Душ        11.11.2020   

Что такое экстаз определение. Таинственный экстаз. Что такое состояние несёт в жизнь человека? Как возникает вагинальный оргазм

, Книга пророка Захарии , а также в книгах Нового Завета : Евангелие от Марка , Деяния святых апостолов , для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.

Подход Мантегацци

Аффективные экстазы.

  1. Экстаз любви - половой.
  2. Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы)
  3. Экстазы религиозные.
Эстетические экстазы.
  1. Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
  2. Экстазы слуховые (музыкальные).
  3. Экстазы бесконечного (море, небо).
Умственные экстазы.
  1. Экстазы творчества (красноречия, власти).
  2. Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).

Религиозный экстаз

Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков - Иоанна, Петра и Павла - мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми». Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир . В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые - ощущения физических страданий.

Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр , когда согласно книге Деяния святых апостолов , пребывая на молитве городе Иоппии , в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:

Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении (ἐκστάσει) видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Неоплатонизм

Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин говорит об экстазе как об "исхождении из себя", как о последнем шаге на пути к достижению Единого, что, согласно Плотину, является началом всего сущего, то есть абсолютным Благом. В экстазе человек касается Божества, Совершенного Первоначала, источника всего совершеннейшего, силы, производящей существующее.

Называем же мы Его единым, с одной стороны, по необходимости, чтобы хоть как-то Его называть, чтобы можно было указывать друг другу, о чём идет речь, а с другой – для того, чтобы душу свою привести в единство и достигнуть единой неразделённой концепции .

Совершенное единство неограниченно, абсолютное Благо не замкнуто в себе, оно изобильно. Человеческая же природа ограниченна, и единственный способ возвыситься над своей ограниченностью, приблизиться к божественному, т. е. сверхчувственному, сверхмыслимому, - испытать экстаз, через "выступление из себя к Богу".

Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлеченного мышления (арифметическое, геометрическое), любви к Прекрасному(Единому), чистого умозрения (созерцания в тишине - исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческий дух становится единым с Божеством, сливается с ним.

Плотин так описывает экстаз слияния: «Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с Ним, как в концентрических окружностях одна в другой. ...Поскольку в этом единении с Божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое [чистое созерцание], постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен сохранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нем... Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок ни даже интеллектуальное восприятие [в том числе и диалектическое рассмотрение!] – ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность». . Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо все земное. Согласно Плотину, экстаз - высшее духовное состояние.

Экстаз в христианстве

В христианстве высшее духовное состояние - обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением». Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.

Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело - отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос - единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.

Обожение Плотина, или экстаз, - это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными» .

Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним - созерцание и экстаз. Экстаз - высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением» . То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».

Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить .

Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие» .

Напишите отзыв о статье "Экстаз"

Примечания

Литература

  • Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
  • Дорофеев Д. «Человек в экстазе»,
  • Оршанский И. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Субъект во времени социального бытия. М.: Наука, 2006, с. 568-586.
  • William James, «Varieties of Religious Experience», 1902.
  • Marghanita Laski, «Ecstasy. A study of some Secular and Religious Experiences», London, Cresset Press, 1961. См. обзор
  • Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2 .
  • Evelyn Underhill, «Mysticism», 1911. гл. 8
  • Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
  • Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
  • Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.

Отрывок, характеризующий Экстаз

Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом "экстаз". Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis - "исступление, восхищение". Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово "экстаз" только в одном значении - высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм - не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение - обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами - вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога - это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.

Большинство сексопатологов в настоящее время выделяют несколько форм женского оргазма. По локализации оргазма: четыре физиологических формы — клиторальную , вагинальную , маточную (оргазм шейки матки, или цервикальный), промежностную и несколько патологических — оральную , ректальную (анальную), сосковую .

