выбрать вашу модель.
Большинство производителей выкладывает техническую документацию в сеть, так что шанс найти то, что нужно, весьма высок.

Теперь мы попробуем разобраться, что же делать в каждом конкретном случае. И начнем с самой распространённой ситуации, а именно с устранения причин протечки запорного элемента.


Буксовые модели

Замена буксы

Краны, у которых в качестве запорной арматуры выступает букса, поддаются ремонту проще всего.

Алгоритм действий здесь таков:

  • Перед тем как разобрать водопроводный кран обязательно перекрываем воду на стояке .
  • Снимаем с маховика накладку , под которой располагается фиксирующий винт.
  • с помощью отвертки, после чего снимаем маховик с направляющих.
  • Демонтируем декоративные конусы , закрывающие место крепления буксы.
  • Используя разводной ключ, вывинчиваем пришедшую в негодность буксу из гнезда . Очищаем полость от осадка и промокаем ее ветошью, удаляя остатки воды.


  • Устанавливаем на место новую буксу , завинчивая ее по резьбе. При этом не нужно прилагать излишних усилий, чтобы не повредить конструкцию.
  • Далее нам нужно проверить кран на отсутствие протечек . Включаем воду на стояке и осматриваем место установки буксы.
  • Захватив шток плоскогубцами, проворачиваем его несколько раз . Поток воды должен включаться и отключаться быстро и четко.
  • Выполняем сборку в обратном порядке , устанавливая декоративные конусы и закрепляя маховик на кране.

Ремонт буксы

В некоторых случаях кран-буксы можно отремонтировать. Здесь все зависит от их конструкции.


Изделия с резиновой прокладкой более ремонтопригодны:

  • Отверткой откручиваем винт, фиксирующий прокладку на торце.
  • Демонтируем уплотняющий элемент и устанавливаем на его место новый, соответствующего размера.
  • Закрепляем прокладку винтом, зажимая его достаточно сильно, но без деформации.

С керамическими буксами будет несколько сложнее:

  • Снимаем с торца резиновую уплотняющую прокладку, после чего извлекаем торцевую заглушку.
  • Демонтируем керамические пластины, при необходимости отвинчивая фиксирующий их элемент.
  • Очищаем внутреннюю полость буксы, удаляя загрязнения, которые могут привести к протечкам.


  • Возвращаем пластины на место, соблюдая правильное положение: при повороте штока они должны полностью перекрывать отверстие, прерывая ток воды.
  • Завершаем сборку, устанавливая на место демонтированные элементы.

Обратите внимание!
Часто причиной протечки является износ самих керамических пластин, так что может понадобиться их полная замена.
А найти эти детали довольно сложно, да и цена ремкомплекта будет не намного меньше стоимости новой буксы.

Шаровые и картриджные модели

Разборка крана

Устройство водопроводного крана и смесителя, который управляется одним рычагом, отличается от буксовой конструкции.

Соответственно, и демонтаж такого изделия для ремонта нужно выполнять по другой схеме:

  • Сначала приподнимаем красно-синюю накладку на передней панели.
  • Под накладкой обычно расположен винт под крестовую отвёртку или шестигранник – выкручиваем его.
  • Далее снимаем рукоятку, аккуратно отсоединяя ее от штока шарового или картриджного запорного механизма.
  • Следующий этап — обеспечение доступа к самой арматуре. Для этого нужно отвинтить одну или две гайки.

Обратите внимание!
Очень часто производители делают внутреннюю, фиксирующую гайку с пазами под специальный инструмент.
Можно либо приобрести подобный гаечный ключ, либо постараться выкрутить деталь своими руками, используя подручные инструменты.

Сняв гайку, мы получаем доступ либо к картриджу, либо к шаровому клапану. Демонтируются они довольно просто, да и замена не вызовет затруднений.

Замена запорных и уплотняющих элементов


Чтобы восстановить работоспособность однорычажного смесителя, чаще всего нужно полностью поменять функциональный элемент.

  • Картридж извлекаем из гнезда, вытягивая его вертикально вверх по направляющим. При перекосе детали можно подправить ее положение несильным боковым ударом.
  • Полость под картриджем очищаем от ржавчины и мусора, которые могут стать причиной нарушения герметичности.
  • Устанавливаем новый картридж, фиксируем его одной гайкой и проверяем, насколько хорошо он перекрывает воду. Если протечек нет, и регулировка работает исправно, выполняем сборку смесителя.


У шаровых кранов есть свои особенности. Их основное преимущество заключается в том, что сам шар ломается крайне редко, потому ремонт обычно заключается в замене прокладок. Действуем так:

  • Взявшись за шток, вынимаем шар из гнезда.
  • С помощью пинцета или небольших плоскогубцев извлекаем подпружиненные прокладки, которые прижимают шар к корпусу.


  • Выполняем замену прокладок, после чего устанавливаем шар на место.
  • Сверху укладываем новое герметизирующее кольцо и зажимаем клапан .
  • Как и в предыдущих случаях, проверять герметичность конструкции лучше до полной сборки.

