Водопровод        10.01.2022   

Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт. Кризис трех лет у детей: как родителям не сойти с ума - ценные советы на основе личного опыта Почему ребенок 3 лет

Родители всегда с большим нетерпением ждут первые слова малыша. Развитие речи младенца начинается еще в первые месяцы его жизни, когда он еще не говорит, а произносит первые звуки. К 3 годам ребенок в норме должен иметь достаточно большой словарный запас и разговаривать предложениями. Однако бывают случаи, когда ребенок в 3 года не разговаривает, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов. Почему так бывает и какие есть причины такой ситуации, попробуем разобраться.

Речевое развитие – важный показатель того, как развивается малыш. Если ребенок 3 лет не разговаривает, это вызывает серьезные волнения родителей: почему ребенок молчит? что делать?

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Почему ребенок не говорит: причины

Существует несколько категорий причин, почему ребенок не говорит в 3 года: физиологические, психологические, социальные.

Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины. Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении. Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

Физиологические причины

  1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
  2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
  3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
  4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
  5. Аномалии развития языка, губ, неба.
  6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
  7. Психические заболевания (аутизм).

Психологические причины

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  2. Сильный стресс или испуг ребенка.
  3. Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  4. Недостаток общения крохи и его родителей.
  5. Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  6. Насильственные попытки научить ребенка говорить.

Социальные причины:

  1. Неполная семья или отсутствие родителей.
  2. Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  3. Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию: дизартрия, афазия, моторная и сенсорная алалия.

Дизартрия

– нарушение речи, которое может быть вызвано различными заболеваниями нервной системы. Оно характеризуется недостаточной подвижностью органов речи малыша и как следствие, неразвитостью речи и затрудненным обучением чтению и письму.

Причины дизартрии:

  • Болезнь матери
  • Родовая травма
  • Гипоксия плода
  • Преждевременные роды
  • Травмы, опухоли головного мозга

Характерные черты патологии:

  1. Ребенок очень плохо говорит.
  2. У малыша нарушен ритм дыхания.
  3. Гнусавый голос.
  4. Слабый тонус лицевых мышц.
  5. Дрожащий язык и обильное слюнотечение.
  6. Нарушена крупная и мелкая моторика. Карапуз не умеет прыгать, стоять на одной ноге, плохо держит равновесие.

Афазия

– нарушение, при котором в три года может полностью не разговаривать, либо если ребёнок раньше говорил и друг резко замолчал.

Причины афазии:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Восплалительные процессы головного мозга
  • Заболевания ЦНС
  • Соудистые заболевания

Моторная алалия

Моторная – речевое нарушение, при котором ребенок может путать окончания слов, склонения по родам, а в тяжелых формах совсем не разговаривать.

Причины моторной алалии:

  • Родовые травмы
  • Повреждение зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие речи
  • Внутриутробные инфекции.

Характерные черты патологии:

  1. Кроха понимает все, что ему говорят взрослые, но сам он не говорит.
  2. Малыш не владеет своим языком и губами.
  3. Гиперактивен или, наоборот, малоподвижен, неуклюж.
  4. Не идет на контактакт со взрослыми.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок не понимает обращенную к нему речь, или понимает только отдельные слова. Он не может понять суть всего предложения.

Характерные черты патологии:

  1. Низкий интеллект.
  2. Бессмысленное, бессвязное произнесение звуков и отдельны слов.
  3. Произнесение нескольких слов одним словом.

Что делать: обследования

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии.

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании (МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга (кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Доктор Комаровский считает, что далеко не всегда, если ребенок плохо говорит, следует бить тревогу. Евгений Олегович отмечает, что развитие речи каждого малыша индивидуально и во многом зависит от темперамента. Живые, эмоциональные дети начинают говорить раньше, спокойные, флегматичные – позже.