Оргазм — сложный психофизиологический процесс, основы которого лежат в соответствующих процессах в головном мозге. Возбуждение специфических зон удовольствия мозга приводит к объективному проявлению оргазма. Включение этих зон происходит под влиянием импульсов, идущих из половых органов женщины.

Двигательная активность тела женщины и отдельных его частей напоминает судороги. В одних случаях тело напрягается и вытягивается, возможно, приподнимание таза и выгибание тела по типу дуги (с опорой на затылок и пятки), руки напряжены и вытянуты, челюсти стиснуты, глаза плотно закрыты. В других случаях тело изгибается, извивается, бьется, совершает бросательные движения, руки и ноги разбрасываются, совершают резкие хаотические движения, голова вертится в разные стороны. Все это сопровождается звуковыми явлениями (крики, вопли, всхлипывания, стенания, скрип зубов, а также звуки, приглушенные волевым усилием или спазмом речевой мускулатуры, стоны, вздохи и т. д.).

Иногда вырываются отдельные слова и бессвязные фразы. Отмечается спазм, т. е. довольно резкое сокращение мышц влагалища, матки, промежности и других мышц малого таза. Обычно у молодой не рожавшей женщины с хорошо развитой мускулатурой отмечаются 2—3 сильных спазма и несколько слабых, постепенно затухающих. У женщин с более слабой мускулатурой, старше по возрасту, рожавших возможен только один сильный спазм и 1—2 слабых. Все эти спазмы могут ощущаться половым членом мужчины.

Увеличение отделяемого во влагалище иногда настолько резкое, что половой член теряет ощущение стенок влагалища, как бы «всплывает» в нем. В редких случаях большое количество жидкости даже изливается наружу.

Во время истинного оргазма соски грудных желез женщины увеличиваются в объеме и затвердевают (эрекция сосков).

Совокупность всех признаков составляет внешнюю, объективную картину физиологического оргазма женщин. Субъективная внутренняя картина может быть описана, исходя из их рассказов. Многие женщины отмечают чувство сильного жара внизу живота, в половых органах и в глубине влагалища, своеобразную тепловую волну в этих областях, ощущение удара в глубине малого таза или мучительно-сладкий спазм, сжимание внутри, в глубине половых органов.

Все описанное касается относительно простого вида женского оргазма, а именно оргазма физиологического. Такой оргазм более или менее регулярно отмечается у трех четвертей женщин, живущих половой жизнью. Наиболее часто встречается так называемый клиторальный тип оргазма.

Насколько важно для получения оргазма женщиной так называемое «анатомическое соответствие» половых органов мужчины и женщины?

Величине половых органов в сексологии и в обществе всегда придавалось большое значение. В действительности же дело обстоит значительно прозаичнее. Прежде всего, для полно ценной во всех отношениях половой жизни не требуется половой член особенно крупных размеров.

Как известно, у женщин возможны четыре типа оргазма, и при трех из них (клиторальный, влагалищный и промежностный) величина полового члена не имеет никакого значения. При четвертом типе оргазма — шеечном (маточном) — необходима определенная длина полового члена, но и то весьма умеренная, поскольку шейка матки у большинства женщин расположена сравнительно неглубоко.

Не существует каких-либо соотношений между общими размерами тела, в частности ростом и величиной полового члена, у мужчины и объемом влагалища у женщины. Анатомическое несоответствие может иметь место только при грубо выраженной патологии влагалища (недоразвитие его, рубцовое сужение после травм, ожогов). В остальных случаях половые органы мужчины и женщины представляют функциональную систему, в которой влагалище может значительно растягиваться при большом половом члене и, наоборот, сжимаясь, плотно облегать небольшой половой член.

Что представляет собой клиторальный оргазм?

Раньше было распространено мнение, что этот тип оргазма свойствен очень молодым женщинам, а по мере взросления оргазм перемещается во влагалище. Однако это не так. Клиторальный оргазм может быть характерен для любой женщины, независимо от ее возраста, телосложения и т. д.