Другие ремонтные работы

Устранение мелких неполадок

Кроме собственно починки запорного механизма для восстановления работоспособности крана иногда необходимо проводить и другие мероприятия.

Например, при неполадках с аэратором действуем так:


  • Используя разводной ключ с пластиковыми накладками, аккуратно захватываем аэратор и выкручиваем его из излива.
  • Вынимаем установленную сеточку и тщательно промываем ее, удаляя все загрязнения.
  • Параллельно гибким ершиком, стараясь максимально снять наслоения с внутренних стенок.
  • Накручиваем аэратор на излив, следя за тем, чтобы резьба не перекосилась.

Если же протечка возникла в месте фиксации поворотного излива, действуем так:

  • Аккуратно скручиваем накидную гайку, используя разводной ключ. Снимаем «гусак».
  • Извлекаем из гнезда резиновую прокладку.
  • На ее место устанавливаем новую. Диаметр и толщина обоих элементов должны совпадать.
  • Возвращаем излив на место, фиксируя его накидной гайкой.

Восстановление покрытия

Некоторые неполадки не влияют ан работу смесителя, но существенно ухудшают его внешний вид. Как правило, к ним относятся царапины, сколы покрытия, потертости и т.д. И хоть полноценное восстановление хромирования или никелирования гальваническим путем стоит довольно дорого, выбрасывать кран и покупать новый совсем не обязательно.

Вернуть привлекательный вид изделию можно путем покраски:

Обратите внимание!
Если царапины незначительные, то такую полировку можно применять и без покраски: она хорошо восстанавливает заводское хромирование/никелирование.

  • После завершения полировки выполняем сборку крана и устанавливаем его на место.

Заключение

Ремонт водопроводного крана и смесителя может осуществляться по разным схемам. Здесь все зависит от того, насколько качественно мы проанализируем поломку и какое решение примем на этапе планирования. Изучить сами операции по устранению неполадок можно, просмотрев видео в этой статье.

Это про то, что можно некоторые неполадки происходящие в квартире, устранить своими руками.

В комментариях на статью конечно, были высказывания, типа: «Посмотрим, что из этого получится!?».

Действительно сложно писать в помощь женщинам о решении бытовых технических проблемах, которые в общем то должны решать мужчины. Но таковы реалии жизни, что бывают разные ситуации.

К примеру, у моих друзей жена сама в доме производит ремонт водяных кранов , не допуская до них мужа.

Сейчас давайте рассмотрим ремонт кранов с холодной и горячей водой.

Умелым рукам такой ремонт очень даже подвластен. Но — только умелым.

При этом нужно помнить, что эксперименты с водой могут привести к фонтану воды в квартире и бедственной ситуации.

Если что-то не открывается, течет, не закрывается, то конечно лучше поднять трубку телефона и позвонить в диспетчерскую ДЭЗа попросив прислать слесаря. Иногда стоит присмотреться внимательно к его манипуляциям, потому, что для вас они не составят тайны, и если вы вникнете в смысл их действий, тогда с некоторыми неисправностями можете попробовать самостоятельно справиться.

Итак, засучиваем рукава.

Течет кран

Это самая распространенная неисправность. А исправить ее чаще всего просто. Нужно сменить резиновую прокладку. Тут можно попутно отметить, что редко подводят металлические части. Слабые места и детали в сантехнике — пластмассы и резины. Так что первое внимание — прокладкам, уплотняющим деталям.

Из металлических, снашивается главным образом, резьба на штоке. И лучшее средство при этом — смена штока.

Легко сказать: сменить прокладку. А как же осуществить эту операцию? В любой водопроводной сети есть запорные краны. Чаще всего они расположены в туалете. С их помощью перекроем воду. Кран в разрезе выглядит так:

Конфигурация крана может быть самая разная и изготовлен он может быть из разных материалов, но обязательные его атрибуты:

1-шток, 2-сальник, 3-клапан,4-корпус.

И принцип действия один и тот же: отверстие для спуска воды перекрывается клапан при вращении ручки.

Раздвижным ключом отвинчиваем головку крана и меняем прокладку. Вот и все дела.

Бывает, так что вода просачивается вдоль штока -тут все дело в сальнике. Нужно открутить шток ключом. На сальнике обычно намотан промасленный шнур. Возможно, он перетерся или ослаб. Его нужно сменить. Если шнура не окажется под рукой, то сальник можно обернуть скрученным бинтом, который смазан свиным жиром. И потом закрутить покрепче.

Случается иногда, что при открывании кран начинает издавать трубный звук, от которого все вокруг вибрирует. Для того, чтобы это исправить, нужно прокладку обточить в виде конуса, и гудение пропадет.

Ремонт водяных крано в с керамическими дисками

Такие краны не требуют обслуживания, но неполадки с ними случаются. В этих кранах нет прокладок, которые можно поменять, поэтому если кран протекает, то придется поменять весь

внутренний модуль, иначе кран-буксу. Перед заменой кран- буксы нужно проверить целостность нижнего седла крана. Проще: нет ли на кране трещин и механических задиров.

