Унитаз        02.07.2020   

Прощенное воскресенье по православному календарю. Перед кем можно не извиняться в прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье: стихи

Прощеное воскресенье - последний день перед наступлением Великого поста в православии.

В этот день принято просить прощения у всех родных и знакомых, а также самому искренне прощать их за обидные поступки и злые слова.

Когда в 2020 году Прощеное воскресенье

Каждый год Прощеное воскресенье выпадает на разные дни. Это связано с тем, что день празднования Пасхи, от которой и отсчитывается дата начала Великого поста и Масленицы, определяется по лунному календарю.

В последний день масленичной недели знакомые, встретившись на улице, с давних пор говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит". Считалось важным обязательно сходить в гости в этот день, навестить родственников и примириться с ними.

С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись умершим родным.

Как появилось Прощеное воскресенье

© Sputnik / Максим Богодвид

Традиция просить прощения перед религиозным постом появилась у палестинских монахов в V–VI веках.

Иноки почти весь сорокадневный период поста проводили в одиночестве за пределами города или монастыря. Они расходились по пустынным местам и проводили все дни в молитвах. К началу Страстной седмицы некоторые так и не возвращались, умирая в пустыне.

Понимая, что в следующий раз они могут и вовсе не встретиться, черноризцы накануне расставания просили друг у друга прощения. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

Смысл Прощеного воскресенья

© Sputnik / Сергей Пятаков

В этот день в церкви читают строчки Евангелия от Матфея: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15).

В храмах также обязательно служат вечерню с Чином прощения. Настоятель и все священники храма выходят из алтаря и просят прощения у прихожан. Те в свою очередь подходят к клирикам и просят прощения у них. А затем уже - друг у друга. Обычно диалог в Прощеное воскресенье выглядит так:

– Прости меня!

– Бог тебя простит, и я прощаю.

Прощая близких, человек делает угодное Богу. Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признать свою вину и отпустить вину ближнему. С этого и начинается очищение души, с этого начинается Великий пост.

Считается, что затаить на кого-то обиду или не простить в Прощеное воскресенье - это большой грех.

Всякий грех, всякий промах, всякая ошибка делает нас виновными прежде всего перед Богом, и во вторую очередь - перед ближним. Отвечая "Бог простит", нужно осознавать, что каждый находится в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и недоразумения на этом фоне сами по себе значат не так уж и много.

Важно отметить, что в этот день просят прощения не только за причиненную боль, грубость и так далее. Слово "простить" обозначает не только прощение обиды. Часто бывает, что обиды за что-то конкретное между людьми нет, однако отношения почему-то натянутые, непростые, сложные.

Тут уместно вспомнить, что слова "простить" и "просто" однокоренные неслучайно. "Прости меня" говорят тогда, когда хотят, чтобы отношения вновь стали простыми, не осложнялись. Прося прощения и прощая, близкие убирают накопившиеся сложности во взаимоотношениях.

У кого нужно просить прощения

© Sputnik / Рамиль Ситдиков

Женщина в храме во время воскресного богослужения

Конечно, очевидным ответом на этот вопрос станет: в Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели. Возможно, вы осознавали свою вину раньше, но не признавались в этом вслух.

Кроме того, совсем не лишним будет попросить прощения у всех родственников, друзей и знакомых. Даже если, по вашем мнению, между вами все хорошо, никогда нельзя знать наверняка. Ведь порой мы не замечаем, как словом или делом невзначай раним кого-то.

Однако церковная традиция говорит о том, что просить прощения нужно вообще у всех, а также прощать всех, даже если этого не просили. Простите коллег, соседей, знакомых, частенько причиняющих вам мелкие незначительные обиды - именно их мы не можем оставить без ответа и именно они разрушают духовную жизнь.

Если кто-то просит у вас прощения в Прощеное воскресенье, но ничем вас не обидел, все равно ответьте ему традиционно. Таким действием вы авансом дадите ему понять, что никакая обида не сделает вас врагами.

Как правильно просить прощения и прощать

© Sputnik / Михаил Воскресенский

Девочка в церкви во время крестного хода

Признать свою вину и отпустить ее другому желательно при личной встрече или хотя бы по телефону. Если вы не уверены, что ваше прощение готовы принять, напишите этому человеку сообщение по почте или SMS. Однако даже если вы не можете никак связаться, зажгите свечу и попросите прощения возле иконы. Главное - искренне осознать свою неправоту.

Поговорите с близкими с добрым настроем в сердце, даже если они станут подшучивать, скрывая неловкость.

Если с первым пунктом все понятно, то со вторым порой возникают самые большие сложности. Самым распространенным восклицанием в Прощеное воскресенье является, пусть не вслух, а про себя, "За что его\ее прощать?".