Для получения клиторального оргазма необходимо раздражение клитора. Женщины, которым свойствен клиторальный оргазм, почти не могут получить его при обычной, наиболее распространенной в Европе позиции. Клитор при этом во время фрикций остается вне поля раздражения.

При обычном половом акте необходимое раздражение клитора достигается его соприкосновением со спинкой полового члена, для чего необходимо вводить половой член под некоторым углом (сверху вниз). Это возможно при нормальном расстоянии клитора от входа во влагалище (около 2,5 см). Если же клитор расположен выше, то половой член не достигает его. В этом случае необходимо либо изменить позицию полового акта, либо применять титилляцию (мелкие однообразные раздражающие движения) клитора пальцем, как в подготовительном периоде, так и во время полового акта.

Головка клитора богата кровеносными сосудами и нервными окончаниями, поэтому раздражение его рукой должно быть очень легким, нежным. Иногда полезно смазать пальцы вазелином или увлажнить палец, введя его предварительно во влагалище. При чрезмерной чувствительности головки клитора, раздражающие воздействия пальцем могут быть перенесены выше, на тело или хвост. Эти части клитора находятся глубже, и поэтому допустимо более резкое воздействие.

Женщинам с клиторальным типом оргазма не подходит коитус сзади. Более приемлемой является следующая позиция: после на-чала коитуса в классической позе сдвинуть ноги, тогда пенис при каждой фрикции раздражает клитор. При этом муж и жена могут меняться местами — муж снизу, а жена сверху. Объективным признаком клиторального оргазма является значительное увеличение клитора в размерах (эрекция), повышение его температуры.

Как возникает вагинальный оргазм?

Второй тип женского оргазма — влагалищный. Эрогенным полем при этом служит нижняя треть передней стенки влагалища, что требует специальной техники полового акта, которая заключается в тесном прижатии головки полового члена к передней стенке влагалища во время фрикций.

Кроме того, практикуются и специальные «малые» фрикции, т. е. неглубокие, захватывающие только нижний отдел влагалища. При этом воздействие на нижнюю треть передней стенки влагалища усиливается («испанский» половой акт). Встречаются также случаи комбинированного оргазма, то есть клиторально-влагалищный. В предварительном периоде ласк у женщин эффек-тивно раздражение рукой одновременно клитора и передней стенки влагалища, а во время полового акта — одновременное воздействие на обе эрогенные зоны половым членом или рукой.

Для любой формы оргазма необходимо максимальное переполнение кровью пещеристых тел, а нижняя часть влагалища как раз и охватывается мышцами, тесно связанными с пещеристыми телами. Сокращая эти мышцы, женщина не только усиливает наполнение собственных пещеристых тел — сжимая во время полового акта основание полового органа мужчины, но и затрудняет отток крови из его кавернозных тел, резко усиливая эрекцию мужа и создавая ему добавочные приятные ощущения.

К сожалению, работа этих важнейших для оргазма мускулов не всегда бывает полноценной. С одной стороны, у некоторых женщин они бывают маломощными, а с другой стороны — встречаются женщины, не умеющие ими как следует пользоваться. Задача сексолога и в том и в другом случае — научить женщину пользоваться этими мускулами.

Мощность любой поперечно-полосатой мышцы увеличивается от упражнений, поэтому некоторым фригидным женщинам мы даем домашнее задание — специальную сексологическую гимнастику: ежедневно многократно сжимать основную мышцу — сжиматель влагалища, а если женщина не умеет этого делать, советуем втягивать задний проход.

Нижняя треть влагалища и мышцы промежности играют важнейшую роль в формировании оргазма. Эти мышечные части при напряжении образуют оргастическую манжетку. Объективно влагалищный оргазм выражается в 5—12 сокращениях этой манжетки с интервалом в 0,8 секунды. После оргазма манжетка и стенки влагалища быстро расслабляются. При вагинальной форме оргазма женщина может получить половое удовлетворение в любой позиции.