Для замены кран-буксы необходимо перекрыть воду запорными вентилями в системе водоснабжения квартиры. Потом с помощью гаечного ключа нужно вывернуть и вынуть кран-буксу из корпуса крана.

Вообще, лучше заменить кран-буксу на новую, помня, что они работают в разные стороны: правые-для холодной воды и левые — для горячей воды.

Одновременно осмотрите резиновую прокладку снизу кран – буксы. Если она повреждена, кран будет капать, поэтому замените ее.

Ремонт водяных кранов однорычажных

В моей практике случалось в таких кранах менять катриджи. Благо в сантехническом магазине их продают для кранов разных размеров.

Для замены такого катриджа, нужно перекрыть воду запорными

вентилями в системе водоснабжения квартиры. После чего нужно отковырнуть пластмассовый глазок на кране и тоненькой отверткой открутить прижимной винт. После чего, с небольшим усилием снять поворотный рычаг крана. Останется только открутить верхнюю декоративную гайку с крана достать катридж. Приобрести сменный катридж такого размера в магазине и собрать кран в обратной последовательности не составит большого труда.

Если вдоль гусака крана течет вода

Для устранения этой неисправности, нужно с помощью ключа отвернуть гайку, которая крепит гусак к корпусу крана.

Там вы увидите, что соединение состоит из разжимного кольца и резиновой прокладки.

Прокладку и при необходимости разжимное кольцо, необходимо поменять. После чего собрать конструкцию в обратном порядке.

Если вода течет из душевого шланга

При такой неисправности требуется замена всего шланга. Нужно при закрытых вентилях смесителя, открутить гаечным ключем гайку крепления душевого шланга и заменить на новый. Необходимо обратить внимание на наличие резиновой прокладки в месте соединения шланга с корпусом смесителя.

Все эти советы вам могут пригодиться, если неисправности крана произошли неожиданно для вас и нет надежды для его ремонта на появление в ближайшее время слесаря- сантехника. Хотя конечно, лучше перекрыть воду запорными вентилями в системе водоснабжения квартиры и все-таки его дождаться…

Поэтому обращайте некоторое внимание на состояние и работу оборудования,для того, чтобы вовремя произвести ремонт водяных кранов

Доброго времени суток дорогие читатели!

Основной причиной, по которой кранам смесителей и обычным водопроводным кранам требуется ремонт – это течь воды из самого крана (невозможно его закрыть), либо из уплотнений в любом месте, где таковые присутствуют.

Также, нередки случаи, когда пластмассовые рукоятки кранов старой конструкции лопаются в месте посадки на квадратный или шлицевой конец штока крана.

При этом жёсткая связь между ручкой и штоком крана нарушается, и ручка просто проворачивается, не поворачивая шток. В этом случае нельзя ни открыть, ни закрыть кран.

Нередко встречается и такая напасть – кран при открытии вызывает вибрацию и гудение труб, трубы начинают «петь» довольно неприятным «голосом», действующим на психику чувствительных людей.

Большинство подобных «происшествий» поддаются ремонту собственными руками, однако нужно понимать, что не всё можно отремонтировать.

К примеру, лопнувший корпус крана или смесителя, подручными средствами надёжно не отремонтировать. Или лопнувшую от излишних усилий ручку крана можно только заменить.

Если попытаться сломанные детали ремонтировать (закручиванием проволокой, пайкой или заклеиванием), то работа их после этого будет недолгой.

Касательно «гудения» труб добавим, что оно может быть вызвано, кроме деформированной эластичной прокладки крана, многими причинами: загрязнением и ржавчиной внутри старых труб, плохим креплением труб, высоким давлением в водопроводной сети и т.д.

То есть своими руками мы сможем устранить только гудение от деформации прокладки крана, во всех остальных случаях потребуется либо замена труб, либо установка «глушителей», для чего лучше вызвать специалистов.

Во всяком случае, приступая к ремонту крана, нужно заранее настроиться на поиск и покупку запчастей.

И если раньше, во времена СССР, промышленность страны не баловала разнообразием дизайна и технических решений кранов и смесителей, но в то время существовали стандарты, и все детали можно было легко найти и заменить – они были взаимозаменяемыми, то сегодня существует огромное разнообразие разновидностей кранов и смесителей разных производителей, зачастую искать какую либо деталь всё равно, что искать иголку в стоге сена.

Поэтому нужно взять за правило – отправляясь на поиски запасной части к крану или смесителю, захватите с собой эту деталь. Чтобы не купить то, что впоследствии не подойдёт.

Перед ремонтом необходимо разобраться в конструктивных особенностях вашего крана или смесителя. Современные краны и смесители можно условно разделить на, так называемые, «шаровые», и с запорным элементом в виде кран-буксы.

1. Шаровые краны.

Это современные краны, отличающиеся высокой надёжностью и долговечностью. Их отличие – полное открытие из положения «закрыто» происходит поворотом рукоятки на 90 градусов, или около того.

А если посмотреть со стороны отверстий для прохода воды, то можно увидеть блестящую сферическую поверхность. Шаровые краны делаются также одновременно двойными, – для горячей и холодной воды, с управлением одной ручкой с двумя степенями свободы.