По мнению доктора, если у ребенка не отмечается каких-то явных отклонений, очень важно обеспечить ему благоприятную атмосферу в семье: больше общаться, проводить вместе время (гулять, играть), ограничить использование малышом гаджетов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

  1. Развивайте мелкую моторику малышу. Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
  2. Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
  3. Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
  4. Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
  5. Выполняйте дыхательные упражнения.
  6. Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
  7. Делайте общий и логопедический массаж.
  8. Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
  9. Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
  10. Оградите малыша от стрессов.
  11. Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
  12. Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

Речь - основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти - самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых - гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь - это сложный составной навык. Для его развития важна основа - правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй - с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение - специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями - у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи - педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности - подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.


Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит» , в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей - книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» , предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев - мелкой моторики.


Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая - эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.


Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье . Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика , позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.



Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них - логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме

На детской площадке мамы только и успевают хвастаться достижениями своих малышей. У одной уже стишки наизусть рассказывает, у другой чуть ли не книжки читать начал, а у третьей, страшно сказать, – даже иностранные слова запоминает. И это такой-то кроха, которому еще и трех лет не исполнилось. Вы в этом щебетании участия не принимаете, наоборот, стараетесь избегать всяческого общения с другими родителями. Вам стыдно и неловко, ведь ваш ребенок не то что стихи еще не рассказывает – он даже говорить до сих пор не начал. И это в его три года! В общем, вы чувствуете горечь и обиду, а еще вам очень жалко своего молчаливого кроху. Вам хочется ему помочь, но вы не знаете как. И это бессилие вас угнетает.

Почему ребенок-трехлетка молчит

В настоящее время дети-молчуны встречаются гораздо чаще, чем еще каких-то пару десятков лет назад, равно как и гиперактивные дети. Спросите: какая между ними связь? Ответим: самая прямая. Чем активнее ребенок, тем больше соблазнов он находит в окружающем мире, тем меньше он себе оставляет возможностей изучать этот мир вербально. Как свидетельствует современная статистика, сегодня многие дети начинают говорить ближе к трем с половиной годам, так что трехлетний рубеж не показатель. Впрочем, это не повод расслабляться. Наоборот, вы четко должны знать все причины, по которым ваш малыш может молчать.

  • Физиологические особенности развития ребенка . Это могут быть проблемы со слухом, или задержка общего развития, вызванная недоношенностью, или наследственная предрасположенность к задержке речи. Покажите малыша доктору. Путь он вынесет свой вердикт, после которого вы сможете либо начать лечение или даже готовиться к хирургическому вмешательству, благодаря которому сегодня даже глухонемые от рождения дети начинают слышать и, соответственно, говорить, либо, если с физиологией малыша все в порядке, вы сосредоточитесь на решении проблем психологических и социальных.
  • Недостатки воспитания . Вы слишком любите своего ребенка. Нет, это не плохо, наоборот, так и должно быть. Только вот ваша любовь лишает ребенка самоопределения. Вы бросаетесь к малышу по первому его зову, вы стараетесь предугадать все его желания, вам хочется, чтобы ему в этом мире было хорошо, уютно и комфортно. Спрашивается – зачем ему говорить, если у него и так все в порядке? Гиперопека в данной ситуации приносит исключительно вред. Если ребенок знает, что его в любом случае поймут с полуслова, зачем ему стараться произносить это слово целиком? Отсутствие мотивации будет тормозить процесс речевого развития.
  • Психологическая травма . Ребенок чувствует, что он неинтересен взрослым. В его жизни происходят какие-то перемены – переезд, болезнь, разлука с родителями. Может быть, в его семье нездоровая психологическая атмосфера – скандалы, разговоры на повышенных тонах. Мало ли причин, по которым ребенок может замкнуться в себе и не желать открываться окружающему миру. При таких условиях сложно ждать от него речевых достижений.
  • Недостаток внимания . Бывает так, что семья вполне благополучная и спокойная, только вот методы воспитания по отношению к малышу в ней применяются такие же – тихие. Усадить ребенка перед телевизором, занять его внимание современным гаджетом, обложить малыша мягкими игрушками – к таким приемам прибегают многие современные родители. Только в этом случае получается, что взрослые и малыш существуют сами по себе. С кем при таких обстоятельствах ребенку разговаривать?