В чем особенность маточного оргазма?

Во время оргазма такого типа сокращения матки начинаются с ее дна и переходят на тело и нижний сегмент. Сила маточных сокращений равна силе оргазма. Для этого оргазма характерен так называемый «присасывающий эффект», при котором шейка матки как бы присасывается к верхней части влагалища. Затем матка возвращается в исходное положение.

При маточной форме оргазма женщине необходимо раздражение пенисом шейки матки. Половой член может не достигать шейки матки при небольшой длине или, наоборот, если влагалище слишком большое. В этих случаях нужно, чтобы половой акт происходил в позиции, когда женщина лежит на спине и притягивает ноги к животу, что значительно укорачивает влагалище. Возможен также вариант, когда мужчина лежит на спине, а женщина садится сверху на корточки.

При различных видах отклонений шейка матки находится не в заднем своде, а «смотрит» вперед. Для того чтобы «поставить матку на место», можно опять изменить позицию, применить гинекологический массаж и коленно-локтевую дыхательную гимнастику. В данном случае также лучше рекомендовать половое сношение в позиции, когда женщина лежит на животе или на боку. При таком положении пенис попадает не в задний свод, а в передний, как и при коленно-локтевой позиции женщины.

При чрезмерном ожирении женщины коитус возможен лишь в задней позиции на боку с ногами, сильно согнутыми в тазобедренных суставах или в коленно-локтевом положении женщины. Это же положение является почти единственно возможным при чрезмерном ожирении мужчин.

Техника полового акта при данном типе оргазма заключается в том, чтобы мужчина производил глубокие фрикции, ритмично воздействуя на шейку матки и задний свод. И в этом случае следует избегать сильных ударов по шейке.

Что представляет собой промежностный оргазм? Четвертый тип оргазма — промежностный. Встречается значительно реже. Соответствующие нервные импульсы идут от промежности, когда она приходит в состояние вибрации. У женщин с этим типом оргазма он иногда наступает при верховой езде, езде на велосипеде или мотоцикле. Техника полового акта в этом случае заключается в воздействии головкой полового члена на заднюю стенку влагалища в ее нижнем отрезке.

Как Вы относитесь к имитации оргазма женщинами?

Широко распространенное явление имитации особенно часто наблюдается у женщин вместо оргастического периода. Женщина имитирует оргазм доступными ей средствами, решая тем самым некоторые социально-психологические задачи. Она хочет доказать партнеру свою сексуальную полноценность (в том случае, если она склонна расценивать себя как «холодную» женщину). Она хочет убедить партнера в том, что он является полноценным мужчиной, если ей это важно. Она хочет предотвратить его агрессию (упреки, выговоры), если она думает, что партнер обвинит ее в том, что она не включается в половой акт. Она хочет предупредить реакцию самообвинения и отчаяния у партнера в том случае, если она предполагает, что такая реакция помешает их дальнейшим отношениям. Короче говоря, имитация оргазма — сложное и ответственное действие женщины, которому она придает большое значение. Тем не менее, это широко распространенное действие женщины является ошибочным.

Большинство перечисленных проблем и задач, стоящих перед женщиной, может быть решено другим, «открытым», но тактичным путем, а именно совместным дружественным поиском недостатков техники и психологического общения, дружественным построением истинного, связывающего обоих партнеров оргазма. Как уже было сказано, имитации доступна только та часть проявлений оргазма, которая поддается произвольной или сознательной регуляции.

Возможно ли достижение одновременного оргазма мужчины и женщины?