Вверх-вниз – регулируется сила потока, влево-вправо – степень смешения горячей и холодной воды.

Эти краны хороши во всех смыслах, надёжны, долго служат и не текут, но они «не любят» загрязнённой твёрдыми частицами (песком) воды. Перед такими кранами желательно устанавливать простые и недорогие сетчатые фильтры, что увеличит их срок службы.

Ремонтировать их «своими руками» гораздо сложнее, чем старые винтовые краны, да и они в ремонте практически не нуждаются довольно долго.

Выходят их строя по причине загрязнения известковыми налётами и появления течи. Так как служат они без всякого обслуживания долго – 5 – 10 и более лет, то целесообразнее их не ремонтировать, а попросту заменить новыми.

Кстати это укладывается в рамки современной концепции рыночного производства – делать товары не ремонтопригодными, разового применения, с последующей заменой целиком. Стимуляция спроса, так сказать.

Эти краны состоят из трёх основных частей:

а) Первая часть.

Из литого корпуса с резьбовыми отверстиями для присоединения крана к водопроводной трубе, резьбовым отверстием для установки кран – буксы, и отверстием для выхода воды, причем оно может быть резьбовым для присоединения поворотного «гусака», либо выполненным в форме трубки слива.

Корпус кухонного смесителя сделан для установки двух кран-букс (для горячей и холодной воды) с одним общим сливом.

Корпус смесителя для ванн имеет два выхода (для поворотного трубчатого слива в раковину и ванную, и для присоединения гибкого шланга) с краном-переключателем «душ – раковина».

На дне отверстия для присоединения кран-буксы имеется отверстие прохода воды и проточено «седло» для плотного прилегания клапана.

б) Вторая часть.

Из узла, называемого кран буксой. Эти узлы встречаются двух типов:

1) С резьбовым штоком, который перемещается вдоль корпуса по специальной (не метрической) ходовой резьбе, запирая седло корпуса. Благодаря резьбе усилие запирания многократно превышает усилие на ручке крана, чем обеспечивается плотность закрытия.

С одной стороны штока к нему свободно (с некоторым люфтом для возможности покачивания) устанавливается «чашка» для эластичной прокладки.

Эта прокладка и закрывает седло, препятствуя протеканию воды. С другой стороны на штоке формуется либо квадрат, либо шлицевая «звёздочка» для соединения с ручкой, закрепляется ручка винтом, который вворачивается в глухое резьбовое отверстие с торца штока.

Гайкой ходовой винтовой пары служит корпус кран-буксы, в котором нарезана специальная резьба для штока.

Там же сделана полость для сальникового уплотнения штока и корпуса, сальник для уплотнения зажимается полой гайкой. Снаружи на корпусе кран-буксы нарезана резьба и проточено седло для уплотнительного кольца.

По этой резьбе кран-букса вворачивается в корпус крана. Определить винтовую кран-буксу несложно, если от полного открытия крана до его полного закрытия требуется несколько оборотов рукоятки (обычно 2-4), значит, у вас стоит именно винтовая кран-букса.

2) С запирающим механизмом из керамических дисков. Это современные (нового поколения) кран-буксы, появившиеся относительно недавно.

Рабочий механизм у них состоит из двух или трёх металлокерамических (прочных к истиранию) дисков, хорошо притёртых друг к другу. Один (или два) диск(а) прикреплён(ы) к корпусу буксы, другой подвижный диск соединён с поворотным штоком.

Во всех дисках имеются соосные и одинаковые отверстия, расположенные примерно на половине диска. При полном совмещении отверстий, – кран полностью открыт.

При смещении подвижного диска на некоторый угол происходит видимое уменьшение отверстия для протока воды, и поток уменьшается. Для полного закрытия крана достаточно пол-оборота рукоятки.

Механизм удобный (малый угол поворота и лёгкость вращения), надёжный, но так же, как и шаровой механизм, «не любит водичку с песком.

И так же малопригоден для ремонта. Как правило, выгоднее заменить кран-буксу целиком. Желательно также перед краном поставить фильтр для очистки воды от механических примесей.

в) Третья часть.

Важной частью крана является ручка. Ручки бывают разной формы и изготовляются из разных материалов. В кранах с винтовым прижимом прокладки к седлу, ручки частенько ломались по психологической причине.

Неискушённый потребитель, не вдаваясь в причины течи крана, обычно почему-то решает, что кран течёт потому, что просто не затянут до конца. А то, что там возможно сильно деформирована или истёрта до металла прокладка, ему почему-то в голову не приходит.

В итоге – сильнейшие усилия на ручку с целью хорошо «затянуть» кран, и как результат – сломанная в месте соединения со штоком ручка, или же «сорванная» ходовая резьба.

Сорвать её не так уж и сложно, как правило, краны и смесители делаются из латунных сплавов, способных противостоять коррозии (ржавеющие стальные не выдержали бы и полгода), относительно дешёвых, но и достаточно мягких и способных к истиранию.

Шаровые и дисковые краны лишены подобных недостатков, и ручки в них служат долго.