В данном случае важно отделить образ обидчика от его действий. Сам по себе насоливший вам человек может быть каким угодно - добрым, злым, глупым, слабым и так далее. Его поступки нужно осудить, а вот его самого пожалеть за то, что он, возможно, так и не научился любить и делать добро.

Простить - не значит забыть или оправдать. Боль, причиненная обидчиком, конечно, не уйдет автоматически. Но вот негативные эмоции по отношению к нему - жажда мести, пожелание смерти, проклятия - начнут постепенно пропадать и сходить на нет, при условии, что вы, безусловно, будете работать над собой.

Простить кого-то не подразумевает сразу же хорошо к нему относиться. Прощая, мы не обязательно должны вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Главное отгонять от себя негативные мысли при общении с ним.

Зачем нужно прощать и просить прощения перед Великим постом

© Sputnik / Сергей Пятаков

Прощеное воскресенье, или Сыропустная Неделя - четвертое и последнее из четырех воскресений, периода подготовки к Великому посту в православии. Это последний день, когда верующим разрешается есть скоромную пищу: яйца и молочные продукты.

Период Великого поста - время не только очищения тела с помощью отказа от привычной пищи и развлечений, но в первую очередь время очищения души. Это время покаяния и исправления.

Нельзя вступать в пост с обидой и злостью на сердце. Эта горечь внутри не даст верующему с миром выдержать пост. Именно для этого и нужно Прощенное воскресенье - сделать первый шаг к очищению.

Отношения с ближними есть самый верный показатель отношений с Богом и одновременно - школа этих отношений.

Освободившись в Прощеное воскресенье от тяжелого груза злости и боли, верующий примиряется с самим собой и близкими, а также кается перед Богом.

Почему так тяжело прощать

© Sputnik / Сергей Пятаков

Несмотря на сложность поступка, каждый из нас может признать свою вину и отпустить ее ближнему.

Обычно акт прощения путают со способностью быстро забыть причиненную боль. Однако простить - значит больше не желать обидчику возмездия, не испытывать ярости и злости по отношению к нему. Оно означает: "Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть".

Чаще всего мы носим в себе закоренелые обиды. Неприятный случай произошел несколько месяцев, а то и лет назад, а мы все "пережевываем" случившееся. Любая непрощенная обида всегда является "произведением" самого обиженного человека - он дал волю негативным мыслям, позволил боли расцвести бурным цветом, разжег из маленького уголька целое пламя из смеси собственной униженности и нравственного превосходства над обидчиком.

Встать на дорожку обиды легко и в какой-то степени даже приятно (жалеть себя, мечтать от справедливости и лелеять планы мести), но вот сойти с нее, освободиться из капкана плохих мыслей, взять ответственность за свою жизнь порой невероятно сложно.

Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим. Достучаться до него и освободить не сможет никто, пока он сам не захочет выйти. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.

На языке христианской аскетики такая сила-скорлупа называется страстью - неким свойство человеческой природы, которое изначально было добрым, но оказалось изуродовано грехом и превратилось в опасную болезнь. Как известно, основных греховных страстей всего восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни таятся внутри нас, вылезая при малейшем поводе.

Как научиться прощать

© Sputnik / Сергей Пятаков

Не стоит пребывать в заблуждении, что прощать легко и приятно. Это большой и тяжелый душевный труд, преодоление самого себя. Так как же научиться прощать?

Во-первых, признайте, что вам пора избавиться от горечи и боли, иначе эта смесь эмоций рано или поздно начнет серьезно портить вам жизнь, если уже не начала. Бесполезно съедать себя изнутри, лучше отпустить обиду и жить дальше.

Во-вторых, взгляните на ситуацию с другой стороны. Отделите плохой поступок обидчика от него самого. Любого человека можно пожалеть, даже самого страшного преступника и тирана. Осудите его действия и пожалейте его самого. Скорее всего, у него было несчастливое детство, он очерствел и может только причинять боль. Пожалейте его и поблагодарите Бога, что он не дал вам опуститься также.

В-третьих, осознайте, что прощение не придет к вам мгновенно. Начните молиться и постепенно выпускать из сердца накопившуюся боль. Найдите источник обиды, проработайте его. С каждым разом вам будет все проще и проще на душе.

В-четвертых, посмотрите на обидчика, как на оружие божье. Он преподнес вам болезненный урок, чтобы вы что-то осознали в жизни. Поблагодарите Бога и этого человека за тяжелый урок и "сдайте его на пять" - отпустите и простите.

Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: "На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя - а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение".

Прощеное воскресенье: 7 этапов прощения

1. Не заведи себе врага
Если вас обидели, держите себя в руках, не уходите в эмоции.

Чтобы не усиливать напряженность с кем-либо, постарайтесь избежать конфликта и по возможности мирным путем решить проблему.

2. Не переходи на личности
Если столкновение все же произошло, во время ссоры или конфликта отделите человека от его поступков.

Научитесь противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудите грех, но не грешника.

3. Предай обидчика Богу
После ссоры на душе всегда остается обида. В этом случае не дайте в душе разгореться жажде мести.

Передайте обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть Бог его накажет и вразумит.

Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: "Бог простит". Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом.

4. Отойди от обидчика с миром
Нет ничего страшного в том, чтобы перестать общаться с обидевшим вас знакомым. Если взаимоотношения не клеятся или человек продолжает вести себя неверно, простите его и спокойно сведите контакты на нет.

Это будет лучше, чем усиливать недопонимание и вражду.

5. Забудь о своем враге
Чтобы избавиться от гнева и гложущей обиды, перестаньте думать об обидчике. Забудьте его и вычеркните из жизни.

Если накатывает злость и плохие воспоминания, успокойтесь, прочитайте молитву и переключите мысли на что-то другое.

6. Молись за врагов своих

Если искренне простить так не получается, начните молиться за этого человека.

Пожелайте ему мира и счастья, пусть через "не хочу и не буду".

7: Уклонись от зла, сотвори благо
Данный шаг очень сложный, но действенный. Каждый может сделать хорошее близкому другу. Но все ли способны на добрый поступок по отношению к врагу?

Попытайтесь исцелить его сердце добрым поступком. Возможно, вы подтолкнете его к исправлению и примирению.

В этот день просят прощения друг у друга, а также устраивают проводы Масленицы, непременно сжигая масленичное чучело.

Когда Прощеное воскресенье 2019

Дата Масленицы 2019, а, значит, и дата Прощеного воскресенья, зависит от даты . Ведь масленичная неделя проходит точно накануне .

Прощеное воскресенье 2019 выпало на 10 марта. А Прощеное воскресенье 2020 будет отмечаться 1 марта.

Прощеное воскресенье: что за праздник

Что говорить в Прощеное воскресенье

В Прощеное воскресенье просят простить , а не извинить . Ведь по смыслу, когда человек просит "извинить", он подразумевает, что в проступке нет его вины, просто так получилось: к примеру, кого-то случайно толкнул в толпе. Просить прощения – это в первую очередь признание своей вины (пусть и случайной), более глубокое раскаяние.

В ответ на "Прости меня" православный человек должен ответить искренне, от всего сердца: "Бог простит и я прощаю". Тем самым он свидетельствует, что как Господь прощает причиненную обиду, так и человек не держит зла.

Прощеное воскресенье: стихи

Я искренне прошу прощенья

За все обиды, что порой

В житейских буднях наносила,

Зла не имея за душой.

Я искренне прошу прощенья

За все намеренное зло,

За все, что ранило Вам сердце

И огорченье принесло.

Пусть не страдают наши души

Под грузом мелочных обид.

Простите мне, как я прощаю,

И пусть Господь нас всех простит.

В день прощенья, в воскресенье,

Просят души очищенья.

Я прошу меня простить

И обиды не копить.

Всех сердечно поздравляю,

Всех я искренне прощаю.

Этот день с любовью встретим,

Пусть он будет чист и светел.

Пекут блины. Стоит веселый чад.

На масленицу – всюду разговенье!

Сегодня на Руси, как говорят,

Прощеное святое воскресенье!

И тут, в весенне-радужном огне,

Веселая, как утренняя тучка,

Впорхнула вместо ангела ко мне

Моя самостоятельная внучка.

Хохочет заразительно и звонко,

Способная всю землю обойти,

Совсем еще зеленая девчонка

И совершенно взрослая почти.

Чуть покружившись ярким мотыльком,

Уселась на диване и сказала:

– Сегодня День прощенья. Значит, в нем

Сплелись, быть может, лучшие начала.

И вот, во имя этакого дня,

Коль в чем-то провинилась, допускаю,

Уж ты прости, пожалуйста, меня. –

И, поцелуем сердце опьяня,

Торжественно:

– И я тебя прощаю!

– С древнейших лет на свете говорят,

Что тот, кто душам праведным подобен,

Тот людям окружающим способен

Прощать буквально все грехи подряд. –

И, возбужденно вскакивая с места,

Воскликнула: – Вот я тебя спрошу

Не ради там какого-нибудь теста,

А просто для души. Итак, прошу!

Вот ты готов врагов своих простить?

– Смотря каких... – сказал я осторожно.

– Нет, ну с тобою просто невозможно!

Давай иначе будем говорить:

Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь?

– Ложь? – я сказал, – уж очень это скверно.

Но если лгун раскаялся, ну что ж,

И больше не солжет – прощу, наверно.

– Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил,

Потом – конец! И чувства не осталось...

Простил бы ты?

– Пожалуй бы простил,

Когда б она мне искренне призналась.

– Ну, а теперь... Не будем говорить,

Кто в мире злей, а кто добрей душою.

Вопрос вот так стоит перед тобою:

А смог бы ты предательство простить? –

Какой ответ сейчас я должен дать?

Вопрос мне задан ясно и солидно.

Как просто тем, кто может все прощать!

А я молчу... Мне нечего сказать...

Нет, не бывать мне в праведниках, видно!

Эдуард Асадов (1995)

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).

Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Первая половина XVIII в.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

Традиционно проводы Масленицы совпадают с не менее важным событием - Прощеным воскресеньем. В этот день обязательно пообщайтесь с близкими людьми и попросите у них прощения.

Порой каждый из нас совершает поступки, за которые нужно извиниться. Не всегда мы можем простить своего обидчика, но еще сложнее попросить прощения за собственные ошибки. Прощеное воскресенье — особенный праздник. В этот день у вас появится возможность произнести слова раскаяния перед своими близкими. Однако не забывайте, что ваши извинения должны быть искренними.

Ежегодно Прощеное воскресенье празднуют в последний день масленичной недели. Сразу же после этого начнется долгий период Великого поста.

Смысл Прощеного воскресенья

В Прощеное воскресенье принято не только извиняться перед другими людьми, но и прощать обидчиков. В этом и заключается главный смысл праздника. Священнослужители рекомендуют просить прощения только у тех, кого вы действительно обидели словом или действием.

Однако если вы посетите церковь в этот день, то заметите, как люди выстраиваются в цепочку и просят прощения друг у друга. Эта старинная церковная традиция зародилась еще на Афоне и со временем пришла и в нашу страну. Считается, что Прощеное воскресенье предназначено не только для раскаяния перед теми, кто в обиде на вас, но и для очищения души. В этот день принято не только извиняться и прощать других людей, но и заниматься богоугодными делами. Вступать в конфликты , жаловаться на других людей и распускать слухи категорически запрещено.

Если в этот день перед вами извинится человек, в ответ обязательно скажите: «Бог простит, и я прощаю» . Таким образом вы даете понять, что обида — это не повод становиться врагами. Научившись прощать людей, вы сможете изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Что обязательно нужно сделать в Прощеное воскресенье

Посетите церковь. Прощеное воскресенье — важный день для православных верующих. Необходимо посетить храм и побывать на богослужении, во время которого священник и другие прихожане попросят прощения друг у друга.

Извинитесь перед своими близкими. В первую очередь, попросите прощения у своих родных. Необязательно перечислять все обиды, лишний раз напоминая о них. Просто скажите: «Прости меня» . Во время покаяния ваши слова должны исходить из души, иначе смысла в них не будет.

Простите своих обидчиков. Некоторые обиды забыть сложно , но отказать человеку в прощении — страшный грех. Постарайтесь простить своих обидчиков и отпустите негативные воспоминания из своих мыслей. Однажды вы поймете, что небольшие конфликты не стоят испорченных отношений.

Проведите время с семьей. Помимо Прощеного воскресенья, в этот день принято отмечать Масленицу. Старинный праздник славится развлечениями и массовыми гуляньями. Однако вечером обязательно проведите время в кругу семьи. Скажите своим близким хотя бы пару теплых слов и еще раз попросите прощения.

Попросите прощения у покойных родственников. Не только живые, но и умершие родственники должны услышать ваши извинения. Посетите могилы покойных и попросите у них прощения. Обязательно простите мертвых за обиды, чтобы успокоить их и снять тяжесть со своей души.

Покайтесь перед Господом. Каждый человек совершает греховные деяния, и за них вас может простить только Бог. Неважно, сознательно вы совершили грех или нет, в Прощеное воскресенье обязательно посетите храм и произнесите молитву о прощении . Перед этим вы должны полностью осознать свои ошибки и раскаяться, иначе ваши извинения будут ложными.

Подготовьтесь к началу Великого поста. В это время каждый верующий начинает подготовку к Великому посту, начало которого приходится уже на следующий день. Попросив прощения у своих близких, не забудьте простить обиды и отпустите негативные мысли. Со следующей недели вы сможете начать жизнь с чистого листа, а неприятные воспоминания лучше оставить в прошлом.

Великий пост — серьезное испытание для православных верующих. В этот период вам придется изменить свой рацион питания, исключив из него запрещенные продукты. Однако телесный пост без духовного очищения не имеет смысла. Чтобы очистить не только тело, но и душу, рекомендуется каждое утро начинать с сильной молитвы . Мы желаем вам крепкой веры и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 07:59

Каждый православный верующий стремится прожить свою жизнь в праведности, без грешных поступков. Но даже самые...