Для сексуальной гармонии желательно совпадение во времени оргазма мужчины и женщины, а при наличии у нее оргастической серии — совпадение оргазма мужчины с последним оргазмом женщины. Полное совпадение не всегда обязательно. Если женщина уже находится в предоргастическом периоде, то мужчина после эякуляции должен еще несколько секунд не выводить половой член из влагалища, не совершая фрикций, и у женщины автоматически после предоргастического периода наступит оргазм. Если простого ожидания все же недостаточно для наступления оргазма у женщины, мужчина может непосредственно после эякуляции стимулировать женщину каким-либо другим способом, например, рукой и т. д.

Что такое психоэмоциональный оргазм?

Значительно реже и у мужчины, и у женщины встречается психоэмоциональный оргазм. По сути, это сложное психофизи-ологическое переживание, которое разворачивается на основе более простого, элементарного, физиологического оргазма. Вероятность наступления психоэмоционального оргазма зависит от эмоционального склада человека, его общей культуры, способности к выраженным эмоциональным переживаниям вообще: восторгу, экстатическим состояниям. Можно сказать, что частота и качество психоэмоционального оргазма имеют значительную социальную обусловленность общим укладом жизни людей. В эпоху сентиментализма или романтизма психоэмоциональный оргазм, вероятно, встречался чаще.

Возникновение психоэмоционального оргазма и у мужчины, и у женщины зависит от типа отношения мужчины к образу женщины вообще, от его оценки этого образа, значения женщины в жизни. В период, когда женщина является объектом поклонения мужчины, идеалом красоты, нравственного совершенства, возникает такой комплекс эмоций, который способствует наступлению психоэмоционального оргазма у обоих партнеров. Уже давно подмечено, что эмоциональное состояние мужчины во время полового акта способствует как возбуждению женщины, так и ее торможению, в зависимости от характера этих эмоций.

Психоэмоциональный оргазм психологически можно трактовать как значительное сужение поля сознания обоих партнеров. На этом фоне возникает эмоциональный подъем по типу экстатического состояния с возникновением ярко окрашенных фантазий и даже с нарушениями восприятия (ощущение полета, невесомости, каких-либо изменений своего тела и пр.). Ведущей эмоцией в это время является переживание счастья, радости, освобождения. В то же время содержание эмоциональных переживаний у мужчины и женщины различно. Так, у мужчины присутствует «мотив овладения», вплоть до «пожирания женщины».

Мужчина как бы полностью сливается с женщиной, вбирая ее в глубь своей души. Этому соответствуют и наиболее часто встречающиеся в этой ситуации слова, которые произносит мужчина, например: «съем тебя без остатка», «ты моя» и т. д. Содержанием эмоциональных переживаний женщины при психоэмоциональном оргазме является «отдача», женщина как бы полностью отдается мужчине, растворяется в нем. Этому состоянию соответствуют такие слова, как «бери меня всю», «я твоя», «делай со мною, что хочешь» и т. д. Эмоция отдачи проявляется не только в словах, но и в жестах, как бы умаляющих, отдающих себя мужчине.

Сколько оргазмов способна испытать женщина за один половой акт?

Примерно у 20 % женщин наблюдается потребность во время одного и того же полового акта иметь не один, а три — четыре оргазма подряд. Это значит, что для них понятие удовлетворения и насыщения различаются. Каждый оргазм приносит удовлетворение, но только их совокупность приводит к насыщению, то есть к исчезновению дальнейшей потребности в оргазме. Это явление носит название «оргастическая серия». Оно абсолютно нормально. Это надо подчеркнуть, потому что некоторые мужчины, а иногда и женщины, считают его проявлением какого-либо заболевания, а мужчины, кроме того, и проявлением распущенности или развращенности женщины. Конечно, муж или постоянный партнер женщины должен знать о ее оргастической серии и с учетом этого строить свои сексуальные отношения с ней.

Что происходит с организмом женщины после полового акта? Половое возбуждение женщины и после полного насыщения снижается постепенно. В связи с этим она болезненно реагирует на половое безразличие мужчины, наступающее у него после окончания полового акта.