При выборе для замены ручки к винтовому крану, предпочтение нужно отдавать ручкам из металла или керамическим (фарфоровым) с металлической вставкой, присоединяемой к штоку.

Хорошая ручка делается с большими рельефными упорами для пальцев. Ручки из обычного полистирола или полиэтилена зарекомендовали себя плохо в эксплуатации. Со временем полистирол и полиэтилен становятся хрупкими как стекло и быстро ломаются.

При замене ручки нужно обратить внимание на хвостовик штока. Какую он имеет форму – шлицевой «звёздочки» либо квадратный? Соответственно этой форме и нужно покупать новую ручку. Чтобы не ошибиться, желательно иметь при себе кран-буксу и в ходе покупки примерить её к ручке.

Есть ещё один фактор, который нужно иметь в виду. Кран-букса в декоративных целях обычно прикрывается либо никелированной накидной гайкой, либо специальной «юбкой» на ручке.

Выбрав новую ручку без такой «юбки», можем получить нелепый вид, когда среди декоративного никеля выступит литая, желто-серая, поверхность корпуса буксы.

Ручка, насаженная на хвостовик штока, закрепляется винтом, который завинчивается в торец штока. Поскольку ручка при открывании крана вращается, винт крепления имеет свойство постоянно самопроизвольно откручиваться.

Для предотвращения этого желательно под головку винта поставить стопорную шайбу типа шайбы Гровера. Винт, как и все детали кранов, должен быть нержавеющим (латунным). Обычный (стальной) вы, скорее всего, впоследствии не сможете открутить.

Винт, крепящий ручку, обычно закрывается пластмассовой заглушкой синего (для обозначения холодной воды) или красного (для горячей воды) цветов. Чтобы снять ручку, нужно вначале снять заглушку, слегка поддев её маленькой отвёрткой или лезвием ножа. Это нужно знать при разборке крана.

3) Инструменты.

Какой инструмент и материалы вам потребуются для ремонта кранов и смесителей?

Из гаечных ключей – разводной ключ с зевом до 24- 27 мм. А также гаечные ключи средних и больших (22 – 36) размеров. Поскольку в домашнем хозяйстве такие ключи редки, нужно о них позаботиться заранее.

В случае отвинчивания крана с трубы, возможно, понадобится трубный (зажимной) ключ средних размеров (до 32 мм) для поддержки трубы, чтобы её не свернуть.

Понадобится набор отвёрток и прочий инструмент, имеющийся у домашнего мастера – пассатижи, молоток. Возможно, они и не пригодятся, но иметь их нужно.

Из материалов и запчастей – резиновые или пластмассовые прокладки, для уплотнения сальника – материал уплотнения. В прошлом веке сантехники использовали льняную пеньку, волокна льна наматывали на уплотняемую резьбу или шток.

Иногда пеньку покрывали масляной краской. Сегодня наилучшим является применение современных материалов – фторопластовой ленты (лента ФУМ), пластичных фторопластовых шнуров и нитей, а также силиконовых гелей. Всё это можно найти в продаже.

1) Перед началом работ ОБЯЗАТЕЛЬНО перекройте водоснабжение данного участка специальными (аварийными) кранами, которые обязательно должны быть. Краны эти долго стоят в бездействии, поэтому, закрыв аварийный кран, обязательно убедитесь, закрыл ли он воду на самом деле?

Открыв кран подлежащий ремонту, убеждаемся, что вода перекрыта. Если она течёт, как ни в чём не бывало, придётся перекрывать краны более высокого уровня, возможно на входе в подвале. При неисправности аварийных кранов – вызывайте сантехников для их замены.

И ещё, имейте в виду, что при закрытом аварийном кране в трубах остаётся вода. И если вы её не хотите видеть на полу, позаботьтесь о какой-либо посудине, для сбора воды подставьте её под разбираемый кран.

2) Разборку кранов начинайте со снятия ручки. Для этого снимите цветную синюю, красную или сине-красную заглушку, поддев её отвёрткой или лезвием ножа, заглушка легко выскочит. Под ней увидите винт, крепящий ручку.

3) Если наблюдается течь из-под штока рукоятки, попробуйте для начала затянуть гайку сальника, она находится в том месте, где шток входит в корпус. Зачастую такое уплотнение помогает.

4) Кран-буксу снимайте отвинчиванием за корпус (а не гайку сальника). Лучше всего для этого подходит разводной ключ, который можно точно подогнать по размеру приливов или граней на корпусе.

При большом усилии отвинчивания придерживайте при необходимости трубу трубным ключом во избежание её деформации.

5) Кольцевые резиновые прокладки лучше всего заменить на новые. Потому что в процессе установки прокладки деформируются по форме сжимающих деталей. При повторной установке деформация прокладки может не совпасть с поверхностью и появится течь.

Правда в таких случаях помогает смазка прокладки силиконовым гелем. Иногда работает и один гель, без всякой прокладки (если зазоры небольшие). Только при пользовании гелем нужно дать время для его застывания, некоторое время не пользоваться краном.