Еще бытует мнение, что ребенок должен развиваться в среде своих сверстников, мол, стоит только отдать его в детский сад, как проблема задержки речи начинает решаться сама собой. В этом утверждении есть доля истины, но только доля, потому как надеяться на чудо по имени «само собой» не стоит. Лучше все-таки, разобравшись в возможных причинах молчания ребенка, приступить к активному решению проблемы.

Что может помочь ребенку заговорить?

Допустим, вы с ребенком уже посетили отоларинголога, дефектолога, психолога и даже психиатра. На ваше счастье, доктора не обнаружили в развитии малыша никаких патологий. Значит, настал черед ваших личных активных действий. Итак, что может помочь ребенку заговорить?

  • Активное присутствие рядом с ребенком взрослых . Активное – это значит не просто следить, чтобы с маленьким человеком ничего не случилось, чтобы он был сыт и одет, это значит все время с ним разговаривать. Постоянное общение – вот ключ, который может открыть перед ребенком двери в мир слов. Покажите ему пример, общаясь с ним и друг с другом полными, законченными фразами. Читайте ему книжки, включайтесь в его игры, чтобы имитировать различные речевые ситуации, пойте ему колыбельные.
  • Правило «действие плюс слово» должно стать основополагающим . Пусть практика угадывания желаний ребенка по его жестам навсегда останется в прошлом. Дайте ему понять, что без слов его чаяния не осуществятся. В крайнем случае – сами проговаривайте все, что вы делаете, и называйте все, что даете ребенку в руки.
  • Правильные игрушки . Долой телевизор, телефон, планшет и прочие технические забавы 21 века. Детские механические игрушки, которые сами едут, сами говорят, сами поют песни – тоже долой. Ребенок сам должен активно включаться в процесс игры, а не быть ее сторонним наблюдателем. Поэтому выбираем кубики и пирамидки, не игнорируем самые обычные машинки, не сторонимся простых кукол.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук . Все специалисты утверждают, что чем меньше развиты у ребенка двигательные навыки пальчиков, тем сложнее ему говорить. Поэтому в любое свободное время завязывайте с ребенком узелки, нанизывайте бусинки, перебирайте четки, лепите из пластилина или даже просто рвите бумагу. Все это пойдет только на пользу будущему оратору.
  • Не опускаться на речевой уровень ребенка . Не сюсюкать и не коверкать слова, наоборот – общаться с ним нормальным языком, четко проговаривая каждое слово.

Безусловно, универсальных рецептов не существует. Развитие каждого ребенка – процесс сугубо индивидуальный. Кто-то начинает общаться уже в полтора года, а кому-то для становления речи и трех лет не хватает. Конечно, для того чтобы разговорить молчуна, потребуется немало терпения. Но однажды он вознаградит ваши усилия. И тогда вы с гордостью сможете рассказывать о достижениях своего ребенка не только на детской площадке.

Как только ребенку исполняется 3 года, вы можете с удивлением отметить, что прекрасный, послушный и внимательный малыш плавно превращается в капризного незнакомца.

Например, картина, знакомая многим мамам: малыш начинает истошно кричать на весь магазин и ложится на пол только потому, что ему было отказано в покупке чего-либо.

На любое обращение к нему вы постоянно слышите отказ. Кажется, что слово «нет» становится главным в ваших взаимоотношениях с ребенком.

А ведь еще совсем недавно милый и спокойный малыш следовал всем вашим указаниям и выполнял все просьбы. Как бы вам хотелось, чтобы так продолжалось и дальше.

Почему ребенок в 3 года не слушается, главные причины и что делать с его поведением – об этом поговорим сегодня.

Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года

Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается - это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.

Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение - это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.

Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка - это нормально и ничего страшного не происходит.

Что такое кризис 3 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего «Я».

Это ещё называется - сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.

Задачи кризиса 3 лет

Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?

Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:

  1. уверенным в себе;
  2. ответственным;
  3. со способностью говорить «нет»;
  4. с навыком не создавать себе кумира;
  5. со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
  6. с умением уважать границы других людей;
  7. с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.

Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.

Как справиться с непослушным ребенком 3 лет?

Важно! Самое первое и главное, что нужно вам понять – это то, что, когда ваш малыш не слушается, он не делает это специально, чтобы разозлить вас.