Имеется масса жалоб на то, что мужчины быстро переходят к бытовым прозаическим разгово-рам или же засыпают. По сути, эти жалобы выражают потребность женщины в так называемых посткоитальных ласках, т. е. в ласках мужчины после полового акта. Эти ласки не должны иметь возбуждающего характера, поэтому они сводятся не к раздражению эрогенных зон, а наоборот, состоят в воздействии на неэрогенные части тела женщины.

Психологическим содержанием этих ласк является выражение благодарности, нежности, душевной раскованности. В то же время и женщина в периоде посткоитальных ласк выражает мужчине благодарность и оценку его как полового партнера. Действительно, каждый мужчина во время полового акта и после него имеет скрытую потребность получить тактичную оценку своих действий со стороны женщины.

Она способствует его самоутверждению, но в то же время он становится особенно уязвимым для упреков и вообще неодобрительных высказываний. Вот почему, когда мы рекомендуем женщине проводить с мужчиной необходимую корректировку его действий в подготовительном периоде и в периоде полового акта, мы всегда подчеркиваем, что делать это нужно в другое время, но отнюдь не непосредственно после полового акта. В этот период оценка женщины должна быть, безусловно, положительной в любом случае. Надо помнить, что это не только завершающая оценка данной близости, но и стимул на будущее. Мужчина всегда захочет оправдать в дальнейшем оценку женщины, особенно если она была слегка выше объективной оценки.

Это чрезвычайно ответственный психологический момент, и, конечно, трудно описать, как женщина должна делать это. Например, одна женщина сказала коротко: «Это была сказка», другая не сказала ничего, но подняла большой палец, а третья прошептала: «Я забыла весь мир, кроме тебя». Хотя по условиям жизни партнерам, в том числе мужу и жене, иногда приходится после этого вставать и заниматься бытовой деятельностью, психологически наиболее совершенным состоянием партнеров после описанного периода является сон. Женщина должна засыпать раньше мужчины, покоясь в его объятиях, а не наоборот (кроме женщины типа «женщина-мать»).

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) - состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми галлюционациями; род транса, сопряженный с анестезией, снижением активности дыхания и кровообращения (физиологический Э.). Состояния Э. в обыденной жизни людей, как правило недолговременны и традиционно ассоциируются с любовными, либо героическими (совершение жертвенного подвига) переживаниями. Особой разновидностью экстатических состояний (могущих иногда быть долговременными - от 0,5 часа до 35 лет с перерывами - по преданиям, легендам и хроникам) выступают религиозный и мистический Э. Было принято полагать, что состояния последних служат постижению людьми тех новых знаний, которые невозможно помыслить традиционным образом (откровение), отождествлению индивидом себя со всей Вселенной, с Богом (Плотин, Бернар Клервоский). Выступая в психологическом контексте как предельная форма созерцания какого-либо предмета или явления, как абсолютная поглощенность какой-либо одной единственной идеей, Э. может трактоваться и как совершенная процедура созерцания (живое ощущение и, вслед за этим, восприятие) трансцендентного. 20 в. с его широко распространившимися в европейской и северо-американской культуре массовыми методиками наркотического обретения состояний Э., с одной стороны, и теоретическими изысками ряда философов и ученых (Э. - пребывание в "ничто" у экзистенциалистов, экстатические эксперименты, описанные Кастанедой и т.д.), с другой, - перевел проблему обретения человеком состояния Э. из личностно-индивидуальной, глубоко-интимной, жертвенно-мистической ипостаси - в разряд социальных и медицинских проблем массового порядка.