6) Прокладки лучше всего купить. Сегодня в продаже они имеются в необходимом ассортименте. Вырубать самому высечкой из листовой резины можно только в самом крайнем случае.

Потому что вручную вырубленные прокладки зачастую грешат неправильностью формы,- цилиндрические из толстой резины получаются похожие на усечённый конус. А кольцевые прокладки «страдают» несоосностью наружного и внутреннего диаметров, и неидеальной формой круга.

7) Не забывайте, что прокладки для кранов горячей воды должны быть из термостойкого материала – термостойких резины или пластмассы, или из паронита (материала типа картона с наполнителем из волокон асбеста).

8) При установке новой (закрывающей воду) прокладки для винтовых кранов, после установки сделайте снаружи прокладки небольшую фаску под углом 45 градусов. Или закруглите острый край надфилем. Фаску удобно срезать острыми маленькими ножницами. Это устранит одну из причин «гудения» труб.

9) Течь в любом месте резьбовых соединений устраняйте заменой прокладок и уплотнением резьбы лентой ФУМ (льняными волокнами).

Не забывайте, что намотку уплотнений на резьбу нужно производить при правой резьбе против часовой стрелки. Чтобы при завинчивании обмотка уплотнялась, а не разрыхлялась.

10) Ремонт своими руками простой заменой прокладок удаётся только для кранов с винтовым прижимом. Дисковые кран-буксы нужно заменять целиком.

Учитывая, что такие замены требуются гораздо реже, чем замена прокладок в винтовых кранах, экономически это более оправдано, чем индивидуальная подгонка дисков. То же самое касается и шаровых кранов.

При срыве резьбы винтового крана – заменяйте кран-буксу целиком.

11) Несколько слов о переключателях «душ – раковина» на смесителях ванн. Они бывают разных типов. Могут быть с двумя клапанами на штоке, двигающемся вверх-вниз. Резинки в них заменяются точно так же, как и в винтовых кранах.

Бывают типа «самоварного крана» с коническими самоуплотняющимися поверхностями. При затруднённом переключении рекомендуется смазать конические поверхности густой смазкой.

Есть и другие конструкции переключателей, но… как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное…» В рамках одной статьи.

Современные вентильные краны и смесители являются довольно надёжными и долговечными устройствами, однако работа в тяжёлых условиях нередко приводит к их неисправностям. Основной причиной поломки является износ деталей кран-буксы - главного узла бытовой запорной арматуры. Хоть это устройство сегодня легко можно найти в торговой сети, спешить тратить деньги не стоит. Кран-букса имеет простую конструкцию, что позволяет отремонтировать смеситель своими силами.

1 Кран-буксы: особенности устройств и типичные неисправности

Кран-буксой называется самый важный и ответственный узел любого вентильного смесителя, благодаря которому удаётся быстро включать или перекрывать подачу воды. Именно этот нехитрый механизм позволяет регулировать величину протока и тем самым устанавливать нужную нам температуру и напор. Основой запирающего устройства является шток с уплотнительными элементами, установленный внутри металлического корпуса с резьбовой частью.

В зависимости от размера резьбовой части, бывают кран-буксы диаметром 1/2 и 3/8 дюйма

О поломках кран-буксы свидетельствуют следующие неисправности:

  • течь из крана при закрытом вентиле;
  • утечка воды из-под маховика;
  • ослабление силы струи;
  • «рывки» и «удары» при включении напора;
  • отсутствие фиксации вентиля в крайних положениях.

И если даже кран работает нормально, но после включения напора трубы начинают шуметь и грохотать - в этом также может быть виновата крановая букса.

Разновидности и конструкция запорных устройств

Сегодня рынок сантехнического оборудования предлагает бытовую сантехническую арматуру с кран-буксами двух типов:

  • с резиновой манжетой,
  • с керамическими вкладышами.

Чтобы понять, с каким именно смесителем вы имеете дело, достаточно отвернуть маховик. Краны первого типа предполагают многократное вращение вентиля, тогда как вторые открываются за половину оборота.

Кран-буксы с резиновым уплотнителем

Устройства с резиновой вставкой называют ещё червячными по причине наличия в них червячной пары. Работает узел с резиновым уплотнителем очень просто. При вращении маховика резьбовая передача перемещает шток с эластичной шайбой, благодаря которой тарелка клапана плотно прижимается к установленному в корпусе смесителя седлу - поток воды прекращается. При отворачивании маховика в другую сторону между деталями клапана появляется зазор, через который жидкость выходит наружу.


Кран-букса работает благодаря червячной передаче и эластичной уплотняющей манжете

Величина протока регулируется шириной щели между тарелкой и седлом . Червячная передача выбрана здесь неслучайно - благодаря ей удаётся достичь перемещения штока на доли миллиметра, что позволяет очень точно установить требуемый напор. Поломки кран-букс с резиновой шайбой чаще всего происходят вследствие износа эластичного уплотнителя. Вторая неисправность чаще всего случается из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к маховику, и намного реже - по причине естественного износа резьбовой части. Обычно поломка червячной передачи случается вскоре после выхода из строя резиновой манжеты - для того, чтобы перекрыть кран, приходится с большим усердием вращать вентиль.

Преимущество устройств с резиновым уплотнением в невысокой цене. Кроме того, прохудившуюся прокладку при необходимости можно легко заменить. Что касается недостатков, то он один - рано или поздно, но протечка случится. Всё зависит от плотности и износостойкости резины, из которой изготавливается уплотнительная шайба.

Крановые буксы с керамической парой

Сегодня на смену кран-буксам с резиновой прокладкой пришли запорные узлы с керамическими вставками. Именно благодаря более износостойким деталям такие устройства являются более надёжными и долговечными.


Керамические крановые буксы являются надёжными и долговечными устройствами

В основе конструкции керамической вентильной буксы лежит корпус с неподвижно закреплённым керамическим диском, в котором есть несколько отверстий. Второй износостойкий диск имеет такие же проёмы и установлен на поворотном штоке. Отвернув на пол-оборота вентиль, совмещают отверстия на обеих пластинах и открывают воду. Благодаря тому, что диски плотно прижимаются друг к другу, жидкость проходит только по предназначенному для этого каналу. Чтобы отрегулировать или перекрыть поток, достаточно немного повернуть маховик. При этом отверстия совмещаются частично или взаимно перекрываются.

Достоинства кран-букс с керамическими деталями в их долговечности и удобстве, ведь для включения воды «на полную» не требуется многократное вращение вентиля. Минус - относительно высокая стоимость и чувствительность к наличию примесей. Последний фактор вынуждает устанавливать фильтр очистки воды.

2 Всё о ремонте керамической кран-буксы для смесителя

Поломки запорных механизмов с керамическими вкладышами случаются по нескольким причинам:

  1. Повреждение уплотнительных элементов. Даже в самом современном смесителе для герметизации используются резиновые и силиконовые кольца, которые со временем изнашиваются или теряют эластичность. По этой причине случаются протечки из-под вентиля или течь воды из крана.
  2. Попадание частиц мусора между керамическими дисками. Из-за сторонних предметов поверхности рабочих пластин неплотно примыкают друг к другу. В щель проникает вода, поэтому полностью перекрыть кран не удаётся. Если подобную неприятность не устранить вовремя, то на дисках появляются риски и царапины, которые ещё больше усугубляют положение дел.
  3. Выработка в паре шток-корпус. Случается из-за естественного износа и происходит нечасто. Эта неисправность неустранима, поэтому придётся заменить кран-буксу в сборе.
  4. Износ керамических пластин. Такая поломка случается редко и происходит чаще всего по причине плохого качества водопроводной воды. Для восстановления работоспособности кран-буксы понадобится ремкомплект, в который входят износостойкие диски такого же типа и размера.

Чтобы узнать причину неисправности, смеситель необходимо демонтировать и разобрать. Но перед этим необходимо подготовить инструмент и перекрыть водоснабжение.

Конструкция кран-буксы с керамическими дисками

Прежде чем приступать к работе, следует ознакомиться с конструкцией виновника неприятностей.


Работоспособность керамической кран-буксы обеспечивает пара керамических пластин с отверстиями

Обычный запирающий узел с пластинами из керамики представлен на рисунке и состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • поворотный шток с уплотнительными кольцами;
  • скоба или стопорное кольцо;
  • верхний (регулировочный) керамический диск;
  • нижний (входной) керамический диск;
  • уплотнительная прокладка.

Кроме этого, некоторые модели кран-букс снабжаются шайбами скольжения, шумогасителем и другими деталями, облегчающими эксплуатацию и делающими использование смесителя более комфортным. Для изготовления металлических элементов чаще всего используется латунь, обладающая высокой коррозионной устойчивостью и износостойкостью.

Что понадобится в работе

Для разборки вентиля и замены изношенных деталей понадобятся:

  • ключи - газовый и разводной;
  • пассатижи;
  • набор отвёрток с плоским жалом;
  • ключ накидной - размер «на 17».

Ещё может понадобиться фум-лента, которую используют для герметизации резьбовых соединений, и консистентная водостойкая смазка. Что касается деталей для ремонта, то заранее подготовить всё необходимое для замены, скорее всего, не получится. Это можно сделать только в том случае, если есть полная уверенность, что ремонтный комплект подойдёт именно для такого крана. В большинстве же случаев определить, что является причиной протечек, можно только после разборки вентиля.

Извлечение запорного механизма

Снятие неисправного узла со смесителя выполняют в следующем порядке:



После демонтажа все резьбовые части смесителя прочищают щёткой по металлу и промывают. После этого приступают к осмотру и выявлению неисправных деталей. Если устройство отремонтировать невозможно, то принимают решение о полной замене вентиля. Сборка проводится в обратном порядке, с деликатной затяжкой. Лучше всего кран-буксу по максимуму завернуть руками, а затяжку ключом начинать, немного отвернув кран подачи воды. Как только течь из-под вентиля прекратится, монтаж считают завершённым. При этом прокладка сжимается не до конца, поэтому при необходимости появляется возможность подтянуть соединение повторно.

Чтобы предотвратить образование накипи на резьбовых частях, их защищают при помощи консистентной водостойкой смазки. Это позволит легко разобрать кран в следующий раз.

Ремонт вентиля

Как и в кран-буксах с уплотнительными манжетами, в устройствах с керамическими вставками используется несколько типов прокладок. В большинстве случаев протечки случаются именно по причине их износа.

Замена прокладки в седле крана

Установленное на корпус вентильной части кольцо из плотной резины необходимо для герметизации кран-буксы. Со временем эта прокладка «садится» или теряет эластичность, что приводит к протечке. В отдельных случаях потеря герметичности связана со стопорным кольцом, удерживающим прокладку. Под действием влаги оно разрушается и повреждает резиновый элемент. В любом случае повреждённые части придётся заменить.


Прокладка в седле крана служит для устранения течи между кран-буксой и корпусом смесителя

Разборка запорного устройства не понадобится, достаточно только вытащить его из седла. Прежде чем поставить новую прокладку на место, её следует покрыть тонким слоем водостойкой смазки . Если же подходящего уплотняющего элемента под рукой не оказалось, то временно решить проблему поможет сантехнический силиконовый герметик. Его наносят тонким слоем на старую прокладку и дают подсохнуть.

После разборки смесителя следует внимательно осмотреть седло крана. Причиной потери герметичности могут служить трещины или большие раковины на корпусе вентиля - в этом случае простой заменой прокладки не обойтись, придётся менять смеситель в сборе.

Замена прижимной шайбы

Второй прокладкой, которая изготавливается из таких материалов, как фторопласт, полипропилен или капролон, компенсируются возможные зазоры между керамическими пластинами. В процессе работы прижимная шайба подвергается постоянным нагрузкам, которые способствуют её износу. В результате деталь истончается и не может прижимать перепускные элементы с прежним усилием, что приводит к появлению зазора, и, как следствие, просачиванию воды.


Фторопластовая шайба устраняет зазор между керамическими пластинами

Чтобы заменить повреждённую деталь, кран-буксу необходимо разобрать. Для этого удаляют стопорное кольцо, вынимают шток из корпуса и демонтируют пластиковую шайбу и износостойкие пластины. Перед сборкой поверхность деталей очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки.


Для фиксации штока в корпусе вентильной буксы используется стопорное кольцо или пружинная скоба

Если новую шайбу такого же размера найти не удалось, то для устранения неисправности наращивают толщину старой детали. Для этого на её поверхность наклеивают слой изоленты или подкладывают прокладку, вырезанную из прозрачной пластиковой упаковки.

Удаление инородных частиц

Иногда протечки вызваны попаданием между пластинами посторонних элементов, например, песчинок или частичек ржавчины. В этом случае для восстановления работоспособности смесителя кран-буксу извлекают и разбирают. После этого необходимо очистить и тщательно промыть все детали. Керамические пластины досконально осматривают. Если мусор оставил на их поверхности глубокие риски, то детали лучше заменить новыми, иначе в зазор между дисками может проникать вода.


Известняковый налёт и сторонние частицы способствуют усиленному износу керамических пластин

Если купить такие же керамические пластины негде, то можно попытаться отшлифовать их поверхность. Для этого понадобится мелкоабразивный порошок, который используют при притирке клапанов легковых автомобилей или для заточки инструмента. Чаще всего в его качестве используют оксид алюминия или карбид кремния с зернистостью не более 1200. Абразив смешивают с машинным маслом и наносят тонким слоем на кусок стекла. Шлифовку осуществляют многократными круговыми движениями диска по поверхности, при необходимости добавляя приготовленную пасту. После того как повреждения будут удалены, пластины притирают между собой, промывают, и, смазав водостойкой смазкой, устанавливают на место.

Протечки в смесителях с червячными буксами случаются по нескольким причинам:

  • износ резьбовых частей;
  • повреждение резиновых прокладок;
  • дефекты, связанные с механическими повреждениями.

При чрезмерном изнашивании червячной передачи или появлении трещин на корпусе и штоке запорное устройство меняют полностью .

При просачивании воды между корпусом кран-буксы и смесителем следует заменить уплотнительное кольцо - работы проводят в полном соответствии с описанным выше алгоритмом. Если же начал течь сам кран, то следует заменить резиновую манжету, которая служит уплотнителем клапана.


Чаще всего восстановить работоспособность червячной кран-буксы удаётся заменой уплотнительной прокладки

Порядок замены следующий:



Перед сборкой смесителя будет нелишним сменить уплотнительное кольцо и пополнить смазку в червячной паре. Это позволит продлить срок службы запорной арматуры и отодвинуть момент следующего обслуживания.

Видео: устранение протечек в смесителе с червячной кран-буксой

https://www.youtube.com/embed/UCT0sc1CNuk

Как видите, совершенно нет причин для паники, если дал течь вентильный смеситель в ванной или на кухне. Достаточно отремонтировать или заменить кран-буксу, и устройство заработает как новенькое. Разумеется, при этом следует соблюдать предельную аккуратность, иначе поцарапанные бока некогда блестящего устройства будут вызывать не радость, а огорчение.