Это его первая, так называемая, проба пера - что он может, а что нет, что обусловлено его возрастом - 3 года.

Поэтому, прежде всего, запаситесь терпением.

  • В 3 года у детей формируются основные 85% нейронных связей;
  • Оставшиеся 15% были заложены при рождении;
  • От того сколько вы дадите своему ребенку принятия и любви в момент закладки основ его психического здоровья, будет зависеть его дальнейшее отношение к миру.

У каждой истерики есть конкретные причины. Не бывает капризов на пустом месте.

Старайтесь в каждой ситуации понять, почему малыш не слушается и помочь ему справиться с ситуацией, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим.

  1. Когда ребенок в 3 года не слушается важно знать, что он не способен самостоятельно остановиться;

Вот почему ваши фразы: «Я тебе сказал: успокойся» или «Сколько это может продолжаться, хватит» не работают и не дают никакого эффекта.

На данном этапе развития малыш не слышит, что вы ему говорите, а улавливает только тон сказанного, ваше настроение и тембр голоса.

Поэтому, если вы хотите успокоить своего ребенка, успокойтесь сами. Например, сделайте вдох-выдох, выпейте стакан воды или посчитайте про себя до 10.

Чтобы научиться владеть своими эмоциями и получить подробную методику работы с ними, смотрите интернет-курс Мама, не кричи !>>>

  1. Помните: в возрасте 3 лет малыш развивается только через игру. В его задачи не входит соблюдение порядка - это как раз ваша функция;

Поэтому ни в коем случае не ругайте его за разбросанные вещи и отказ их убрать. Более того: из всех конфликтных ситуаций старайтесь выходить только через игру, даже, если это чревато лишним мусором.

  1. Когда малыш не слушается и становится настоящим бунтарем, это объясняется тем, что он постоянно слышит от взрослых «Нет», «Не ходи туда», «Не бери этого», «Помолчи, не разговаривай»;

И, когда малыш в очередной раз слышит ваш голос, он понимает - сейчас будет очередной запрет. Поэтому ребенок не способен к нормальному взаимодействию с вами и бунтует, посредством непослушания.

Помните! На каждое ваше «нет» всегда говорите три «да». Это означает, что, если вы что-то запрещаете своему малышу, то должны тут же что-то разрешить. То есть у ребенка должна быть всегда альтернатива.

  1. Одной из причин истерики ребенка и его непослушания может быть простая физиологическая потребность: голод, усталость, хочет пить и т.д.;

Вы должны в это момент обнять малыша, поцеловать его и сказать ему о том, что вы понимаете его: «Да, я знаю, ты хочешь пить. Мы сейчас с тобой дойдем до первого магазина и купим тебе воды «.

И не стоит рассказывать ребёнку о своих трудностях: «У меня и так тяжёлые сумки, а ты ещё со своими просьбами». Малыш в 3 года не способен осознать всю тяжесть вашего положения.

  1. Ребенок в 3 года не слушается и истерит из-за того что у него что-то не получается. Ваша задача помочь справиться ему с этим;

Например, разделите один большой процесс на несколько маленьких этапов. Предложите свою помощь малышу.

А вы, в свою очередь, когда ребенок вновь будет браться за дело, с которым у него возникали трудности, подготовьте процесс так, чтобы он смог с этим справиться.

  1. Часто дети не слушаются в ходе одевания и сбора на улицу;

Малыш настаивает на том, чтобы самому завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т.д. Вы, конечно же, всегда спешите и подгоняете его, чтобы он собирался быстрее и не тормозил процесс своей самостоятельностью.

Никогда не делайте этого. Вы должны обязательно подождать, когда ребенок сам справится с тем, за что взялся и не вмешиваться со своей помощью, если только он сам не попросит вас об этом.

Для того, чтобы это не сбивало ваших планов, заранее начните сборы на улицу, заложив лишнее время на это.

Ещё очень важно давать выбор: «Ты хочешь эту шапку надеть или другую выберешь?»

Ребенок должен чувствовать свою значимость, тогда в ситуациях, когда действительно вам нужно будет настоять на своем, он воспримет это легче и не устроит очередную истерику.

  1. Перед тем, как начать разговор с малышом, обязательно опуститесь на уровень его глаз: присядьте на колени и т.д. Обнимите его;
  2. Проговорите ребёнку вслух о его чувствах: «Я понимаю, тебе это не нравится» и предложите способы выхода из ситуации;

Например: «Тебе нельзя эту конфету, но мы сейчас пойдем и, с помощью волшебной палочки, приготовим необычные сырники». Не забывайте: все только через игру.

  1. Спокойным голосом, обняв малыша, скажите, что сможете поговорить с ним, только, когда он хоть немного успокоится;

Уберите предмет раздражения или увидите с места, которое стало причиной конфликта.

Предложите ему так называемое «место спокойствия». Это может быть, например, его комната, уединенное место в гостях и т.д. Скажите ребенку, что, когда он немного успокоится, вы будете ждать его на определенном месте (назовите его).

Как справиться, когда ребенок не слушается в магазине и устраивает истерики.

Ребенок не слушается родителей в 3 года зачастую в общественных местах. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы нормально не можете сходить в магазин вместе с малышом, не обойдясь при этом без слез и капризов.

Вот несколько способов, как снизить риск возможных конфликтных ситуаций:

  • Руки ребенка должны быть чем-то заняты. Дайте ему перед тем, как зайти в магазин, любимую игрушку;
  • Предлагайте малышу сделать выбор не больше, чем из двух единиц. В 3 года ему тяжело выбрать из 3 и более вещей. Например: «Ты будешь клубничный сок или яблочный?»;
  • Если, ни какие предпринятые вами действия не помогают, тогда выведите ребенка из магазина. Спокойно, обняв его, но при этом быстро и уверенно;

На улице остановитесь, попейте вместе с ним воды, успокойтесь и скажите: «Мне неприятно такое твое поведение. Я думала, что мы что-то купим с тобой. Но ничего, мы сходим в магазин в следующий раз.»

На что не стоит реагировать родителям.

Никогда не нужно обращать внимание на реплики и замечания посторонних людей или родных.

Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: «Ужасное поведение. Как так можно было допустить это?» или «Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.»

Помните! Так могут говорить только те люди, которые не только не имеют ни малейшего представления о возрастных изменениях и не интересуются этим. Они не понимают, что это нормально. Либо те люди, у кого нет собственных детей.

Помните одно: сейчас есть только вы и ваш малыш, с которым надо максимально эффективно решить возникший конфликт (смотрите также статью: Как заставить ребенка слушаться ?>>>).

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

Существуют способы, к которым нельзя прибегать во время разрешения конфликта ни при каких обстоятельствах, как бы вам не хотелось это сделать.

  1. Никогда не уходите от проблемы;

Это значит, что нельзя давать или разрешать все, что захочет малыш, если вы делаете это в ущерб себе, лишь бы он успокоился.

Так ребенок учится добиваться всего с помощью истерик и конфликтов, а не благодаря взаимодействию, компромиссам и переговорам.

  1. Не добивайтесь победы любой ценой;

Это, когда вы показываете свое превосходство: «Как я сказал, так и будет».

Этим вы обрекаете своего ребенка на проявление безволия в дальнейшем. У него формируется понимание того, что есть тот, кто сильнее и старше, с ним бесполезно бороться.

В будущем это может быть начальник на работе, более авторитетный одноклассник и т.д.

При этом стоит поддерживать и сохранять свой материнский авторитет (не путайте с авторитарностью!). Подробнее о том, как это сделать, смотрите в курсе Мама-главная !>>>

Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка

У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.

Ваша задача убрать это ощущение.

Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.

У вас должен быть ритуал примирения:

  • Протяните свою руку малышу и скажите: «Давай мириться»;
  • Это может быть «Мирись, мирись и больше не дерись»;
  • Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.

Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.

Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается - это здоровый компромисс.

  1. Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
  2. Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.

И, конечно же, любовь и терпение - это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!

Если ребёнок в 2 года не разговаривает - это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года - явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по .

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Алалия

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по . А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по .

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.