В интерпретации С. Эйзенштейна экстаз превращается в эстетический принцип построения кинокартины. Исследуя проявления пафоса как своеобразной композиционной структуры в различных видах искусств (живопись, литература, кинематограф и др.), а также мистические техники Игнатия Лойолы, Эйзенштейн фиксирует свое внимание на безобразном состоянии сознания, когда, свободное от каких-либо понятий, образов и представлений, оно погружено в сферу «чистого» аффекта. Этому состоянию сознания и должен соответствовать новый кинематограф, который, наподобие офортов позднего Пиранези, покадрово и в целом складывается из столкновений пространств «разной качественной интенсивности и глубины». Фактически речь идет о том, чтобы полностью завладеть зрительским вниманием, в основе чего лежит формализованная схема «эк-стазиса». Добиваясь подобного выхода зрителя из себя, иначе говоря «из состояния», Эйзенштейн стремится захватить образующуюся «пустоту», атакуя ее серией нарастающих по интенсивности кинообразов. Следовательно, экстаз оказывается и своеобразным проектом формирования самой зрительской аудитории, готовой к восприятию по-новому отснятых фильмов. Для Эйзенштейна как режиссера теория пафоса накрепко соединена с его кинематографическим экспериментом.

Такому пониманию экстаза близок и «театр жестокости» АнтоненаАрто, пытающийся восстановить в правах «вещественный смысл» аффективности («магические трансы») в противовес тотальному господству в европейском театре слова.

Лит.: АртоА. Театр и его двойник. М., 1993; БатайЖ. Внутренний опыт. СПб., 1997; Эйзенштейн С. Неравнодушная природа.- В кн.: Избр. произведения в б т., т. 3. M., 1964; Bataille G. LErotisme. P., 1957.

Отличное определение

Неполное определение ↓

). Исступление, восторженное состояние духа, как бы отделившегося от тела, так что субъект, в этом состоянии, не замечает ничего вокруг себя; род эффекта.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н .,

.

ЭКСТАЗ

болезненно-восторженное состояние, сильное возбуждение, заставляющее человека забыть даже физ. муки.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф .,

.

ЭКСТАЗ

крайняя степень восторженного возбуждения, доходящая до исступления, до самозабвения.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М .,

. Синонимы :

См. также в других словарях:

    ЭКСТАЗ - (от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др. греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в… … Философская энциклопедия

    экстаз - а, ж. extase f., гр. Исступленно воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС 1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Шаховской Урок… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    экстаз - См. горячность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. экстаз воодушевление, горячность; транс, экстракласс, упоенность, упоение, экзальтация, завороженность, восхищение,… … Словарь синонимов

    ЭКСТАЗ - ЭКСТАЗ, экстаза, мн. нет, муж. (от греч. ek из и stasis положение) (книжн.). Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз… есть то возбужденное состояние., когда человек, под влиянием… … Толковый словарь Ушакова

    Экстаз - (от греч. έκστασις исступление, восхищение) положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются… … Википедия

    экстаз - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. экстаз … Большая психологическая энциклопедия

    экстаз - ЭКСТАЗ, а, м. 1. и в зн. сказ. Что л. хорошее; то, что нравится. Девочка экстаз. 2. межд. Выражает положительную эмоцию … Словарь русского арго

    ЭКСТАЗ - (от греческого ekstasis исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Современная энциклопедия

    ЭКСТАЗ - (от греч. ekstasis исступление восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Большой Энциклопедический словарь

    Экстаз - (от греч. extasis восхищение) термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности … Психологический словарь

    ЭКСТАЗ - (греч. ekstasis нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми… … Новейший философский словарь

    Экстаз - Экстаз ♦ Extase Состояние, позволяющее выйти за пределы себя и всего окружающего, дабы раствориться в чем то другом (в частности, в Боге); своего рода прыжок в трансцендентность или абсолют. Тем самым противостоит энстазу … Философский словарь Спонвиля

    Экстаз - (от греческого ekstasis исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Экстаз - (греч. ekstasis, буквально «состояние вне», от ek «вы» и stasis «состояние») – исступленно восторженное состояние, а также вид аффективного психического расстройства; состояние как бы увлеченности из чувственного мира. То была экстатическая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭКСТАЗ - (гр. выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история). Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь